Здравствуйте!
Опять тот случай, когда нашлось множество публикаций, которые и вывели на орденоносца.
http://s010.radikal.ru/i314/1412/b7/af5f711cd5a3.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша.1»
Баранов Николай Иванович Дата рождения: __.__.1916
Имя матери:
Имя отца:
Место рождения: Ленинградская обл., г. Ленинград
Партийность:
Дата призыва: __.06.1941
Место призыва:
Воинское звание: мл. лейтенант (капитан)
Воинская должность: ком. взвода зенитных пулеметов
Место службы: 64 БАО
Причина выбытия: контужен (23.02.1943)
Место выбытия:
Дата прекращения письменной связи:
Дата выбытия:
Послевоенная судьба:
Место первичного захоронения:
Место перезахоронения:
ОБД идентификатор: нет
Информации о записях в Книге Памяти в ОБД - нет
В базе
http://www.dokst.ru доп. сведения:
В базе ВПП доп. сведений нет
В базе
http://podvignaroda.mil.ru доп. сведения:
Подвиг ID:
11553803; Орден Красного Знамени – наградной от 03.05.1942
http://s017.radikal.ru/i414/1412/fe/6e388a0fb506.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_11553803_Орден.Красного.Знамени-наградной.1»
http://s019.radikal.ru/i614/1412/0a/3dd8b11c2b62.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_11553803_Орден.Красного.Знамени-наградной.2»
Краткое, конкретное изложение личного подвига или заслуг:
«
Тов. Баранов молодой, талантливый командир.
Он собственноручно разработал чертежи и конструктивное приспособление для стрельбы по наземным, воздушным целям из орудий PC.
В боях за город Тихвин тов. Баранов, по заданию командования Северной Группы 4-й Армии, неоднократно лично из орудий PC обстреливал тылы противника.
Под разрывами вражеских мин и снарядов тов. Баранов подводил автомашину с орудиями PC на возможно близкое расстояние к противнику и вел огонь по скоплению живой силы и огневым точкам на подступах к городу Тихвину.
14 ноября 1941 года 2 самолета противника пытались бомбить дер. Сарожу, где в это время размещался штаб Северной Группы 4-й Армии.
Дружным огнём из двух орудий, совместно с красноармейцем-наводчиком Арбузовым - младший лейтенант Баранов отбил атаку самолетов, при этом сбил один самолет.
05.12.1941 г. при обороне станции Тешемля, Северной железной дороги, в момент разгрузки эшелона с боеприпасами, тов. Баранов неоднократно в течение дня отбивал атаки немецких самолетов и прямым попаданием снаряда сбил Ю-88.
При перебазировании батальона от ст. Тешемля до станции Тихвин, тов. Баранов орудиями PC обеспечивал противовоздушную оборону воинского эшелона.
15 декабря 1941 года при проезде ст. Ефремовская на эшелон были совершены два налета немецких бомбардировщиков.
Огнем PC самолеты были рассеяны, и сброшенные ими бомбы как эшелону, так и железнодорожной станции вреда не причинили.
С 16 по 25 декабря 1941 года, батарея орудий PC охраняла воздушные подступы к ст. Тихвин, огонь батареи неоднократно отбивал попытки немецких самолетов бомбардировать станцию и находящиеся там воинские эшелоны.
За проявленные заслуги, тов. Баранов вполне достоин правительственной награды - ордена «Красное Знамя».
Командир 64 БАО
Ст. лейтенант (подпись) Ингерман
Военком 64 БАО
Батальон. комиссар (подпись) Малашин
03 января 1942 года
Справка от А.В. Карпенко:
РЕАКТИВНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ЛЕНИГРАДСКОГО ФРОНТА
Условия, в которых оказался Ленинград в годы Великой Отечественной войны, были уникальными. Прежде всего, это оторванность его от «большой земли», т.е. от основной территории Страны Советов, практически полная блокада города. В тоже время наличие в городе и на Ленинградском фронте талантливых людей. И не маловажный фактор – наличие профессиональной испытательной базы высокого уровня - артиллерийского полигона АНИОПа, более известного как «Ржевский полигон».
Основные разработки к тому времени по пусковым установкам и боевым машинам реактивной артиллерии производились в Москве в СКБ завода № 733 «Компрессор» главного конструктора В.П. Бармина, где было создано и принято на вооружение десятки таких систем для автомашин, кораблей, железнодорожных платформ и других боевых средств. Но Питер тоже принес в историю развития ракетного оружия достаточно интересные конструкции, которые также участвовали в разгроме врага.
Одна из них появилась летом 1941 г., когда младший лейтенант Н.И. Баранова - командир взвода зенитных пулеметов 64-го батальона аэродромного обслуживания разработал конструкцию многозарядных установок для запуска реактивных снарядов.
Вскоре в опытном порядке в полевых мастерских одного из авиаполков, базировавшегося в дер. Сарожа под Тихвином, были изготовлены две двенадцатизарядные пусковые установки для стрельбы авиационными реактивными снарядами РС-82 и РС-132 с использованием штатных направляющих и других элементов авиационных пусковых устройств.
Установки предназначались для стрельбы по воздушным целям. Воздушные налеты по советским аэродромам могли нанести значительный урон авиапарку, который и так был в дефиците под Ленинградом. До этого основными средства для борьбы с авиацией противника были счетверенные установки пулеметов «Максим», пушки ШВАК, 25- и 37-мм автоматические зенитные пушки.
После их испытаний в боевых условиях стрельбой по воздушным целям, по указанию генерала И.П. Журавлева к концу лета 1941 г. на полевом авиаремонтном заводе в Пикалево было изготовлено еще шесть подобных установок для стрельбы по наземным и воздушным целям: две двенадцатизарядные для 132мм снарядов и четыре 24-зарядные для 82-мм РС.
Пусковая установка представляла следующую конструкцию: на раме из стальных труб в центре крепился центральный прибор - пульт управления пуском ракет, по бокам - в два этажа направляющие для 12 РС.
Рама крепилась основанием в подшипнике, укрепленном на станине из стального уголкового набора. Боевая машина для 82-мм реактивных снарядов была создана на базе шасси автомобиля ЗИС-5, в кузове которого была размещена пусковая установка.
http://s010.radikal.ru/i314/1412/b7/af5f711cd5a3.jpg Файл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша.1»
http://s017.radikal.ru/i415/1412/14/11d3ff0ece6a.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша.2»
Вскоре установки подверглись опытным стрельбам, где были составлены таблицы стрельбы для воздушных и наземных целей. В основном система Баранова использовалась при отражении налетов немецкой авиации, когда применялся заградительный огонь, дезорганизовывавший летчиков или поражавший самолеты. Для подрыва на заданной дальности использовались дистанционные взрыватели. Реактивные установки могли поражать воздушные цели на высотах до 3000-3500 м.
Они были приняты для обороны аэродромов под Тихвином и в районе Ладожского озера, эту задачу выполнял дивизион в составе шести установок. Первое боевое применение установок Н.И. Баранова состоялось 14 ноября 1941 г. под дер. Сарожа возле Тихвина в расположении 4-ой Армии с участием самого разработчика, тогда снарядом РС-82 был сбит «Юнкерс-88». Зенитные реактивные установки в числе четырех единиц применялись 47-м батальоном аэродромного обслуживания, в районе Песочной, 6-го района 13-й воздушной армии. Там при их первых испытаний стрельбой с боевой позиции произошла авария, обгорели офицеры, наблюдающие за событием и не укрывшиеся. После этого случая командование проводило специальные командирские сборы по обучению использования реактивных установок.
Ракетные установки Баранова использовались и на Волховском фронте. Боевые машины были применены для стрельбы по наземным целям в районе поселков Шамушки и Бор.
Стреляющий располагался между направляющими за защитными экранами – специальным металлическим щитом цилиндрической формы. Стрельба при максимальных углах возвышения до 850 производилась 1-2-4 ракетами или очередью с использованием прибора управления пуском. Прибор управления ведением огня при изменении положения тумблеров на лицевой панели позволял производить одиночный пуск ракеты, парную или групповую стрельбу, причем был возможен и автоматический пуск набранных ракет.
Обеспечение электричеством системы было организовано аккумуляторами.
Установка дистанционных взрывателей (трубок) боевых частей снарядов при ведении заградительного огня позволяла производить подрывы с интервалом по дальности порядка 100 м.
В аэродромных мастерских Ленинградского и Волховского фронтов по образцам установок Н.И. Баранова с 1941 года изготавливались 2-, 4-, 6-, 8- и 12-зарядные установки для стрельбы по наземным и воздушным целям 82-мм снарядами типа М-8, использовавшиеся для прикрытия аэродромов. До конца 1941 года в Ленинграде было изготовлено 38 зенитных установок реактивного оружия. Вероятно, что реактивные зенитные установки применялись для обороны главных сил Балтийского флота, находящегося в Ленинграде, т.е. для защиты линкоров, крейсеров и эсминцев от налетов немецкой авиации. В 1944 году после перехода Красной Армии в наступление зенитные установки Баранова перестали использоваться для обороны аэродромов.
Ссылка:
http://yablor.ru/blogs/protivosamoletnaya-katyusha-baranov/4614314Противосамолетная «Катюша» Баранова. Дело было под Тихвином.Первыми ракеты для стрельбы по самолетам получили, что интересно, летчики. Еще на Халхин-Голе залпы М-8 немало шокировали японских пилотов. Однако, по труднопредставимым причинам (ничего, кроме того, что цепочка анализа и принятия решения была оборвана репрессиями) этот замечательный опыт попал под сукно. Вновь к нему вернулись только ближе к концу 1941 года.
Мало кто знает, что, получив осенью 1941 года (массово - с весны 1942 года) подвески РСов - летчики-истребители ВВС РККА были очень довольны. По данным авиации Северного Флота, к примеру, среднее количество РСов, которые тратились на уничтожение одного самолета противника было для пилота средней квалификации - 6-8 штук. Т.е., каждый бой вооруженного ракетами самолета заканчивался не менее, чем одной победой. Бывало и больше.
Однако уже летом - в условиях дикого дефицита средств ПВО и полного господства немецкой авиации в воздухе, совершенно независимо от этого опыта, одновременно несколько никак между собой не связанных военных и конструкторов приходят к идее создания зенитной РСЗО. Одним из них был младший лейтенант Н.И. Баранов, командир зенитно-пулеметного взвода, бывший слесарь-инструментальщик одного из ленинградских заводов. Описывать его систему даже и не стоит - все видно сразу. Направляющие и ящик с аккумулятором и переключателями для запуска ракет.
Двенадцать направляющих были универсальными, с них можно было запускать как 82-мм, так и 132-мм ракеты с обычными дистанционными трубками. При максимальной задержке наклонная дальность постановки осколочной завесы составляла 3-3,5 километра при максимальной высоте около 2-2,5 километров. Испытания показали, что идея работоспособна, были составлены таблицы стрельбы, и в самом скором времени две установки, смонтированных на ЗиС-5 отправились воевать.
Впервые в боевых условиях две пусковые зенитные установки, созданные Н. И. Барановым, были применены 14 ноября 1941 года; оператором одной из пусковых установок был сам изобретатель. Под деревней Сорожа, недалеко от Тихвина, при защите от воздушного нападения штаба Северной группы 4-й армии зенитными ракетами был сбит немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». В качестве снарядов применялись штатные авиационные ракеты М-8.
Существуют разночтения в части того, какие именно установки поехали воевать. Дело в том, что считается, что после испытаний были изготовлены уже 24-ствольные ПУ для М-8, но про них кроме этого неизвестно ничего. С одной стороны, конечно, было бы логично, а с другой - мне кажется, что 24-ствольная система была бы слишком тяжела для ручного наведения с какой-то разумной для зенитной стрельбы угловой скоростью. Я бы сделал ставку на то, что воевали примерно такие же вот 12-зарядные установки.
Ссылка:
https://vk.com/topic-31081640_27320176 «…Два «юнкерса» с черными крестами на крыльях и ходили на боевой курс. В сетку прицела фашистского штурмана медленно наплывали окраинные дома заснеженной русской деревни. Неожиданно впереди и чуть слева около бомбардировщиков возникли многочисленные разрывы зенитных снарядов. «Юнкере» завалился на крыло и, оставляя траурный дымный след, врезался в землю. Второй самолет поспешно высыпал бомбы на болото, круто развернулся и стал уходить на запад.
Это случилось 14 ноября 1941 года под деревней Сарожа, недалеко от Тихвина. Действовал здесь не дивизион и даже не батарея зенитных орудий. Деревню, где размещался штаб Северной группы 4-й армии, прикрывали всего две зенитные установки. Но они были реактивные! Огонь из них вели младший лейтенант Баранов и младший сержант Арбузов.
Зенитные многозарядные реактивные установки в 1941 году таких в ту пору не имела ни одна армия мира! Они были разработаны и изготовлены в считанные дни по идее и под непосредственным руководством недавнего слесаря-инструментальщика ленинградского завода «Линотип» Николая Ивановича Баранова.
В первые же дни войны он был назначен командиром взвода зенитных пулеметов шестьдесят четвертого батальона аэродромного обслуживания.
Баранов хорошо понимал более чем скромные возможности своих счетверенных «Максимов». Знал он, что в ту пору в войсках, действовавших под Тихвином, было очень мало зенитных орудий — считанные единицы.
Однажды Баранов услышал, что по соседству действует наша авиачасть, вооруженная какими-то эрэсами — реактивными снарядами. Знакомый капитан-летчик рассказал: «Еще в финскую советская авиация применяла истребители и бомбардировщики с ракетами».
Молодой командир задумался: а что, если использовать авиационные реактивные снаряды для создания зенитной установки?
Он рассказал об этом командиру батальона старшему лейтенанту Ингерману. Тот внимательно выслушал и обещал помочь.
Через несколько дней с соседнего аэродрома привезли несколько реактивных снарядов калибра 132 мм и 82 мм. Доставили и приспособления для стрельбы с самолетов.
Все свободное время Баранов изучал новое для него оружие. Младший лейтенант решил создать комбинированную установку для ведения огня как по воздушным, так и по наземным целям. Она должна быть многозарядной. Это ясно. Но как добиться, чтобы ракеты выстреливали с одинаковыми короткими интервалами? А если использовать приспособление для сбрасывания бомб на бомбардировщике? Его добыли для Баранова друзья-авиаторы со списанного самолета. Прицел тоже решено было взять со старого истребителя.
За короткий срок Баранов разработал эскизы. Первую, опытную установку изготовили в полевых авиаремонтных мастерских. Она была рассчитана на двенадцать 82-мм ракет. Не теряя времени, приступили к испытаниям. Активное участие в них приняли пулеметчики взвода сержант К. Протосеня, младшие сержанты С. Асатурян, И. Николаев, И. Арбузов — в дальнейшем они стали командирами первых в нашей стране зенитных реактивных установок.
По указанию генерал-майора авиации И.П. Журавлева на полевом авиационном ремонтном заводе начали выпускать реактивные установки по чертежам Н.И. Баранова. Работая днем и ночью, изготовили четыре двадцатичетырехзарядных установки для 82-мм снарядов в две двенадцатизарядные.
Прежде чем учить других, надо было во всем разобраться самим. А ведь опыта никакого, инструкций тоже никаких. Нашли площадку, гордо назвали ее полигоном. Здесь проводили опытные стрельбы, затем составили таблицы для зенитной и наземной стрельбы...
Однажды сбили трубу своей землянки, вспоминал Баранов — По неопытности не учел, что и на малой скорости ракета после схода с направляющими несколько проседает.
В октябре — ноябре 1941 года обстановка под Тих-1НШОМ для наших войск складывалась тяжелая. Немецко- фашистские войска пытались замкнуть второе, внешнее кольцо блокады Ленинграда. Дивизион направили ми прикрытия одного из полевых аэродромов. Несколько раз приходилось вести огонь по воздушному врагу. После того как над Сарожой ракетами сбили бомбардировщик, фашистские самолеты стали обходить этот населенный пункт стороной.
Когда наши войска оставили Тихвин, все шесть реактивных установок под командованием Н.И. Баранова были направлены для поддержки советских наземных войск. Командир реактивных установок вместе с подчиненными и техникой участвовал в освобождении Тихвина от фашистов. В мае 1942 года Николай Иванович Баранов был награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе говорилось: «Тов. Баранов — молодой, талантливый командир. Он собственноручно разработал чертежи и конструктивное приспособление для стрельбы по наземным и воздушным целям из орудий PC. В боях за город Тихвин тов. Баранов по заданию командования Северной группы 4-й армии неоднократно лично из орудий PC обстреливал тылы противника. Под разрывами вражеских мин и снарядов тов. Баранов подводил автомашину с орудиями PC на возможно близкое расстояние к противнику и вел огонь по скоплению живой силы и огневым точкам на подступах к городу Тихвину».
О действиях командира реактивных установок после взятия Тихвина в наградном листе указывается: «05.12.41 г. при обороне станции Тешемля Северной железной дороги во время разгрузки эшелона с боеприпасами тов. Баранов неоднократно в течение дня отбивал атаки немецких самолетов и прямым попаданием реактивного снаряда сбил Ю-88. При перебазировании батальона от ст. Тешемля до станции Тихвин тов. Баранов орудиями PC обеспечивал противовоздушную оборону воинского эшелона. 15 декабря 1941 года при проезде ст. Ефремовская на эшелон были совершены два налета немецких бомбардировщиков, огнем PC самолеты были рассеяны, и сброшенные ими бомбы как эшелону, так и железнодорожной станции вреда не причинили.
С 16 по 25 декабря 1941 года батарея орудий PC охраняла воздушные подступы к ст. Тихвин, огонь батареи неоднократно отбивал попытки немецких самолетов бомбардировать станцию и находящиеся там воинские эшелоны».
Интересно отметить, что командир и комиссар 64-го батальона аэродромного обслуживания представили Баранова к ордену Красного Знамени. Вышестоящие начальники «поскромничали» и написали: к ордену Красной Звезды. Однако в замечании Военного совета фронта было написано «Достоин награждения орденом Красного Знамени».
В феврале 1943 года реактивные зенитные установки под командованием лейтенанта Баранова охраняли аэродром близ деревни Никольское и станции Жихарево на берегу Ладожского озера.
С утра 23 февраля Баранов, как всегда, был на посту — около своих установок. К огневым позициям, направляясь на аэродром, приближалась группа летчиков. Впереди шел невысокий человек лет тридцати, в меховом летном комбинезоне. Баранов узнал одного из первых дважды Героев Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г. П. Кравченко. Генерал, поравнявшись с зенитчиками, улыбнулся:
— Не замерзли, хлопцы?
Затем Кравченко поинтересовался дальностью и скорострельностью реактивных установок:
— Вещь неплохая, первые ракеты я еще в тысяча девятьсот тридцать девятом году на Халхин-Голе видел. Тогда наши «ястребки» успешно стреляли ими по японцам.
Вскоре над заснеженными окопами ракетных установок со свистом пронеслось несколько пар истребителей. Их повел генерал Кравченко на запад, навстречу фашистам, готовившимся к налету на ледовую Дорогу жизни через Ладогу.
В стереотрубу Баранову хорошо был виден неравный воздушный бой, который вели наши летчики над озером. Вот вспыхнул и развалился немецкий истребитель.
(Ищем неожиданно стала беспорядочно падать советская машина. От нее отделилась маленькая черная фигурка. Однако парашют так и не раскрылся. После было установлено, что генерал Кравченко вытянул кольцо, но его тросик оказался перебит осколком...
«Мессершмитт», сбивший советскую машину, снижаясь направился к аэродрому Никольское.
— К бою! —скомандовал Баранов.
Вот уже видны через прицел вспышки пламени пушек и пулеметов вражеской машины. «Пора!» Одна за фугой с короткими интервалами рванулись ввысь двенадцать ракет. Путь стервятнику преградила огненная стена разрывов. Словно натолкнувшись на нее, «мессершмитт» вздрогнул, задымил и в пламени упал на землю неподалеку от позиции зенитчиков.
Неожиданно из-за леса, ведя огонь на бреющем полете, выскочил еще один «мессершмитт». Дать второй залп Баранов не успел. Пуля сбила ветрянку взрывателя. Через 15—20 секунд он сработает. Шипит горящий пороховой замедлитель. Наконец нажата кнопка пуска. Поздно! Ракета взорвалась в нескольких метрах от установки. Тяжело контуженного Баранова сержант Протосеня отнес на руках в санитарную часть...
По разработанному Барановым образцу на многих аэродромах Ленинградского и Волховского фронтов еще в конце 1941 года стали изготовлять зенитные реактивные установки. Количество ракет у них было разное: две, четыре, шесть, восемь, двенадцать. Они сыграли немаловажную роль в защите наших аэродромов и уничтожили не один фашистский самолет. Особенно пригодились самодельные зенитные установки в первый период войны, когда зачастую не хватало истребителей, было мало зенитных орудий и пулеметов. Почему они не получили широкого распространения? Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев, ведавший как начальник Главного артиллерийского управления вооружением советской артиллерии в годы Великой Отечественной войны, говорил: — О зенитных реактивных установках конструкции Баранова мне ничего не известно. Следует заметить, что по точности стрельбы ракеты значительно уступали существовавшим тогда зенитным орудиям. Именно поэтому были забракованы первые советские зенитные установки с использованием 132-мм реактивного снаряда, созданные отечественными конструкторами в конце тридцатых годов.
В США в годы войны зенитными ракетами вообще не занимались: ведь страна не подвергалась воздушным налетам. Не привлекали они вначале внимания и фашистского военного руководства. Зачем? Ведь Геринг неоднократно клялся: «Люфтваффе не допустит ни одного вражеского самолета на территорию великою рейха!»
За разработку ракет гитлеровцы взялись тогда, когда блицкриг лопнул и на Германию посыпались тысячи бомб с советских и союзных самолетов. Однако было поздно. Из многих лихорадочно разрабатываемых образцов неуправляемых зенитных снарядов, всех этих «тайфунов», «торнадо», «люфтфаустов», «фэнов», только последний получил боевое крещение в конце 1944 года.
В Англии испытания 50-мм реактивного зенитного снаряда прошли весной и летом 1937 года, а потом испытывался и более крупный — 76-мм снаряд. Результаты были не очень утешительны: по точности ракеты уступали новому, 94-мм зенитному орудию. К тому же первые английские зенитные установки были однозарядные. А советская 24-зарядная зенитная реактивная установка уже в ноябре 1941 года сбивала фашистские самолеты. Николай Иванович Баранов сразу же остановился на многозарядной установке. Именно она могла! компенсировать недостаточную точность стрельбы.
В считанные дни и недели Баранову удалось создать новое оружие, над конструкцией которого во многих странах не один год работали сотки специалистов. Это был настоящий технический подвиг.
«
Помощь в создании зенитных реактивных установок — вспоминает Баранов — мне оказывало много людей. Без их поддержки мне мало что удалось бы сделать. Особенно много сделали старший лейтенант Ингерман, майор Прокопенко, генерал-майор авиации Журавлев. Много внимания установкам уделял генерал Павлович. Во время боев за Тихвин он лично ставил задачи по поражению наземных целей, помогал составлять расчеты для стрельбы…»
Николаю Ивановичу Баранову принадлежит честь создания первых в мире многозарядных зенитных реактивных установок. Они сыграли немаловажную роль при ищите аэродромов и других объектов Ленинградского и Волховского фронтов.
После войны Николай Иванович Баранов много лет прослужил в рядах Советской Армии и ушел в запас в 1вании майора. Работал мастером механического цеха на заводе, инженером в конструкторском бюро.
У талантливого новатора было много внедренных рационализаторских предложений, два авторских свидетельства. Над изобретениями Николай Иванович работал буквально до последнего часа своей жизни.
...В дни революционных праздников по Дворцовой площади Ленинграда торжественным маршем проходят грозные боевые ракеты, способные перехватить и уничтожить любую воздушную цель. А ведь их далекими «предками» были зенитные реактивные установки, созданные в суровую годину войны ленинградским слесарем Николаем Ивановичем Барановым.
Одно из предложений Баранова, внедренное на производстве, позволило сэкономить десятки тысяч рублей народных средств, другое — дало возможность освободить людей от тяжелой и грязной физической работы, сократив при этом количество обслуживающего персонала на одну треть. Все свои творческие замыслы конструктор, как правило, доводил до практического внедрения самостоятельно. Он лично готовил эскизы и рабочие чертежи, затем становился к верстаку и токарному станку, изготовляя нужные детали.
Вот что пишет о ракетных установках Баранова А. Широкорад «Энциклопедия отечественного ракетного оружия_1817-2002»:
«…В ноябре 1941 года командиром взвода зенитных пулеметов 64-го батальона аэродромного обслуживания младшим лейтенантом Н.И. Барановым были спроектированы зенитные установки для стрельбы авиационными ракетами РС-82 и РС-132. В этих установках были использованы направляющие и другие элементы авиационных пусковых установок. По указанию генерала И.П. Журавлева на полевом авиационном заводе изготовили четыре 24-зарядные установки для реактивных снарядов РС-82 калибра 82 мм и две 12-зарядные установки для реактивных снарядов РС-132 калибра 132 мм. Ракетные установки были проверены опытными стрельбами и составлены таблицы для зенитных и наземных стрельб. Дивизион в составе шести ракетных установок осуществлял прикрытие аэродромов под Тихвином и на Ладожском озере.
Установки были смонтированы на шасси автомобиля ЗИС-5. Максимальный угол возвышения установок 85°. Снаряды были оснащены дистанционными трубками. По образцам зенитных ракетных установок Н.И. Баранова на аэродромах Ленинградского и Волховского
фронтов отдельными изобретателями и рационализаторами изготавливались в инициативном порядке 2-, 4-, 6-, 8- и 12-зарядные зенитные установки для пуска реактивных снарядов М-8.
Впервые в боевых условиях две пусковые зенитные установки, созданные Н.И. Барановым, были применены 14 ноября 1941 года, оператором одной из пусковых установок был сам изобретатель.
Под деревней Сорожа, недалеко от Тихвина, при защите от воздушного нападения штаба Северной группы 4-й армии зенитными ракетами был сбит немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». В качестве снарядов применялись штатные авиационные ракеты М-8. Несколько типов импровизированных зенитных пусковых установок для ракет М-8 и М-13 было создано на Черноморском флоте в 1942—1943 годах. Первый случай стрельбы ракетами с корабля по самолетам произошел 02 апреля 1942 года. В связи с этим в 1944 году в «Военмориздате» были даже напечатаны таблицы стрельбы снарядом М-13 с баллистическим
индексом ТС-13 по самолетам. Снаряды оснащались дистанционной 6-секундной трубкой.
Рекомендовалось создавать неподвижные завесы по самолетам с наклонной дальностью 2400 м.
Кроме армейских и флотских умельцев проектированием зенитных пусковых установок в годы войны занимался и специализированный на создание пусковых установок конструкторский коллектив СКБ завода «Компрессор».
Широкорад пишет о том, что ракетные зенитки были смонтированы на шасси ЗИС-5. Однако, местная жительница Прохорова Аграфена Антоновна 1934 г.р. (воспоминания которой передала нам глава сельского поселения Тороповское Морозова Ольга Васильевна) вспоминает, что на станции стояли «Катюши» на гусеницах, которые стреляли по самолетам.
За этот и другие подвиги младший лейтенант
Баранов Николай Иванович был удостоен ордена Красного Знамени
http://s017.radikal.ru/i437/1412/f1/a036723a3eba.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша-статья.Октябрь.1965-1»
http://s019.radikal.ru/i613/1412/71/ef1a3126b9e0.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша-статья.Октябрь.1965-2»
Фамилии бойцов, упоминаемые в статье:
Ингерман ст. лейтенант, командир батальона
Прокопенко майор
Протосеня К. сержант, пулеметчик
Асатурян С. мл. сержант, пулеметчик
Николаев И. мл. сержант, пулеметчик
Арбузов И. мл. сержант, пулеметчик http://i049.radikal.ru/1412/4f/4a29b1cbbfe5.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша-статья.05.05.1968-1»
http://s017.radikal.ru/i438/1412/be/cbadc9188e29.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша-статья.05.05.1968-2»
Фамилии бойцов, упоминаемые в статье:
Асатурян мл. сержант, ком. зенитной установки
Николаев мл. сержант, ком. зенитной установки
Арбузов мл. сержант, ком. зенитной установки http://s020.radikal.ru/i701/1412/2f/be1bc71fb80e.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша-статья.08.06.1978-1»
http://s50.radikal.ru/i130/1412/fb/be789f7f3112.jpgФайл: «Тихвин_Баранов.Н.И_Катюша-статья.08.06.1978-2»
Фамилии бойцов, упоминаемые в статье:
Протосеня К. пулеметчик
Асатурян С. пулеметчик
Николаев И. пулеметчик
Арбузов И. пулеметчик