Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Краснодарская военная авиационная школа пилотов  (Прочитано 38043 раз)

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Для получения боевого опыта командно-технический, преподавательский и летный состав школ и училищ направлялся на стажировки в части, ведущие боевые действия.

В те же дни был сбит его ведомый Василий Шкондин.

Василию Шкондину эту победу, видимо, так и не засчитали. В документе о потерях 205 ИАД, составленном тогда же, указывается, что младший лейтенант В.Д.Шкондин погиб 31 мая 1944 года на Р-39 с/н 44- 2761 на восьмом боевом вылете, не имея на своем счету сбитых самолетов (Цит. по: Хазанов Д. Битва над Яссами: Провал последнего наступления Люфтваффе на Востоке// АвиаМастер. 1999. № 4. С.30). (Прим. авт.)

Всего за 2 дня  в боях над Румынией 205 ИАД потеряла 5 летчиков-стажеров.
Кроме В. Д. Шкондина с боевого задания не вернулись:
Мл. л-т Громов Николай Иванович 1923 г.р., летчик-стажер, 129 гиап - 30.05.1944 г.
Мл. л-т Крылов Степан Петрович 1922 г.р., летчик-стажер, 508 иап - 30.05.1944 г.
Мл. л-т Калинин Петр Васильевич 1922 г.р., летчик-стажер, 508 иап - 30.05.1944 г.
Мл. л-т Сандалинов Виктор Александрович 1923 г.р., летчик-стажер, 508 иап - 31.05.1944 г.
Доподлинно известна только судьба Сандалинова В. А.
Дата выбытия: 04.06.1944
Причина выбытия: умер от ран
Госпиталь: 614 ОМСБ 50 сд
Первичное место захоронения: Молдавская ССР, Бельцкий уезд, д. Таксобень, кладбище, 50 м западнее церкви.
Все остальные пропали без вести....

P.S.
Эти события, как я понимаю,  происходили под занавес так называемой (некоторыми западноевропейскими историками) первой Ясско-Кишинёвской операции, поскольку они выделяют в первую Ясско-Кишинёвскую операцию наступление, осуществлявшееся с 8 апреля по 6 июня 1944 года, но не завершившееся результативно для СССР (мягко выражаясь)...
Впоследствии эта операция была старательно забыта советской военной историей...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая_Ясско-Кишинёвская_операция
« Последнее редактирование: 24 Мая 2020, 22:38:33 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
https://cdn.pamyat-naroda.ru/images/Images_554_2019/DIP/006/00000655/00000784/01080449/00000208_photo.jpg


Виноградов Сергей Федорович

Учетно-послужная картотека
Дата рождения: 14.09.1917
Место рождения: Калининская обл., Ржевский р-н, Бахмутовский с/с, д. Нелидово
Наименование военкомата: Новоторжский РВК, Калининская обл., Новоторжский р-н
Дата поступления на службу: 16.04.1940
Воинское звание: подполковник
Наименование воинской части: 45 гв. бап 9 гв. авд 16 ВА 1 БелФ ГСОВГ
Дата окончания службы: 30.12.1958
Награды: Медаль «За освобождение Варшавы»,Медаль «За взятие Берлина»,Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орден Красной Звезды,
Медаль «За боевые заслуги», Орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны II степени.

Сергей Федорович Виноградов практически всю войну проработал летчиком-инструктором: сначала в Краснодарской военной авиашколе пилотов, затем – во 2-й авиашколе пилотов первоначального обучения ВВС КА. Летал преимущественно на самолетах УТИ-4 и УТ-2. Не берусь назвать точное число молодых летчиков, которых он, как говорится, поставил на крыло. Но данные о годовых итогах работы говорят сами за себя:
1941 год - 1799 полетов, налет 440 часов 16 минут;
1942 год - 795 полетов, налет 174 часов 29 минут;
1943 год - 1436 полетов, налет 259 часов 25 минут;
1944 год - 1170 полетов, налет 345 часов 25 минут.
На фронт С.Ф. Виноградов вырвался лишь в феврале 1945 года. За несколько месяцев, оставшихся до конца войны, успел выполнить 155 боевых вылетов на самолете По-2 (из них ночью – 143 вылета) с налетом 134 часа 20 минут.

Из наградного листа от 10 апреля 1945 года:
Дисциплинирован. Энергичен. Морально устойчив. К себе и подчиненным требователен. Случаев аморальных явлений и нарушений воинской дисциплины не имеет.
За период участия на фронте Отечественной войны произвел 87 боевых вылетов ночью на бомбардирование живой силы, техники и объектов противника. В выполнении боевых заданий смел и настойчив. В воздухе чувствует себя спокойно. техника пилотирования днем, ночью и в сложных метеоусловиях хорошая. Случаев потерь ориентировок и поломок материальной части не имеет.
В результате успешного бомбардирования нанес значительный ущерб противнику: в ночь на 17.2.1945 г. в крепости Цитадель создал очаг пожара /подтв. эк. Мамай – Шамаев/; в ночь на 18.2.45 г.в крепости Цитадель вызвал взрыв /подтв. эк. Смирнов – Трюхан/; остальные успешные боевые вылеты подтверждают своим контролем Командир и штурман АЭ.
С подчиненны мсоставом работать может, постоянно борется за насаждение воинской дисциплины и организованность, несмотря на это, все же в феврале месяце среди подчиненных имело место 2 случая нарушений воинской дисциплины.

Вот несколько страниц из летной книжки С.Ф. Виноградова. Как легко можно заметить, 9-10 боевых вылетов за ночь были практически нормой. В ночь на 27 марта 1945 года летчик выполнил 12 боевых вылетов на бомбардировку. Днем 18 февраля 1945 года – 9 боевых вылетов, а в ночь с 18 на 19 февраля – еще 10 боевых вылетов. Налет за сутки превысил 10 часов.



Выписка из журнала боевых действий (с сайта «Подвиг Народа»). Количество боевых вылетов и полетные задания полностью совпадают с данными из летной книжки, но даты в некоторых случаях отличаются на один день.


https://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=1283134


http://i009.radikal.ru/1201/ad/1c351192bdb0.jpg  ЛК_1
http://s018.radikal.ru/i502/1201/ae/49bbf81b873a.jpg  ЛК_2
http://s014.radikal.ru/i328/1201/33/7b3def52cb84.jpg  ЛК_3
http://s017.radikal.ru/i416/1201/be/840f2b7c3019.jpg  Выписка из ЖБД




« Последнее редактирование: 27 Мая 2020, 18:47:00 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
https://cdn.pamyat-naroda.ru/images/Images_554_2019/DIP/006/00000671/00001209/00708805/00000366_photo.jpg


Петухов Василий Устинович 1-й Начальник Штаба Школы.
Впоследствии Начальник Штаба Ворошиловградской ВАШП.

Дата рождения 18.03.1906
Место рождения Московская обл., Можайский р-н, д. Любилова; Московская обл., Можайский р-н, Поделешский с/с, д. Любилово (д. Любимово); Московская обл., Массальский р-н, д. Любилова
Дата поступления на службу 04.10.1926
Воинское звание полковник
Дата окончания службы: 01.02.1957
Воинская часть Краснодарская ВАШП СКВО; Ворошиловоградская ВАШП ЮУВО
Наименование наград
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Красной Звезды
Орден Красного Знамени
Орден Ленина
Записан

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, не "россиянин" = русский, "Уважаемый" при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11 408
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Бессменный начальник школы полковник Душутин Николай Иванович

.....

Воевал в Испании.
.....

Интересно, каким источником подтверждается информация ??? Что данный военнослужащий во второй половине 1930-х гг. воевал в Испании....

К примеру, в издании "Из Москвы - в страну "Икс" : Книга памяти советских добровольцев - участников Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг.: Том 2 / Главархив Москвы; ГБУ "ЦГА Москвы". Сост. В.А. Арцыбашев, О.В. Каримов, И.Н. Волошенко. - М., 2016. сведения о Душутине Н.И. отсутствуют.

Орден Красной Звезды, которым он был награжден 25.05.1936 г., думаю никакого отношения к Испании не имеет.

Первые советские авиационные специалисты прибыли в Испанию в середине сентября 1936 года.

Цитировать
Постановление ЦИК СССР

О награждении летчиков военно-воздушных сил РККА.

