Уважаемый Сергей Сергеевич!
Большое вам спасибо за размещение здесь ставшими теперь общедоступными ссылок на это архивное дело!
Прошу всех коллег обратить внимание на точную дату его рассекречивания - июнбь 2005 года. Именно в этом месяце должна была выйти в свет вторая часть моей работы "Во имя России" - "« ... НА ТИХОМ ОКЕАНЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД ... » (МАРТИРОЛОГ ТИХООКЕАНСКИХ ПОДВОДНИКОВ ОТЕЧЕСТВА ( 1905 - 2004 )". Разумеется в тот момент я не мог использовать и цитировать в своей работе этот ещё секретный документ, а писал только по "открытым" документам, в результате чего глава о двух погибших "малютках" была представлена мной в следующем виде:
"М-49 и М-63
Исторические справки: М-49 - малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 26.07.1937 под строительным (стапельным) номером «С-248» и под обозначением М-57 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). В 1938 году в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 198 (Судостроительный завод имени Андрэ Марти) и 25.01.1939 спущена на воду реки Буг. Приёмный акт подписан 27.07.1939, лодка вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота 03.08.1939. 27.10.1939 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1939 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е.Ворошилова) и 15.11.1939 вошла в состав подводных сил ТОФ. 27.10.1939 получила обозначение М-49. 15 или 16.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ;
М-63 - малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 20.01.1938 под строительным (стапельным) номером «С-254» и под обозначением М-63 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). 05.10.1939 спущена на воду реки Волга. В период 15.11.1939 - 31.08.1940 (по другим данным - 05.11.1939 - 21.09.1940) носила обозначение М-60, затем временно - М-48. Весной 1940 года переведена по внутренним водным путям в Ленинград. Приёмный акт подписан 31.07.1940, лодка официально включена в состав Краснознамённого Балтийского флота 31.08.1940. 21.09.1940 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1940 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е.Ворошилова) и 21.12.1940 вновь как М-63 вошла в состав подводных сил ТОФ. В период 10 - 17.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ.
В период Второй Мировой войны 1939 - 1945 годов тихоокеанский подплав по различным причинам лишился 8 подводных лодок - М-49, М-63, Щ-138, Щ-118, Л-16, Щ-130, Щ-139 и Л-19. При этом половина из них, обе «малютки» и оба «ленинца» были потеряны безвозвратно, и гибель каждой из 4 этих подлодок была связана с ведением боевых действий в бассейне Тихого океана. Всего в период 1941 - 1945 года вместе со своими кораблями погибло 212 тихоокеанских подводников. Рассказ о потерях тихоокеанского подплава в период Второй Мировой войны мы начнём с описания «парной» гибели двух малых подводных лодок - М-49 и М-63 - в августе 41-го...
...Подводные лодки М-49 и М-63 к августу 1941 года организационно входили в состав 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ. Этими «малютками» командовали старшие лейтенанты Израиль Владимирович Сивориновский (ошибочно - Сибариновский) и Борис Спиридонович Капицын (ошибочно - Копицын) соответственно. Обе лодки принимали участие в фактически боевом патрулировании подходов к Главной базе ТОФ в заливе Посьета Японского моря на случай возможного нападения сил Императорского ВМФ Японии.
Наиболее подробная до сего времени информация о последних походах этих двух тихоокеанских «малюток» содержалась в статье М.Э.Морозова «Уроки необъявленной войны», опубликованной в журнале «ФлотоМастер» (2002 г., № 5). Процитируем ниже интересующие нас строки из этой публикации:
«В 15.59 9 августа [1941 года] в очередной поход на позицию № 2 южнее Уссурийского залива ушла М-49. Спустя сутки, в 15.45 10-го на расположенную западнее позицию № 1 направилась М-63. ... В 23.00 9 августа командир [М-49] доложил о прибытии на позицию, затем ещё несколько раз - о состоянии погоды и корабля. Оно опасений не вызывало. Последнее сообщение с лодки было принято в 08.30 15-го «Неизвестный транспорт курсом SW». В штабе флота определили, что субмарина обнаружила пароход «Красный ,] что это была за ПЛ: наша М-49 или М-63, или иностранная лодка. Связавшись с П.В.Боженко из Московского клуба истории Владимирович] Боженко. Вот из этих двух писем [-] рассказ и уточнение [-] и появилась упоминаемая [мной выше] статья, относится это к 1999 году. ,] что им ,] обратились с (]была поднята или »] (хотя ТОФ принимал участие в войне с Японией только с 9 августа по 3 сентября 1945 ,] что за ПЛ была обнаружена в 1954 г. Однозначно [о том,] что [именно] это была за рукописи] моей статьи у меня потерян и нет возможности переслать её сть] на минном заграждении в 15-ти милях к юго-востоку от залива Посьет [залива Петра Великого Японского моря]. Кроме того, линия мин была выставлена на глубине 150 - 180 метров в непосредственной близости от свала глубин более 500 метров. Считая при плавании ПЛ опасной изобату 500 метров, за которую в минном отношении заходить опасно, ПЛ М-63 имея под килём глубину более 500 ’]»]). В заливе Петра Великого действует постоянное течение, направленное на юго-запад, [со] скоростью 0,2 - 0,4 узла. Кроме того, могло действовать ветровое течение южных направлений от прошедшего накануне циклона, [со] скоростью до 0,4 узла. Сорванные с якорей мины от дрейфа под воздействием ветра и течения через 20 - 30 часов могли оказаться в районах позиций подводных лодок. В этом случае место гибели подводных лодок можно оценить координатами назначенных позиций с учётом точности плавания ПЛ: ПЛ М-63: 41°58,0[’]очной долготы;] 42°13,0[’]очной долготы.] ПЛ М-49: 42°01,0[’]очной долготы]. 42°19,0[’]очной долготы]». Говоря о третьей вероятной причине - «Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтённого дрейфа от ветра (снос на минные заграждения)», М.И.Сажаев пишет, что М-49 и М-63 «могли подорваться на оборонительных минных заграждениях при неблагоприятных гидрометеорологических условиях (ограниченная видимость и сильный ветровой дрейф), когда не учитывался дрейф от ветра. Значительный дрейф северного направления мог возникнуть при прохождении через северную часть Японского моря тайфуна или глубокого циклона. В этом случае район гибели подводных лодок [-] достаточно больной и располагается в месте постановки минных заграждений». По четвёртой вероятной причине - «Гибель подводных лодок из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий» - автор рукописи излагает мнение, что «подводные лодки могли погибнуть в штормовых условиях плавания, если не имели возможности погрузиться», и что «в этом случае место их гибели находится в районе назначенных им позиций». И, наконец, упоминая последнюю возможную причину гибели обеих «малюток» - «Гибель подводных лодок в бою при встрече с вооружённым судном противника», автор рукописи, упоминая, что теоретически они «могли погибнуть в бою с вооружённым судном противника от артиллерии или тарана», считает, что «в этом случае место гибели подводных лодок может находиться за пределами назначенных подлодкам позиций». Делая вывод о том, что «наиболее вероятными причинами гибели подводных лодок М-49 и М-63» следует считать первые три из пяти вышеперечисленных, Главный штурман ТОФ, член Совета Дальневосточного Клуба моряков-подводников ТОФ капитан 1-го ранга М.И.Сажаев даёт рекомендацию: «Поиск подводных лодок целесообразно произвести в предполагаемых (расчётных) местах гибели, а так же обследовать районы возможного подрыва ПЛ на минных заграждениях и их дозорные позиции». В беседе с нами автор рукописи подчеркнул, что поиск погибших в августе 1941 года в заливе Посьета двух «малюток» следует вести до тех пор, пока они не будут найдены. «Кое-кто до сих пор считает, что М-49 и М-63 погибли из-за элементарной неграмотности членов их экипажей, которые по ошибке завели их на свои минные поля, - сказал М.И.Сажаев. - Установление точных мест и причин их гибели позволит нам очистить имена навечно оставшихся назад в море 43 тихоокеанских подводников от таких обвинений». И с этим нельзя не согласиться...".
К сожалению, тогда эта моя книга так и не вышла (это отдельная, весьма показательная и печальная история, о которой я могу рассказать отдельно), а от издания её в том же виде несколько лет спустя я по понятным причинам сам отказался...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий