Уважаемые коллеги!
Этот свой материал я ещё в конце прошлого года предназначал для нашей "местечковой" районной газеты. Однако в начале этого года она в числе всех остальных московских муниципальных изданий "директивно" прекратила своё существование "в бумажном варианте", переместившись в Интернет (где их всех ждёт полное забвение...).
Переработав этот свой авторский материал, я выкладываю его здесь на суд форумчан именно накануне дня 22 июня... Почему - думаю, объяснять не надо...
2014 – 2015 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)
ГОД 1941-Й: МОСКВИЧИ-СТАЛИНЦЫ В БРЕСТЕ
…В архиве Измайловского объединённого военного комиссариата города Москвы хранится старая «конторская» книга, заполненная от руки. На обложке – новая наклейка с названием «Книга Призванных в Советскую армию 1941 – 1942». К сожалению, эта надпись несколько ошибочна: знакомясь с содержанием книги, мы поняли, что в неё записаны имена наших земляков, призванных Сталинским районным военкоматом Москвы в ряды РККА не ПОСЛЕ начала Великой Отечественной войны, а ещё ДО неё. То есть книга та должна правильно, в соответствии с исторической правдой и реалиями того времени называться – «Книга призванных в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1940 – 1941 годах».
…20 мая 1941 года от перрона Белорусского вокзала столицы отошёл очередной эшелон, идущий до пограничного города Брест, что в Западной Белоруссии. В числе его пассажиров была и «воинская команда» из 19 человек – именно столько своих призывников отправлял в этот город на Буге Сталинский районный военный комиссариат Москвы.
Согласно записям в упомянутой нами выше «Книге призванных…», они направлялись конкретно в две воинские части, носившие условные четырёхзначные номера «5466» и «5468». Их носили соответственно 43-й и 44-й танковый полки, входившие в состав 22-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса войск Западного особого военного округа. Дивизия дислоцировалась на самой тогдашней советско-германской границе, в так называемом Южном военном городке Бреста.
В первые же часы Великой Отечественной расположение дивизии подверглось мощному обстрелу противника, и она понесла большие потери, но оставшиеся в живых танкисты вывели свои боевые машины и вступили в бой с врагом. В ходе боевых действий первых дней войны на территории Западной Белоруссии 22-я танковая дивизия была практически полностью разгромлена…
Как же сложилась судьба в Великой Отечественной только начавших службу в её рядах двух десятков воинов-«сталинцев»? Наша исследовательская работа в фондах военных архивов дала следующие результаты.
…Вышел из-под Бреста, но не вернулся из боя под Ржевом 19 августа 1942 года башенный стрелок ленд-лизовского танка «Валентайн» 119-й отдельной танковой бригады 30-й армии Западного фронта Червяков Николай Евдокимович 1919 года рождения – уроженец деревни Викрево (ныне – Старооскольского городского округа Белгородской области России), где его ждала мать Наталья Григорьевна... Так как гибель его танка никто из выживших в том бою не наблюдал, то сержант Червяков будет признан не погибшим, а только без вести пропавшим…
…Только в 1947-м И.С.Латышенко – отцу родившегося в 1921 году на территории Венгрии красноармейца 43-го танкового полка Латышенко Александра Ивановича, проживавшего до призыва по почтовому адресу «Москва-37, 1-й переулок Измайловского зверинца, дом 5, комната 1» - было сообщено без каких-либо подробностей, что его сын «пропал без вести в январе 1942 года»…
Снимок сделан автором 24.04.2015 от места, где в 1941 году располагался дом № 5 по 1-му переулку Измайловского зверинца (у правого края фото). Проживавший в нём призывник А.И.Латышенко сёл на близлежащей остановке «Опушка леса» на трамвай и доехал на нём до конца главной магистрали тогдашнего Сталинского района столицы – Щербаковской улицы, в конце которой, рядом с виднеющимся на снимке в самом её конце небоскрёбом «Соколиная Гора» до сих пор стоит здание бывшего Сталинского райвоенкомата Москвы.
…Такая же условная дата – «Числится пропавшим без вести в январе 1942-го» – будет сообщена Александре Алексеевне Сударкиной – матери воина-«сталинца» из 43-го танкового полка Сударкина Ивана Александровича 1920 года рождения, уроженца деревни Заболотье (ныне - Сельского поселения Селковское Сергиево-Посадского района Московской области России). Последнее письмо от своего сына проживающая там его мать получит с адреса «БССР, Брестская область, почтовое отделение Траугуттово, почтовый ящик № 104» всё в том же роковом июне 41-го…
…Месяцем раньше, декабрём 41-го будет «назначена» дата пропажи другого воина-«сталинца» - Дубровина Сергея Александровича, родившегося в 1919 году в деревне Милованье (ныне - Спасского сельского поселения Волоколамского района Московской области России). Так ответят проживавшей там его матери, ещё продолжавшей разыскивать своего сына в 1947 году…
…А вот отец водителя танка Егора Даниловича Донских – Данил Константинович Донских – решится начать розыск своего пропавшего сына только спустя десятилетие после окончания войны. Тот родился в 1921 году в селе Лебяжье 2-е (ныне – Синеляпиговского сельского поселения Нижнедевицкого района Воронежской области России). В разделе анкеты «Где проживал до призыва» отец указал какой-то абсолютно фантастический московский адрес: «гор.Москва, Куйбышевский проспект, дом 60, трест Мосжилстрой, Устинский проспект, дом 3/5». Информация отца о том, что письменная связь с сыном прекратилась только «в марте 1942 года» ясно свидетельствовал о том, что водителю танка удалось выбраться из-под Бреста, но «воинский адрес по последнему письму» указан при этом не был… «Ввиду отсутствия подтверждающих документов заключение о судьбе бывшего военнослужащего не представ» - записал в графе «Личное заключение военкома по материалам (Военнослужащий погиб, умер, пропал без вести и т.д.)» военком тогдашнего Синеляпиговского района майор Пастушкин. За него это сделали в Москве, в Управлении по учёту потерь 20 апреля 1955 года: «Учесть пропавшим без вести в апреле 1943 года» - начертал «с потолка» безвестный тамошний военный чиновник…
…С почтового адреса 6-го отдельного полка резерва начальствующего состава Южного фронта из города Липецка последнюю открытку, датированную 28 июля 1944 года, получила проживавшая по адресу «Москва-43, Первомайская улица, дом 45, комната 10» Вера Васильевна Иванова – жена ещё одного воина-«сталинца» Якова Ивановича Иванова. Он родился в 1918 году в деревне Ерехино (не существующей ещё с 1980-х годов населённого пункта на территории нынешнего Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области России) и служил в этом полку бывший танкист, очевидно, в составе одного из обслуживающих его переменный, офицерский состав подразделений. Что случилось с этим довоенным работником треста «Жилстрой» Народного Комиссариата Строительства Союза ССР после указанной даты неизвестно, но его жене, разыскивавшей его в 1946-м, сообщили, что он числится пропавшим без вести в том же июле 1944 года…

Дома № 45 по Первомайской улице, в котором до 1941-го проживал Я.И.Иванов, на этом снимке 1958 года уже нет – он стоял на месте ларька «Овощи-Фрукты» (в левой части снимка, найденного автором на сайте «ОлдМос») - к этому времени двухэтажный барак «Мосжилстроя» был уже сломан.
…«Попал в окружение», - гласит запись в персональной карточке Николая Владимировича Вознесенского из картотеки на бывших советских военнопленных, ныне хранящейся в Российском государственном военном архиве в Москве. Родившийся в 1921 году в деревне Большой Пролом (ныне – Шацкого района Рязанской области России), он в самом начале войны попадает в немецкий плен, откуда ещё в ходе неё был освобождён. За муки своего плена рядовой Вознесенский достойно отплатил врагу, свидетельством чему – медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. 6 апреля 1985 года, к 40-летию Великой Победы в числе других ветеранов Н.В.Вознесенский был награждён Орденом Отечественной войны.
Такая же сложная судьба поначалу окажется и у башенного стрелка танка Соболева Алексея Николаевича 1921 года рождения, уроженца деревни Соболевка (ныне – Воловского района Тульской области России), где проживала его мать Ольга Афанасьевна Соболева. Освобождённого из немецкого плена, его вновь, 4 августа 1944 года призовёт в ряды Красной Армии уже Белостокский горвоенкомат, которым он будет направлен сначала в один из запасных стрелковых полков, а из него – в 918-й Остроленковский стрелковый полк 250-й стрелковой дивизии. За неполных три месяца службы там бывший танкист-«сталинец» будет воевать так, что тоже успеет заслужить не одну награду и звание младшего сержанта. Но 30 октября 1944 года заместитель командира отделения 4-й стрелковой роты 2-го батальона полка Алексей Николаевич Соболев падёт смертью храбрых в бою под Варшавой…
…Ещё меньше – всего три месяца – не дожил до конца Великой Отечественной войны ещё один встретивший её под Брестом воин-«сталинец» - Левин Иван Фёдорович 1920 года рождения, уроженец деревни Загирино, не существующей на нынешней территории Данковского района Липецкой области России. Уже победной весной 45-го его отцу, проживавшему на подмосковной станции Тарасовка, пришло извещение о том, что его сын погиб 1 февраля под немецким городом-крепостью Бреслау, что в Верхней Силезии. К этому времени фронтовая судьба И.Ф.Левина сложилась так, что бывший танкист сражался в рядах 514-го стрелкового полка 172-й стрелковой Павлоградской ордена Суворова дивизии рядовым стрелком, но уже тоже имел боевые награды…
…Очевидно, что всю войну от его первого дня до последнего дня прошёл ещё один воин-«сталинец» из той, майской команды 1941 года – Зябрин Эммануил Васильевич 1920 года рождения.
…К сожалению, имён ни одно из перечисленных выше павших воинов-«сталинцев» (кроме Сударкина) нет в Книгах Памяти – ни Москвы, откуда они призывались на военную службу, ни их родных областей…
…А об остальных десяти призывниках-«сталинцах» из той самой команды, направленной в мае 1941-го в Брест, осталась о каждом вообще всего лишь одна строчка в той самой военкоматовской книге… Вот их имена:
Астахов Николай Иванович 1921 года рождения,
Бормутов Иван Иванович 1921 года рождения,
Луданёв Николай Парамонович 1920 года рождения,
Овчинников Алексей Иванович 1920 года рождения,
Поликов Григорий Алексеевич 1919 года рождения,
Рубский Иван Елисеевич 1921 года рождения,
Симакин Георгий Николаевич 1920 года рождения,
Смирнов Олег Константинович 1916 года рождения,
Токарев Пётр Николаевич 1921 года рождения,
Шишигин Владимир Алексеевич 1920 года рождения.
О каждом - всего лишь одна строчка…
И – вся наша память о них!"
С уважением – К.Б.Стрельбицкий