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
За выдающиеся личные успехи по овладению боевой авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой военно-воздушных сил РККА, наградить:

........

Орденом Красной Звезды

........

72. Душутина Н.И. — майора.

........       

Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.
И. о. Секретаря ЦИК Союза ССР И. Уншлихт.
Москва, Кремль. 25 мая 1936 г.
Опубликовано в № 121 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 26 мая 1936 г.
« Последнее редактирование: 30 Мая 2020, 14:39:29 от murylev »
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Интересно, каким источником подтверждается информация ??? Что данный военнослужащий во второй половине 1930-х гг. воевал в Испании....

Хороший вопрос... Эта информация растиражирована в разных источниках в Инете...
У меня источник указан - http://www.bvvaul.ru/profiles/3281.php
Вопросы, наверное, к нему...
Записан

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, не "россиянин" = русский, "Уважаемый" при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11 408
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Интересно, каким источником подтверждается информация ??? Что данный военнослужащий во второй половине 1930-х гг. воевал в Испании....

Хороший вопрос... Эта информация растиражирована в разных источниках в Инете...
У меня источник указан - http://www.bvvaul.ru/profiles/3281.php
Вопросы, наверное, к нему...

Об этом и речь веду. Что проверять надо информацию. Просмотренная мной, эта "растиражированная в Инете", информация в отношении Душутина ничем не подтверждена. Все в статусе предположений. "Авторы" растиражированной информации увидели орден Красной Звёзды довоенный и дату награждения - 1936 и посчитали - значит априори Испания.
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Проверять, конечно, надо...
Пока что нельзя исключать, что основания для указанной информации имеются, но на данный момент нам неизвестны...
Не теряю надежды получить доступ к личному делу Н. И. Душутина, тогда ситуация может проясниться.
Кстати, недавно обнаружил в Инете серию книг под названием  Соловьев Денис "Красная Армия. Полковники 1935-1945." Не приходилось ли сталкиваться с этими книгами (несколько десятков томов), насколько достоверный это источник?
Записан

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, не "россиянин" = русский, "Уважаемый" при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11 408
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Проверять, конечно, надо...
Пока что нельзя исключать, что основания для указанной информации имеются, но на данный момент нам неизвестны...
Не теряю надежды получить доступ к личному делу Н. И. Душутина, тогда ситуация может проясниться.
Кстати, недавно обнаружил в Инете серию книг под названием  Соловьев Денис "Красная Армия. Полковники 1935-1945." Не приходилось ли сталкиваться с этими книгами (несколько десятков томов), насколько достоверный это источник?

1. Уверен, что основания для "указанной информации" отсутствуют, так как до сих пор они были из разряда лишь чьих-то гипотетических предположений, не более того. Говорю Вам, что кто-то ранее "сложил" некие "пазлы": летчик, орден, 1936 = в однозначном порядке "испанец". А достоверных подтверждений этому как не было, так и нету до сих пор...

2. Сию подборку от неизвестного никому Дениса Соловьева в Инете видел. Считаю это чисто коммерческим проектом, на котором кто-то зарабатывает. Необязательно сам "Денис Соловьев". Может это вообще вымышленный автор. В этом сборнике, который Вы указали как "источник" собрана информация из других источников, в том числе там есть и форумная составляющая. Этот "Денис" выжал информацию, к примеру из таких изданий биографического формата как "Комдивы" и других подобных....
Не знаю, как другие, я лично считаю, что это чистой воды коммерция. Во всяком случае это мое личное мнение
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 991
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Проверять, конечно, надо...
Пока что нельзя исключать, что основания для указанной информации имеются, но на данный момент нам неизвестны...
Не теряю надежды получить доступ к личному делу Н. И. Душутина, тогда ситуация может проясниться.

Уважаемый коллега!
Душутин был по своей "авиационной специальности" лётчиком-истребителем. Однако, в приложении "Советские лётчики-истребители, направленные в спецкомандировку в Испанию" к основному тексту книги С.В.Абросова "В небе Испании. 1936 - 1939 годы: О советских лётчиках-истребителях, воевавших в Испании" (М. 2002. С.328 - 348), его фамилия отсутствует.
Что же касается даты награждения Душутина орденом Красного Знамени - 26.05.1936, то по моему мнению историка она никаких комментариев по поводу возможной связи с Гражданской войной в Испании вообще не требует - та, как известно, началась с мятежа, поднятого лишь 16.07.1936...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 30 Мая 2020, 14:34:53 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
"Из Москвы - в страну "Икс" обнаружить не удалось.
Абросова просмотрел (каюсь, по диагонали) и обратил внимание на сноски типа: "данные  неполные", "данные на полноту и достоверность не претендуют"...
Поэтому, пока сведения об пребывании Н.И. Душутина в Испании оставим под вопросом...
Изменения в комментируемое сообщение добавил.

Кстати, в книге Абросова весьма интересны отчеты участников, которые прямо говорят о нашем отставании как в тактике, так и в технике, о недостаточной подготовке пилотов, о требованиях к современному истребителю...
Увы, все это было пропущено командованием мимо ушей...
« Последнее редактирование: 05 Июня 2020, 01:03:24 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
"Книжка учета усвоения летной программы"
Формат альбомный, размеры 20х14 см.
Объем мог быть разный - от 10 (у этой) до 22-х листов (включая обложку).

У этой книжки удивительная судьба... Со своим владельцем она прошла две авиашколы (Краснодарскую и Черниговскую), потом демобилизация и гражданка, затем возвращение в армейские ряды и переезды по гарнизонам (Красноводск, Небит-Даг, Тикси, Нахичевань и Приморско-Ахтарск.) Потом не стало ее владельца и долгие годы она лежала вместе с другими его документами в гараже в старом офицерском планшете...Скорее всего она сгинула бы в мусорном ящике, но его Величество Случай воспротивился такому исходу...
Наша знакомая из соседнего ДОСа продала квартиру и уезжала в другой город. Мы купили у нее гараж. Часть вещей она из гаража вывезла, остальное, сказала, можно выбросить. В одной из коробок, которые шли на выброс, мною был обнаружен старый, покрытый пятнами плесени, офицерский планшет. Планшет как планшет, нам точно такие выдавали во время службы. До сих пор такой же где-то у меня лежит. Из любопытства я заглянул в него и увидел нетолстый сверток старых газет. Когда я его развернул, то, можно сказать, лишился дара речи... Там были документы и фотографии отца нашей соседки - штурмана наведения! Когда же я увидел две книжки учета усвоения летной программы, то вообще выпал в осадок... Он учился в той же школе пилотов, что и мой отец, в то же самое время, возможно они даже знали друг друга!!!
Злая ирония Судьбы... Мы жили в одном городе, ходили по одним и тем же улицам, один раз он даже заговорил со мной, когда мы встретились у рынка... Формально мы не были знакомы, но он видимо знал, что я служу там же, где когда-то проходила и его служба. Знать бы тогда про его учебу в Краснодарской школе пилотов... Увы, теперь уже не спросить...
А про его учебу в школе пилотов можно сказать, что ему не повезло (или повезло?) - война окончилась раньше, чем он закончил курс обучения. Краснодарскую ВАШП расформировали в сентябре-октябре 1945 года. Его в числе многих других курсантов перевели в Черниговскую ВАШП, которую тоже через год расформировали... Пришлось переквалифицироваться в управдомы штурмана наведения.
"Книжка учета усвоения летной программы" - основной документ курсанта/слушателя ВАШП. В нем фиксируются все этапы летной учебы, количество полетов, налет (в часах и минутах), оценки за выполнение упражнений, результаты проверок и как итог - подробная характеристика курсанта. В характеристике дается оценка летных и общих качеств курсанта, указывается степень усвоения пройденного курса и дается рекомендация о дальнейшем использовании как пилота (ИА, РА, ТА, инструктор авиашколы и т.д.). Также имеется раздел "Поощрения и взыскания". Книжки обычно пронумеровывались по листам, иногда даже прошивались и скреплялись печатью части. Встречались даже самодельные книжки, сделанные из обычной тетрадки. Обратите внимание на нумерацию - на первом листе стоит номер 42... Дело в том, что до этой школы и этой книжки было еще две школы и там были свои книжки. Они хранились все вместе, а нумерация шла сквозная, начиная с первого листа первой книжки.















« Последнее редактирование: 03 Августа 2020, 13:20:56 от Егор72 »
Записан

murylev

  • Сын своего отца, Атеист, Перфекционист, COVID-диссидент, не "россиянин" = русский, "Уважаемый" при обращении ко мне не употреблять!
  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11 408
  • Мурылев Андрей Анатольевич (Cat)
    • WWW
Егор, приветствую.
С интересом прочитал Ваше сообщение. Значит судьба, эти документы ждали именно Вас, чтобы Вы их нашли и рассказали об этом! Спасибо!
« Последнее редактирование: 06 Августа 2020, 06:00:44 от murylev »
Записан
При использовании информации с данного Форума, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы обязательна
__
Ищу информацию биографического характера в отношении выпускников и представителей командно-преподавательского состава Ташкентского пехотного училища имени В.И.Ленина 1918-1958 гг.

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
"Книжка учета усвоения летной программы"  Продолжение

Характеристика слушателя написана уже во время обучения в Черниговской ВАШП, скорее всего, перед увольнением в запас (в связи с расформированием школы).

И раздел "Характеристика", оставшийся незаполненным...













Лист 50 (оборот) - на нем самодельная табличка для учета прыжков с парашютом.

« Последнее редактирование: 03 Августа 2020, 19:23:05 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Егор, приветствую.
С интересом прочитал последнее Ваше сообщение. Значит судьба, эти документы ждали именно Вас, чтобы Вы их нашли и рассказали об этом! Спасибо!

Спасибо на добром слове!
Хочу только заметить, что у нас в авиации выделенное слово стараются не употреблять, заменяя, к примеру, на "крайнее". Суеверия...
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
"Книжка учета усвоения летной программы" Дополнение. (Из книжек других школ)

Книжки, в основном, печатались по одному образцу, но в разных типографиях. Поэтому были и некоторые различия, например, как я уже указывал, разное количество листов. В некоторых книжках (не во всех) на оборотной стороне первого листа (обложки) размещали Указания по заполнению книжки.



А вот так выглядел заполненный раздел "Характеристика".









« Последнее редактирование: 05 Августа 2020, 23:57:10 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
В фонде Краснодарской ВАШП попались три интересных документа!
Крайний из них датирован 45-м годом.
Курсанты пишут рапорта с просьбой отчислить их и перевести либо в действующую армию, либо в другую школу. Мотивировка - слишком длительный процесс обучения (2,3 и даже 4!!! года - это когда срок подготовки пилота формально был 6 месяцев), причем без явно видимых перспектив. Один из них так и пишет - "выпущусь я в 27-28 лет младшим лейтенантом, максимум лейтенантом, а сверстники уже капитаны, а то и майоры...".
Интересно, в других школах были такие случаи?

На самом деле таких рапортов было больше, штук шесть точно видел.

Вот один из документов, который показывает масштаб проблемы.
Фонд 60356, опись 35778, дело 75, листы 183-191 содержат список курсантов Краснодарской ВАШП приема 1941 года (по состоянию на июль 1945 года!!!).  296 человек.
Вот как объясняется эта ситуация.

"Основной причиной длительности пребывания в школе курсантов (приема 1941 года) является то, что школа при ее формировании в 1941 году была укомплектована курсантами с большим резервом, которые за последующие годы не успели закончить школу, и частичным включением в программу приема 1942 года с лучшей успеваемостью."
?????
У меня лично после такого объяснения вместо понимания того, как это получилось только возникли новые вопросы. Не зная точно штатов школы, можно предположить, что 296 человек - это одна (как минимум), а скорее всего,  две эскадрильи. В школе было пять эскадрилий.
Получается, что четыре года две эскадрильи из пяти ничего не делали?
Чем же занимались из года в год всю войну почти три сотни курсантов?
Каким образом можно было набрать такой огромный резерв, ведь было штатное расписание (5 эскадрилий), в соответствии с которым выделялись все материальные ресурсы, продовольствие, обмундирование и т.д.?
Хорошо, пусть в 41-м набрали людей с резервом, но почему тогда этот резерв не учитывали в последующие годы, ведь наборы продолжались и в 42-45-м годах?
И ведь в то суровое время никого за это не сажали, не расстреливали, в штрафбаты не отправляли!?
Вопросы, вопросы, вопросы...
« Последнее редактирование: 08 Сентября 2020, 14:51:52 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны №4404сс от 23 октября 1943 года Краснодарская ВАШП должна была перебазироваться из Пугачева в Краснодар. На это отводился ровно месяц - с 1 ноября по 1 декабря 1943 года.
4 АЭ, 248 самолетов, постоянного состава 829 человек, переменного состава 1349 человек.

В действительности же - "по причине недопоставки эшелонов, перебазирование школы длилось с ноября 1943 года по февраль 1944 года (4 месяца)".

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не совсем понятно почему указано 4 эскадрильи, возможно на тот момент изменились штаты?
« Последнее редактирование: 19 Октября 2020, 12:26:51 от Егор72 »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
Уважаемые коллеги, поздравляю всех с Новым Годом и Рождеством Христовым!
Здоровья и всех благ вам в году наступившем!

15-й выпуск - 22 человека (смешанный, т.е. слушатели и курсанты).
Экзамены проходили с 15-го по 23-е ноября 1944 года.

1. л-т       Агамалов Давид Михайлович             2-й разряд
2. ст. л-т  Безус Николай Александрович            Отлично
3. л-т       Гендель Геннадий Самуилович             Отлично
4. к-н       Дегтярев Леонид Андреевич             Отлично
5. ст. л-т  Лашин Петр Михайлович                  2-й разряд
6. ст. л-т  Клименко Иван Петрович                  Отлично
7. л-т       Колбасин Лев Николаевич                2-й разряд
8. л-т       Казарин Иван Васильевич                2-й разряд
9. ст. л-т  Никитин Николай Спиридонович       Отлично
10. л-т      Новиков Николай Федорович           2-й разряд
11. ст. л-т Переплетчиков Василий Федорович Отлично
12. к-н      Рассказов Филипп Михайлович        Отлично
13. к-н      Сухачев Александр Иванович          Отлично
14. гв. м-р Юрченко Михаил Иванович             Отлично
 
Далее по списку идут курсанты (все окончили по 2-му разряду).

15. Балаклеец Григорий Семенович
16. Дубцов Валентин Константинович
17. Михайлюк Михаил Тимофеевич
18. Москалев Григорий Алексеевич
19. Рыбалко Алексей Сергеевич
20. Савинов Юрий Павлович
21. Туаев Асхарбек (Ахсарбек Гагзиуович? или Ахсадбек Гагзицович?)
22. Шуваев Николай Поликарпович

Выпускников направляли в 26,19, 13 запасные авиаполки и 10 учебно-тренировочный авиаполк.
05.03.1945 года к КВАШП был прикреплен 26 запасной авиаполк 4 запасной авиабригады.
« Последнее редактирование: 08 Января 2021, 21:55:53 от Егор72 »
Записан

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 242
  • Владимир Владимирович Байбаков

https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/-34755825?backurl=%2F%3Fmode%3Dsobor%26find%3DДеркач%20Петр%20Павлович
ДЕРКАЧ Пётр Павлович (18.01.1916-20.04.1942), командир звена Краснодарской военно-авиационной школы пилотов, лейтенант.
Выпускник 1937 года Чугуевской ВАШП.
Погиб 20 апреля 1942 года при катастрофе самолёта.

Учетно-послужная картотека офицерского состава
ID 70000402571
Фамилия Деркач
Имя Петр
Отчество Павлович
Дата рождения/Возраст 18.01.1916
Место рождения Украинская ССР, Донецкая обл., Лисичанский р-н, п. Носветевечего
Дата и место призыва 16.08.1935
Место службы Краснодарская ВАШ
Воинское звание ст. лейтенант
Причина выбытия Погиб
Дата выбытия 20.04.1942
Название источника донесения Центральный Архив Министерства Обороны
Номер шкафа 658
Номер ящика 841
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000402571
« Последнее редактирование: 08 Января 2021, 21:38:18 от 444 иптап »
Записан

Егор72

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 335
В процессе работы над темой возникли два вопроса, которые я озвучил немного выше...
Поскольку интересуюсь, в основном, Краснодарской и Майкопской ВАШП, то, естественно, что по другим школам у меня данных нет (может кто-нибудь из коллег подкинет).
Но... явление есть, есть и вопросы...

