В начале 2000-х в стенах Смоленского музея Великой Отечественной войны проводилась, помнится, временная выставка, посвящённая отечественному Военно-Морскому Флоту. У меня оставалось несколько часов до поезда, но знакомая историк затащила. Хотела похвалиться, поскольку являлась одним из соавторов той выставки. В целом сделано было всё на уровне. Но вот только на стендах я к своему удивлению не обнаружил портрета героя Балтики старшего лейтенанта Н.И. Каплунова. Судя по всему, научные сотрудники просто не слышали прежде этого легендарного имени…КАПЛУНОВ Николай Иванович (1918-1943), офицер советского ВМФ, посмертно за свои подвиги увековеченный руководством современной Пограничной службы ФСБ России в Калининградской области, старший лейтенант.
Родился в 1918 году в районном городе Гагарин Смоленской области. Русский. Из многодетной семьи служащего. Партийность: с 1936 года - член ВЛКСМ, а с 1941 года - член ВКП(б). Был холост.
Родственники по состоянию на весну 1943 года:
- отец Каплунов Иван Павлович; проживал по адресу: Смоленская область, город Гжатск (ныне – Гагарин), 1-я Советская улица, 10, квартира 1;
- сестра – А.И. Каплунова (инициалы в документе не расшифрованы); проживала по адресу: город Москва, Шарикоподшипниковская улица, 10, квартира 390.
Образование: в 1933 – семь классов в смоленском районном городе Гжатске (ныне – Гагарин); 1937- вечерний рабфак в областном центре Украины городе Одессе; в конце июня 1941 - Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).
В 1933 году в поисках лучшей доли перебрался из смоленского районного города Гжатска (ныне – Гагарин) в Москву к старшему брату, однако вскоре «зайцем» уехал в областном центр Украины городе Одессу. В Одессе сразу по приезду обратился за помощью в горком партии и в результате был направлен учеником слесаря на Одесский завод имени Январского восстания. С этого момента – рабочий по своему социальному положению.
В 1937 году по комсомольской путёвке убыл в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) для учёбы в военно-морском вузе.
В курсантские годы писал стихи, многие из которых тогда же были опубликованы на страницах военной прессы и, в том числе, журнала «Красный Балтийский флот».
После досрочного производства в конце июня 1941 года в офицеры – военнослужащий Истребительного отряда охраны водного района Краснознамённого Балтийского флота, сформированного 23 июня 1941 года, в том числе, и из кораблей бывшего 2-го Балтийского отряда пограничных судов (место базирования – столица Эстонии город Таллинн) Управления пограничных войск НКВД Прибалтийского округа. Должность, которую принял здесь, - штурман 4-го дивизиона. Но с августа 1941 года – командир катера «МО-401» (с 7 сентября 1941 года переименован в МО-405, он же ранее – ПК-212).
Как следует из архивного документа: «Лейтенант Н.И. Каплунов, штурман 4-го дивизиона малых охотников с начала войны участвует в боевых операциях и проявляет мужество и отвагу. Участвуя с минными заградителями в операции, попал на вражеское минное поле, от взрыва компасы вышли из строя. Товарищ Каплунов обеспечил выполнение боевой операции и катер благополучно вернулся на базу…».
Катер под командованием лейтенанта Н.И. Каплунова отличился в ходе трагического для КБФ Таллиннского перехода (28 и 29 августа 1941 года). Вот строки из донесения, составленного самим этим офицером: «При переходе флота из Таллинна в Кронштадт катер МО-405 шёл в составе ордера, где флагманом был лидер «Минск». При подрыве на мине и гибели эсминца «Скорый» МО-405 был одним из первых, пришедших на спасение личного состава. Командиры и краснофлотцы самоотверженно спасали команду тонувшего корабля и доставили 35 человек спасённых на борт «Минска», несмотря на то, что район был заражён плавающими минами…».
5 октября 1941 года катер МО-405 под командованием лейтенанта Н.И. Каплунова успешно высадил на вражеском побережье советскую диверсионно-разведывательную группу.
22 ноября-3 декабря 1941 года – участие экипажа катера МО-405 в операции, связанной эвакуацией с полуострова Ханко войск местного гарнизона. МО-405, в частности, с островов Гогланд и Вайндлоо эвакуировал в общей сложности семьдесят два раненых советских воина.
