Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Станция "Партизанская" у "партизанского" леса  (Прочитано 5403 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий

2015 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

СТАНЦИЯ «ПАРТИЗАНСКАЯ» У «ПАРТИЗАНСКОГО» ЛЕСА

…Накануне очередного юбилея Великой Победы, 6 мая 2005 года столичные средства массовой информации разнесли весть о том, что одна из старейших станций Московского метрополитена – «Измайловский парк» – с этого дня носит новое название – «Партизанская». Это было сделано, как говорилось в тех сообщениях, «в связи с грядущим 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и многочисленными обращениями горожан». Вряд ли руководство столичной подземки (во главе с личным другом тогдашнего московского мэра и представителем народа, который в годы Великой Отечественной, если и участвовал в партизанском движении, то только против Советской власти) догадывалось, насколько удачным на самом деле оказалось это, явно конъюнктурно-спонтанное на тот момент решение. Ведь всего в паре минут ходьбы от теперешней «Партизанской» начинался лес, который действительно мог стать в те суровые военные годы партизанским… Но – обо всём по порядку, то есть – сначала о станции, а уже потом – о самом этом, несостояшемся, к счастью, партизанском лесе столицы…
…У коренных москвичей эта информация о решении руководства столичного метрополитена вызвала, в первую очередь, вопрос: «Каким по счёту названием для этой станции стала «Партизанская»?». Давайте посчитаем вместе. На довоенных схемах московского метро эту будущую станцию называли то просто «Стадион», то «Стадион им. Сталина» – в честь строящегося в Измайлове «Всесоюзного пролетарского стадиона имени Сталина» (так, впрочем, никогда и не законченного постройкой…). В проектных документах сокращение «Ст.» расшифровали неточно, написав «Станция имени Сталина», а на одном из эскизных рисунков мы читаем на фронтоне иную надпись – «Центральный стадион».

Именно под таким названием – «Центральный стадион СССР» (по другим данным – «Стадион народов СССР» или просто «Стадион СССР») –  эта станция и была начата в 1938 году постройкой, а открыли её спустя несколько лет, в 1944-м уже как «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». На схеме Московского метрополитена «образца 1947 года» мы читаем уже некое «собирательное название» – «Измайловская (ПКиО им. Сталина)». В том же году название «Измайловская» появилось и на фронтоне её наземного вестибюля на Измайловском же шоссе. Название «Измайловская» эта станция носила до 20 августа 1963 года, когда была переименована в «Измайловский парк», и, наконец, 6 мая 2005-го она стала «Партизанской». При этом, по меньшей мере, дважды – в 1991 и 1992 годах – поднимался вопрос о переименовании этой станции обратно в «Измайловскую», но оба раза тогда он не получал дальнейшего развития. Ну как, посчитали сами количество названий нынешней «Партизанской»? Не многовато ли наименований за неполные восемь десятков лет?

На снимке 2005 года: два названия – старое и новое – на путевой стене станции.
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Её история ведёт своё начало с середины 30-х годов ХХ века, когда к Москве были присоединены обширные до тех пор подмосковные территории села Измайлова с входившими в его состав деревнями и дачной местности, известной у москвичей под названием «Измайловский зверинец». Здесь, на востоке столицы планировалось создать огромный, говоря современным языком «рекреационно-развлекательный кластер», одним из главных элементов которого должен был стать крупнейший не только в Советском Союзе, но и во всём мире стадион, уже упомянутый нами выше. Для доставки сюда сотен тысяч зрителей (и последующего вывоза их назад «в город») в самом конце запланированной новой линии Московского метрополитена была намечена постройка специальной станции. Она вошла в предвоенный план 3-й очереди строительства Московского метрополитена (позже названной официально Арбатско-Покровским радиусом, а в «московском просторечии» - «Синей веткой») конечной на строящемся участке от уже существовавшей станции метро у Курского вокзала (ныне – «Курская-радиальная»).
Для этой станции первоначально был разработан спецпроект, по которому из стальных конструкций и монолитного железобетона должен был сооружён невиданный для того времени подземный метровокзал с двумя посадочно-высадочными островными платформами между тремя путями. По архитектурной конструкции новая станция должна была быть колонной трёхпролётной и иметь неглубокое заложение. Пассажиров из станционного зала на поверхность должны были выносить невиданные для московской подземки «шесть ниток» - по три эскалатора с каждой платформы. Сохранившиеся до наших дней проектные рисунки могут лишь частично донести сегодня до нас новаторство и красоту тогдашнего первоначального проекта нынешней «Партизанской»:




Но всему этому величию не суждено было воплотиться в мрамор и бетон – началась Великая Отечественная война… Строительство 3-й очереди Московского метрополитена было «заморожено», а значительная часть метростроевцев - «разбронирована» и отправлена на фронт… По подсчётам автора, с войны не вернулось полторы сотни измайловских метростроевцев, памяти которых посвящена отдельная тема нашего Форума – «Мартиролог Измайловского рабочего городка № 4 Треста «Метрострой» (1941 – 1945)» - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=55624.0 .
Лишь, когда вражеская угроза Москве окончательно миновала, строительство новой линии столичной подземки было продолжено. Но теперь её конечная станция строилась по новому проекту, разработанному инженером-конструктором Н.А.Кабановым и архитекторами Б.С.Виленским и Л.Д.Фишбейном. Став станцией мелкого заложения, она строилась теперь открытым способом, что, в частности, было зафиксировано немецким высотным фоторазведчиком:

На фрагменте трофейного немецкого аэрофотоснимка – будущая станция метро «Партизанская» в виде прямоугольника с двумя рядами белых квадратиков – это открытый пока сверху станционный зал с колоннами.
Непосредственно работы по созданию станции вели такие структурные подразделения Треста «Метрострой», как «Дистанция № 1» (руководители - С.Соколин и Е.Тищенко) и «Шахта № 11-12» (руководители - П.Пономарев и А.Филиппов). Начальником строительства станции являлся М.Самодуров.
Нынешняя «Партизанская» в течение уже более 70 лет – с момента своего открытия 18 января 1944 года и до настоящего времени – остаётся самой широкой станцией Московского метрополитена. Так же она – одна из двух (наряду с позднейшей «Полежаевской») трёхпутных станций, причём здесь, на «Партизанской» используются ныне все три пути: левый, № 1 («в Центр») и правый, № 2 («из Центра») – постоянно, и центральный, № 3 – периодически (для прибытия поездов, следующих «в парк», и убытия с неё «в Центр» прибывающих из электродепо «Измайлово»). Именно с этим, третьим путём в «изустной истории Измайлова» связано множество легенд, загадок и недомолвок, разбору которых не место в столь серьёзной публикации, как нынешняя. Наиболее достоверной же является версия об использовании трёх путей в дни соревнований на близлежащем стадионе в «реверсном режиме»: до их начала – прибытие метропоездов с болельщиками сразу на два пути, а по окончание – уже убытие также с двух. Известны так же предвоенные «стратегические» планы руководства Московского Метрополитена имени Л.Кагановича сделать впоследствии эту станцию «стартовой» для так называемого «вилочного» движения поездов дальше сразу в двух направлениях: на один путь сюда приходили бы поезда, следовавшие дальше на север, в Черкизово, а на другой – на восток, в Измайлово.
« Последнее редактирование: 28 Сентября 2015, 20:43:01 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Открытая на третьем году Великой Отечественной войны, эта  станция Московского метрополитена, как и остальные станции 3-й очереди – «Бауманская», «Электрозаводская» и «Сталинская» (ныне – «Семёновская») – была оформлена в «военном» стиле. Её тематикой стало всенародное партизанское движение в тылу немецко-фашистских захватчиков, поэтому входящего на станцию «с улицы» встречал фронтон станционного зала с надписью «Партизанам и партизанкам / СЛАВА» над центральным путём.

Её обрамляют барельефные мужская (справа) и женская (слева) фигуры со знамёнами в руках и другие элементы декора, а так же развевающиеся знамёна с обеих сторон. Ранее они были «выделены» тёмно-бронзовой краской и смотрелись чётче, ныне же их «скрадывают» многочисленные слои побелки.

В самом станционном зале, на обеих платформах, у ближайших их колонн были установлены две скульптурные работы известного советского скульптора Матвея Григорьевича Манизера.


То, что слева – это Зоя Космодемьянская, знали все и всегда, а вот правую фигуру в просторечии называли просто - «Старик-партизан». Ныне всё объясняют памятные доски с текстами: слева – «Посвящается легендарной / партизанке-разведчице / Герою Советского Союза / Зое / Космодемьянской / погибшей 29 ноября 1941 года / при защите Москвы», слева – «Герой Советского Союза / Матвей Кузьмич / Кузьмин / в битве за Москву 14 февраля 1942 года / повторил героический / подвиг Ивана Сусанина».


Интересно отметить, в основу «станционной», стоящей скульптуры Комсодемьянской автор положил уже созданную им ранее «Зою идущую»:

Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий

Обе путевые стены станционного зала украшают по два ряда установленных в шахматном порядке квадратных барельефов авторства скульптора С.Л.Рабиновича «на партизанские темы».

Всего у этих барельефов – шесть разновидностей: в стилизованном виде на них изображены пулемёт «максим», миномёт и снайперская винтовка, стволы которых выглядывают из листвы и сучьев деревьев, автомат ППШ и связка гранат – в траве, а так же примкнутый штык, как бы закрывающий собой серп и сноп пшеницы.






«Партизанской тематикой» украшены и капители всех 24 несущих колонн станции. Повсюду она – одинаковая: на торцевых сторонах – это широкое барельефное изображение автомата ППШ, висящего на низком сучке дерева, справа от него – свисающая до земли с другой ветки пулемётная лента и лежащая рядом с ней кругла фляга, а слева – прислонённая к древесному стволу полевая сумка офицерского образца.


Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Но главным элементом художественного оформления станции, без сомнения, является скульптурная композиция «Народные мстители» (ошибочно, хотя и логично, называемая иногда просто «Партизаны») авторства того же М.Г.Манизера.


На снимках – общий вид скульптурной группы «Народные мстители» и автограф скульптора на левом боку основания.
Вот, что сообщают о ней в главе «Вставай, страна огромная…» авторы книги «Восток Москвы: сквозь даль столетий» Л.К.Бондаренко и Р.Д.Позамантир: «В 1944 г. на вновь открытой станции метро «Измайловский парк» была установлена скульптурная группа «Народные мстители», автором которой стал известный скульптор М.Г.Манизер. Она изображает командира первого партизанского отряда в Ленинградской области Павла Елисеевича Кривоносова, Героя Советского Союза разведчицу Тосю Петрову и юного партизана, пионера Петю. Шла война, и имя партизанского командира обрастало легендами. Отряд был сформирован в 1941 г. в глухом лесу под Лугой. Он был грозой для немцев. Поэтому и предлагали они большое вознаграждение за голову «Батьки», Тоси и Пети. Скульптор встречался со своими героями в 1943 г. и изобразил их в бронзе. Тося Петрова и Петя погибли, не дожив до конца войны. А Павел Елисеевич вернулся в родное Подмосковье, в Болшево, что по Ярославской железной дороге. Памятник, появившийся в год крутого перелома в Великой Отечественной войне в одном из крупнейших индустриальных районов Востока Москвы (тогда он назывался Сталинским), работавших на оборону страны, стал символом героизма ополченцев и призывников, уходивших на «смертный бой» с фашизмом. И символом мужества тех, кто вместо них вставал к станкам, чтобы ковать оружие Победы – женщин, подростков, стариков. Это памятник несгибаемости народа, который выстоял и победил в жестокой войне. А станция получила в наши дни новое название – «Партизанская».
Интересный факт: автор не успел изготовить скульптуру (на снимке ниже – её авторская модель)

к вводу станции в строй, и в день её открытия, 18 января 1944 года на постаменте возвышался огромный портрет «Верховного» в маршальской мундире.

На снимке: скан фотографии Н.Петрова, размещённой в газете «Известия» за 20 января 1944 года.
К концу того же, 1944 года этот портрет заменили на другой, на котором Сталин предстаёт уже в шинели и в фуражке, с бриллиантовой маршальской звездой. Ниже него, над центральным путём станции был вывешен транспарант с надписью: «Спасибо Великому Сталину от трудящихся Сталинского района!».

Саму же скульптуру установили на её «штатное место» значительно позднее, для чего пришлось даже частично разбирать уже возведённый наземный вестибюль станции.
(С этой скульптурной композицией, а точнее – с одним из её элементов, со скульптурой молодого солдата связана одна из «измайловских народных легенд» недавнего прошлого.

Население если не всего большого Измайлова, то уж наверняка тогдашнего Главного проспекта (ныне носящего более скромное название «Главная аллея»), и уж точно –  самого большого на нём дома под номером «28» –  «абсолютно достоверно знало», что скульптурное изображение этого самого солдата лепили с их соседа Бориса, старшего сына вдовы командира Красной Армии О.Ф.Ивановой. А уж вернувшийся со «срочной» радист Борис одним своим внешним видом только подтверждал их уверенность! Впрочем, и вообще любой житель Москвы, кто впервые приезжал на эту станцию метро из других районов столицы и затем доезжал на одном из автобусов до того самого 28-го дома на «Главном», говорят, неизменно первым делом делился впечатлениями от увиденного с Ольгой Филипповной: «Ну, солдата того, на станции точно с твоего сына скульптор лепил! Вот же ведь мастер! Как две капли воды на Бориса твоего похож!». Однако, жил в тогдашнем Измайлове, пожалуй, единственный человек, который не видел в них никакого сходства, и этим человеком была студентка Московской консерватории Ляля Бордюкова. Её мнение на этот счёт слушали, не перебивая: ну, во-первых, она скульптуру эту сама редко видит, так как пользуется ежедневно следующей станцией метро – тогдашней «Первомайской», выход из которой был в то время всего в двух шагах от её дома по Измайловскому проезду, а, во-вторых, Ляля самого Бориса вживую практически каждый день видит – как-никак жених и невеста! Впрочем, упорная измайловская девушка продолжала отрицать эту несомненную похожесть и в дальнейшем – даже выйдя замуж за своего, взаимно любимого Борю, взяв его фамилию и став, таким образом, Еленой Александровной Стрельбицкой…).
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
За скульптурной композицией, выше неё,  на стене, облицованной мрамором, первоначально были размещены барельеф Вождя и строки из «Сталинской» конституции: «Защита Отечества / есть священный долг / каждого гражданина / СССР».

Сначала, в период хрущёвской «хуньвэйбиновщины», когда тогдашнее руководство Московского метрополитена сделало всё, чтобы в столичной подземке не осталось ни единого упоминания о Сталине, «исчез» его барельеф, а сохранённую надпись «переформатировали» так, чтобы отсутствие «удалённого» не бросалось в глаза.


На снимке – современный вид места установки барельефа Сталина со следами от его «крепёжа».
Затем, уже на «рубеже веков», при очередном «косметическом» ремонте «Измайловского парка» куда-то «пропали» и буквы надписи, столь непопулярной тогда по своему патриотическому содержанию (да и сами они, отлитые из «цветного металла», разумеется, «денег стоили», что, конечно, и решило их судьбу в ту «эпоху первоначального накопления»…).

На снимке – «девственно чистый» современный вид стены за «Народными мстителями».
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Зато до сих пор на своих местах остаются установленные значительно позже, очевидно, к 50-летию Великой Победы две «парные» - с обеих сторон станционного зала – доски белого мрамора с текстом: «Метрополитен / имени / В.И.Ленина / Станция / Измайловский парк / Сооружена / в дни Отечественной войны / 1943 г.». Как ни странно, текст на обеих досках – полностью идентичный…

Выше мы всё время говорили о единственном существующем выходе с «Партизанской» - на запад. Прибывающему «из Центра» в головном вагоне метропоезда пассажиру ранее открывался взгляд лишь на глухую торцевую стенку (на самом деле оказавшуюся «фальшстеной»), а метропоезд, на котором он только что сюда приехал, уходил с того же пути обратно «в Центр» (По некоторым, неподтверждённым, впрочем, данным, здесь первоначально существовал переход между станционными платформами.) По первоначальному проекту здесь предполагался второй, восточный выход, ведущий к вокзалу главной станции Московской детской железной дороги, которая должна была начинаться именно здесь.


На рисунке – проектные виды 1940 года вестибюля нынешней станции «Партизанская» Московского метрополитена (вверху) и запланированной напротив него главной станции Московской детской железной дороги.
Всё та же война навсегда похоронила этот проект, но по начальному участку трассы, заготовленной ещё с 1940 года для «детской железки», продолжила своё движение всё та же Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена – дальше на восток как раз от будущей «Партизанской». «Фальшстена» была разобрана ещё в 1947 году, и к 1950-му за станцией были построены перекрёстный съезд путей и тупики для оборота метросоставов. Тогда же далее за станцией были созданы заделы под продолжение линии, двинувшейся дальше только в 1961 году. 

На снимке: первая в Московском метрополитене релейная станция управления движением, установленная на «Измайловской» в 1950 году.
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Всему Советскому Союзу эта беломраморная станция стала широко известна в 1958 году, когда в серии почтовых марок, посвящённых Московскому метрополитену, вышла «тридцатикопеечная тёмносиняя» с изображением тогдашней «Измайловской»

Спустя полтора десятилетия, в 1973 году вид уже «Измайловского парка» «тиражировал» на этикетках серии «Метрополитен им. В.И.Ленина» к своим коробкам Борисовский фанерно-спичечный комбинат Министерства лесной промышленности БССР.

Ещё одной, «временнОй» утратой нынешней «Партизанской» являются первоначальные украшения потолка станционного зала. Над центральным путём станции до сих пор находятся 12 квадратных ниш, ныне – пустых. Однако, ранее в них располагались фрески художника А.Д.Гончарова. Весьма красивая версия их «ликвидации» говорит о том, что это было сделано потому, что, якобы, «многие пассажиры засматривались на них и падали на средний путь». В начале и в конце станционного зала сохранились огромные круглые ниши, в которых были подвешены круговые светильники, освещавшие тамошние орнаменты. Если последние сохранились на снимках (в том числе – на цветных, точнее – на «раскрашенных» современными «компьютерных дел мастерами» старых чёрно-белых), то рисунки ни одной из 12 фресок, как говорится, «История не сохранила»…





На снимках снизу вверх: станция «Измайловская» в 1955 году – чёрно-белый оригинал и его цветной вариант; «западная» и «восточная» круглые ниши с ещё сохранившимся кронштейнами для уже давно снятых светильников; на этом скане снимка из газеты за 15 мая 1945 года квадратные нищи для фресок хорошо видны, а сами рисунки в них – увы…
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
…Покинем, наконец, станционный зал «Партизанской» и поднимемся наверх, «на улицу», как принято говорить в московском метро. Строгий надземный вестибюль станции (проектировщики – тот же архитектор станции Б.С.Виленский «при участии» Л.Григорьева и Л. А. Шагуриной) не сильно изменился за прошедшие десятилетия.


На снимках: вверху – вид на вестибюль «Измайловской» в 1947 году, внизу – вид с той же точки на тот же вестибюль, но уже «Партизанской» 09.03.2015.
Где-то к Московской Олимиаде-80 не стало двух фонарей-«торшеров» по обеим сторонам от дверей, а на их месте появились газоны-цветники (тоже, однако, исчезнувшие к настоящему времени «неестественным путём» – превратившись в «гигантские пепельницы»). Ещё раньше «пропали» типичные для всего Московского метрополитена круглые лампы-«шары» над левой и правой дверями вестибюля. Конечно, менялись и сами названия станции на его фронтоне, а в конце 2000-х годов рядом с правой входной дверью появилась памятная доска с текстом: «Памятник истории и культуры / Станция Московского метрополитена / Арбатско-Покровской линии / «Измайловский парк» / с 2005 г. «Партизанская» / 1944 г. / Архитектор Б.С.Виленский / при участии / Л.Григорьева, Л.А.Шагуриной, / скульптор М.Г.Манизер / Охраняется государством».

Примерно в то же время другая памятная доска появилась и в самом станционном зале (как, впрочем, и на любой другой станции Московского метрополитена), но почему-то – с несколько иным текстом: «Памятник истории и культуры / Станция «Партизанская» / до 1963 года «Измайловская» / до 2006 года «Измайловский парк» / Открыта 18 января 1944 года / Архитекторы: Б.Виленский, / Л.Григорьев, Л.Шагурина / скульпторы: М.Манизер, А.Гончаров / Начальник строительства: М.Самодуров / Охраняется государством».

С вопросами по поводу этих разночтений просьба к внимательным читателям - обращаться не к автору этих строк, а к тогдашним, «гаевским» чиновникам-«знатокам» истории столичной подземки…
Нынешняя станция метро «Партизанская», много пережившая за свою 70-летнюю историю – будь то московское безлюдье жаркого олимпийского лета 1980 года или, наоборот, толпы «челноков» и иностранцев, спешащих от неё налево вдаль, кто куда (первые – на печально знаменитый «Черкизон», а вторые – на «Измайловский вернисаж»), и ныне продолжает исправно «нести свою службу».
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Оставим её на этом «посту», а сами, выйдя из её вестибюля, повернём направо, пройдём по многострадальному подземному переходу под Измайловским шоссе, дойдём до Измайловского же проспекта с его трамвайной линией «образца 1925 года» – одной из первых в тогдашнем ещё Подмосковье… И перейдём, наконец – и наяву, и в нашем повествовании – к этому самому «партизанскому» лесу, на звание которого мог претендовать нынешний Измайловский лесопарк вкупе с Измайловским парком культуры и отдыха, условная граница между которыми проходит сейчас как раз по той самой Главной аллее, о которой мы уже упоминали выше.
В местных, измайловских СМИ то появится информация, что обучавшиеся здесь будущие «партизаны-разведчики» участвовали в строительстве той самой станции метро, которой спустя десятилетия предстоит стать «Партизанской», то, что где-то именно здесь в конце 1941-го училась диверсионному делу перед заброской в ближний немецкий тыл «сама Зоя». Не будем комментировать ни то, ни другое, а просто скажем, что реальных документальных подтверждений ничему этому нет. В отличие от другого военного эпизода «из истории Измайловского леса/парка»…
...«Начальник Сектора Особой группы при Наркоме» старший лейтенант государственной безопасности Рыбкина обмакнула перо в чернильницу и стала писать:
«Сов.секретно
Начальнику Особой Группы при
Наркоме Старшему Майору Госу-
дарственной Безопасности
Тов.Судоплатову
Рапорт
Прошу санкционировать произвести закладку боеприпасов в Измайловском парке в следующем количестве:
1. Оружие – 20 револьверов и 480 патронов к ним.
2. Бензин – 200 литров.
3. Серной кислоты 10 литров и 250 пробок к ним.
4. Толовых шашек 250 кг (10 ящиков), к ним детонаторы, бикфордов шнур и детонирующий шнур. 
Ответственный за производство закладок «Иван».
Ответственные за хранение «Иван», «Седой», «Воевода».
Осведомлён о производстве закладок «Нельма».

 …«По следам» этого рапорта Рыбкиной другой «ответработник» Госбезопасности подписал 12 сентября 1941 года сразу два документа. В первом, имевшем название «Справка на закладки(,) произведённые в парке», он писал:
«В ночь с 9-го на 10-е сентября 1941 г. заложены боеприпасы в следующем количестве(:)
1 Тол (5 ящиков) в шашках – 125 кг
2 Бикфородов шнур – 40 метров
3 Детонирующий шнур – 20 –’’ –
4 Капсюля(-)детонаторы – 60 –’’ –
5 Электро-детонаторы – 20 –’’ –
(Разумеется, две последние в этом списке «номенклатуры» измерялись на самом деле не в «погонных метрах», а просто в штуках. – Прим.авт.)
Ответственный за производство закладки руководитель группы «Иван».
Ответственные за хранение «Иван», «Седой», «Воевода».
Осведомлён о производстве закладок «Нельма», работающий в настоящее время комендантом парка».
В «Справке на закладки бензина» он же кратко сообщал: «Серым» совместно с «Химиком» заложено 48 штук литровых бутылок (2 ящика). Серная кислота (-) 1 коробка и пробок одна коробка».

Эти документы, оригиналы которых хранятся в Архиве ФСБ, ныне являются «никакими не секретными», а их копии выставлены в новой экспозиции Центрального музея Вооружённых сил Министерства обороны Российской Федерации в Москве. Здесь в одной из витрин их обнаружил, сфотографировал и любезно переслал автору этих строк наш соратник по «Региональной общественной организации содействия сохранению памяти воинов 2-й стрелковой дивизии Народного Ополчения Сталинского района Москвы», заведующий музеем этой дивизии в 434-й (1301-й) московской школе Е.А.Блинков.

На снимках: цитированные выше документы НКВД о «закладках» в Измайловском парке в сентябре 1941 года и его схема к началу войны. Обратите внимание на её «перевёрнутую» оригинальность – на ней наверху находится юг, а не север, как положено!
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
…Спустя всего три месяца после описанных «закладок» врага уже гнали от столицы на запад, а в следующем, 1942 году угроза захвата немцами Москвы окончательно миновала. Измайловский лесопарк так и не стал, к счастью, настоящим «партизанским лесом», а созданные в нём «схроны» никогда не понадобились «для дела» потенциальным московским подпольщикам. Зная, насколько серьёзной «конторой» был тогдашний НКВД, казалось, не приходится сомневаться, что все вышеописанные «закладки» были «своевременно изъяты» тогдашними чекистами, но…
…Проживший большую часть жизни в Измайлове историк-архивист Пётр Владимирович Боженко незадолго до своей смерти, последовавшей в самом начале 2006 года, в разговоре с автором этих строк как-то упомянул про находку, сделанную им где-то в начале 70-х годов на территории лесопарка. По словам Петра Владимировича, не доверять которым и которому у нас лично никогда не было оснований, в одной из своих одиночных прогулок он обнаружил в неком «укромном уголке» парка (которых здесь и поныне ещё весьма и весьма много) аккуратно спрятанный револьвер системы «наган» в «боеспособном состоянии» с запасом патронов к нему. «Я перепрятал их в другом укромном месте до «лучших времён», - сообщил Пётр Владимирович автору этих строк, но ныне нам лишь остаётся с глубоким сожалением констатировать, что эти времена для тяжело больного тогда П.В.Боженко так никогда и не наступили… Не раскрыл нам этот сын чекиста и даже примерных мест находки «нагана» и его нового «долговременного хранения»… Так что, возможно, неподалеку от станции метро «Партизанская», где-то в Измайловском лесопарке, так и не ставшем «партизанским лесом», до сих пор ещё лежит одна из чекистских «закладок» сентября 1941-го…

Для иллюстрации данного материала его автором были использованы как собственные фотографии, так и размещённые в российском сегменте Глобальной компьютерной сети Интернет – в первую очередь, на ресурсе «Олдмос.ру».
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Андрей Анатольевич!
Спасибо за лестный отзыв! Аналогичные уже получил от коллег по «Региональной общественной организации содействия сохранению памяти воинов 2-й стрелковой дивизии Народного Ополчения Сталинского района Москвы» и, ещё не читая Вашего пожелания - "Ждем, по возможности, продолжения..." - сам задумался над таковым.
Пришёл к выводу, учитывая военно-историческую специфику нашей Интернет-площадки, что стоит описать и три другие станции нашей "Синей линии", открытые в период Великой Отечественной - только что закрытую "Бауманскую", "Электрозаводскую" и "Сталинскую" (ныне - "Семёновскую"). В основном они у меня все отсняты (главное - "Бауманская" - в последний день её работы!), но нужны ещё некоторые отдельные кадры и - самое главное! - время на описание этих станций...
Но всё равно - как я пишу обычно, "Продолжение следует!" :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Елена!
Спасибо за Ваш отзыв!
Скульптуру молодого солдата в композиции "Народные мстители", как написали вышецитируемые авторы, Манизер выполнил с "юного партизана, пионера Пети". Это было в 1943 году в Ленинградской области, когда моему отцу было всего 5 лет и он находился в эвакуации в Казахстане...
Если у Вас, как у жительницы Измайлова, будут какие-либо вопросы по истории нашего района (в том числе - периода войны), то Вы можете задать их мне в "Личных сообщениях".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
"Партизанско-разведчицкую тематику" Измайловского парка продолжит документ, выявленный мной в архиве Измайловского объединённого военного комиссариата:



Поясню, что по указанному у обоих поименованных в документе лиц адресу - "Москва-37, Народный проспект, дом 17" - находилось общежитие Измайловского парка культуры и отдыха имени И.В.Сталина, откуда до ещё строящейся в 1941-м станции метро было меньше десяти минут хода.
Вот какие люди работали накануне войны у нас в Измайловском парке! :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Андрей Анатольевич!
Вы спрашиваете:
"Вопрос, Константин Борисович, а кто вообще проживал в данном общежитии - конкретные работники и служащие именно этого Парка культуры и отдыха или это могли быть рабочие или служащие из  состава других предприятий или учреждений Сталинского (Измайловского) района??".
Бывший дом № 17 по Народному проспекту в Измайлове ("бывший" потому, что, как и все остальные жилые постройки был снесён к 1957 году - к проходившему тогда в Москве Всемирному фестивалю молодёжи и студентов) был деревянным зданием дореволюционной постройки. Это был своего рода "доходный дачный" дом - квартиры в нём на летний период сдавались жителям "первопрестольной", выезжавшим на отдых в тогдашнее "ближнее Подмосковье" - в местность под названием "Дачи Измайловского зверинца". Москвой эта территория стала только в 1935 году, но Измайловский парк культуры и отдыха имени И.В.Сталина ведёт свою историю ещё с 1930-го. Администрация парка получила в своё распоряжение крупнейший из жилых домов на Народном проспекте, от которого до главного входа в Измайловский ПКиО было всего несколько сот метров. С тех пор дом № 17 по Народному проспекту ЦЕЛИКОМ принадлежал Управлению жилыми домами Измайловского парка культуры и отдыха имени И.В.Сталина Управления культурно-просветительных предприятий Московского городского исполнительного комитета трудящихся (Мосгорисполкома). То есть в нём жили ТОЛЬКО работники Измайловского ПКиО и он являлся семейным общежитием для таковых. В нём насчитывалось не менее 21 отдельной комнаты (или, как гордо называли их тогда "новые москвичи" - квартир).
(Кстати, с войны в этот дом не вернулось 10 бывших его жителей. Справки по каждому из них размещены мной в отдельной теме нашего Форума – «Память о работниках Измайловского парка, погибших в Великой Отечественной войне», вот здесь - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=26403.0 ).
Фотографии конкретно дома № 17 по Народному проспекту у меня пока нет, но, чтобы Вы, уважаемый Андрей Анатольевич и все участники и гости нашего Форума, читающие эту тему, имели о нём хотя бы примерное представление, размещаю здесь снимки других домов по этой, бывшей жилой улице Измайлова, найденные мной на сайте «ОлдМос»:




Первые два фото – довоенные, третье и четвёртое – уже послевоенные.
А вот как бывший жилой Народный проспект выглядит ныне (моё фото 19.04.2014):

С уважением – К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 633
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Как я писал выше, нынешнюю станцию "Партизанская" Московского метрополитена открыли 18 января 1944 года.
Перед Вами - снимок, сделанный ПЯТНАДЦАТОГО января! На нём состав из ДВУХ вагонов типа "А" въезжает по центральному станционному пути в тоннель и направляется к "Киевской":

:)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »