В начале июля была в командировке на Мальте. Хочу поделиться впечатлениями.
Обжигающее солнце и ослепительную синеву морской глади бухты Гранд Харбор оживляют сегодня гудки многоэтажных кораблей, да дважды в день звук пушечного выстрела, раздающегося с салютной батареи Ласкариса.
Но 75 лет назад вода в бухте вскипала от падающих бомб, а воздух оглашался грохотом зениток. Важное стратегическое положение Мальты, позволявшее контролировать, как с моря, так и с воздуха, поток немецких военных кораблей, доставлявших пополнение и амуницию к театру военных действий в Северной Африке, поставило Мальту под удар немецкой авиации. Немцы считали, что после массивных бомбежек 1942-го маленький остров уже не оправится. Но англичане, владевшие Мальтой с 1814 года, думали иначе. В средневековые казематы под батареей Ласкариса, названной в честь магистра мальтийского ордена, было перенесено командование королевским средиземноморским военно-морским флотом. На островах установили радарные станции, доставлявшие информацию в командный пункт. Эта информация обновлялась каждые пять-пятнадцать минут и использовалась как в морской, так и в воздушной защите острова. Помимо радаров, которые в то время были не столь совершенны и точны, в наблюдениях за воздушной обстановкой участвовали обученные добровольцы-мальтийцы, умевшие по звуку и очертаниям определить тип самолёта. Количество работавших в подземельях Ласкариса людей достигало 1000, включая 240 солдат. Отсюда в 1943 году руководили операцией «Хаски» (инвазия союзнических войк на Сицилию) генерал Эйзенхауер, фельдмаршал Монтгомери, адмирал Каннингем. Средневековые бункеры, расположенные под громадным слоем камня и земли, были абсолютно безопасны для находившихся в них людей. Для простых мальтийцев все было гораздо страшнее: под бомбежками погибло 7000 жителей – почти 2% населения острова. Об этом сегодня напоминает возвышающийся над бухтой мемориал.
Стоя здесь наверху и окидывая взглядом необычайной красоты бухту, мечтаешь, чтобы в мире никогда не было войн, не гибли люди, и в синем море не тонули корабли.