Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Люди-легенды: младший сержант Андреев Владимир Иванович  (Прочитано 5235 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
http://s51.radikal.ru/i133/1202/b4/d9be48726788.jpg

Единственный имеющейся в распоряжении калининградской общественности прижизненный снимок младшего сержанта Владимира Иванович Андреева.
« Последнее редактирование: 13 Февраля 2012, 09:39:49 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Отсюда - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=9651.0

ГЕРОИ-МАТРОСОВЦЫ
ИЗ ЧИСЛА ВОСПИТАННИКОВ ВОЙСК НКВД-МВД-МГБ СССР:
Андреев Владимир Иванович - командир отделения станковых пулеметов пулеметной команды 6-го отряда внутренней охраны 1-го отдела внутренней охраны МГБ СССР, младший сержант.
В ночь с 11 на 12 февраля 1952 года в бою с бандой литовских националистов закрыл грудью пулеметную амбразуру бандитского схрона.
Похоронен в столице Литвы городе Вильнюсе.
Посмертно не награжден.
Приказом МВД СССР № 110 от 1 апреля 1985 года навечно зачислен в списки 1-й роты дислоцировавшейся в Калининграде войсковой части № 6532 внутренних войск МВД СССР. Ныне правопреемником данной в/ч является N-й отдельный специальный моторизованный Минский ордена Красной Звезды полк внутренних войск МВД России Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 21 Февраля 2012, 12:50:46 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
...И ЗАХЛЕБНУЛСЯ, ВОЯ, ПУЛЕМЕТ
27 февраля 1943 года в бою за псковскую деревню Чернушки, упав в броске грудью на жерло вражеского дзота, шагнул в бессмертие 19-летний боец-комсомолец Александр Матросов, С этого момента его подвиг стал героико-нарицательным: матросовцами теперь именуют всех без исключения советских воинов, закрывших в бою своим телом извергающую смертоносный огонь пулеметную амбразуру.
Историки до сих пор спорят относительно того, сколько же их было в действительности матросовцев? Списки на сей счет разнятся в количестве фамилий: по разным подсчетам речь идет от трехсот шестидесяти до четырехсот двух человек. Не без гордости в голосе уточним со своей стороны: не менее девяти из них, включая и самого Александра Матвеевича Матросова, – воспитанники системы отечественного МВД! Напомним, что Саша Матросов ушел на фронт добровольцем из стен Уфимской трудовой колонии НКВД Башкирской АССР, где трудился сначала слесарем на мебельном производстве, а затем - помощником воспитателя и одновременно - председателем общественной конфликтной комиссии.
И еще добавим: пятеро из той героической девятки совершили свой подвиг за многие месяцы до красноармейца А. Матросова, а трое – уже после, при этом 22-летний воспитанник внутренних войск младший сержант Владимир Иванович Андреев – в послевоенный период. И это – не опечатка. Дата его подвига - 12 февраля 1952 года! Таким образом, В. Андреев - последний в не имеющем точного числа на фамилии списке матросовцев. Об этом прежде долгие годы забытом герое наше сегодняшнее повествование.

Малая родина последнего матросовца - поселок Никольское-Трубецкое Балашихинского района Московской области.
К сожалению, о детстве и школьных годах юного Володи Андреева известно немного: из семьи простых тружеников, успешно закончил десятилетку, комсомолец, мечтал получить высшее образование, о чем не раз потом поделился в своих солдатских письмах, адресованных любимой учительнице…
Весной 1950 года юноша был призван для прохождения срочной военной службы. И жребий ему в связи с этим выпал не из легких: довелось стать солдатом 4-й стрелковой дивизии внутренних войск МГБ СССР (она же в/ч 3198 Вильнюсского военного гарнизона), которая, осуществляя одну за другой чекистско-войсковые (в современной терминологии – контртеррористические) операции, вела бескомпромиссную борьбу с политическим бандитизмом на территории Литвы.
Исполнительностью, трудолюбием и наличием ярко выраженных качеств лидера новоиспеченный рядовой В. Андреев сразу приглянулся своим новым командирам. И это стало решающим, когда его кандидатуру рассматривали для направления в ряды дивизионной школы сержантского состава. В течение последующего года Владимир – курсант учебного пулеметного подразделения. По выпуску был удостоен знаков различия младшего сержанта с назначением на должность командира отделения станковых пулеметов пулеметной роты дислоцировавшегося там же в столичном Вильнюсе 261-го стрелкового полка внутренних войск.
Немаловажная деталь: официально 4-я стрелковая дивизия внутренних войск НКВД-МВД-МГБ СССР считается участвовавшей в борьбе с политическим бандитизмом в Прибалтике в период с 30 июля 1944 года по 31 декабря 1950 года. Но это всего лишь, поясним, законодательно установленный льготный период исчисления службы – год за три и дающий в связи с этим ветеранам соединения право на статус непосредственных участников Великой Отечественной войны, даже если те были призваны в армию уже после Победы. В действительности же недобитки из числа литовских националистов не прекращали кровавую резню в отношении собственного народа вплоть до второй половины 1950-х. А это значит, что младший сержант В. Андреев и его однополчане, защищая конституционные права мирных жителей Литвы, не выходили из схваток с бандитским зверьем и после 1 января 1951 года.
Архивные материалы донесли до нас, что будущий герой умело и самоотверженно действовал не только в ходе огневых поединков с нелюдями из числа «лесных братьев», но и вне зоны проведения боевых операций. Устные предания однополчан, донесли до нас такой факт. Как-то в сумерках к Владимиру Андрееву, выполнявшему обязанности разводящего внутреннего караула, крадучись приблизился пожилой незнакомец.
- Слышь, солдатик, - прошептал он, по-воровски озираясь, - не хочешь ли подзаработать – на выпивку там, девушек? Ой, извините, пан карал, в темноте не разглядел лычек. Как они, скажу, вам к лицу! К вашему начальствующему чину, пан капрал, - да звонкую бы монету! Для этого Вам и делать-то ничего не надо: принесите только патроны россыпью, а лучше сразу «цинками» - заплачу дороже. Охотник я, понимаешь, на крупную дичь…
«Понятно на какую «дичь» «охотник», - тут же смекнул младший командир, - наших советских людей из-за угла подло, по-бандитски убивать». Однако виду не подал. Более того, чтобы не спугнуть «искусителя», войдя в роль терзаемого алчностью человека, принялся торговаться.
- Вот и хорошо, - радостно потер руки «искуситель», когда наконец сговорились о цене. – Жду тебя через три дня на этом самом же месте…
Встреча состоялась в строго назначенное время и прошла под… «аккомпанемент» четко сработавшей из засады чекистской группой захвата. Как выяснилось уже в ходе следствия, задержанный с поличным «охотник» оказался владельцем крупного арсенала, хранившегося в тайниках у него на квартире и предназначавшегося для нужд террористического подполья…
12 августа 1951 года в связи с очередным реформированием войск правопорядка и безопасности 4-я стрелковая дивизия ВВ МГБ СССР была преобразована в 1-й отдел внутренней охраны МГБ СССР, а родной для Владимира Андреева 261-й стрелковый полк ВВ – в 6-й отряд внутренней охраны МГБ СССР. Но этот никак в целом не повлияло на интенсивность опасных ратных будней личного состава. Так, в ночь с 11 на 12 февраля 1952 года младший сержант В. Андреев в составе разведывательно-поисковой группы отправился из Вильнюса на выполнение очередного боевого задания. На сей раз действовать предстояло в трудно пролазной чаще лесного массива, раскинувшегося в пяти километрах от районного города Свенцяны, который ныне является современным литовским городом Швенченис. Это недалеко от границы с Белоруссией, на старинном тракте, который некогда вел русские купеческие обозы из Санкт-Петербурга в Кенигсберг и обратно.
Согласно агентурно-оперативным данным, полученным от местных чекистов, там где-то укрывалась особо опасная банда, на счету которой было уже немало кровавых и безжалостных терактов. Воинам в краповых погонах требовалось найти ее и обезвредить.
Что было дальше – строками написанного по горячим следам репортажа из многотиражной газеты 1-го отдела внутренней охраны МГБ СССР «Боевая чекистская»:
«…И вот он идет по следу врагов. Поиск длится всю ночь, но безрезультатно.
- Ничего, твердо говорит Андреев, - найдем хоть под землей.
Эта уверенность младшего сержанта придала силы остальным воинам. Поиск продолжился. Наконец, один из солдат заметил в густом лесу тщательно замаскированное убежище вооруженных наймитов.
- Подползти к укрытию и гранатами забросать его! – приказал командир.
Только одно стремление владело в эти минуты комсомольцем Андреевым: как можно лучше выполнить приказ, чтобы ни одному врагу не удалось уйти. И вот до укрытия остается 10, 8, затем 5 метров. Внезапно бандиты открыли огонь из пулемета. Среди бойцов появились раненые и убитые. Одна пуля ранила Андреева, но силы еще оставались. Чтобы спасти жизни своих товарищей, Владимир Андреев собрал силы и, с гранатой в руке одним броском преодолев несколько метров, накрыл своим телом пулемет бандитов…
Воодушевленные подвигом комсомольца, наши бойцы за несколько минут расправились с лесными бандитами».
Уже после боя выяснилось: амбразура, откуда в упор ударил тот самый бандитский пулемет, была тщательно замаскирована и предназначалась для уничтожения кинжальным – то есть не оставляющим противнику шансов уцелеть - огнем всякого, кто осмелится подобраться к схрону по-пластунски. И это делало позицию «лесных братьев» практически неприступной для захвата штурмом.
Погибшего героя со всеми подобающими воинскими почестями однополчане похоронили на Антакальском кладбище города Вильнюса. Ныне это Антакальнисский мемориальный ансамбль, являющейся сегодня одним из самых крупных воинских некрополей в современной Литовской Республики. За могилами покоящихся здесь советских солдат и офицеров по-настоящему образцово ухаживают местные власти. В том числе и за могилой младшего сержанта Владимира Ивановича Андреева. По заверению руководства редколлегии Книги Памяти Литовской Республики, сделанному в адрес редакции газеты «Щит и меч», в надлежащем состоянии содержится здесь и памятник, некогда возведенный однополчанами на могиле героя.
К сожалению, о подвиге последнего из матросовцев страна узнала лишь десятилетия спустя, а до этого момента, исходя, как надо полагать, из пресловутых цензорско-идеологических соображений, всякая огласка пресекалась, что называется, на корню: публично ведь было озвучено о том, что с политбандитизмом в Литве было якобы покончено к 1 января 1951 года, а герой, как мы знаем, при всем этом погиб в бою с «лесными братьями» аж 12 февраля 1952 года, то есть чуть больше года спустя!
По той же причине, похоже, и не наградили посмертно: младший сержант В. Андреев до сих пор – один из немногих среди нескольких сотен матросовцев, которых несправедливо обошла государственная награда.
Из насильственного забвения имя последнего воина-матросовца было возвращено по воле и настоянию командования внутренних войск. В результате 1 апреля 1985 года увидел свет приказ министра внутренних дел СССР № 110, который предписал с сего дня зачислить навечно младшего сержанта Владимира Ивановича Андреева в списки 1-й роты дислоцировавшейся в Калининграде войсковой части № 6532 ВВ МВД СССР. Тогда это была «головная» конвойная рота 493-го отдельного конвойного батальона, подчиненного в свою очередь вильнюсской 42-й дивизии внутренних войск. Однако на сегодняшний день это уже одна из лучших патрульных рот N-го отдельного специального моторизованного Минского ордена Красной Звезды полка внутренних войск МВД России.
Все последние годы облаченный в милицейскую (а теперь уже в полицейскую) форму личный состав данной именной роты доблестно несет боевую службу по охране общественного порядка на улицах столицы российской Прибалтики.
Свой вклад в увековечение подвига последнего по счету матросовца внесли и сами калининградцы. Так, в январе 2000 года по инициативе местной общественности на стене Малого православного мемориального храма Русского Воинства имени преподобного Ильи Муромца, возведенного на территории военного городка Калининградского пограничного института ФСБ России, была открыта мраморная Доска Памяти в честь погибших при исполнении воинского долга «зеленых фуражек» и «краповых беретов». И имя младшего сержанта В. Андреева первым в этом скорбном списке.
А 27 марта 2007 года имя героя появилась на скрижалях в тот же день открытого силами местной общественности воинского мемориала, посвященного фронтовому подвигу предшественника калининградской в/ч ВВ - 132-му пограничному Минскому ордена Красной Звезды полку войск НКВД СССР…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 21 Февраля 2012, 12:50:17 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
27 марта 2007 года. В парадном строю – воины патрульной роты, в списки которой навечно теперь зачислен младший сержант В. Андреев. Фото Владимира СУЛЬЖЕНКО: http://s15.radikal.ru/i189/1202/bf/a05117a4023c.jpg

« Последнее редактирование: 13 Февраля 2012, 09:42:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
http://www.ormvd.ru/pubs/15374/ - электронная версия публикация газеты МВД России "Щит и меч"...
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »