31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД-МВД СССР (в/ч 5243)
22 мая 1942 года был сформирован 31-й отдельный дивизион бронепоездов войск НКВД по охране железных дорог, который был предназначен для выполнения боевых задач по сопровождению литерных поездов (членов Ставки ВГК). 31 мая 1942 включен в составе 19-й дивизии по охране железных дорог (г.Горький). В составе дивизиона бронепоезда серии «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные в депо г.Горький. В состав боевой части бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийский бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая из площадок была вооружена двумя 76.2 мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. С пушками были спарены 7.62 мм станковые пулеметы ДТ, бронеплощадки имели по четыре 7.62 мм станковых пулемета Максим в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки (впоследствии были заменены на автоматические американского производства), а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядом М-8. Мощная броневая защита надежно защищала личный состав вооружение от огня противника. Толщина боковой брони бронеплощадок – 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной – 20 мм. Бронепаровоз был защищен броней в 30-45 мм и использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. Вооружение позволяло вести огонь по целям, расположенным на удалении до 12 км.
Командиром дивизиона был назначен капитан Ященко (в 1945 году подполковник) бывший командир 56-го отдельного бронепоезда войск НКВД. Заместитель командира дивизиона майор Яков Грушелевскиий, сменит Ященко в этой должности и погибнет 12 мая в бою на станции Чернь Тульской области.
31-й отдельный дивизион бронепоездов дислоцировался в Москве в районе Останкино. С мая 1942 года в составе действующей армии, выполняла боевые задачи по охране по пути и в местах пребывания по железной дороге высшего военно-политического командования. Известны поездки Маршала Василевского на Запад, и также на восток - в Читу и Хабаровск в период войны с Японией.
По воспоминаниям очевидцев состав включал паровоз (бронепраовоз) - бронеплощадка (на одном её конце платформа с зениткой, на другом - трёхствольный крупнокалиберный пулемёт, в середине - кубрик, по бокам которого находились две амбразуры для станковых пулемётов). Затем - несколько обычных пассажирских вагонов и бронированный для маршала, вагон для охраны, вагон для взвода во время длительной стоянки, вагон- столовая, а в конце состава - вторая бронеплощадка. Везли с собой и легковые машины, а ещё прицепляли открытую платформу с грузовым автомобилем, обычно американским "Студебекером". Впереди состава, на расстоянии, шёл контрольный паровоз.
По состоянию на 01.1950 года отдельный дивизион в составе двух бронепоездов по четыре бронеплощадки каждый, дислоцировался в Москве.
Приказом по 31-му ОДБП МВД от 26 апреля 1950 года №00111 была объявлена расстановка офицерского, сержантского и солдатского состава по штату №107, объявленному приказами МВД СССР от 8.1.1950 г. №0015 и от 15.3.1949 г. №0026,
Командир дивизиона подполковник Ментов Василий Алексеевич.
Заместитель командира по политчасти майор Куц Василий Федорович.
Заместитель командира по техчасти капитан т/с Лемутов Михаил Васильевич.
Заместитель командира по снабжению майор а/с Дьяченко Марк Никитович.
Начальник штаба дивизиона майор Стефкин Александр Дмитриевич.
Взвод связи 14 чел.
Партийно-политический аппарата 5 чел. Секретарь партийной организации лейтенант Русанов Борис Георгиевич.
Начальник арт-технической службы (начальник мастерской) капитан т/с Лобачев Иван Кузьмич.
Военно-хозяйственная служба 5 чел.
КЭЧ – 2 чел.
Санитарная служба – начальник майор м/с Фокина Валентина Кузьминична.
1-й бронепоезд командир (потолок – майор) – старший лейтенант Хромов Александр Дмитриевич.
1-я бронеплощадка командир (потолок – майор) старший лейтенант Соболев Алексей Николаевич.
2-я бронеплощадка старший лейтенант вакантная.
3-я бронеплощадка старший лейтенант Лисенков Алексей Петрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Шугаев Федор Иванович.
2-й бронепоезд – командир капитан Москаленко Гавриил Федорович.
Заместитель командира по политчасти старший лейтенант Шевелев Яков Петрович.
1-я бронеплощадка старший лейтенант Зенкин Иван Кузьмич.
2-я бронеплощадка – вакантная.
3-я бронеплощадка – старший лейтенант Мартазов Константин Александрович.
4-я бронеплощадка старший лейтенант Волков Петр Иванович.
Подразделения обслуживания:
Команда хозяйственного обслуживания.
Мастерская.
Автотранспортный взвод.
Всего личного состава – 280 чел.
Дивизион входил в состав 15-й дивизии войск МВД по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог (в/ч 6311).
В приказе от 10.7.1950 года №00372 появился новый заместитель по снабжению майор а/с Пономарев Николай Максимович, введена новая должность начальника секретной части – начальник старший лейтенант а/с Израилева Роза Менделеевна. Командир бронепоездов без изменений.
В 1950 году дивизион выполнил задание по сопровождению спецгрузов на Дальний Восток.
Приказом командира 15-й дивизии №8/0457 от 23.5.1905 г. майор Никитин Федор Павлович назначен начальником пионерского лагеря «Березка» сроком до 15.8.1950 г.
Приказом №140 от 31.5.1950 года по 31-му ОДБП МВД купание личного состава и сдача ГТО по плаванию разрешена на водной станции «ДИНАМО» в Химках.
В 1 квартале 1950 года, личный состав 2 бронеплощадок под командованием старшего лейтенанта Зенкина и старшего лейтенанта Соболева в течение двух месяцев нес службу по охране объектов 60-го отдельного батальона бронепоездов МВД СССР в составе которого находились бронепоезда и вагоны командования МВД СССР.
Во втором квартале 2 бронеплощадки по командованием старшего лейтенанта Шевелева и старшего лейтенанта Андреева сопровождали спец-грузы в адрес Дальстроя МВД СССР.
Материал подготовлена на основании документов РГВА: ф. 38260, оп. 1, д. 62, дд. 64 и 101.25.10.2011 г. Александр Слободянюк.