БЕСЧЁТНОВ Александр Данилович
Старший лейтенант(__.__.1923 - ? ? ?)
Ежедневно с экранов телевизоров звучат слова «До дня Победы осталось ... дней». Эта фраза невольно перекликается со словами «Этот день мы приближали, как могли». Кто они, что приближали Победу? Сколько осталось их, наших защитников, воинов-победителей, наших земляков? Вот, например, в Краснооктябрьском сельском поселении живёт всего только один участник Великой Отечественной войны Александр Данилович Бесчётнов. Умудренному опытом, ему есть о чём рассказать нынешнему поколению.
Родился он в 1923 году в семье казаков-переселенцев, которые основали село Городище. Жили бедно. Большая семья: четыре брата и сестра. Родители работали в колхозе. После окончания начальной школы продолжил учиться в Карталинском районе, в с. Полтавка. Смышлёный мальчуган, он пристрастился к чтению книг, учился охотно. Окончив семь классов, поступил в Троицкое педучилище. Мечтал стать учителем-воспитателем. Идеалом его был А. С. Маканенко, автор полюбившейся ему книги «Педагогическая поэма».
1941 год... Выпускной вечер... Война... На правах добровольца Александр пришёл в Троицкий военкомат с просьбой отправить его на фронт. Там, ознакомившись с его автобиографией и характеристикой,
приняли решение направить его на учёбу в Черкасское пехотное училище в город Свердловск. Шесть месяцев учёбы по 12 часов в сутки.
1942 год — присвоение звания «лейтенант». Две сформированные роты отправляются на фронт: одна — под Москву, другая — в Сталинград. Прибыли в 45 запасную стрелковую бригаду, где Александр был назначен заместителем, а затем командиром стрелкового взвода. Враг уже под Сталинградом, горит от разлившейся нефти Волга, обстрелы, бомбёжки, строительство оборонных сооружений. Получает новое назначение: станция Колтубанка у города Бузулук, поручено доставить снаряжение к месту дислокации. Под обстрелом, бомбёжкой по Волге, а затем по железной дороге всё было доставлено в целости и сохранности к месту назначения. От командования получена Благодарность.
В ноябре 1943 года прибыли в только что освобождённый город Киев, в штаб Первого Украинского фронта. Александр Данилович — командир стрелкового взвода 264 стрелкового полка, затем командир роты в дивизии, которая стала дважды орденоносной, а бойцы стали называться Черняховцами — винничанами.
В книге участника событий Н. П. Москвичёва «Мы — черняховцы, винничане» упоминается имя А. Д. Бесчётнова, когда его рота шаг за шагом, метр за метром пробивается на помощь к своим. Жестокие, изматывающие бои..., а сколько полегло однополчан, друзей...
На всю жизнь запомнились Александру Даниловичу тяжелые бои в Карпатах. В двадцатых числах января 1944 года его назначают командиром роты под Винницей. Линия окопов проходила по насыпи железнодорожного полотна. Противник занимал оборону на окраине хутора Ксаверовка. Немцы сосредоточили по укреплениям минометный огонь и бросились в атаку. Отбивались гранатами, разгорелось настоящее сражение. Только ночью подошла рота, они продержались пять часов. Немцы пустили танки, но артиллерия не дала им подойти, нанеся мощный удар. На рассвете поступил приказ отойти на линию боевого охранения и закрепиться. По замыслу нашего командования нужно было вызвать огонь на себя, проверить оборону врага. Готовилось большое наступление за освобождение города Винницы. Дивизия наша с задачей справилась, а в марте она стала именоваться Винницкой.
Долго длилась война, и каждый её день был проверкой на стойкость. Дважды с поля боя выносили раненого командира роты. 15 февраля 1945 года Александр Данилович был ранен четвертый раз и перенёс несколько операций. День Победы встретил он на госпитальной койке загипсованным по пояс. Последняя операция была удачной.
Среди боевых наград Александра Даниловича — медаль от Чехословацкого правительства за участие в боевых действиях 241 дивизии 38 армии против отборных частей фашистских захватчиков на территории Чехословакии
В 1945 году демобилизовался по инвалидности, вернулся в родные края. И снова «надо»... и за себя, и «за того парня», что не вернулся с поля боя. Александру Даниловичу как комсомольцу, фронтовику предложили должность инструктора райкома комсомола, и он все силы отдает патриотическому воспитанию молодежи и подъёму сельскохозяйственного производства на селе.
В 1949 году его принимают в члены коммунистической партии, и до сегодняшнего дня он верен выбранному пути. Работал учителем истории, начальной военной подготовки, завучем, директором школы. Он, как никто другой, знает своих односельчан, историю прошлого и настоящего своей малой родины. По его инициативе в Краснооктябрьском сельском поселении установлена Памятная стена, на которой имена воинов, похороненных уже в мирное время на местном кладбище. Это говорит о его умении хранить память о тех, кто служил интересам Родины, воевал за свободу народа.
Постоянно, кропотливо, с полной отдачей он занимался общественной работой как председатель Совета ветеранов. Живо откликался на все проблемы жителей села. К нему до сих пор идут за советом, дорожат его мнением. Недавно мы, бывшие его ученики, посетили Александра Даниловича, и наша беседа, как нам кажется, интересна для неравнодушных людей.
— Коснулась ли война Ваших близких?
— Участником войны был мой младший брат Николай 1926 года рождения. Он работал трактористом в колхозе. Когда я был принят в Черкасское военное училище, а отца направили в трудовую армию на ЧТЗ молотобойцем, в 1943 году в семнадцать лет брат ушёл на фронт. Выучился на миномётчика и в мае 1944 года отправился на войну. Воевал на Прибалтийском фронте, сражался геройски, хотя был ещё совсем юным. Зимой 1945 года в Восточной Пруссии в одном из предместий его рота заняла высоту и без поддержки оборонялась целые стуки. Здесь же его тяжело ранило, пуля пробила лёгкое. За этот бой он получил орден Славы. Матери командование в феврале 1945 года прислало Благодарственное письмо, где было сказано: «От всего сердца благодарим Вас, что Ваша семья воспитала такого патриота». Письмо это стало семейной реликвией. Двоюродный брат Сотников Андриан Иванович ушёл на фронт, оставив дома сына и трёх дочерей. В селе Конюхово Новгородской губернии лежит солдат А. И. Сотников в братской могиле. Его старшая дочь Р. А. Сотникова (Ненашева), живущая сейчас в посёлке Новый Урал, побывала на могиле отца и с благодарностью говорила о заботливом уходе учениками местной школы за братской могилой. Другой брат Сотников Григорий Иванович, старший лейтенант, участник событий на Халхин-Голе и финской войны пропал без вести под Ленинградом. Чернов Григорий Иванович, женатый на сестре моего отца, ушёл на фронт и погиб. На моих глазах росли пятеро его сыновей. Достойно они трудились в родном селе. Участником войны была и моя супруга Клавдия Григорьевна Донковцева.
— Как Вы оцениваете состояние образования и воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день?
— Быть ребёнком в нашем современном государстве всё опаснее и опаснее. Просто физически. Как опасно было ходить во время войны по минному полю. Работорговцы, педофилы, алкоголь, наркотики, порнография, бессмысленная жестокость захлестнули нашу молодежь. И «эпидемия» идёт от Запада. Дурной пример заразителен, и эта зараза разъедает души молодых, как ржа железо. Ведь совсем недавно отцы и деды сегодняшних детей были глубоко порядочными, трудолюбивыми и совестливыми людьми, на которых можно было положиться в любом деле. Их называли тогда строителями коммунизма, а коммунизм — это идеология справедливости, равенства и братства. Утратив эти нравственные ориентиры, нынешнее молодое поколение стало в какой-то степени потерянным. Переломить негативные тенденции в воспитании и образовании можно лишь всем миром. Нужны в первую очередь инициативы государственной власти, здравый смысл и политическая воля, желание помочь своему народу. Но эти стремления в действиях сегодняшней власти мало просматриваются. А начать надо с возрождения бесплатной для детей работы Дворцов молодежи, клубов по интересам, кружков, спортивных школ, творческих студий, различных смотров, выставок. Надо, чтобы каждый школьник нашёл себе занятие.
— Как действовать в сложившихся обстоятельствах?
— Избегать авторитарного давления на личность ребёнка, находить в нём положительные черты, которые можно и нужно развивать. Наказание за ошибки должно быть, но оно должно привести к четкому пониманию своих обязанностей и прав. Именно в такой последовательности. Права наступают лишь тогда, когда он знает и выполняет свои обязанности. Доказав, что он честен, добр, воспитан, ребёнок может претендовать на права. Научите различать плохое и хорошее. Для многих современных родителей «делание денег» стало основной задачей, а своим детям они все блага подают «на блюдечке». Дети же, пользуясь ими, принимают это как должное. Русские люди говорили: «Детей рощу — в долг даю, родителей кормлю — долг плачу». Чтобы научиться платить, надо научить отдавать. А даётся всё трудом. Учить ребёнка труду, заботе о других, милосердию нужно с ранних лет. Это должно стать внутренней потребностью молодого человека.
— Работая директором, завучем, Вы много сил отдали воспитанию в школах. Как относитесь к трудодому обучению в современной школе?
— Да, было время, когда государство нацеливало на добротную трудовую подготовку учащихся: производственные бригады, лагеря труда и отдыха, обучение в рамках школьных программ на трактористов, шофёров, разведение кроликов. Конечно, это формировало в детях трудолюбие, ответственость, уважение к людям труда и в конечном итоге — к родной земле. Членов производственных бригад принимали в ВУЗы на сельскохозяйственные специальности вне конкурса, и из них вырастали настоящие специалисты. Сейчас же трудовое обучение в школах пущено на самотёк. Скоро гвоздь забить не сумеют, а это психология потребителя. Труд и только труд формирует истинные моральные ценности личности
Источники:
1. Советское село / No 17 / 11 мая 2013 г. - http://варна74.рф/sites/default/files/n/page/130/upload/17_8497_subbota_11_maya_2013_g.pdf