Постановлением Военного совета Ленинградского фронта от 16 сентября 1941 года 9-ю отдельную железнодорожную бригаду подполковника В. Е. Матишева переформировали в стрелковую бригаду с тем же номером. Руководил переформированием начальник ВОСО фронта комбриг Е. В. Тулупов, он же и командовал бригадой до середины ноября. Бригада заняла участок обороны протяжением 28 километров по северному и восточному побережьям Финского залива - от платформы Ольгино до станции Лигово. Бригаде предстояло, взаимодействуя с подразделениями КБФ и частями 42-й и 23-й армий, не допустить выхода врага к западной окраине Ленинграда. В состав 9-й бригады из состава 11-й отдельной железнодорожной бригады передали 40-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон, на базе которого сформировали 40-й отдельный стрелковый батальон и 40-й отдельный минометный дивизион. Штаб 9-й отдельной стрелковой бригады разместился в здании Училища военных сообщений имени М. В. Фрунзе на набережной реки Мойки.
Бригада строила оборонительные сооружения, вела разведку, несла боевое охранение и пресекала попытки разведывательных и диверсионных групп противника вклиниться в нашу оборону. Все работы велись только в темное время суток, так как, заметив малейшее движение в районе обороны, противник открывал артиллерийский огонь. Землянки, окопы и ходы сообщения рыли неглубокими - мешала близость грунтовых вод. Для обшивки землянок использовали бревна, добываемые в Финском заливе. Командование бригады, разбросанной по островам дельты Невы, обращалось к флотскому начальству с просьбой предоставить в ее распоряжение переправочные средства для связи, контроля несения службы, снабжения частей продовольствием, боеприпасами, и перемещения личного состава, но пока вопрос решался, подоспел ледостав.
И.М. Хомяков. "Цитадель: организация внутренней обороны Ленинграда в годы вражеской осады. 1941-1944".
Стр. 25.