1.В данном конкретном случае меня интересует тот факт, что уже готового специалиста-авиатехника отправляют на первоначальное обучение, как простого, только что призванного в РККА, бойца.
Почему?
Неужели была такая потребность в пилотах?


2.Тогда почему он не стал пилотом?
Почему, проучившись в 3-х ВАШП 4 года (при норме тех времен  6-9 месяцев), был демобилизован?


Вот судьба еще одного выпускника ИВАТУ, но уже 1941 года.
http://фсин.рф/territory/Krasnoyarsk/veteran%20org/4%20aprelya%202010.pdf

"Я окончил 7 классов, поступил в сельскохозяйственный техникум в Канске. Это было в 1938 году.
В 1940 году, я уже учился на втором курсе, меня вызвали в военкомат и предложили пойти учиться в Иркутское военно-авиатехническое училище. После недолгих раздумий я согласился.
В апреле 1941 года, через год обучения, в училище пришел приказ о досрочном выпуске. Окончил я училище по специальности авиационный механик, присвоили мне звание сержанта. Нас, 35 выпускников, отправили в Конотопское авиационное училище, где я служил механиком, готовил к полетам учебные самолеты.
.............................................................................
Шел уже 1942 год, нам объявили, что желающие переучиться на летчиков могут подать рапорт командованию и пройти медкомиссию. Я хотел стать летчиком и написал рапорт.
2 мая 1942 года пришел приказ об откомандировании меня в Майкопское военное авиационное училище, на первоначальное обучение.

Цитировать
15-й выпуск - 22 человека (смешанный, т.е. слушатели и курсанты).
Экзамены проходили с 15-го по 23-е ноября 1944 года.

Примерно с первой половины 1942 года мы видим, что в школы пилотов начинают набирать не только призывников... Ряды обучающихся пополняют кадровые военнослужащие младшего, среднего и даже старшего комсостава. В основном это авиамеханики и авиатехники, хотя встречаются даже замполиты...

Похоже, что на первый вопрос уже можно ответить...
В Инете попалась весьма интересная статья Астраханцева О.Н., который уже неоднократно публиковал материалы по теме поготовки летно-технического состава во время Великой Отечественной.
Называется "О количестве подготовленных авиационных кадров в военно-учебных заведениях ВВС в годы Великой отечественной войны". Представляет из себя анализ некоего доклада  о подготовке летно-технических кадров в ВУЗах ВВС в период с 1.01.41 по 1.05.45 гг.
Источник: ЦАМО РФ. Фонд 35. Опись 11284. дело 1629.

Из этой статьи следует, что за все годы войны авиашколы хронически не выполняли планы подготовки пилотов, по целому ряду вполне объективных причин.
По техническому составу, как правило, либо выполнение, либо перевыполнение плана подготовки...

"Количество же механиков по вооружению и механиков спецслужб было снижено несущественно. Связано это было с тем, что как уже указывалось выше,в 1941 и 1942 годах, план подготовки технического состава по этой специальности перевыполнялся учебными заведениями ВВС. Кроме того, процент боевых потерь среди технического состава был незначительным, по сравнению с летным составом, то необходимости в наращивании числа техников по эксплуатации не было."

Потери летного состава (которого и до войны была нехватка) были очень велики, особенно в начальном периоде войны. А техсостава был избыток,  и этот избыток направлялся на обучение в ВАШП. Действительно, ведь подготовка человека, который уже прошел и чисто военную подготовку, и специальную техническую, должна занимать гораздо меньше времени и давать более качественного специалиста.

Таково мое предположение...

Есть в этой статье кое-что и по второму вопросу, но, на мой взгляд, он требует отдельного рассмотрения.
Еще раз упомяну, что статья очень интересная, хотя, на мой взгляд, дюже конспективная - сухие факты и цифры. Тем не менее, весьма благодарен О.Н. Астраханцеву за ее написание и опубликование!!!
Прочитать или скачать статью можно здесь:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-kolichestve-podgotovlennyh-aviatsionnyh-kadrov-v-voenno-uchebnyh-zavedeniyah-vvs-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny
« Последнее редактирование: 04 Февраля 2021, 17:04:16 от Егор72 »
Записан
Страниц: 1 2 3 4 5 [6] 7 8 9   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »