Мне только очень всё ж непонятно, как так быстро туда попала совершенно маленькая горстка пленных из лазарета Вильнюса? Я не вижу в этом смысла, не вижу рациональности такого перемещения. Создаётся впечатление, что по всем территориям ходил специальный "паровоз", целью которого было до отказа наполнить вагоны умирающими, инвалидами и свезти их в Глубокое, чтобы там закопать в заранее выротые ямы-могилы. Но... ведь даже при таком раскладе до станции, где делает остановку этот "паровоз", умирающих и инвалидов надо ещё довести, довезти, донести, короче, доставить.
Ну я не понимаю. Ну никак.
1. Я выразился неаккуратно. Сам приказ о создании спецлазаретов был издан в марте, точную дату надо искать. Но, конечно, весьма сомнительно, что он начал активно исполняться незамедительно. Необходимо было разобраться, какие лагпункты подходят для проекта, откуда туда посылать, произвести другую подготовительную оргработу. Где-то это происходило быстрее, где-то медленнее. Самые первые записи о поступлении в Глубокое датированы 6 июня. Поскольку не имеется иных, приходится считать ее примерной датой самого первого поступления, что подтверждается, к слову еще, свидетельством мемуариста, выбывшего из Глубокого в начале мая, который никаких признаков существования в лагере в монастыре спецлазарета не привел.
2. Глубокое по ж. д. находилось на объездной узкоколейной дороге от терминала Крулевщизна на Вильнюс (точнее, широкая колея была от Крулевщизны до Глубокого, а дальше шла узкоколейка до пересечения со станцией на трассе широкой колеи, ведшей от Вильнюса на восток в сторону Латвии). Прямая широкая колея шла от Крулевщизны на Вильнюс через Молодечно. Объездная дорога была капитально разрушена нашими частями при отступлении, немцы ее более-менее скоро привели в относительный порядок, но использовалась она весьма неинтенсивно, по ней ходило по одному составу в сутки причем не каждые сутки. Т. е. эта дорога служила вспомогательной, запасной, особого важного значения не имела. Явно по ней Ваш родственник был доставлен в Глубокое из Литвы.
А если мы представим две дороги, главную и объездную, в комплексе, то увидим кольцо.
Во время войны Глубокое было центром большого одноименного гебитскомиссариата (облцентром). Там находился штаб дивизии охранных войск, различные оккупационные офисы, а из хозяйственных объектов - деревообработочная фабрика, выпускавшая особо высококачественную фанеру и изделия из нее, а также центр сбора, сортировки и распределения имущества евреев, казненных по всей Белоруссии. Постольку движение на ж. д. плече Крулевщизна - Глубокое было вполне достаточно интенсивным. Кроме того, в северном направлении, на Витебск, от Крулевщины в около 30 км восточнее Глубокого (ст. Подсвилье) шла еще одна широколейная ж. д., а Глубокое с Подсвильем соединяло шоссе, мощеное булыжником.
В документальных и мемуарных материалах о шталаге Новая Вильна указывается любопытный факт. С лета 1942 г. там прекратили содержать обессиливших, тяжело больных и утративших работоспособность и стали увозить их по железной дороге в неизвестном направлении. Новая Вильна находится на ж. д. трассе между Вильнюсом и Молодечно, далее на восток Крулевщизна. Кроме того, от Новой Вильны начинается та самая ширококолейная ж. д. трасса, от которой далее идет узкоколейное ответвление на Глубокое.
Т. е. от Новой Вильны умиравших можно было везти на выбор двумя ж. д. путями - по прямому широколейному и по объездному, в значительной части узкоколейному.
Насколько представляю, во время оккупации строжайше запрещалось держать без дела и попусту гонять порожние вагоны. Как только они образовывались, их заполняли умиравшими и увозили из лагерей, нам известных, в Глубокое. Причем, по всей видимости, это происходило не просто, бессистемно, по мере накопления, а по определенному графику, чтобы в итоге за месяц захоронить в Глубоком 500 трупов в заранее выкопанные могилы.