Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: ТОФ. Гибель подводных лодок «М-49» и «М-63», август 1941г  (Прочитано 6132 раз)

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
В свое время прочитал статью и сохранил ссылку на нее на всякий случай.
Преданные забвению
В августе 1941 г. во время выполнения боевого задания в заливе Посьета пропали без вести две подводные лодки Тихоокеанского флота «М-49» и «М-63» («малютки»). За 64 года, прошедшие с тех пор, на флоте не только не пытались эти субмарины отыскать и поднять с морского дна, но и не удосужились увековечить память «малюток» и их экипажей хотя бы в скромном обелиске...

Весь текст - http://www.konkurent.ru/starii_print.php?id=4301

Этот случай настал. Можно ознакомиться с документами расследования гибели этих подлодок , датированными 1941г.Думаю, это будет интересно как исследователям, так и родственникам погибших подводников.

Обложка и папки и архивные реквизиты
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435131
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435133

лист учета просмотров этого дела - http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435135

опись-
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435136

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435138


рапорт командущего ТОФ вице-адмирала Юмашева наркому ВМФ СССР адмиралу Кузнецову

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435139
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435140
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435141
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435142
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435143

Выписка из флагманского исторического журнала ГКП штаба ТОФ

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435144
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435145
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435146

Сводное донесение о полетах на поиск

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435147
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435148

Справка о погоде

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435149
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435150

Список документов, находящихся на ПЛ "М-63"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435151
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435152
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435153
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435154

Список документов, находящихся на ПЛ "М-49"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435155
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435156
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435157

Справка третьего отдела
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435159

Объяснительные

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435161
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435162
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435163
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435164

Список личного состава ПЛ "М-63"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435166

Список личного состава ПЛ "М-49"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435168

Служебно-политические характеристики на командиров подлодок и их помощников, командира 7-го дивизиона ПЛ "М"

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435170
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435172
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435174
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435178
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435180
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435176

Служебные записки командира 2-й бригады ПЛ ТОФ

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435189
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435190
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435191
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435192
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435193

Объяснительная

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435195
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435196
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435197

 Рапорт командира 2-й бригады ПЛ ТОФ

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435202
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435203
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435205
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435206
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435207

ответ Военного Совета ТОФ на рапорт
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435214
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435215
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=77435216

----------------------------------------------------------

В интернете на различных сайтах общая информация присутствует. Заинтересовала вот эта - http://www.submarines.narod.ru/un_pf03.html

Добавления к теме приветствуется.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Большое вам спасибо за размещение здесь ставшими теперь общедоступными ссылок на это архивное дело!
Прошу всех коллег обратить внимание на точную дату его рассекречивания - июнбь 2005 года. Именно в этом месяце должна была выйти в свет вторая часть моей работы "Во имя России" - "« ... НА ТИХОМ ОКЕАНЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД ... » (МАРТИРОЛОГ  ТИХООКЕАНСКИХ  ПОДВОДНИКОВ  ОТЕЧЕСТВА ( 1905   -   2004 )". Разумеется в тот момент я не мог использовать и цитировать в своей работе этот ещё секретный документ, а писал только по "открытым" документам, в результате чего глава о двух погибших "малютках" была представлена мной в следующем виде:

"М-49   и   М-63
Исторические справки: М-49 - малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 26.07.1937 под строительным (стапельным) номером «С-248» и под обозначением М-57 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). В 1938 году в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 198 (Судостроительный завод имени Андрэ Марти) и 25.01.1939 спущена на воду реки Буг. Приёмный акт подписан 27.07.1939, лодка вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота 03.08.1939. 27.10.1939 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1939 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е.Ворошилова) и 15.11.1939 вошла в состав подводных сил ТОФ. 27.10.1939 получила обозначение М-49. 15 или 16.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°08’с.ш., 131°38’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ;
М-63 - малая торпедная подводная лодка типа М XII серии. Заложена 20.01.1938 под строительным (стапельным) номером «С-254» и под обозначением М-63 в Горьком на заводе № 112 (Судостроительный завод «Красное Сормово»). 05.10.1939 спущена на воду реки Волга. В период 15.11.1939 - 31.08.1940 (по другим данным - 05.11.1939 - 21.09.1940) носила  обозначение М-60, затем временно - М-48. Весной 1940 года переведена по внутренним водным путям в Ленинград. Приёмный акт подписан 31.07.1940, лодка официально включена в состав Краснознамённого Балтийского флота 31.08.1940. 21.09.1940 официально перечислена в состав ТОФ, осенью 1940 года в разобранном виде (секциями) перевезена по железной дороге во Владивосток, где вновь собрана на заводе № 202 (Дальзавод имени К.Е.Ворошилова) и 21.12.1940 вновь как М-63 вошла в состав подводных сил ТОФ. В период 10 - 17.08.1941 (точная дата не установлена) погибла в заливе Посьет Японского моря в районе Владивостока, в точке с условными координатами 42°10’с.ш., 132°27’в.д. на советской мине. 06.10.1941 официально исключена из состава Советского ВМФ.

В период Второй Мировой войны 1939 - 1945 годов тихоокеанский подплав по различным причинам лишился 8 подводных лодок - М-49, М-63, Щ-138, Щ-118, Л-16, Щ-130, Щ-139 и Л-19. При этом половина из них, обе «малютки» и оба «ленинца» были потеряны безвозвратно, и гибель каждой из 4 этих подлодок была связана с ведением боевых действий в бассейне Тихого океана. Всего в период 1941 - 1945 года вместе со своими кораблями погибло 212 тихоокеанских подводников. Рассказ о потерях тихоокеанского подплава в период Второй Мировой войны мы начнём с описания «парной» гибели двух малых подводных лодок - М-49 и М-63 - в августе 41-го...
...Подводные лодки М-49 и М-63 к августу 1941 года организационно входили в состав 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ТОФ. Этими «малютками» командовали старшие лейтенанты Израиль Владимирович Сивориновский (ошибочно - Сибариновский) и Борис Спиридонович Капицын (ошибочно - Копицын) соответственно. Обе лодки принимали участие в фактически боевом патрулировании подходов к Главной базе ТОФ в заливе Посьета Японского моря на случай возможного нападения сил Императорского ВМФ Японии.
Наиболее подробная до сего времени информация о последних походах этих двух тихоокеанских «малюток» содержалась в статье М.Э.Морозова «Уроки необъявленной войны», опубликованной в журнале «ФлотоМастер» (2002 г., № 5). Процитируем ниже интересующие нас строки из этой публикации:
«В 15.59 9 августа [1941 года] в очередной поход на позицию № 2 южнее Уссурийского залива ушла М-49. Спустя сутки, в 15.45 10-го на расположенную западнее позицию № 1 направилась М-63. ... В 23.00 9 августа командир [М-49] доложил о прибытии на позицию, затем ещё несколько раз - о состоянии погоды и корабля. Оно опасений не вызывало. Последнее сообщение с лодки было принято в 08.30 15-го «Неизвестный транспорт курсом SW». В штабе флота определили, что субмарина обнаружила пароход «Красный ,] что это была за ПЛ: наша М-49 или М-63, или иностранная лодка. Связавшись с П.В.Боженко из Московского клуба истории Владимирович] Боженко. Вот из этих двух писем [-] рассказ и уточнение [-] и появилась упоминаемая [мной выше] статья, относится это к 1999 году. ,] что им ,] обратились с (]была поднята или »] (хотя ТОФ принимал участие в войне с Японией только с 9 августа по 3 сентября 1945 ,] что за ПЛ была обнаружена в 1954 г. Однозначно [о том,] что [именно] это была за рукописи] моей статьи у меня потерян и нет возможности переслать её сть] на минном заграждении в 15-ти милях к юго-востоку от залива Посьет [залива Петра Великого Японского моря]. Кроме того, линия мин была выставлена на глубине 150 - 180 метров в непосредственной близости от свала глубин более 500 метров. Считая при плавании ПЛ опасной изобату 500 метров, за которую в минном отношении заходить опасно, ПЛ М-63 имея под килём глубину более 500 ’]»]). В заливе Петра Великого действует постоянное течение, направленное на юго-запад, [со] скоростью 0,2 - 0,4 узла. Кроме того, могло действовать ветровое течение южных направлений от прошедшего накануне циклона, [со] скоростью до 0,4 узла. Сорванные с якорей мины от дрейфа под воздействием ветра и течения через 20 - 30 часов могли оказаться в районах позиций подводных лодок. В этом случае место гибели подводных лодок можно оценить координатами назначенных позиций с учётом точности плавания ПЛ: ПЛ М-63: 41°58,0[’]очной долготы;] 42°13,0[’]очной долготы.] ПЛ М-49: 42°01,0[’]очной долготы]. 42°19,0[’]очной долготы]». Говоря о третьей вероятной причине - «Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтённого дрейфа от ветра (снос на минные заграждения)», М.И.Сажаев пишет, что М-49 и М-63 «могли подорваться на оборонительных минных заграждениях при неблагоприятных гидрометеорологических условиях (ограниченная видимость и сильный ветровой дрейф), когда не учитывался дрейф от ветра. Значительный дрейф северного направления мог возникнуть при прохождении через северную часть Японского моря тайфуна или глубокого циклона. В этом случае район гибели подводных лодок [-] достаточно больной и располагается в месте постановки минных заграждений». По четвёртой вероятной причине - «Гибель подводных лодок из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий» - автор рукописи излагает мнение, что «подводные лодки могли погибнуть в штормовых условиях плавания, если не имели возможности погрузиться», и что «в этом случае место их гибели находится в районе назначенных им позиций». И, наконец, упоминая последнюю возможную причину гибели обеих «малюток» - «Гибель подводных лодок в бою при встрече с вооружённым судном противника», автор рукописи, упоминая, что теоретически они «могли погибнуть в бою с вооружённым судном противника от артиллерии или тарана», считает, что «в этом случае место гибели подводных лодок может находиться за пределами назначенных подлодкам позиций». Делая вывод о том, что «наиболее вероятными причинами гибели подводных лодок М-49 и М-63» следует считать первые три из пяти вышеперечисленных, Главный штурман ТОФ, член Совета Дальневосточного Клуба моряков-подводников ТОФ капитан 1-го ранга М.И.Сажаев даёт рекомендацию: «Поиск подводных лодок целесообразно произвести в предполагаемых (расчётных) местах гибели, а так же обследовать районы возможного подрыва ПЛ на минных заграждениях и их дозорные позиции». В беседе с нами автор рукописи подчеркнул, что поиск погибших в августе 1941 года в заливе Посьета двух «малюток» следует вести до тех пор, пока они не будут найдены. «Кое-кто до сих пор считает, что М-49 и М-63 погибли из-за элементарной неграмотности членов их экипажей, которые по ошибке завели их на свои минные поля, - сказал М.И.Сажаев. - Установление точных мест и причин их гибели позволит нам очистить имена навечно оставшихся назад в море 43 тихоокеанских подводников от таких обвинений». И с этим нельзя не согласиться...".

К сожалению, тогда эта моя книга так и не вышла (это отдельная, весьма показательная и печальная история, о которой я могу рассказать отдельно), а от издания её в том же виде несколько лет спустя я по понятным причинам сам отказался...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Голованов

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
  Уважаемый, Константин Борисович!
  Судьба лодок М-49 и М-63 интересует меня давно, и в первую очередь по причине того, что мой давний студенческий друг Капицын Анатолий Борисович является родным сыном командира пл М-63 старшего лейтенанта Капицына Бориса Спиридоновича, разделившего трагическую судьбу корабля и его экипажа. Капицын А.Б. 1939 года рождения, ныне проживает в Петербурге. С его слов отец очень долгое время числился пропавшим без вести, и  мой друг на письменные запросы из военкоматов и архивов получал вежливые ответы об отсутствии какой либо информации.
  Ваши публикации на тему пл М-49 и М-63 являются наиболее полными и интересными, за что Вам признательность моя и моего друга.
  Полагаю, что физический поиск погибших подлодок ныне и в обозримом будущем маловероятен, и по этой причине, составить какое-либо представление о произошедшем в августе 1941 года возможно лишь анализируя документы той поры.
  В рамках этой темы уважаемый модератор Сергей Сергеевич, в ноябре 2010 года, опубликовал ссылки на рассекреченные документы штаба ТОФ. К сожалению эти ссылки ныне недоступны, хотя содержание части указанных документов я нашел на ресурсе: http://rostislavddd.livejournal.com/105217.html  Но это только часть. Помимо этих документов и Ваших публикаций я знаком с анализом ситуации с подводными лодками, сделанным капитаном 1 ранга М.Сажаевым.
  Константин Борисович! Если это Вас не сильно затруднит, укажите, пожалуйста, на известные Вам интернет –ресурсы и материалы, связанные с названными подлодками и событиями в  июне 1941 года.
С уважением и благодарностью, Виктор Иванович.
 
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Виктор Иванович!
Благодарю Вас и А.Б.Капицына за высокую оценку моего скромного труда!
Когда я готовил тот свой материал, никакого ОБД "Мемориал" ещё и в помине не было. Я опирался на документы ряда фондов бывшего Архивного отдела ЦВМА в Тушино (Москва), которые ещё в прошлом десятилетии все были перевезены в Гатчину и там заново принципиально "перешифрованы". Если Вас и уважаемого Анатолия Борисовича всё же будут интересовать старые, ныне уже "не действующие" атрибуты этих архивных документов, то, думаю, что об этом мы сможем продолжить общение в "Личных сообщениях".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
К сожалению эти ссылки ныне недоступны...
 

Ссылка для зарегистрированных пользователей в ОБД на данный момент - https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77435131
Записан

Голованов

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
Уважаемый, Сергей Сергеевич!
Благодарю Вас за помощь в поисках информации. Любые подлинные документы для людей связанных с Флотом несут много информации даже в том случае, если они и не связаны с персоналиями.
С уважением, Виктор Иванович.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »