Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Военно-строительные структуры НКВД-МВД СССР  (Прочитано 87978 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Тем не менее, я считаю состоявшийся обмен мнениями, по крайней мере, для меня чрезвычайно полезным. Он подвел меня к вопросу: получается, мы можем считать, что строительные части НКВД в тылах фронтов к сентябрю 1941 г. фактически прекратили свое существование? Тогда и вытекающий из первого второй вопрос - об их восстановлении в конце войны, когда границы понадобилось отстраивать заново.

Почему прекратили? Те стройбаты и строительные организации НКВД, которые оказались в подчинении фронтовых управлений оборонительного соружений, к осени сорок первого с самим главком "ушли" из НКВД в НКО.
Если мне не изменяет память, в мае 1942 года из НКВД в НКО были переданы военно-строительные структуры ГУШОСДОРа.
Судя по материалам, предствленным в ОБД, целый ряд стройбатов НКВД летом сорок второго что-то возводил на подступах к Воронежу и Сталинграду...
« Последнее редактирование: 27 Марта 2010, 13:32:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
nestor, и ещё одно важное уточнение: не путайте войсковое строительство, которым занимались военно-строительные роты Строительного отдела НКВД СССР, с выполнением силами НКВД госзаказа по строительству в приграничье стратегически важных военных объектов - аэродромов и дорожных коммуникаций. Это всё суть разные вещи! У Вас налицо полное непонимание обиходных военных терминов и, в частности, «войсковой строительство».
Рекомендовал бы Вам для начала проштудировать хотя бы Общевоинские уставы, а затем по возможности (ибо на многих гриф допуска) - уставы ВВ и ПВ. В противном случае Вы своей дремучестью в вопросах военного дела грозите немало дров во вред Форуму наломать…
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Судя по материалам, предствленным в ОБД, целый ряд стройбатов НКВД летом сорок второго что-то возводил на подступах к Воронежу и Сталинграду...
В составе действовавших там частей НКВД?
Записан
Будьте здоровы!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Рекомендовал бы Вам для начала проштудировать хотя бы Общевоинские уставы, а затем по возможности (ибо на многих гриф допуска) - уставы ВВ и ПВ. В противном случае Вы своей дремучестью в вопросах военного дела грозите немало дров во вред Форуму наломать…

Наверно, поздно уже. Я по военному образованию переводчик спецпропагандист. Давно уже не в форме.
« Последнее редактирование: 27 Марта 2010, 13:54:40 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
В составе действовавших там частей НКВД?

А вот это мне лично и непонятно до конца...
Самое смешное, что в Перечнях МВД «за» действующую армию даже не упомянуты военно-строительные в/ч, принадлежавшие главкам, представлявших на тот период времени империю УИС (уголовно-исполнительная система). Речь в первую очередь, конечно, о стройбатах ГУАС и ГУШОСДОРа.
Получается, что таких ведомственных стройбатов как бы не было и в природе!
Как мне видится, такое положение вещей косвенно указывает на то, что они, хотя и являлись армейскими по своей организации структурами, но к войскам НКВД СССР, тем не менее, де-юре не относились...



Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
В составе действовавших там частей НКВД?

А вот это мне лично и непонятно до конца...
Самое смешное, что в Перечнях МВД «за» действующую армию даже не упомянуты военно-строительные в/ч, принадлежавшие главкам, представлявших на тот период времени империю УИС (уголовно-исполнительная система). Речь в первую очередь, конечно, о стройбатах ГУАС и ГУШОСДОРа.
Получается, что таких ведомственных стройбатов как бы не было и в природе!
Как мне видится, такое положение вещей косвенно указывает на то, что они, хотя и являлись армейскими по своей организации структурами, но к войскам НКВД СССР, тем не менее, де-юре не относились...
На что я моим вопросом и намекал.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Армейский язык не признаёт намёков. Изъясняться следует максимально ясно и с правильным употреблением военного понятийного аппарата...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Армейский язык не признаёт намёков. Изъясняться следует максимально ясно и с правильным употреблением военного понятийного аппарата...
В истории так не получается. Приходится выражаться осторожно, часто неясно. Так, ГУАС с конца 1941 г. (подумать только!) занимался прокладкой трубопровода Саратов - Москва. Понятное дело, что операция эта была сверхсекретная, сверхважная. До сих пор эта часть архивного фонда ГУАС секретна. Стратегический объект и по сей день. А ведь это фактически тыл фронта.
Вот тут и кудахчут насчет депортации немцев Поволжья. А линия газопровода где шла? Ладно.
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
nestor, повторяю: в сфере военной истории методы и приёмы от вшивых «гражданских историков» неприемлемы. Последние пусть и дальше сочиняют свои бездарные и насквозь прописанные фальсификацией книжки, выдержки из которых вот столь обильно любите цитировать или приводить в пересказе…
Кстати, а Вы лично фонды ГУАС "поднимали"? Полагаю, что Вы даже не предпринимали к тому попыток...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Кстати, а Вы лично фонды ГУАС "поднимали"? Полагаю, что Вы даже не предпринимали к тому попыток...
Моя специализация - 19 век. ЦГВИА, ГАРФ, ЦГИА Москвы, другие областные архивы, РГАЛИ. 20-м занимаюсь на досуге. Архив ГУАС в РАЭ (ЦГАНХ), но ежегодно публикуется опись его постепенного рассекречивания, на основании чего представляю ситуацию. Пока идет цикл, относящийся в основном к самолетостроению.
Записан
Будьте здоровы!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
"В марте 1941 года дорожные части были расформированы, а на их базе началось формирование специальных дорожно-эксплуатационных батальонов по линии ГУШОСДОРА НКВД, полков по линии НКО и отдельных мостостроительных батальонов. Помимо формирования дорожно-строительных частей перед ГУШОСДОРом НКВД стояла задача постройки наплавных мостов через Неман (двух), Западную Двину (двух), Днепр (четырех) и т.п. Для этого в приграничных округах создавались запасы необходимых материалов и оборудования."

А. Цыганок

К какой войне готовили Красную армию

(Журнал «Золотой Лев» № 83-84- издание русской консервативной мысли)

http://www.zlev.ru/83_48.htm

Это на какую полочку класть и как к этой информации относиться?
В цитированном отрывке приказа от марта 1941 г. об этих батальонах не говорится.
« Последнее редактирование: 28 Марта 2010, 16:21:30 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
ГУШОСДОР - это по своей сути строительно-производственная структура, составляющая тогдашнюю империю УИС. Через неё отечественный НКВД осваивал миллионы, направляемые государством на дорожное строительство. Как и в ГУАС, здесь использовался как труд военных строителей, так и спецконтингента в лице з/к и военнопленных. Кроме того, каждый колхозник обязан был бесплатно отработать для нужд ГУШОСДОР на строительстве/ремонте дорог что-то около календарной недели в год...
К сожалению, как и в случае с ГУАС, не совсем понятен статус военных стройбатов ГУШОСДОР. В любом случае в перечне по линии войск НКВД СССР они, насколько мне известно, не проходят...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Еще пара штришков к картине:

"28 июля, понедельник

ГКО создал в составе НКО Управление тыла во главе с генерал-лейтенантом интендантской службы А.В. Хрулевым. Управление автотранспортной и дорожной службы из Генштаба перешло в Управление тыла. Однако на дорогах еще оставались два хозяина: при полевых управлениях фронтов кроме армейских дорожных отделов действовали уполномоченные Гушосдора НКВД СССР, а в армиях — их головные дорожные отделы (Годоры){482}. "

{482} Кондратьев З.И. Дороги войны (Военные мемуары). М., 1968. С. 27.

Московская битва в хронике фактов и событий. — М.: Воениздат, 2004.

http://militera.lib.ru/h/moskovskaya_bitva_v_hronike_faktov/02.html

Декабрь 1941, Подмосковье:

"К началу нартупления в составе фронта числилось четыре дорожно-эксплуатационных полка, один дорожно-эксплуатационный батальон и отдельная рота регулирования. Из них только один 5-й дорожно-эксплуатационный полк, находившийся в распоряжении фронта, и 41-й дорожно-эксплуатационный полк 30-й армии были более или менее укомплектованы. Дорожно-эксплуатационный полк 50-й армии как действующая часть последний раз показан в сводке от 1 декабря 1941 года.
Недостаточно был обеспечен фронт и дорожно-строительными частями. Их имелось всего 6 батальонов: по два в 43-й и 49-й армиях и по одному в 16-й и 5-й армиях. Кроме того, в Управлении Гушосдора НКВД, обслуживавшем Западный фронт, имелось три дорожно-строительных и два мостостроительных батальона.
Вследствие недостаточного количества дорожно-эксплуатационных частей у фронта и армий в рассматриваемый период не было полностью оборудованных военных дорог. Лучшие дороги в границах армии объявлялись приказом по тылу военно-автомобильными дорогами. На этих дорогах выставлялись регулировочные посты (часто и этого не делалось)".

Генеральный Штаб Красной армии
Военно-исторический отдел
РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК ПОД МОСКВОЙ
под общей редакцией маршала Б.М.Шапошникова
(Московская операция Западного фронта 18 ноября 1941 г. - 31 января 1942 г.)
Военное издательство НКО Союза ССР 1943 год

http://iskatel.krasnogorsk.ru/book/Shaposhnikov.Razgrom.Nemetskih.Voisk.pod.Moskvoy.doc
« Последнее редактирование: 28 Марта 2010, 20:25:56 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Еще пара штришков к картине:
Под добровольцами в данном случае явно что понимаются ополченцы. В НКВД ополченцы составляли лишь костяк истребительных формирований, но в отношении личного состава последних действовали несколько иные права и льготы, чем для ополченцев из иррегулярных частей и соединений Красной Армии...

Порядок в дорожном хозяйстве прифронтовой полосы удалось навести только к лету сорок второго, когда военно-строительные формирования ГУШОСДОРа перешли под юрисдикцию НКО СССР...
Проблема, насколько понимаю, заключалась не столько в двоевластии на военно-фронтовых дорогах, сколько в том, что:
- стройбаты ГУШОСДОРа – структуры дорожно-строительного предназначения, которые, вдобавок, призваны в условиях мирного времени (или, как минимум, вне зоны боевых действий) осваивать средства, выделяемые государством на строительство и ремонт дорог. В силу этого они малопригодны для использования в качестве дорожно-эксплуатационных частей действующей армии (а такие части, обратите внимание, ещё обязаны уметь и защищаться в случае нападения на них противника!). Плюс у них изначально не было никаких реальных механизмом для выполнения на военно-фронтовых дорогах военно-комендантских (читай – военно-полицейских) функций, а без этого обеспечение порядка на дорогах просто немыслимо;
- создание дорожно-эксплуатационных полков и батальонов в Красной Армии в массовом количестве началось лишь с началом Великой Отечественной в соответствии с мобпланом. Их оказалось недостаточно для действующей армии. Не было и практического опыта их применения. Кроме того, в условиях отсутствия штатных этапно-заградительных комендатур и подразделений регулировщиков эти полки и батальоны в лучшем случае оказались лишь полумерой…
« Последнее редактирование: 28 Марта 2010, 20:39:38 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Вдогонку: опыт начального периода Великой Отечественной привёл к созданию в действующей Красной Армии таких уникальных воинских формирований, как военно-автомобильные дороги, которые включали в себя дорожно-эксплуатационные части, этапно-заградительные комендатуры, роты регулирования движения, подразделения сапёров и пр. Де-факто военно-фронтовая дорога - соединение, условно равное отдельной бригаде...
« Последнее редактирование: 28 Марта 2010, 21:21:32 от Sobkor »
Записан

Москвин Александр Вячесла

  • Гость
Классический пример этих соединений Военно-автомобильная дорога - 101 т.е . "Дорога жизни" по льду и побережью Ладожского озера
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Заполь Михаил Юделевич

В ВОЕННО-ДОРОЖНОМ ОТРЯДЕ
    Родился 20 ноября 1919 г. в местечке Красная слобода Мин-
ской области, Белоруссия. Национальность — еврей.
    С 1938 по 1943 г. был членом комсомола. В 1943 г. вступил
в ВКП(б).
    В 1935 г. окончил 8 классов неполной средней школы и в
1936 г. поступил в Минский архитектурно-строительный техни-
кум, который закончил в 1940 г. По распределению направлен в
25 ВСУ в/ч 9868 (г. Ломжа, БССР), где работал старшим техни-
ком при строительстве оборонительных сооружений в деревне
Грабово.
    В апреле1941 г. направлен в УАС НКВД Барановичской об-
ласти на строительство аэродрома в г. Зельва в должности про-
раба. Строительство аэродрома (объект №161) должно было
быть закончено к октябрьским праздникам. К началу июня
1941 г. была готова железобетонная взлетно-посадочная полоса и
произведена посадка нескольких военных самолетов.
    Строительство аэродрома велось силами военнослужащих,
заключенных и вольнонаемных из восточных и западных рай-
онов Белоруссии.
    В воскресенье 22 июня 1941 г. рано утром местные жители
стали говорить, что началась война. В 12 часов дня на строи-
                            291

тельной площадке собрали на митинг вольнонаемный состав
строителей (военнослужащие и заключенные отдыхали в воскре-
сенье в бараках) и по радио заслушали выступление В. М. Моло-
това о вероломном нападении Германии на Советский Союз.
    Примерно в 13.00 из-за леса, примыкающего к строительной
площадке, на низкой высоте появилась эскадрилья самолетов с
черными крестами на фюзеляжах. Она пролетела над толпой
людей, собравшихся на митинг. Самолеты, примерно 9—12 шт.,
развернулись и открыли огонь по собравшимся. Началась пани-
ка и растерянность. Стало ясно, что началась война. Появились
первые убитые и раненые, особенно среди тех, кто еще отдыхал
в бараках. Телефонная связь с вышестоящим руководством в
Барановичах сразу была затруднена. Была получена команда
оставаться на своих местах и продолжать свою работу.
    На следующий день (23 июня) мы получили 30 винтовок и
ящик патронов, которые были розданы военнослужащим из вос-
точной Белоруссии. Связь с руководством в Барановичах полно-
стью прекратилась. Появились первые раненые и беженцы со
стороны линии фронта.
    Инженерное руководство объекта (главный инженер) при-
нимает решение распустить по домам военных, набранных в
Западной Белоруссии, а заключенным и вольнонаемным из Вос-
точной части Союза двигаться самостоятельно своим ходом в
сторону Востока.
    Одновременно начинается подготовка транспорта для эва-
куации инженерного персонала объекта и служебной докумен-
тации. К вечеру 23 июня из двух мостов через реку Зельвянка
(автодорожный и железнодорожный) один — автодорожный
был разрушен немецкой авиацией. Дорога, по которой двига-
лись беженцы, обстреливалась авиацией. На рассвете 24 июня
наша автоколонна подошла к железнодорожному мосту. Вруч-
ную, по шпалам, машины были перетащены на другой берег ре-
ки и укрыты в придорожном лесу, т.к. дорога полностью об-
стреливалась одиночными немецкими самолетами.
    Ночью началось движение автоколонны по маршруту на
Барановичи — Слуцк — Минск. Города по пути движения под-
верглись бомбардировке и горели. Утром 26 июня мы добрались
до г. Минска. На окраине города, в парке отдыха работала ко-
манда военного ведомства, которая оформляла документы для
отправки на фронт. Город горел со всех сторон и население го-
рода покидало город. В связи с тем, что наша команда бала при-
                             292

писана к НКВД, военное ведомство нас не приняло. По линии
НКВД было дано предписание двигаться в сторону Москвы.
    После оформления и решения организационных проблем
обнаружили, что все наши грузовые машины с водителями из
Краснодарского края сбежали. Осталась только одна полуторка —
газогенераторная на дровяных чурках. На этой машине размес-
тилась вся оставшаяся команда, примерно 25 человек. Дальней-
ший маршрут Минск — Могилев — Орша — Смоленск — Ро-
славль — Малоярославец. Завершили к концу июня. В Мало-
ярославце нас поместили в школьном здании и дали команду
ждать распоряжения из Москвы. 7 июля 1941 г. приступили к
работе в УАС НКВД по Орловской области. Сначала на объекте
№169 — города Почеп, затем объект №324 — в городе Задонск.
Работа закончилась 9 октября 1941 г.
    10 октября 1941 г. по направлению УАС НКВД я прибыл в
г. Воронеж, где начиналось формирование 34 Военно-дорожного
отряда (ВДО), предназначенного обеспечить строительство, ре-
монт и эксплуатацию военных дорог стратегического назначе-
ния. Я начинал рядовым в должности командира отделения. Ко-
мандиром роты был капитан Захаренков Евстигней Терентьевич,
командиром роты — Голов Григорий Игнатьевич. Я принял
присягу 25 декабря 1941 г. 34 ВДО входил в состав 3-его Воен-
но-дорожного управления (ВДУ).
    В начале января 1942 г. я был направлен на трассу Москва —
Куйбышев, на участок Краснослободского района в Мордовии с
целью обеспечения возможности проезда в зимних условиях
силами местного населения сел, примыкающих к трассе.
    Летом 1942 г. 34 ВДО был переброшен на дорогу Москва —
Сталинград, на участок в районе города Ряжск.
    Зимой 1942/43 г. отряд был передислоцирован на дорогу
Воронеж — Курск, на участок Нижнедевицкого района с бази-
рованием отделения в деревне Кутузовка. В ноябре 1943 г. отряд
был переброшен в Белоруссию, Гомельская область. Взвод раз-
мещался в районе города Буда-Кошелев. Задачей было возвести
переправы через р.Днепр в этом районе. К этому времени я был
командиром 3-го взвода 1-й роты 34 ВДО. На территории Поль-
ши в районе Бяло Подляска, а осенью в районе г. Седлец с бази-
рованием в деревне Плевки.
    В январе 1945 г. взвод участвовал в сооружении надводного
деревянного моста через реку Висла с базированием в пригоро-
де Варшавы — Праге.
                             293

    Последний этап войны, весной 1945 г., прошел по террито-
рии Германии на трассе Кюстрин — Берлин и завершился уча-
стием в возведении переправы на реке Одер, перед штурмом
Берлина и устройством противоминных заграждений по реке
Одер. Я освобождал г. Варшаву в составе 34 ВДО.
    Военные боевые действия я закончил в мае 1945г. в Берлине
на 1-ом Белорусском фронте в составе 3 ВДУ, 34 ВДО в долж-
ности командира взвода, в звании техник-лейтенант. Команди-
ром 34 ВДО был инженер-майор Голишиников А.А.
    2 мая 1945 г. отряд передислоцировался в Берлин, в зону,
которая впоследствии отошла американцам, и приступил к де-
монтажу заводского оборудования — предприятия, которое из-
готавливало самолеты (алюминий-верке). После демонтажа и
вывоза наиболее ценного оборудования в нашу зону взвод пере-
базировался в бараки, расположенные в районе Алерсгоф города
Берлина.
    Началась подготовка к демобилизации и отправке домой
солдатского состава старших возрастов и вольнонаемных.
    В конце октября 1945 г. 34 ВДО был погружен в теплушки
железнодорожного состава по узкой колее и двинулся из Берли-
на по территории Польши до станции Лунинец на территории
Белоруссии. После перегрузки состава на широкую колею 20
ноября 1945 г. состав двинулся в сторону юга страны с длитель-
ными остановками на станциях Владикавказ — Сухуми — Гу-
даута. В середине декабря 1945 г. состав разгрузился в городе
Гудаута Абхазской АССР.
    Здесь я начал оформлять документы на демобилизацию.
Оформление документов задержалось в связи с тем, что я был
агитатором на выборах в Верховный Совет СССР, назначенные
на 26 февраля 1946 г.
    25 марта 1946 г. с пакетом документов на демобилизацию я
выехал из Гудаут и прибыл в Москву 27 марта. Документы я
передал в отдел кадров Главного Дорожного Управления КА на
ул.Горького. 5 апреля 1946 г. я был демобилизован и получил
все документы, пособия и награды.
    10 мая 1946г. я был зачислен студентом 2-го курса Москов-
ского строительного института и получил стипендию и продо-
вольственные карточки.

От солдата до генерала: Воспоминания о войне. Том 5

http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=32020&p_page=30

Долго я искал что-то такое, где так все было бы компактно и ясно изложено!
Как происходило строительство аэродромов в Белоруссии, эвакуация, в Малоярославец чуть-чуть рановато приехали (7 июля) - приказ по НКВД о приоритетном завершении строительства дороги Москва - Малоярославец (то, что практически сумели сделать с 1936 г. из трассы Москва - Киев) вышел 11 июля (27 марта вышло распоряжение работы прекратить (приказ обсуждался здесь выше - на этом отрезке оставалось тогда недостроено 30 км)), а 10 июля в Москву из Белоруссии прибыла 42 конвойная бригада, направили в компанию к Чистову в Почеп. Все, как по нотам!

Сравнить с описанием Пивоварчика! Пишет: и работяги не кормлены, и дезертируют, и сроки строительства нереальные - и чего только не городит. А здесь как дважды два: в апреле строительство аэродрома началось, в начале июня в целом кончилось, осталась только заключительная доводка до полной готовности. И никаких соплей.

Только одно неясно: насчет заключенных. Насколько я выяснил, часть эвакуированных (в т. ч. пленных поляков) собирали в лагпункте Аверьково близ станции Семлево западней Вязьмы, остальных отправили в тыл за Москву. В какие точнее сроки это происходило? Куда дальше отправили? По одним сведениям, заключенных использовали на строительстве укреплений у Дорогобужа, по другим - Можайского укрепрайона. Возможно, было и то, и то. Хотелось бы выяснить это почетче.
Мемуарист, к сожалению, не мог это знать.
И еще. 27 марта намечалось построить 61 аэродром. 7 июня Пономаренко с тревогой сообщает о проблемах со строительством ОСТАВШИХСЯ ИЗ НИХ восемнадцати. Точней, пишет о том, что на этих объектах закончилась подготовка полотна, а проблемы связаны конкретно с бетонированием, которое производилось до сих пор на всех остальных строительствах аэродромов исключительно вручную. Далеко возить строительный камень - из Белоровичского карьера на крайнем юге Белоруссии (ныне в Украине) и т. д. Отсюда на момент начала войны мы можем разделить строительства аэродромов на категории: 1) вполне построенные, откуда конвоиры НКВД и заключенные ушли, 2) законченные бетонированием, т. е. условно пригодные для использования, но не законченные вполне, постольку там часть заключенных с конвойными и запасников должна была оставаться (случай Заполя), 3) аэродромы, у которых уже подготовлено полотно, вполне возможно, начаты бетонные работы, но явно не готовые (18, о которых сообщает Пономаренко) и 4) даже и не начатые строительства и / или строительства в самом начальном этапе.
« Последнее редактирование: 02 Апреля 2010, 07:58:25 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
№ 118
ПРИКАЗ  О   РАЗВЕРТЫВАНИИ  СТРОИТЕЛЬСТВА  ОПЕРАТИВНЫХ АЭРОДРОМОВ
№ 0039   18 июня 1941 г.
Положение с ходом строительства оперативных аэродромов недопустимо плохо. На 1.6.41 г. охвачено строительством только 50% от утвержденного мною плана строительства аэродромов на 1941 г. Особо плохо ведется строительство аэродромов в КОВО и ЗапОВО.
Основная причина плохого выполнения плана строительства аэродромов — отсутствие требовательности со стороны военных советов округов, непринятие решительных и исчерпывающих мероприятий по организации и использованию всех возможностей на местах работ.
Приказываю:
1. Военным советам округов немедленно развернуть строительство аэродромов широким фронтом с расчетом окончания строительства летных полей не позже 1 августа и полного окончания аэродромов не позже 1 октября 1941 г. График выполнения работ представить мне 25.6.41 г.
2. Поставить вопрос перед ЦК КП и СНК союзных республик по оказанию максимальной помощи рабочей силой, механизацией и конным транспортом для строительства аэродромов.
3. Привлечь без ущерба для боевой подготовки ресурсы округов для развертывания и более интенсивного хода строительства аэродромов.
4. Дополнительных лимитов на горючее дано не будет, потому шире привлекать конный транспорт и грабарей.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г. Жуков
Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 195—196. Подлинник.

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2—1). — М.: ТЕРРА, 1994. — 368. C. 279-280.

Из этого документа следует, что на 18 июня из 61-го запланированного строительства аэродромов в ЗапВО было охвачено строительством менее 30-ти, а на более 31-го оно даже и не начиналось.  >:(
« Последнее редактирование: 02 Апреля 2010, 13:59:23 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из этого документа следует, что на 18 июня из 61-го запланированного строительства аэродромов в ЗапВО было охвачено строительством менее 30-ти, а на более 31-го оно даже и не начиналось.  >:(

Этот документ - только в отношении авиаобъектов, строительством которых занималось само НКО, а не НКВД для НКО. Не следует путать Божий дар с яичницей...
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
Этот документ - только в отношении авиаобъектов, строительством которых занималось само НКО, а не НКВД для НКО. Не следует путать Божий дар с яичницей...
Понимаю. Но ставлю задачу развести. А для этого сначала надо набросать кучу, потом в ней разобраться. Я же выделил жирным и подчеркнул слово "округов", указав тем самым именно на это - т. е. на НКО. Не - УНКВД БССР и УССР.
Формально на момент эвакуации НКВД строило в Белоруссии 7 аэродромов, а восьмой в Смоленской обл., но на самой границе с Белоруссией, а сейчас территория, на которой он был, - в Витебской обл. Однако их могло быть и больше, какие-то в каком-то числе ранее могли быть уже сданы в эксплуатацию. Тем не менее, не думаю, что это существенно влияло на общую цифирь (61). Допустим, реально было десяток, пара десятков еще - НКО. В любом варианте получается меньше половины, в лучшем случае - чуть больше.
« Последнее редактирование: 02 Апреля 2010, 14:09:33 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7 8   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »