Добрый вечер, Андрей Анатольевич,
большое спасибо за отклик по статье и, в особенности, за Доморада. Честно говоря, очень удивлена, не обнаружив в его биографии ни малейшего намека на то, что он был легионером. Из статьи я привела лишь ее начало, она на самом деле огромная, просто я вырезала подпись автора ради самого автора и невольно оборвала статью. Кстати, совсем уж поверхностной она мне не кажется. Там есть даты и имена, а конкретика отсутствует, возможно, из-за того, что документы о легионерах в то время были засекречены и человек писал просто по памяти. Кстати, именно это обстоятельство (незнание общественностью подробностей про легионеров) позволило Домораду во всеуслышание заявить, что набор был "насильственным". То есть Гиль-Родионов, не спросив мнения знакомых ему по плену командиров Красной Армии, просто зачислил их в свою дружину. Незнакомых ему загнали туда силой. Наверное, все они несколько удивились, обнаружив в один прекрасный день, что им дают еду, оружие и даже "зарплату", но с этим "неизбежным" фактом вскоре примирились - ведь главной их целью был скорейший переход на сторону партизан. Как эта цель совместима с "насильственной мобилизацией", мне не совсем понятно. Для достижения этой цели легионерам потребовался год, в течение которого они над ее осуществлением раздумывали, а параллельно участвовали в карательных операциях. Но, естественно, жечь деревни и убивать партизан и мирное население легионеры немцев отговаривали и даже оказывали им вооруженное сопротивление.
Кульминационным пунктом всей этой до крайности нелепой статьи являются перечисленные автором причины, побудившие легионеров перейти на сторону партизан. Как раз эти пункты заставили меня подумать, что Доморад был среди помощников Гиля-Родионова. Мне кажется, это такие ЛИЧНЫЕ переживания, что, из-за их субъективности, автор не смог занять по отношению к ним определенное расстояние и посмотреть со стороны, как они выглядят. А выглядят они так:



То есть:
Пункт 1. Легионеры начали задумываться: а что, если войну выиграет Красная Армия? Что тогда с ними будет?
Пункт 3. Местное население относилось к ним презрительно. Скорее всего, молодые легионеры успехом у противоположного пола не пользовались. В самом деле, трудно заставить кого-то относиться с симпатией к человеку, принимающему участие в убийстве отцов и братьев. Легионерам неоднократно показывали, что они тут - герои отрицательные.
Пункт 4. До легионеров дошли слухи, что грядет проверка. Как мы уже знаем, немцы с легионерами не церемонились и самым мягким наказанием была бы отправка обратно в лагерь для военнопленных.
Пункт 2 - верность Родине. Единственный пункт, который мог бы смягчить жестокие сердца, если бы они забыли о карательных операциях в течение нескольких месяцев.
Все вышеизложенное, наверное, думали и другие люди, потому что в цитируемых Доморадом записок партизана Титкова есть такой эпизод:


То есть Гилю пообещали, что ему и его товарищам ничего не будет. А когда начались репрессии, то он не постеснялся предупредить, что они все с оружием и вновь могут повернуть его против партизан.
Вот такое я вынесла впечатление об этой истории. По сравнению с ней переход 825-го батальона волжских патризан кажется детской забавой. А личность Доморада меня очень заинтересовала.