1-й истребительный авиационный полк ПВ НКВД – 11-й иап ПВО
Войсковая часть полевая почта 36603
Сформирован 02 сентября 1941 года как Истребительный авиационный полк Отдельной авиационной бригады Погранвойск НКВД по штату 015/174 на самолетах МиГ-3. На вооружении полка вначале поступило несколько высотных истребителей МиГ-1, а затем их в течение нескольких дней срочно заменили на более совершенные МиГ-3В составе полка 32 боевых машин этого типа. Командир полка майор Емельянов В.В., депутат Верховного Совета Казахской ССР, военным комиссаром батальонный комиссар Л.П. Азаров, начальником штаба капитан Г.Г. Софин, старшим инженером инженер-капитан Е.К. Шеверга.
В конце битвы за Москву в наличии было не более 26 истребителей МИГ-3В, один транспортный самолет ПС-84 и один самолет связи У-2. Личный состав состоял из 191 чел. Для выполнения специальных боевых задач к полку была прикреплена 4-я эскадрилья самолетов Пе-2 в составе 8 единиц. Фактически в полку их было не более 4—6 специально оборудованных самолетов Пе-2. Переучиванием инженерно-технического состава на новую материальную часть занимался главный инженер авиабригады Н. Сергеев. Обучение летного состава полетам на истребителях МиГ-3 проводили бывший командир 10-й Гродненской авиаэскадрильи майор Кудрявцев и старший инспектор-летчик авиабригады подполковник Шишков, а на самолет Пе-2 — бывший командир 11-й Сааремской авиаэскадрильи майор Н.Петров и командир 1-й Быковской авиаэскадрильи капитан Бабанов. Общее руководство переучиванием осуществлял командир полка майор Емельянов. Уже 4 августа появился приказ по авиабригаде, которым допускалась к самостоятельным полетам на истребителе МиГ-3 первая группа летчиков из 16 человек.
Формирование полка закончилось в конце сентября
С 10.10.1941 по10.02.1943 гг. вел боевую работу (патрулирование над военными объектами, боевое дежурство на земле) на самолетах МиГ –3 в составе Отдельной авиабригады ПВ НКВД, с началом войны в оперативном подчинение, затем организационно входившей в состав войск Московской зоны ПВО.
06.12.1941 1-й иап ПВ НКВД был выеден из состава ОАБр ПВ НКВД и переименован в 1-й истребительный авиаполк Погранвойск НКВД.
19.03.1942 г. одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: капитан Бычик Николай Архипович* помощник командира 11-го иап и мл. лейтенант Красавичев, в группе с 4 истребителями 34-го иап, в воздушном бою в районе ежелнодорождной станции Уварово сбили немецкий тяжелый истребитель Ме-110.
10.02.1943 г. полк переименован в 11-й истребительный авиационный полк ПВО, вошел в состав 6-го Истребительного авиакорпуса ПВО Московского фронта ПВО.
09.06.1943 г. в связи с преобразованием 6-го ИАК ПВО в 1 Воздушную Истребительную армию Московского фронта ПВО, передан во вновь сформированную в составе этого объединения 319-ю истребительную авиадивизию ПВО.
04.07.1943 г. Московский фронт ПВО преобразован в Особую Московскую армию ПВО в составе Западного фронта ПВО.
01.10.1943г. 11-й истребительный авиаполк исключен из действующей Красной армии.
15.11.1943 г. полк передан из состава 319-й ИАД ПВО в состав 318-й ИАД ПВО 1-й ВИА ПВО.
По оперативным документам 6 ИАК ПВО и 1 ВИА ПВО составом полка:
совершено боевых вылетов – 1910
сбито самолетов противника – 1
25.05.1946–30.05.1946 11-й иап ПВО расформирован в 318-й ИАД ПВО (директива ГШ ВС СССР № орг/3/246964 от 23.05.1946).
http://coollib.com/b/345271/read Командиры полка:
02.9.1941 – 01.12.1942 майор, затем подполковник Емельянов Владимир Васильевич (погиб)
1942-1943 подполковник Шишков Константин Михайлович.
Емельянов Владимир Васильевич (1909 – 12.1942), представитель командного состава авиационных частей ПВ НКВД, подполковник.
Родился в 1909 году, уроженец г. Нижний Новгород. Русский. Общее образование 5 классов начальной школы и ремесленная школа. Работал сапожником. После обучения ФЗУ продолжил трудовую деятельность слесарем по капитальному ремонту автомашин. Поступил на работу в качестве шофера НКВД. В Красной Армии с 1929 года. Направлен на учебу в авиационную школу «Динамо». С 1932 г. летчиком-инструктор. В 1934 г. лейтенанта В. Емельянова назначается командиром авиационного звена 3-й эскадрильи ПВ УПВО ОГПУ-НКВД (Алма-Ата, Бурундай). Участник боевых действий по разгрому остатков басмаческих банд на территории республик Средней Азии и интернациональной помощи в национально-освободительной борьбе в Синьцзяне. Назначен там же в Алма-Ате командиром 3-й Отдельной авиационной эскадрильи. В 1939 г. окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава ВВС в г. Липецке. Избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР. В октябре 1939 г. при формировании авиабригады погранвойск была создана 1-я отдельная транспортная авиаэскадрилья, командиром которой был назначен капитан В. Емельянов. Участник Великой Отечественной войны. На основании приказа Наркома внутренних дел СССР от 2 сентября 1941 г. № 00192 майор В. Емельянов вступил в командование 1-м истребительным авиационным полком Отдельной Авиабригады пограничных войск. Погиб в авиационной катастрофе на самолете Ли-2 в декабре 1942 г. в районе города Уральска.
Шишков Константин Михайлович (1905-?), представитель командного состава авиачастей ПВ НКВД и РККА, полковник.
Родился в 1905 году, уроженец Нижегородской губернии ныне Нижегородской области, Кстовский район, с. Кадницы. Русский. Окончил 1-ю Симбирскую пролетарскую трудовую школу им К. Маркса. Добровольно вступил на службу в части особого назначения по борьбе с контрреволюцией. С 1927 года на учебе в Теоретической школе летчиков в г. Ленинграде. В 1928 году продолжил учебу в 3-й военной школе летчиков в г. Оренбурге. С 1929 года проходил службу в авиационных частях пограничной охраны ОГПУ. Вскоре был переведен в Военно-Воздушную академию Красной Армии им. Жуковского на должность инструктора летного обучения в авиаотряде академии. В 1933 году выдвинут на должность командир 4-й Отдельной авиаэскадрильи ПВ НКВД (г. Акмолинск, Казахская ССР). С 12.1933 года командует Авиационной группой войск НКВД (четыре авиаэскадрильи из Средней Азии и Казахстана), которая действует с аэродрома Бахты против частей генерала Ма Чжуина в Синьцзяне (Китай). 25 декабря 1933 года под Урумчи его самолет был сбит. В течении двух месяцев защищал крепость. Шень Дубань наградил экипаж, произнес немало лестных слов в адрес советских пограничников и авиаторов. До 1936 года командует 3-й отдельной авиаэскадрильей ПВ НКВД Казахской ССР (Алма-Ата, Бурундай). В 1936-1937 гг. слушатель Высших тактических курсов ВВС РККА в Липецке. Назначен командиром 9-й отдельной авиаэскадрильей ПВ НКВД Грузинской ССР (г. Тбилиси). Выполнял спецзадание в должности командира группы по перегону новейших скоростных бомбардировщиков «СБ» с Иркутского авиазавода №125 в Среднюю Азию. В 1938 году присвоено звание «Майор».
Подполковник К.М. Шишков старший летчик-инспектор по технике пилотирования Отдельной авиабригады ПВ НКВД с 20/21.6.1941 года выполнял специальное задание по переброске генерал-лейтенанта Г.Г. Соколова начальника ПВ НКВД СССР с группой офицеров из Минска. В 3.30 21.6.41 г. по приказу руководства из Москвы в Минск вылетел самолет СБ с экипажем в составе подполковника К.М. Шишкова, штурмана майора Куцемелова (прим. авт. – майор/подполковник Куцемелов Валентин Яковлевич в 1945 году слушатель ВАК командного и штурманского состава ВВС ст. Монино. 1913 г.р. Иркутская обл., п. Нарены, на службе с 1931 года, награды: орден Красной Звезды(19.07.1943) и старшего стрелка-радиста старшего сержанта Шангина. Борт прибыл в Минск, но генерал Соколов прямым ходом уехал мимо Минска на Москву для срочного доклада "результатов рекогносцировки". На обратном пути самолет СБ был сбит немецким истребителем, погиб старший сержант Шангин, при покидании борта получил сильные ожоги лица и рук командир экипажа подполковник Шишков... После излечения осваивает новую авиационную технику. С сентября 1941 года зам. командира 1-го истребительно-авиационного полка ПВ НКВД, после гибели командира майор В.В. Емельянова депутата Верховного Совета Казахской ССР, с декабря 1941 года командует полком. Лично совершил 17 боевых вылетов по защите московского неба. С 1943 года возвращен на должность старшего инспектора по технике пилотирования Отдельной авиабригады ПВ НКВД. С 1951 года вновь командует 3-й отдельной авиаэскадрильей ПВ НКВД Казахского округа (Алма-Ата, Бурундай), затем выдвигается на должность заместителя начальника Оперативного отдела по авиации штаба ПВ на Тихом Океане во Владивостоке. Освоил 24 типа самолетов.
Награды: орден Красного Знамени (1934), два орден Отечественной войны I-й степени, орден Красной Звезды, медали: «За оборону Москвы» и др. Награжден именным оружием.
Примечание: * Бычик Николай Архипович Год рождения: __.__.1912 место рождения: Украинская ССР, Черниговская обл., Бобровицкий р-н, М. Бобровица № наградного документа: 80 дата наградного документа: 06.04.1985 № записи: 1518938692 Орден Отечественной войны I степени, медали: «За оборону Москвы» и др.