Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: генерал-полковник авиации Климов Иван Дмитриевич  (Прочитано 1610 раз)

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 346
Климов Иван Дмитриевич (11(24).06.1904-29.10.1978), советский военачальник, генерал-полковник авиации (22.08.1944).
Родился 11 (24) июня 1904 года, уроженец с. Волосово-Звегино, ныне Козельского района Калужской области. Русский. В 1920 году окончил школу связи на ст. Тула, где с июня 1920 года работал телеграфистом. В Красной Армии с 1926 года, добровольно при поступлении на учебу в Военно-теоретическую школу ВВС РККА г. Ленинград. С июля 1927 года учился в Первой военной школе им. Мясникова. С декабря 1928 года, завершив обучение, был назначен на должность  младшего лётчика 17-й истребительной эскадрильи 15-й авиабригады Белорусского военного округа, затем Московского военного округа (МВО). С марта 1930 года командовал звеном самолетов  в 17-й и 13-й эскадрильях той же бригады, а с сентября 1932 года  командир звена 71-го Отдельного авиаотряда, с ноября 1932 года командир авиаотряда в 118-й эскадрилье МВО, с февраля 1934 года  командир авиаотряда эскадрильи Особого Назначения  НИИ  ВВС (командует подразделением лётчиков-испытателей). С мая 1938 года  командир 27-го истребительного авиаполка МВО. Член ВКП(б) с 1939 года. С августа 1940 года  заместитель командира, с декабря 1940 года  командир 24-й истребительной авиадивизии МВО. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937),  избран трудящимися Ростовского избирательного округа Ярославской области. Член ВКП (б) с 1939 года. 20 июня 1941 года на базе 24-й истребительной авиадивизии и 78-й истребительной авиадивизии (в стадии формирования) был сформирован 6-й истребительный авиационный корпус ПВО Москвы, командиром которого был назначен полковник И.Д. Климов. Корпус входил в состав 1-го корпуса ПВО Московской зоны ПВО. В составе корпуса 11 истребительных авиационных полков: 11-й (командир подполковник Г.А. Когрушев), 16-й (майор Ф.М. Пруцков), 24-й (майор А.М. Степанов), 27-й (подполковник П.К. Демидов), 34-й (майор Л.Г. Рыбкин), 120-й (майор А.С. Писанко), 176-й (майор Г.П. Макаров), 177-й (майор М.И. Королев), 178-й (майор Р.И. Раков), 233-й (майор К.А. Кузьменко) и 309-й (командир подполковник А.Г. Минов). Участник Отечественной войны. 6-й истребительный авиакорпус ещё находился на стадии формирования, поэтому его командиру приходилось одновременно заниматься сколачиванием, боевой подготовкой частей и одновременно выполнять боевую задачу огромной важности по защите столицу Родины г. Москвы с воздуха от ударов вражеской авиации. К июлю 1941 года корпус насчитывал уже почти 30 полков истребительной авиации. В ночь на 22 июля 6-й истребительный авиакорпус успешно отразил массированный налёт немецкой авиации на Москву, было сбито 22 бомбардировщика противника, лишь отдельным самолетам врага удалось сбросить свой смертоносный груз на город. 28 октября 1941 года полковнику И.Д. Климову присвоено военное звание «Генерал-майор авиации». С 9 ноября 1941 года И.Д. Климов назначен командующим истребительной авиации Войск ПВО. С 20 марта по апрель 1942 года состоял в распоряжении командующего ВВС РККА, с апреля 1942 года  командующий 15-й ударной группой Северо-Кавказского направления. С июня 1942 года генерал-майор авиации  И.Д. Климов  назначается командиром вновь сформированной 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. Дивизия была оснащена только новыми самолётами Як-1 и ЛаГГ-3. В июле 1942 года генерал И.Д. Климов и штурманом 236-й ИАД майором Дмитрием Леонтьевичем Калараш* (прим. авт. – интересно, что Дмитрий Лаврентьевич погибнет 29.10.1942 года, а его командир умрет через 36 лет – 29.10.1978 года. Вот судьба!) на двухместном истребителе вылетели в район Ростова на Дону и были сбиты недалеко от линии фронта, оба лётчика выпрыгнули с парашютами, но генерал Климов был тяжело ранен и доставлен на У-2 в госпиталь. После излечения, в октябре 1942 года И.Д. Климов был назначен начальником отдела истребительной авиации ВВС РККА, с февраля 1943 года  командир 5-го истребительного авиакорпуса 2-й воздушной армии Воронежского фронта. В июле 1943 года вновь назначен на должность  заместителя Командующего Артиллерией Красной Армии – Командующим истребительной авиацией ПВО Красной Армии, на которой находился до окончания войны. 16 ноября 1943 года присвоено военное звание «Генерал-лейтенант авиации» и 22 августа 1944 года военное звание «Генерал-полковник авиации».
После войны генерал-полковник авиации И.Д. Климов командовал истребительной авиацией ПВО до января 1947 года, затем учился в Академии Генштаба РККА, которую окончил в 1948 году. В феврале 1949 года И.Д. Климов назначен генерал-инспектором истребительной авиации Генеральной инспекции ВС, с июля 1950 года заместитель Главного инспектора по ВВС, с мая 1953 года  генерал-инспектор ВВС. С августа 1956 года  старший военный советник командующего ПВО и ВВС, одновременно заместитель Главного военного советника ПВО и ВВС Болгарии. С февраля 1959 года — в запасе. Умер 29 октября 1978 года в Москве.
Награды: два ордена Ленина (21.02.1945, ?), три ордена Красного Знамени (???),  орден Кутузова I-й степени (24.08.1945), орденом Суворова II-й степени (16.05.1944), два ордена Красной Звезды (05.1936, 03.11.1944),  медалями.
Примечание: *Калараш Дмитрий Леонтьевич (12.12.1911-29.10.1942), 1911 года рождения,  уроженец г. Киева, украинец, член ВКП(б) с 1940 года, в Красной Армии с 1929 года, С 1913 года жил в деревне Светлоруссовка Ромненского района Амурской области. Окончил 3 курса Хабаровского педагогического техникума, работал бригадиром - бетонщиком. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях, путь от рядового лётчика до инспектора по технике пилотирования 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Служил летчиком-испытателем в отдельной истребительной авиационной эскадрильи особого назначения, тесно связанной с деятельностью НИИ ВВС РККА.  Участник Отечественной войны с 27 июня 1941 года в должности командира 402-го истребительно-авиационного полка Особого Назначения на Западном фронте, затем на Крымском фронте. С 27.06.1941 по 28.08.1942 гг. имеет 210 боевых вылетов с налетом 250 часов. С 01 мая 1942 года в составе 15-й УАГ и 236-й истребительно-авиационной дивизии Северо-Кавказского фронта имеет 43 боевых вылета с налетом 50 часов. Лично водил группу истребителей на прикрытие штурмовиков  и одновременно сами штурмовали вражеский аэродром Сарабуз**, где было уничтожено и повреждено до 38 самолетов  противника. В 11 воздушных боях лично сбил 3 МЕ-109, всего с начала войны сбил лично 8 самолетов и 6 самолетов сбил в в составе группы. 19 июля 1942 года в районе Ростова - на - Дону был подбит самолёт командира 236-й истребительной авиационной дивизии Генерал - Майора авиации И. Д. Климова. В результате прямого попадания снаряда самолёт загорелся, правое крыло отвалилось, машина вошла в штопор. Генералу, получившему сильные ожоги, удалось покинуть самолёт и раскрыть парашют. Но на него сразу же набросились вражеские истребители и стали поливать пулемётным огнём. В этот момент на помощь командиру пришёл Д.Л. Калараш и до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей. Генерал благополучно приземлился. Не медля ни минуты, Калараш сел прямо в поле и подрулил к нему. Генерал был плох: ожог лица и рук, осколочное ранение... Отстегнув парашют, Майор Калараш взвалил Климова на спину, усадил в кабину и вместе с ним поднялся в воздух. Раненый командир был доставлен в госпиталь. Умело воевал Дмитрий Леонтьевич и под Туапсе. 16 сентября было присвоено военное звание «Подполковник». В конце октября 1942 года в воздушном бою над Лазаревским (г. Сочи) совершил воздушный таран. Подполковник Калараш Дмитрий Леонтьевич в этом бою погиб (по некоторым данным получил тяжелую травму груди при ударе о киль истребителя и через два дня скончался в госпитале). Всего он лично сбил 14 и в группе 6 самолетов противника. Похоронен в братской могиле в Саду им. Сталина в Лазаревское ныне в границах г. Сочи Краснодарского края. Ныне здесь Гора Памяти.
Награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (13.12.1942), два ордена Ленина (23.10.1942, 13.12.1942), орден Красного Знамени (10.1941), орден Знак Почета (5.1936).
**08.05.1942 г. Удар по аэродрому Сарабуз (близ Симферополя в Крыму) -    К исходу 07.05.1942 г. советская авиаразведка обнаружила на аэродроме Сарабуз до ста самолетов противника. 103 шап (15 уаг) было приказано нанести по нему бомбардировочно-штурмовой удар. Задача предстояла сложная: со своего аэродрома Багерово надо лететь на предельный радиус действий "илов", что не допускало никакого отклонения от курса; большая часть пути проходила над территорией, занятой противником; половина маршрута — над морем, а это сильно затрудняло пилотирование и ведение ориентировки. Чтобы застать на аэродроме все самолеты, придется взлетать в темноте. Командир полка П.И. Мироненко решил возглавить этот вылет. Перед рассветом 8 мая взлетели 10 тяжелогруженных Ил-2. Заместителем командира шел А.П. Буханов, вторую пятерку вел С. Попов. Весь маршрут командир шел на предельно малой высоте. Подлетая к цели, Мироненко "горкой" набрал высоту. Летчики увидели на старте около 80 бомбардировщиков, стоявших крыло в крыло с работающими моторами, готовых к взлету. Но ни одному не удалось подняться. С задания не вернулся лейтенант Г.Д. Угольников, он был сбит прямо над аэродромом. Но за его смерть товарищи отплатили сполна: на следующий день партизанская разведка сообщила, что уничтожено 38 бомбардировщиков и 41 немецкий летчик. Источники информации: 1. Белоконь К.Ф. В пылающем небе. — X.: Прапор, 1983.  2. Мемориал. 3. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1624, л. 11.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »