Уважаемые коллеги!
Под названием, вынесенном мной в заголовок этой темы нашего Форума, МО РФ опубликовало вот здесь -
http://75leningrad.mil.ru/ - сегодня новую подборку архивных документов, имеющую подзаголовок "К 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда".
Преамбула:
"28 месяцев жизни в осажденном Ленинграде стали бы невозможными для нескольких миллионов блокадников, если бы не Дорога Жизни – транспортная артерия, снабжавшая город всем необходимым и служившая путем убежища для всех, кто его искал.
Население, продовольствие, промышленные грузы, топливо и вооружение перевозились летом по воде, а зимой – на машинах – по льду. Но и это далеко не всё, чем являлась Дорога Жизни. Коммуникации проходили и под водой: для перегона топлива и нефтепродуктов по дну Ладоги был проложен 35-километровый трубопровод, а акваторию озера с 1943 года патрулировали две подводные лодки, выполняя боевые и разведывательные операции.
Чем жила единственная в годы блокады военно-стратегическая магистраль – расскажет новая серия рассекреченных документов из фонда Центрального архива Минобороны России".
В сегодняшнюю подборку вошли документы пол следующим разделам:
"1. Дорога жизни
Единственной военно-стратегической магистралью, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943 года блокированный Ленинград с тыловыми районами страны, стала «дорога жизни».
По ней проходила эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, вооружение. Создание и бесперебойная работа «дороги жизни» были возможны благодаря согласованным и четким совместным действиям различных военных и гражданских организаций, массовому героизму воинов и рабочих.
Постановление Военного Совета Ленинградского фронта
от 24 ноября 1941 г. О строительстве зимней дороги ст. Заборье Северной ж.д. до Кобона, Южный берег Ладожского озера
В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец; в период ледостава – по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Кокорева и Ваганова.
Схема эвакуации раненых и больных и противоэпидемического обеспечения восточного и западного берегов Ладожского озера в навигационный период 1942 года.
Схема эксплуатируемых дорог 64дэп от 02 декабря 1941 года.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период ее действия, составило более 1 615 000 тонн. За это же время было эвакуировано около 1 376 000 человек.
Постановление Военного Совета Ленинградского Фронта №00447 от 6 декабря 1941 года Об эвакуации людей по фронтовой дороге.
Схемы расположения объектов и подъездных путей в бухтах Осиновец и Гольсмана.
По решению ГКО от 25 апреля 1942 года через Ладожское озеро был проложен трубопровод длиной 35 км (в том числе 25 км под водой) для подачи нефтепродуктов. Он вступил в строй 18 июня 1942 года.
Постановление Военного Совета Ленинградского Фронта №00845 от 1 мая 1942 года О строительстве подводного четырехдюймового бензинопровода станция Мыс Кареджи - станция Ладожское Озеро.
Схема бензоперекачечной головной и наливной станции трубопровода м. Кореджа-Борисова Грива.
Схема магистрального трубопровода".
"2. Ладожская флотилия
Ладожское озеро играло жизненно важную роль, так как по нему круглый год осуществлялось обеспечение блокированного города.
Для того чтобы обеспечить бесперебойные поставки самого необходимого, командование Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии принимали значительные усилия в решении этого вопроса.
Решение народно комиссара военно-морского флота Союза ССР №0042 от 14 мая 1943 года
14 мая 1943 года Народным комиссариатом Военно-Морского Флота было принято решение о переводе подводных лодок «М-77» и «М-79» на Ладожское озеро.
В 1942 году командование Краснознаменного Балтийского Флота провело уникальную операцию. В июне на Ладогу были переброшены советские малые подводные лодки «М-77» и «М-79», на которые были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам, коммуникациями, побережьям, островам противника, обеспечению выполнения операций, запланированных командованием Ленинградского фронта и Балтийского Флота.
Приказ Главнокомандующего краснознамённым Балтийским Флотом №0024 от 25 июня 1940 года О передаче ПЛ «М-77» и ПЛ «М-79» из БПЛ в ЛВФ.
Перевозка замаскированных подводных лодок была осуществлена по железной дороге на специальных платформах в июне 1943 года со станции Дача Долгорукова. Во время транспортировки негабаритного груза приходилось отключать высоковольтные линии, пересекавшие железнодорожный путь, соблюдать определенный скоростной режим.
Отчёт о деятельности отдела водных сообщений Краснознамённого Балтийского Флота за I-ое полугодие 1943 г.
Эскиз погрузки ПЛ на 4-х основные немоторные платформы
грузоподъёмностью 60 тонн.
В отчете о боевой деятельности Ладожской военной флотилии за период с
1 июля по 31 декабря 1943 года отражено участие подводных лодок в высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника, успешное проведение двух боевых операций по высадке и съемке разведчиков в районе южнее Кексгольма и Видлицы. Всего экипажи субмарин за шесть месяцев провели двенадцать боевых выходов.
Отчёт по боевой деятельности Ладожской Военной Флотилии с 1 января по 31 декабря 1943 года.
В сентябре 1943 года командир пл «М-79» старший лейтенант Клюшкин получил приказ о проведении разведывательной операции в районе Сортанлахти-Кексгольм в период с 29 сентября по 2 октября 1943 года. Несмотря на неисправность материальной части и вследствие этого завершения ее раньше времени, экипажу удалось достичь цели операции в значительной части.
Заключение штаба ЛВФ по отчёту командира ПЛ "М-79" о разведывательной операции проведённой 29.09-2.10.1943 года.
9 октября 1943 года командиру подводной лодки «М79» была поставлена задача по обеспечению высадки десанта на побережье противника: провести разведку наличий сил противника в Мусталахти, обеспечить точность подхода отряда высадки, после отхода наших катеров в течение двух дней вести наблюдение за действиями противника в заданном районе.
Отчёт по операции ПЛ "М-77" с 10-14.10.43 г. Разведка и обеспечение высадки диверсионного десанта в бухте Мусталахти.
Калька боевого подхода ПЛ "М-77" на выполнение операции по высадке диверсионного десанта в б. Мусталахти с 10-13 октября 1943 года;
Схема навигационно-гидрографического обеспечения подхода к м. Мустаниеми;
В период со 2 по 9 августа 1944 года подводная лодка «М-77» выполняла задачу по высадке десанта на остров Валаам и свободной «охоте» в районе подходов к Сортавала. Операция проводилась скрытно в ночное время.
Боевое донесение Командира подводной лодки М-77 КЛВФ капитан-лейтенанта Татаринова И.М. по высадке разведгруппы на остров Валаам в период с 02.08.44 по 09.08.44 года и свободной охоты в районе подходов к Сортовала.
31 августа 1944 года приказом командующего Краснознаменным Балтийским Флотом подводные лодки «М-77» и «М-79» были исключены из состава Ладожской флотилии.
Приказ командующего Краснознамённой Ладожской Флотилией №0339 31 августа 1941 г. Об исключении из состава КЛФ катерных тральщиков типа "Р" №41, №42 ПЛ «М-77» и ПЛ «М-79»".
"3. Снятие блокады
Свыше двух с половиной лет продолжалась героическая битва за Ленинград. Волю и стойкость защитников не смогли сломить ни яростные атаки врага, ни лишения, вызванные блокадой. 27 января 1944 года командующий войсками Ленинградского фронта генерал Л.А.Говоров подписал приказ № 1.
В тексте приказа значится, что войска фронта штурмом овладели важнейшими узлами сопротивления и опорными пунктами противника под Ленинградом: городами Красное село, Ропша, Урицк, Пушкин, Павловск, Мга, Ульяновск, Гатчина и другими, отбросили врага от Ленинграда по всему фронту на 65-100 километров.
В ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января в 20 часов город салютовал 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Приказ войскам Ленинградского фронта №1 от 27 января 1944 года Приказ войскам Ленинградского фронта о снятии блокады".
В общем, "всё как всегда": небольшая подборка всего из нескольких - новых и интересных - документов, срочно подготовленная "к дате", с многочисленными ошибками (1940 год вместо 1943-го, 1941 - вместо 1944-го, "4-х основные" платформы вместо 4-х осных и т.д. и т.п.) в нередактированном тексте "от МО РФ".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий