Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Переход на сторону партизан легионеров из 825-го батальона волжских татар  (Прочитано 23904 раз)

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна
9 марта 1943 г. отдел Ia 3-й танковой армии направляет в адрес ГА "Центр" радиограмму, в которой докладывает о завершении операции "Шаровая молния". Против нее на тесном участке сражались вместе с бандитами красноармейцы и перебежавшие волжские татары. Последние попытки вырваться из окружения были в ночь с 7 на 8 марта. Тяжесть боев подтверждают собственные высокие потери ... (многоточие в радиограмме). Противник потерял убитыми 738 человек, включая 3 офицеров и 5 комиссаров. В плен захвачены 260 человек, в том числе 1 командир батальона и несколько перебежчиков. Затем перечисляются многочисленные трофеи. Собственные потери: 117 убитых, включая 5 офицеров, 334 раненых, 21 пропавший без вести.

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/640#page/145/mode/inspect/zoom/5



Записан

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна
От 5 марта 1943 г. существует черновик ГА "Центр" Верховному командованию сухопутных войск вермахта - ежемесячный отчет о борьбе с бандитами. В нем есть такая обтекаемая формулировка:

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/640#page/159/mode/inspect/zoom/5



Частям силой до 500 человек удалось уйти через собственную линию на юго-восток в лесной массив восточнее Сураж.

Возможно, здесь речь идет о "волжских татарах", потому что в потерях 3-й танковой армии за февраль 1943 г. перечисляется следующие цифры:

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/640#page/166/mode/inspect/zoom/5

Противник: убито 824 чел.
Немцы: убито 31 чел., ранено 124 чел, пропало без вести 6 чел.
Добровольцы (landeseigene Verbände): убито 41 чел., ранено 81 чел., пропало без вести 534 чел.



Ну и, наконец, в отчете ГА "Центр", который я размещала выше, ни слова о том, что кто-то перебежал.

То есть, получается, что о переходе волжских татар на сторону партизан вроде как умолчали ...

Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 225
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемая Татьяна Николаевна!
Вы пишете: "Я не всегда понимаю, в чей адрес были направлены те или иные документы - возможно, в этом разберутся более компетентные лица".
Приведённый Вами вслед за этим документ от 24.01.1943 отправлен в адрес Штаб-квартиры 3-й танковой армии Вермахта из Разведывательной группы Начальника отделения контрразведки армии.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна
Уважаемая Татьяна Николаевна!
Вы пишете: "Я не всегда понимаю, в чей адрес были направлены те или иные документы - возможно, в этом разберутся более компетентные лица".
Приведённый Вами вслед за этим документ от 24.01.1943 отправлен в адрес Штаб-квартиры 3-й танковой армии Вермахта из Разведывательной группы Начальника отделения контрразведки армии.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович,

большое спасибо за уточнение! Мне очень приятно, что мои сообщения читаются именно с этой целью, а не с намерением до чего-либо "докопаться". Вместе с тем не могу не выразить своего удивления по поводу того, что в нашем разделе "Партизанское движение в Белоруссии" так мало тем, в то время как немцам были известны даже руководители бригад. Неужели НАМ они неизвестны?

Откликов на мое предположение о том, что переход волжских татар на сторону партизан был "спущен на тормозах" и замолчен, пока не последовало. Осмелюсь предположить - опять-таки не зная всех адресатов - что ГА "Центр" не могла позволить себе дальнейшего скандала после произошедшего в Могилеве инцидента. Обвинения в адрес der Höhere SS- und Polizeiführer Rußland Mitte касательно охранных батальонов в папке нет, остался там лишь его ответ от 22 февраля 1943 г. по поводу писем от 12 и 17 февраля 1943 г.

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/640#page/75/mode/inspect/zoom/5

В этом ответе речь идет о том, что известный немцам и действующий в районе Кличев подполковник Борода с настоящим именем Солдаченко внедрил в 53-й охранный батальон в качестве ремесленников двух своих коммунистов - майора и капитана, задействовав, кроме того, в операции 110 человек своей элитной военной группы. В результате систематической подрывной работы "ремесленниками" была создана маленькая коммунистическая ячейка, в то время как основная масса батальона ни о чем не подозревала. Когда настал час Х, то есть нападение на казарму "лесной лагерь Могилев", украинские охранники остались без оружия, так что бой состоялся лишь с немецкими офицерами и унтер-офицерами, которые - по сообщению начальника полиции - сопротивлялись до последнего патрона и предотвратили нападение на склады с оружием и боеприпасами. Пленные украинцы были уведены в западном направлении, на остановках 17 из них удалось бежать и вернуться в казарму. Они же вкупе с местными жителями и рассказали, что партизаны расстреляли за неблагонадежность некоторых украинцев. Здесь же перечисляются их имена и делается вывод:

При сложившихся обстоятельствах о добровольном переходе на сторону противника, согласно дневного сообщения от 12.02.1943 Командующего ГА "Центр", не может быть и речи.



После такого происшествия, наверное, никому не было выгодно рассказывать о том, что еще кто-то не пропал без вести, а перебежал к партизанам.

Если я неправа, пусть меня кто-нибудь поправит.



Записан

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/945#page/20/mode/inspect/zoom/4

Татьяна Николаевна, а есть в тесте этого документа -

"Распоряжение ОКХ об организации и использовании вспомогательных сил на Востоке (в приоритете: народы тюркского происхождения, казаки, крымские татары)" -

"полезные знания", которые можно было бы перевести и применить к нашей теме...? Интересует порядок привлечения (параметры, критерии) легионеров при создании батальонов, порядок принятия немецкой присяги и т.д.

Текст присяги легионеров из брошюрки:





Я клянусь перед Богом этой священной клятвой, что в борьбе против большевистских врагов моей Родины я окажу абсолютное послушание Верховному главнокомандующему германскими вооруженными силами Адольфу Гитлеру и как храбрый солдат буду готов в любое время отдать свою жизнь за эту клятву.
Записан

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна
Я вчера размещала несколько документов, в том числе и список действующих (по мнению немцев) в районе 3-й танковой армии партизанских бригад и отрядов и решила сегодня оттолкнуться от него. Мне кажется, что я нашла зацепку по "нашим" легионерам. Смотрите вот этот документ. Если я не ошибаюсь, то у тех, кто в отряде с 24 февраля 1943 г, татарские фамилии. Одинаковая дата прибытия, дата пропадания без вести (операция "Шаровая молния" завершилась 8 марта) - у кого какие будут мнения? Они?

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56216803&page=3







Записан

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна

Дата - 6 марта 1943 г. - можно предполагать, что они погибли в боях...?
Андрей Анатольевич, как раз сейчас над этим размышляю ... Так как в теме уже очень много постов, то я повторю свою "сопроводиловку" из сообщения № 63

9 марта 1943 г. отдел Ia 3-й танковой армии направляет в адрес ГА "Центр" радиограмму, в которой докладывает о завершении операции "Шаровая молния". Против нее на тесном участке сражались вместе с бандитами красноармейцы и перебежавшие волжские татары. Последние попытки вырваться из окружения были в ночь с 7 на 8 марта. Тяжесть боев подтверждают собственные высокие потери ... (многоточие в радиограмме). Противник потерял убитыми 738 человек, включая 3 офицеров и 5 комиссаров. В плен захвачены 260 человек, в том числе 1 командир батальона и несколько перебежчиков. Затем перечисляются многочисленные трофеи. Собственные потери: 117 убитых, включая 5 офицеров, 334 раненых, 21 пропавший без вести.

Как мы уже знаем, легионеры были одеты в немецкую униформу. Как Вы думаете, была ли у партизан возможность в боевых условиях переодеть такое большое количество человек? А в том документе, где перечисляются потери среди добровольцев, убитых они как считали? То есть кто их убил?

От 5 марта 1943 г. существует черновик ГА "Центр" Верховному командованию сухопутных войск вермахта - ежемесячный отчет о борьбе с бандитами. В нем есть такая обтекаемая формулировка:

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/640#page/159/mode/inspect/zoom/5



Частям силой до 500 человек удалось уйти через собственную линию на юго-восток в лесной массив восточнее Сураж.

Возможно, здесь речь идет о "волжских татарах", потому что в потерях 3-й танковой армии за февраль 1943 г. перечисляется следующие цифры:

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/640#page/166/mode/inspect/zoom/5

Противник: убито 824 чел.
Немцы: убито 31 чел., ранено 124 чел, пропало без вести 6 чел.
Добровольцы (landeseigene Verbände): убито 41 чел., ранено 81 чел., пропало без вести 534 чел.



Ну и, наконец, в отчете ГА "Центр", который я размещала выше, ни слова о том, что кто-то перебежал.

То есть, получается, что о переходе волжских татар на сторону партизан вроде как умолчали ...
« Последнее редактирование: 13 Августа 2016, 13:21:20 от murylev »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 225
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Немцы безусловно отличили "своих" убитых легионеров-татар от предавших их: и, возможно, по оружию, и - главное - по местам нахождения и позам трупов, да и по той же форме, конечно. Разумеется, наши партизаны не могли снабдить бывших легионеров какой-либо новой одеждой (не говоря уж про форму), и те "донашивали" свою немецкую - конечно, предварительно споров с неё нарукавные нашивки легиона с рукавов и "фальке" с груди. Учитывая, что до "Шаровой молнии" они в этой форме провели у партизан полгода (включая зиму), за которые партизаны должны были максимально использовать их, то отличить их даже в немецкой форме, труда, думаю, не составило немцам никакого... Хотя, надо думать, они в потерях "бандитов" в отдельном выделении бывших легионеров сами заинтересованы явно не были...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 225
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Андрей Анатольевич!
Вы, конечно, правы - это я не на тех партизан в списке посмотрел...
Однако, на остальное в содержании моего ответа это никак не влияет :)
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Римма Петухова

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32
Уважаемые коллеги. Вот тут http://shmyrev.museum.by/files/%201-й%20БПБ.pdf     находится алфавитный список партизан 1-й БПБ (1-я Белорусская партизанская бригада?), составленный в Витебском областном музее Героя Советского Союза М. Ф. Шмырева. Из них рядом со 127-ю фамилиями написано примечание "научная тема-переход 825-го волго-татарского батальона", у некоторых партизан указан отряд и должность. В число этих 127-ми фамилий входят все татарские фамилии  из документа ОБД   https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56216803&page=3  обнаруженного Татьяной Николаевной Секэй. То есть в музее тоже решили, что эти татары из "Донесения о безвозвратных потерях" белорусских партизан-из 825-го батальона. Ссылка здесь почему-то не открывается, нужно ее всю скопировать и вставить в поисковую строку. 

Так ссылка работает.
http://shmyrev.museum.by/files/%201-%D0%B9%20%D0%91%D0%9F%D0%91.pdf
« Последнее редактирование: 11 Августа 2016, 08:03:10 от Владимир-Архивариус »
Записан

МОРЗЕ

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 752
Здравствуйте.
ну просто два разных человека якобы... 829 батальон волжских татар...наверное не в тему.тут о 825 батальоне.прошу прощения
умер 15 10 1943

300368828
Информация о военнопленном
Фамилия   Айтов   
Имя   Валей   
Отчество   Галеевич   
Дата рождения/Возраст   __.__.1909   
Место рождения   Сабаси   
Лагерный номер   11457   
Дата пленения   29.11.1942   
Место пленения   Моздок   
Лагерь   шталаг 307   
Судьба   легионер (предатель)   
Воинское звание   красноармеец|рядовой   
Фамилия на латинице   Aitow   
Название источника информации   ЦАМО   
Номер фонда источника информации   58   
Номер описи источника информации   977520   
Номер дела источника информации   2532

https://obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300368827&id1=f25d3a7aba8258ec1562913e70257c95&path=SVS/002/058-0977520-2532/00000085.jpg

извещение выслано.

https://obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300368829&id1=06b6c1ce04990dbc1df814d309f9dde9&path=SVS/002/058-0977520-2532/00000086.jpg

Wolgatatarischtd inf.batl 829
leg № 6499 или рег. № 6499?
Краснояловский?Чкаловская обл. ЗУБАЧУС.
В док. где он легионер место рожд.САБАСИ

он же но как АИтов

73318260
Информация из документов, уточняющих потери
Фамилия   Аитов   
Имя   Валей   
Отчество   Галеевич   
Дата рождения/Возраст   __.__.1909   
Воинское звание   военнослужащий   
Причина выбытия   жив   
Название источника информации   ЦАМО   
Номер фонда источника информации   58   
Номер описи источника информации   Н-18005   
Номер дела источника информации   5

https://obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=73318255&id1=132c8afb9f3188afefcd31657379cc8d&path=Z/011/058-H-0018005-0005/00000551.jpg
Записан
С уважением, РАХМАНОВА Анна Ахмедовна, Таллинн

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна
Здравствуйте, Римма и другие участники темы!

Большое спасибо за найденный список! С одной стороны, меня порадовало, что мы, начав эту тему, в рекордные сроки прошли почти такой же путь, что и сотрудники музея. С другой стороны, несколько возмущает, что из трех научных тем одна называется "Переход 825-го волго-татарского батальона" (еще одна про медицину в партизанских формированиях и про бой у д.Плоты). На мой взгляд, здесь неправильно расставлены акценты и тема должна была бы называться "Переход 825-го волго-татарского батальона в рамках операции "Шаровая молния"". Когда к партизанам переходит сразу несколько сотен человек, это, конечно, нечто из ряда вон выходящее и заслуживает исследования. Но им же целую мемориальную доску на месте перехода установили! Ни в коем случае не хочу ни у кого отнимать благородных мотивов и подпольной работы, но, уважаемые форумчане, вы просмотрите внимательнее список погибших и пропавших без вести партизан - там очень много уроженцев Суражского района. Они были У СЕБЯ ДОМА. Так что при размышлении легионеров о предстоящей "мясорубке" ими мог (подчеркиваю - МОГ) руководить самый обыкновенный расчет на то, что выжить в ней больше шансов у тех, кто знает в лесу каждое дерево.

Кстати, на список этот я вышла благодаря подробному описанию 3-й танковой армии разгрома партизанских отрядов и бригад.

http://wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/640#page/56/mode/inspect/zoom/5

В ближайшее время постараюсь перевести сооветствующий пассаж из текста. Пока что скажу, что там упоминается не только бригада Шмырева, но и бригады Дьячкова, Воронова, Райцева (на сайте музея это отряд в составе бригады Краснознаменного Ленинского комсомола), Бирюлина (то же самое. почему, кстати?)

http://shmyrev.museum.by/node/35468

и несколько отрядов. По фамилии Райцев я список и нашла:

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56216803&page=39

Кстати, обратите внимание на стр. 41. Вот этот боец тоже может быть легионером из 825-го батальона



Есть ли он уже в каких-то списках? Но даже если и есть - мне кажется, что при таком развитии темы у нас очень большие возможности проработать ее если не детально, но, по крайней мере, так, чтобы сдвинуть центр тяжести с легионеров на главных героев темы - самих партизан.
Записан

МОРЗЕ

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 752
79218533
Информация из картотеки
Фамилия   Волков   
Имя   Лаврентий   
Отчество   Ильич   
Дата рождения/Возраст   __.__.1920   
Причина выбытия   легионер   
Название источника информации   ГА Республики Татарстан   
Номер ящика   01902-6
Записан
С уважением, РАХМАНОВА Анна Ахмедовна, Таллинн

Владимир-Архивариус

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 798
  • Спасибо отцу за Победу!
Добрый день.
Цитировать
79218533
Информация из картотеки
Фамилия   Волков   
Имя   Лаврентий   
Отчество   Ильич   
Дата рождения/Возраст   __.__.1920   
Причина выбытия   легионер   
Название источника информации   ГА Республики Татарстан   
Номер ящика   01902-6
Вопрос.
А что именно лежит в этом ящике 01902-б?
Записан
С уважением.
Владимир-Архивариус.

МОРЗЕ

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 752
Здравствуйте.А дальше не открывается.И ссылку не знаю,как дать.А на сайте Отечество


В Сводной базе данных МИПЦ 'Отечество' http://old.v-ipc.ru/Ref/all.asp:
ВОЛКОВ ЛАВРЕНТИЙ ИЛЬИЧ, 1920 г.р.
Место рождения: с.Новое Ильмово; Мобилизован: Черемшанским РВК; Звание: кр-ц; Место службы: 28 тд,ПрибОВО;ВТ лег
Причина выбытия: умер; Дата выбытия: /12/43; Место выбытия: Петрово;6.42; Госпиталь: КГБ 32499
Архивный источник: Опись: 32457; Дело: 203; Лист: 150об
Источник сведений: http://old.v-ipc.ru/docs/kp_rt.asp
Книга Памяти Республики Татарстан


вопрос.можно расшифровать ВТ лег? как военный трибунал легионер?
« Последнее редактирование: 11 Августа 2016, 12:43:45 от МОРЗЕ »
Записан
С уважением, РАХМАНОВА Анна Ахмедовна, Таллинн

Владимир-Архивариус

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 798
  • Спасибо отцу за Победу!
По Волкову в ОБД много записей.
Но "легионер" упоминается только в картотеке.
Кто "вхож" в этот Госархив?
Вопрос простой. Какой документ лежит там? Карточка, дело, список ...

Ещё вопрос.
Архивный источник: Опись: 32457; Дело: 203; Лист: 150об
Какой именно архив?
Записан
С уважением.
Владимир-Архивариус.

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 40 225
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Владимир Степанович!
Логично предположить, что эта, неполная (без номера фонда!) ссылка - как раз на Государственный архив Республики Татарстан в Казани.
Но такой большой, "сквозной" номер описи "кагбе намекает" :) на ЦАМО.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

МОРЗЕ

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 752
Вряд ли из Архива Татарстана ответят мне,я не родственница.

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/main/?path=/pages/ru/4dls

ps Опубликовала те сведения, которые нашла на сайте  http://old.v-ipc.ru/docs/kp_rt.asp
Книга Памяти Республики Татарстан

Наверное, нужно обратиться к Хатире Мансуровне Марданшиной из Казани,письмо ей написала.
Записан
С уважением, РАХМАНОВА Анна Ахмедовна, Таллинн

Tanjuka

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 997
  • Секэй Татьяна Николаевна
вопрос.можно расшифровать ВТ лег? как военный трибунал легионер?

Наверное, это волжско (волго)-татарский легион. Спасибо, Анна Ахмедовна!
Записан

МОРЗЕ

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 752
Здравствуйте,Татьяна Николаевна.Действительно, сокращение ВТ ЛЕГ это точно волжско-татарский легион.Жду ответа из Казани от Хатиры Мансуровны Марданшиной,пригласила ее в эту тему.
Записан
С уважением, РАХМАНОВА Анна Ахмедовна, Таллинн
Страниц: 1 2 [3] 4   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »