В.Л. Голотюк, Д.А. Цапаев
"Командный состав Войск ПВО Красной Армии в годы Великой Отечественной
и советско-японской войн 1941-1945 гг." Военно-исторический труд
До службы в армии И.А. Скворчевский работал подручным слесаря и токарем в железнодорожном депо ст. Жлобин.
В Гражданскую войну в марте 1918 г. вступил в Красную гвардию и служил рядовым бойцом в 1-й боевой железнодорожной дружине Самаро-Златоустовской железной дороги, затем в июне был переведен кочегаром на бронепоезд им. В.И. Ленина. Участвовал в подавлении мятежа Чехословацкого корпуса на Восточном фронте. 15 августа ушел с бронепоезда и по возвращении на родину поступил работать в транспортный отдел железнодорожной ЧК агентом. В феврале 1920 г. поступил на 36-е Минские пехотные курсы комсостава, в их составе в марте курсантом участвовал в боях с белополяками под Гомелем. По окончании курсов в сентябре 1920 г. направлен в 71-й стрелковый полк 8-й стрелковой дивизии, где проходил службу командиром взвода, роты, врид командира батальона. В составе полка участвовал в борьбе с бандами С.Н. Булак-Балаховича. С января 1922 г. одновременно и.д. коменданта штаба ЧОН Гомельской губ.
В марте 1922 г. И.А. Скворчевский командирован из полка на учебу в Высшую объединенную военную школу старших строевых командиров в г. Смоленск. По ее расформировании в январе 1923 г. переведен в Егорьевскую теоретическую школу Красного Воздушного флота. В ноябре того же года направлен из нее в 1 -ю военную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова для обучения практическим полетам, затем с октября 1924 г. проходил подготовку в Серпуховской школе воздушного боя. В июне 1925 г. окончил последнюю и был назначен инструктором-летчиком во 2-й военную школу летчиков им. Осоавиахима СССР в г. Борисоглебск. С июня 1926 г. служил старшим летчиком в 4-й разведывательной авиационной эскадрилье ВВС Белорусского военного округа в г. Витебск, с декабря 1927 г. командовал отрядом в 17-й авиационной эскадрилье 15-й истребительной авиабригады в г. Брянск. В сентябре 1930 г. направлен на КУНС при Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского. По возвращении с курсов вступил во временное и.о. командира 17-й эскадрильи, затем вновь там же командовал отрядом. В августе 1932 г. назначен командиром 73-го отдельного истребительного авиаотряда ВВС Московского военного округа (города Воронеж и Люберцы). В августе 1933 г. убыл в распоряжение ВВС Морских сил Балтийского моря, где назначен командиром 4-й авиационной эскадрильи (г. Петергоф). С июня 1934 г. там же командовал 32-й авиационной эскадрильей. В том же году переведен с ней на Дальний Восток в г. Владивосток. В апреле 1936 г. снят с должности и назначен командиром отряда в 28-ю авиационную эскадрилью ВВС Тихоокеанского флота. В июне 1937 г. арестован органами НКВД и 6 июля уволен из кадров РККА. До марта 1939 г. находился под следствием, затем освобожден из-под ареста в связи с прекращением дела. После восстановления в кадрах РККА приказом НКО от 5.11.1939 г. полковник И.А. Скворчевский назначен преподавателем военного цикла в Чугуевское военное авиационное училище Харьковского военного округа. С октября 1940 г. командовал эскадрильей в Краснодарском военном авиационном училище, затем в марте 1941 г. назначен начальником Майкопской военно-авиационной школы пилотов первоначального обучения.
В начале Великой Отечественной войны в той же должности. По расформировании школы в октябре 1942 г. полковник И.А. Скворчевский назначен заместителем командира 141-й авиационной дивизии ПВО в г. Куйбышев. В ноябре - декабре временно и.д. командира этой дивизии, выполнявшей задачу прикрытия от воздушного противника эвакуированных из Москвы правительственных учреждений, а также промышленных центров в городах Куйбышев, Пенза, Ульяновск, Чапаевск, железнодорожных мостов через реки Волга, Самарка в границах 5-й дивизии ПВО.
В сентябре 1943 г. назначен командиром 126-й истребительной авиационной дивизии ПВО, которая в составе Закавказской зоны ПВО выполняла задачи противовоздушной обороны нефтедобывающего района в границах Грозненского дивизионного района ПВО и г. Грозный. С апреля 1944 г. дивизия вошла в состав Южного фронта ПВО и участвовала в борьбе с авиацией противника, проводившей разведывательную деятельность и отдельные бомбардировочные удары по объектам в районах Грозный, Минводы, Краснодар, по железнодорожным узлам Гудермес, Прохладный, Невинномысская. Всего в 1944 г. летчиками дивизии было сбито 12 самолетов противника. 2 августа 1944 г. полковник И.А. Скворчевский был назначен командиром 10-го истребительного авиационного Ростовского корпуса ПВО, входившего в состав Южного фронта ПВО (вступил в должность 6 сентября). Корпус выполнял задачи противовоздушной обороны на освобожденной территории Украины городов и железнодорожных узлов Винница, Жмеринка, Проскуров, Тарнополь, Злочев, Шепетовка, Львов, Броды, Самбор и других, а также осуществлял прикрытие нефтедобывающего района Стрый, Дрогобыч, Борислав. С января 1945 г. 10-й истребительный авиационный корпус под его командованием в составе Юго-Западного фронта ПВО выполнял задачи противовоздушной обороны объектов и коммуникаций в полосах 1-го и 4-го Украинских фронтов и на территории Львовского военного округа.
После войны продолжал командовать 10-м истребительным авиационным Ростовским корпусом ПВО. В начале марта 1946 г. он был переформирован в 121-ю истребительную авиационную Ростовскую дивизию ПВО, а полковник И.А. Скворческий назначен ее командиром. Приказом министра Вооруженных Сил СССР от 6.2.1947 г. уволен в отставку (по болезни).
Воинские звания: полковник (4.1936).
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.