В те же дни МО-405, умело маневрируя и воздействуя морально на экипаж транспорта «Казахстан», не имевшего провизии и компасов, предотвратил тем самым попытку командования этого самого транспорта выброситься на берег острова Гогланд. Впоследствии МО-405 вывел «Казахстан» на курс и довёл до Кронштадта.
13 декабря 1941 года в ходе своего последнего рейса МО-405 уже на обратном пути из бухты Лавенсаари в Кронштадт погиб во льдах около острова Сескар, однако экипаж уцелел, поскольку успел высадиться на лёд.
С конца 1941-начала 1942 гг. лейтенант Н.И. Каплунов – командир другого «малого охотника» – МО-207, который несколько ранее входил в боевой состав ВМФ под наименованием МО-114 и никогда прежде не принадлежал пограничным войскам.
В октябре 1942 года офицер был удостоен первой своей боевой награды – ордена Красной Звезды. А накануне одна из военных газет Балтийского флота поместила на своих страницах портрет доблестного офицера. Подпись снизу гласила: «Отважный командир катера «морской охотник» - участник многих боевых операций, награждается орденом Красной Звезды». На вырезке, которую Н.И. Каплунов отправил сестре, своей рукой дописал: «Каждая моя пуля, мина, бомба, снаряд, граната, каждый убитый мной и моей командой фриц, сбитый самолёт или потопленный корабль немцев – всё за вас, дорогие родные…».
В своих мемуарах «Балтийцы вступают в бой», изданных в Калининграде в 1972 году, бывший командующий БФ адмирал В.Ф. Трибуц скажет: «Морские охотники» стали в Великую Отечественную войну лидерами «малой морской войны»… Пожалуй, не было ни одного боевого похода или перехода, тем более боя на море, в котором «морские охотники» не принимали бы самого активного участия… Можно дивиться собранности, физической и моральной стойкости катерников, в подавляющем большинстве молодёжи. На «морских охотниках» блестяще проявили себя командиры… Н. Каплунов…, отважный пограничник Я.Т. Резниченко и многие другие».
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, погиб в бою 24 мая 1943 года. Источники - ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 356, л. 90; ф. 88, оп. 2, д. 692, л. 127; ф. 864, оп. 1, д. 272, л. 211; ф. 1787, оп. 2, д. 240, л. 174; ф. 1787, оп. 2, д. 242, лл. 110об и 216.
Известны подробности этой трагедии. В 22.20 23 мая 1943 года два бывших пограничных катера - МО-207 (командир - старший лейтенант Н.И. Каплунов) и МО-303 (командир - лейтенант В.Г. Титяков) - под общим командованием командира звена старшего лейтенанта И.П. Чернышева (находился на борту «МО-303») вышли из кронштадтской бухты Батарейная на линию дозора.
В 00.02 24 мая 1943 года они обнаружили пять вражеских катеров. Как выянится гораздо позже, это были финские «VMV» под номерами «8», «9», «10», «11» и «17».
По приказу старшего лейтенанта И.П. Чернышева оба советских «малых охотника» пошли на сближение, одновременно открыв при этом по врагу интенсивный артиллерийско-пулемётный огонь.
В 00.05 командир МО-207 старший лейтенант Н.И. Каплунов, решив прорезать строй противника, повернул вправо. За ним последовал и МО-303.
В 00.09 наши катера прошли через строй противника: МО-207 - между головным и вторым, а МО-303 – между третьим и четвёртым катерами противника.
На МО-207 было зафиксировано попадание в головной катер, от которого тот якобы взорвался и затонул. А с МО-303 видели попадание в четвёртый катер, после чего тот якобы осел кормой.Оба этих факта впоследствии, увы, не подтвердились.
Противник также практически в упор вёл сильный огонь из скорострельных автоматов и пулемётов. В результате на МО-207 были убиты командир отделения рулевых старшина 2 статьи А.Н. Ивченко и краснофлотец Н.И. Дворянкин, а ещё четверо моряков были ранены. Это командир катера старший лейтенант Н.И. Каплунов, помощник командира катера младший лейтенант И.М. Лобановский и два краснофлотца - Д. Красюк и Т. Баженов.
Следуя дальше в юго-восточном направлении, «малые охотники» снова встретили группу из пяти катеров, которую они приняли за вторую по счёту, хотя в действительности это были всё те же финские VMV-8, 9, 10, 11, 17.
В 00.15 советские катера, атакуя, снова прорезали строй противника. При этом ответным вражеским огнём был повторно ранен старший лейтенант Н.И. Каплунов. Падая с мостика, он задел ручки машинного телеграфа и застопорил ход. К счастью, это вовремя заметил командир кормового орудия старший краснофлотец М.Н. Цимбаленко, который тут же принял командование катером на себя. Дав ход, он стал уводить катер в сторону своего берега.
МО-303 прорезал строй противника между первым и вторым катером, снова отметив попадание, приведшее якобы к потоплению ещё одного финского СКА - VMV-17. В действительности в результате прямого попадания советского снаряда в машинное отделение на борту VMV-17 один человек погиб, а ещё один был ранен плюс оказалась разбитой радиостанция.
После этой атаки МО-303, имея на борту двух раненых – лейтенанта В.Г. Титякова и помощника командира катера младшего лейтенанта А.Е. Федина, - также лёг на курс отхода.
При отходе советские «малые охотники» снова обнаружили прежнего противника. Но, по мнению их экипажей, это уже была якобы третья группа вражеских катеров.
В 00.20 МО-207 и МО-303, ведя артиллерийско-пулемётный огонь, разошлись с финами на контркурсах.
В 00.26 финские катера, поставив дымовую завесу, отошли в пролив Бьёрке-зунд.
За время боя два советских экипажа потеряли трёх человек убитыми, включая вскоре умершего от ран на траверзе Красной Горки старшего лейтенанта Н.И. Каплунова, а еще тринадцать моряков были ранены.
Печальными результатами огневого воздействия противника, стали также: на МО-207 - шесть снарядных и около трёх десятков осколочных пробоин, а на МО-303 – три снарядных и три осколочных пробоины.
Реальный урон, нанесённый противнику: прямое артиллерийское попадание в машинное отделение VMV-17, в результате чего погиб один финский моряк, а ещё один был ранен.
Впоследствии по итогам описанного выше боестолкновения финны заявили о якобы двух потопленных советских катерах, а КБФ со своей стороны – о якобы трёх потопленных финских. Однако в действительности все катера, принявшие с обеих стороны участие в бою, прибыли затем в свои базы.
Выводы (но в кратком пересказе), сделанные командованием КБФ по итогам боя катеров МО-207 и МО-303: тактику прорезания строя большего по численности и более скоростного противника, которую применили командиры тех двух катеров, нельзя признать правильной, поскольку она в итоге привела к большим потерям с нашей стороны. В роли отрицательного фактора выступили также слабая подготовкой советских комендоров (несмотря на стрельбу с малых дистанций и очень большой расход снарядов и крупнокалиберных патронов, значительных повреждений противнику не нанесли) и не достаточная обученность самих командиров катеров. Так, последние частыми необдуманными манёврами своих «малых охотников» не позволили своим же комендорам вести прицельный огонь.
По окончании боя старший лейтенанта И.П. Чернышёв всех тяжелораненых отправил на борту МО-207 в Кронштадт, а сам остался на МО-303 на линии дозора.
К сожалению, старший лейтенант Н.И. Каплунов не дошёл до Кронштадта. Как уже говорилось выше, он скончался от ран на траверзе Красной Горки.
Похоронен был с воинскими почестями в братской воинской могиле на Кронштадтском кладбище. В настоящий момент это захоронение находится на Старой площадке, что на восточной стороне Кронштадтского городского кладбища. На нём установлен памятник, выполненный из бетона в форме обелиска и украшенный табличкой из нержавеющей стали: «Здесь похоронены павшие смертью храбрых в бою 24 мая 1943 года с 14-тью кораблями противника.
Командир МО-207 ст. лейтенант Каплунов Николай Иванович.
Рулевой старшина 2 статьи Ивченко Алексей Наумович.
Комендор краснофлотец Дворянкин Николай Иванович.
Вечная память героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!». Здесь же, но снизу – графическое, выполненное методом гравировки изображение катера МО-207.
Из списков советского Военно-Морского Флота исключён приказом НКУ ВМФ № 0175 от 18 июня 1943 года.
За свой подвиг, совершённый в бою 24 мая 1943 года, посмертно удостоен ордена Красного Знамени.
Кроме того, посмертно был зачислен в списки родного для себя экипажа катера МО-207.
Флаг, под которым сражался в бою 24 мая 1943 года экипаж МО-207 старшего лейтенанта Н.И. Каплунова, вместе с моделью этого самого «малого охотника» теперь как боевая реликвия Великой Отечественной экспонируется в Санкт-Петербурге, в одном из залов Центрального военно-морского музея.
По завершению 2-й Мировой войны катер МО-207 вместе со всем своим экипажем был включён в состав частей морской охраны пограничных войск и нёс затем пограничную сторожевую службу на Балтике, пока не отслужил установленный срок.
Приказом КГБ СССР № 0421 от 12 июля 1980 года «за совершённый подвиг в боях с немецко-фашистскими захватчиками старший лейтенант Николай Иванович Каплунов навечно занесён в списки экипажа пограничного корабля» с одновременным присвоением этому самому кораблю имени «Николай Каплунов». А стал этим кораблём пограничный сторожевой корабль 3-го ранга ПСКР-626 Лиепайской отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей Краснознамённого Прибалтийского пограничного округа.
В 1992 году ПСКР «Николай Каплунов» вошёл в состав 3-й (Балтийской) отдельной ордена Красной Звезды бригады пограничных сторожевых кораблей Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ (ныне - Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области), но уже вскоре он был выведен из состава морской охраны пограничных войск РФ, поскольку отслужил к этому времени установленный срок. В связи с этим Военный Совет Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск ФПС России ещё 31 января 1995 года возбудил перед федеральным центром ходатайство о присвоении имени старшего лейтенанта Н.И. Каплунова новому пограничному сторожевому кораблю. В результате 7 апреля 1995 года Правительство РФ приняло Постановлении № 326 «О присвоении имени пограничному сторожевому кораблю», в соответствии с которым имя «Николай Каплунов» было присвоено одному из так называемых «номерных» ПСКР 3-й (Балтийской) отдельной ордена Красной Звезды бригады пограничных сторожевых кораблей. Вот полный текст этого документа: «В целях увековечения памяти старшего лейтенанта Николая Ивановича Каплунова, погибшего в 1943 году при выполнении боевого задания, а также воспитания личного состава Пограничных войск Российской Федерации в духе верности военной присяге Правительство Российской Федерации постановляет:
Присвоить пограничному сторожевому кораблю 2 ранга проекта 12412 (заводской № 514) имя «Николай Каплунов».
Однако в апреле 1999 года данный именной ПСКР также был выведен из состава морской охраны Федеральной пограничной службы РФ как отслуживший установленный срок.
По состоянию на начало 2000-х гг. имя «Николай Каплунов» носили два судна Северо-Западного пароходства – грузопассажирский паром (построен был на собранный пионерами металлом; курсирует между портами Кронштадт – Ломоносово) и ледокол.
Фронтовой подвиг старшего лейтенанта Н.И. Каплунова, кроме того, увековечен в экспозиции Музея дважды Краснознамённого Балтийского флота и в самодеятельном музее 3-й (Балтийской) отдельной ордена Красной Звезды бригады пограничных сторожевых кораблей.
В советский период времени имя Николая Каплунова носили также пионерские дружины в трёх городах - Москве, Одессе и Кронштадте.
В честь старшего лейтенанта Н.И. Каплунова были установлены памятники, мемориалы и бюсты. И, в частности:
- в Кронштадте – памятник как герою из числа воспитанников дважды Краснознамённого Балтийского флота;
- в бывшем военном городке Лиепайской отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей Краснознамённого Прибалтийского пограничного округа кораблю – Мемориал экипажу прославленного МО-207;
- в советский период на территории военного городка Озёрского учебного центра пограничных войск - гипсовый бюст. В настоящий момент этот бюст является частью Мемориального комплекса «Аллея Славы», торжественно открытого 26 декабря 2008 года в Калининграде по улице Суворова, 15 у входа в здание аппарата Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области.
Увековечен в Книге Памяти Смоленской области – том «Гагаринский район», страница 113.
Юрий РЖЕВЦЕВ.