"23 марта 1944 года во второй половине дня в Риме произошло событие, которое вызвало ужасающие репрессии немцев против населения оккупированной Италии.
Ежедневно, примерно в три часа, отряд одного из германских полицейских полков проходил по улице Разелла. В этот день партизаны, действовавшие в Риме, напали на него и разгромили. Тридцать три эсэсовца были убиты, многие ранены. Среди сражавшихся партизан был и советский моряк Алессио (Алексей) Кулишкин (и многие другие советские партизаны), бежавший из плена к итальянским партизанам отряда "Бандьера Росса".
Вскоре на место взрыва прибыл оберштурмбанфюрер СД Капплер, который приступил к следствию. Тем временем о действиях партизан было доложено в ставку Гитлера. Кессельринг получил приказ немедленно взорвать все примыкающие к улице Разелла кварталы и в течение суток расстрелять по двадцать итальянцев за каждого убитого немца. Однако такая жестокость показалась страшной даже самому Кессельрингу, и он приказал: кварталы не взрывать, а расстрел произвести из расчета - десять за одного убитого.
- Пощады не давать никому! - напутствовал фельдмаршал. - Действуйте так, чтобы итальянцы никогда не посмели без подобострастной улыбки взглянуть на немца!..
Капплер, ревниво выполняя указания командующего немецким гарнизоном, быстро составил список на 280 человек, "достойных смерти". В этом грязном деле ему помогал начальник римской полиции Пьетро Карузо. В список были включены не только лица, отбывавшие длительный срок заключения, но и многие из тех, кто был арестован за партизанские действия. В список был включен и Алессио Кулишкин.
Капплер обошел тюрьму на Виа Тассо, но не мог набрать достаточное число людей для расстрела. Поэтому он приказал дополнительно арестовать мирных жителей Рима. В конце концов было набрано 335 человек. Их бросили в тюрьму Реджина Чели.
Когда советские и итальянские партизаны узнали о таком количестве плененных людей был выработан смелый план нападения на Реджину Чели и эсэсовскую тюрьму на улице Тассо, в которой сидело также много патриотов Италии. Среди них были дивизионный генерал, инвалид войны Симоне Симони, генерал авиации, директор оружейного завода "Польверифичио Стаккини" в Риме Сабато Мартелли Кастальди, который срывал обеспечение гитлеровских войск военным снаряжением и организовывал доставку оружия партизанам Лацио и Абруцц. Но как только коммунисты Рима и партизаны начали приводить план нападения на тюрьмы в действие, он тут же был отвергнут англо американскими офицерами, осуществлявшими связь с военной джунтой Комитета Национального Освобождения.
В результате этого вмешательства "союзников" немцам удалось осуществить свое злодеяние. Из этих двух тюрем триста тридцать пять человек были увезены сюда, к Ардеатинским пещерям. Здесь, на дне глубоких пещер, где некогда по преданию обитали первые христиане, их группами по пять человек ставили на колени, связывали руки за спиной и заставляли кричать "хайль Гитлер!". Но залитые кровью патриоты кричали в лицо палачам:
- Да здравствует свободная Италия!
- Смерть фашистам!
Эсэсовцы стреляли им в затылок. Автоматные очереди продолжались весь день. Алессио Кулишкин не хотел, чтобы его расстреляли в затылок и повернулся лицом к врагам. Но столько страшной ненависти было в его глазах, что эсэсовец не решился выстрелить ему в грудь. Он зашел сзади и убил Кулишкина выстрелом в затылок…
Чтобы скрыть следы кровавого преступления, эсэсовцы в тот же день подорвали Ардеатинские пещеры толовыми шашками. Трупы патриотов были завалены грудами камней и земли.
Прошло несколько недель. Рано утром 1 мая родственники расстрелянных тайно водрузили над Ардеатинскими пещерами красное знамя и принесли сюда живые цветы.
После освобождения Рима от гитлеровцев - 4 июня - все пещеры были очищены, а трупы опознавались и затем с почестями укладывались в саркофаги. Жители Рима воздавали почести трагически погибшим соотечественникам. Не обошли почестями и русского партизана. Для него тоже был высечен саркофаг из лавы Везувия, номер его 329 и написано на нем "Кулишкин Алексей" (точная фамилия Кубышкин).
Под гимнастеркой Алессио Кулишкина нашли небольшой кусок красного шелка от партизанского знамени. А у его товарища под подкладкой полуистлевшего пиджака был найден партийный билет Итальянской коммунистической партии - это был Анжело Галафати.
К счатью, Алексею Кубышкину и Николаю Остапенко удалось избежать расстрела и в этом им помог итальянский тюремщик Анжело Сперри. С его помощью они попали в строительный отряд откуда им удалось бежать. Так Алексей Кубышкин (Кулишкин) остался жить, а другой советский солдат погиб там, в Ардеатинских пещерах. Итальянские друзья Алексея не знали этого и приняли другого русского партизана за него, так саркофаг под №329 и получил его имя." -
http://www.lavita-odessita.narod.ru/partigiani.htmlЭтим событиям посвящен не только знаменитый фильм "Рим - открытый город":

...но также еще один фильм - "Резня в Риме":