РОН ПРОТИВ ФАУ
Из данных разведки стало известно, что под Лугой немцы строят стартовые площадки для обстрела блокадного Ленинграда ракетами ФАУ-1. Для корректировки этих ракет в районе Стрельны противник начал возводить радионавигационную станцию. Ленинград могла постигнуть часть Ковентри и Лондона. Город и так изнемогал от обстрелов и бомбежек. Разведчики РОН, наблюдая за берегом с дамбы Морского канала, обнаружили закрытую масксетями дорогу, на которой просматривалось какое-то движение. В одну из безлунных ночей водолаз-разведчик Владимир Борисов, пройдя под водой до вражеского берега, спрятал в камышах водолазное снаряжение. После этого, переодевшись в немецкую форму, пробрался к проходной завода «Пишмаш», к которому вела дорога. Наблюдая за противником, разведчик заметил, что к проходной все время подъезжают машины и повозки. Решив добыть более точную информацию, Борисов, воспользовавшись тем, что к проходной подъехала очередная телега с ящиками, подскочил к ней сзади и подпер плечами, якобы удерживая от падения. Часовой, видя такое положение с ящиками, не стал проверять документы и открыл шлагбаум. Когда повозка остановилась у входа в цех, разведчик взвалил на плечо ящик и стал ходить с ним по всему заводу. Обнаружив, что в одном из цехов монтируют аппаратуру, Борисов вернулся: к телеге, помог разгрузить остальные ящики и на той же подводе выехал с территории, приветливо махнув часовому. Тот улыбнулся незадачливому знакомому и посоветовал лучше грузить аппаратуру, чтобы не попасть под трибунал. На одно из поворотов он спрыгнул с телеги и скрылся в складках местности. Ночью под водой добрался к поджидающему его катеру. Полученные данные были немедленно переданы в штаб, после чего станция и стартовые площадки были уничтожены нашей авиацией и артиллерией.
РОН ПРОТИВ 10-Й ФЛОТИЛИИ MAS
В течение всего времени блокады Ленинграда немцы старались перекрыть путь Ленинград — Кронштадт, засыпая фарватеры и устье Невы минами. Вскоре наши научились бороться с минами, и тогда в сентябре 1943 года немцы применили новое средство. На транспортные корабли и боевые суда КБФ, несшие боевую службу, стали стремительно выходить быстроходные катера. Они огнем пулеметов и артиллерии топили наши корабли и мгновенно исчезали в неизвестном направлении. Как выяснилось гораздо позже, это были итальянские катера 10-й флотилии МАS, которые до этого усиленно применялись на Средиземном море против кораблей союзников. Катера были срочно доставлены по железной дороге из Италии. Загруженные торпедами, начиненные взрывчаткой, малоуязвимые, управляемые фанатиками и имевшие скорость более 70 км/ч, эти катера представляли серьезную угрозу для базы КБФ в Кронштадте, ленинградских мостов, коммуникаций и объектов флота. Итальянцы применяли катера и как брандеры на акватории Средиземного моря. Направив катер на вражеский корабль, водитель в ста метрах от цели выпрыгивал в воду и его подбирал следующий катер. Люди князя Боргезе не задумываясь рисковали жизнью для выполнения боевой задачи.
Перед РОН была поставлена цель: найти и уничтожить нового страшного врага. Разведчики обползали все побережье, где могли базироваться эти проклятые катера, прятались даже в мусорных баках. Но и немцы не дремали, поливая огнем все, что шевелилось. Наконец, благодаря знанию местности одного из служивших в РО матросов, самым перспективным был признан участок возле дамбы, недалеко от Стрельны. Но катера с десантом снесло ветром и течением далеко в сторону. Нужен был световой ориентир. Прохватилов решил сам подойти к берегу на катере и высадить водолаза, который ночью подаст световой сигнал. Выбор пал на Всеволода Ананьева. Моросил дождь, висел густой туман, и высадку решили проводить днем. Полностью одетый в водолазное снаряжение Ананьев лежал на палубе, Прохватилов возвышался за штурвалом, моторист управлял двигателем в машине, началось все удачно. Прикрываясь туманом, подошли почти вплотную к берегу. И тут выглянуло солнце. Катер оказался прямо перед немецкими позициями. Прохватилов успел столкнуть Ананьева ногой за борт. Немцы на берег не проявляли враждебности, решив, что русский приплыл сдаваться. А тут еще командира от невероятного напряжения пробил пот. Достав из кармана белый платок, он вытер испарину. Немцы укрепились в мысли о капитуляции и даже зааплодировали. Жестами командир объяснял фашистам, что к берегу подойти не может, мешают камни, и стал двигаться вдоль берега, якобы выбирая место для причаливания. Сначала немцы это воспринимали спокойно, потом начали стрелять в воздух. «Право руля! Полный ход!» — крикнул Иван Васильевич мотористу и… вылелел за борт от резкого рывка, в последний момент схватившись рукой за леерное ограждение. С трудом взобравшись на катер, он под градом пуль взял на себя управление. Катер на огромной скорости проскочил Финский залив и остановился аж у Лисьего Носа, имея несколько десятков пробоин в бортах.
Ночью с 4 на 5 октября 1943 года бойцы РОН с гребных шлюпок высадились в районе дамбы, ориентируясь по огоньку Ананьева, сняли охрану. Вот они, катера! Стоят на рельсах, чтобы быстро и незаметно уходить и возвращаться. Грохнули взрывы. Бойцы забрасывали катера трофейным гранатами на длинных ручках с привязанными ним дополнительными тротиловыми шашками. На всю операцию ушло 20 минут, вместо отпущенных 2-х часов. Угроза Ленинграду и Кронштадту была ликвидирована. Обратно уходили по немецким тылам, чего немцы никак не ожидали. По пути уничтожили топливный склад и, описав дугу, вышли точно в срок — к прибытию кораблей, которые всех эвакуировали. Кстати, Прохватилов всю жизнь был уверен, что уничтожил немецкие катера. О том, что это были итальянцы, стало известно в конце 80-х годов. В этой операции погибли 4 спецназовца. Имена их увековечены в боевой летописи разведки Балтийского флота и вошли в 21-й том Книги Памяти «Назовем поименно».
Сейчас в Стрельне есть маленький музей роты особого назначения КБФ. Некоторые из ветеранов РОН еще живы и до сих пор собираются в г. Стрельна в день Стрельнинского десанта, когда водолазами-разведчиками были уничтожены катера 10-й флотилии МАS. Сейчас туда приезжают даже гости из Италии…