Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Красные звезды над Гданьском  (Прочитано 1785 раз)

Wojciech

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 774
  • Войцех Бещински
Красные звезды над Гданьском
« : 16 Января 2015, 15:33:34 »
Привожу перевод стать, которая была опубликована двумя историками, которые занимаются историей авиации, в гданьском журнале "30 дней".
Блогодарю уважаемого Алесандра Будаева за правку текста.

КРАСНЫЕ  ЗВЕЗДЫ  НАД  ГДАНЬСКОМ
Мацей Бакун, Мариуш Конарски

Перевод Войцех Бещински
Статья опубликована  в польском двухмесячнике «30 дней», № 1-2 2014 г.

Когда немцы начали военные действия на востоке, Гданьск оказался в зоне действия,  советской бомбардировочной  авиации. В первые дни войны, в июне 1941 года, советская морская авиация не понесла столь большие потери как сухопутная авиация и сохранила возможность выполнять боевые задачи.
В день атаки Германии на СССР советские бомбардировщики морской авиации ударили на Клайпеду. На следующий день они атаковали корабли в Гданьске, Гдыни и в Пилаве. Очередная атака, на этот раз ночная, имела место в ночь с 20 на 21 августа и с 1 на 2 сентября 1941 года. Так как не получилось  бомбардировать Берлин, на обратном пути бомбы были сброшены  также в Гданьске.
Чтобы достичь цели на побережьи Балтийского моря, советские самолеты поднимались с баз на островах Сааремаа и Хийумаа в близи эстонского побережья. После прибытия броненосца «Тирпитц» в район Гданьской бухты он стал целью номер один для советских самолетов.
В конце августа 1942 года над Гданьском очередной раз появились самолеты с красными звездами. Первый налет был в ночь с 18 на 19 августа 1942 г. Бомбардировщики произвели cкоординированный ночной налет на три балтийские города: Гданьск, Крулевец (польское название Кенигсберга) и Ригу. Как донесло  российское печатное агентство, в Гданьске были замечены девять пожаров и два тяжелых взрыва в соседстве  с портовой администрацией, складами и на складских  площадках.  В действительности налет принес небольшие потери:  повреждения в домах, расположенных по улицах Шволежеров и Рыбацком побережьи и 7 человек погибло. Это была в это  время самая эффективная советская акция.
Очередной советский налет имел место 27 августа 1942 года. Тогда произошла неожиданная встреча с британскими бомбардировщиками, которые в это же время бомбардировали Гдыню. В результате этого налета в Гданьске были повреждены дома на улице Грунвальдской во  Вжеще и в центре на улицах Дольна и Святого Духа. Погибли три человека. Раньше, в июле 1942 года над  Гданьском появились впервые английские «Ланкастеры».
Интересно, что после английских налетов на город в местной печати довольно обширно информировали об их последствиях. В случае советских налетов в газетах появлялись только небольшие заметки, в которых уменьшали потери в желании показать, что советские налеты не являются эффективными. Были предприняты также действия с целью «обмануть» атакующих – 11 ноября 1942 года советские бомбардировщики сбросили бомбы в районе Вислоустья, где были установлены специальные установки, имитирующие верь.
Все таки большое число налетов вызвало беспокойство гданьских властей. Из-за этого в 1942 года была отменена Доминиканская Ярмарка. Начали также строить бомбоубежища: тогда построили больничное бомбоубежище  при улице Клинична и в центре при улице Олеярна. Тогда тоже начали эвакуацию произведений искусства из гданьских музеев и костелов.
Начало 1943 года принесло тоже глубокие изменения в Красном Воздушном Флоте. После окончания реорганизации каждый фронт получил собственную воздушную армию, состоящую с 700-800 самолетов, достаточно сильную, чтобы проводить самостоятельные операции. В феврале 1943 года россияне   окончательно завоевали господство в воздухе и удержали его до конца войны.
С марта 1943 года зона советских налетов достигала 450 и даже 600 км за линией фронта. С апреля этого года была расширена полоса операций бомбардировщиков на цели оружейной промышленности, главным образом в районе Восточной Пруссии и далее в западном направлении. И так, в  ночь с 10 на 11 апреля целью налета стал Крулевец, а с 13 на 14 апреля - Крулевец и Гданьск, 14/15 апреля - сам Гданьск, 16/17 апреля - Рига и Гданьск. В очередные недели бомбардировали главным образом Крулевец, на который было сброшено 5 тонн бомб. Это было самое тяжелое советское бомбардирование во время II мировой войны.
В 1943 году потихоньку начали готовить жителей Гданьска к самому плохому. В газетах часто размещали советы относящиеся к упаковке багажа, когда нужно было направиться в бомбоубежище и требовали скрупулёзного соблюдения правил при объявлениивоздушных тревог. В районах города была создана скорая помощь обороны против воздушных  налетов  – медицинские пункты, в которых оказывали помощь пострадавшим.
В начале 1944 года частота дневных воздушных тревог увеличилась. Однако  к смущению гитлеровских властей в Гданьске жители не соблюдали правила, не относились серьезно в таким тревогам и не скрывались в убежища. Положение было тем  серьезнее, что полиция противовоздушной обороны не могла справиться с этим явлением.
Воздушная тревога происходила следующим образом – были т.н. публичные предупредительные сирены – три повторения по пятнадцать секунд. Они были слышны только днем и относились к часто появляющимся отдельным самолетам врага. Если после такой тревоги не было отбоя, тогда наступала действительная тревога объявляющая, что была замечена группа бомбардировщиков, приближающаяся к городу.
В 1944 году, когда другие города Рейха лежали в развалинах, а жизнь в них была почти невозможной  - в Гданьске и Сопоте расцветал летний сезон.  Не смотря на некоторые материальные ограничения  можно было иметь впечатление, что жизнь течет нормально. Было спокойно до той степени, что здесь  расквартировали много  человек, которые сбежали из  Гамбурга от налетов. Эта спокойная обстановка в городе изменилась во второй половине года. Чувствовалось беспокойство, а жители уже знали – также из рассказов лиц, которые пережили бомбардировки в Гамбурге, какие трагические последствия несет налет большой группировки бомбардировщиков. В свою очередь до города докатилась первая волна беженцев из Восточной Пруссии.
Январь 1945 года стал трагическим для жителей. 26 января 1945 года советская авиация сбросила бомбы на Главный вокзал,  заполненный беженцами Дом Стрелкового Общества  (улица 3 Мая) и дом по ул. Котвичников 8.
Советская авиация начала систематические налеты на город 9 марта 1945 года бомбардированием Главного Города и окрестностей. В налете принимало участие больше сто самолетов. Были сброшены фугасные, зажигательные и осколочные бомбы, которые разбили или повредили много зданий и вызвали многочисленные пожары. Были повреждены дома по улицам: Длуга,  Хлебницка, Мариацка, Валова, Яна с Кольна, на Старом Предместье, 3 Мая, Марии Кюри-Склодовской; также бараки в лагере военнопленных на Бисупья Гурка, в зданиях Городской больницы (Нове Огроды), на складах угля (Сукеннича) и закрома  принадлежащие фирме Реифейзен и Фердинанд Прове.
Целью очередных бомбардировок советской авиации, произведенных в ночь с 12 на 13 марта был центр города и военно-промышленные объекты в Новом Порту. В их результате был уничтожен весь ансамбль домов по ул. Огарна на Старом Предместье, при Слодовникув и Збытках. Огромные пожары охватили застройку на Острове Закромов. Огонь уничтожил несколько складов вместе с товарами. Загорелись дома на улицах: Шопы, Длинный Тарг, Длуге Огроды, Шерока, Святого Духа, Валова. В ночном атаке 18/19 марта вместе с советскими самолетами принимали участие еще американские. В результате этого налета были повреждены здания: Городского музея, Сберегательной кассы, Ратуши Главного Города, Телеграфного управления и Товарного вокзала Дольна Брама и загорелся очередной ансамбль домов на Острове Закромов.
В отличие от других городов Рейха Гданьск был атакован относительно редко, хотя здесь находились крупные  центры -  учебный и по производству У-ботов. Также меткость налетов в первом периоде войны  не была высокой.  Несколько факторов являлось причиной такого. Одним из них – вероятно самим важным – являлся вопрос разведки.  В г. Гдыня, где большинство жителей было польского происхождения, польская разведка передавала точные данные о дислокации военной промышленности. Благодаря этому эффективность английских налетов была свыше 90-процентной, а город пострадал относительно немного (сравни А.Гласс « Ежемесячные донесения промышленной разведки КГ ЗВЗ/АК 1941-1944», Варшава 2000, с.1060). В Гданьске такие разведывательные структуры не развились и английское командование могло опираться только на аэросъемки.  Нужно заметить, что в Гдыне и Гданьске дислоцировались итальянские части «задымления», которые во время налетов делали специальный туман, что мешало пилотам бомбардировщиков идентифицировать цели. Потому самолеты бомбы часто  сбрасывали на пригородные луга и поля.
Очередным элементом, который снижал  эффективность налетов, была сильная немецкая противовоздушная оборона.  Существенное влияние имело тоже географическое расположение Гданьска. Большое расстояние от баз в Великобритании было причиной того, что до города долетала только часть самолетов, пилоты часто «теряли» дорогу, а также часто были атакованы во время полета над Германией и Балтийским морем.  Для английских пилотов это были опасные акции, потому что еще в 1944 году дальность полета британских истребителей не позволяла сопровождать эскадрильи бомбардировщиков в их полете на Гданьск и Гдыню.
В марте 1945 года уличные бои в Гданьске имели очень ожесточенный характер.  Каждый объект: фабрика, здание, склад, дом и т.п.  был превращен в самостоятельный опорный пункт, приготовленный к круговой обороне. Курсирующие по Гданьской Бухте немецкие военные корабли часто  поддерживали оборону гданьского гарнизона,  в критических моментах усиливая артиллерийский огонь.  Против этим кораблям действовала несколько раз советская бомбардировочная и штурмовая авиация. Штурм Гданьска продолжался днем и ночью. Некоторые объекты многократно переходили из рук в руки.
Россияне  имели полное превосходство в воздухе, которое обеспечивала 4 Воздушная Армия. Набитый до пределов войсками, жителями и беженцами и  город являлся отличной целью для пилотов.
В «гданьской операции» перед советской авиацией поставили несколько задач. Самой важной являлась поддержка сухопутных частей и защита от возможных немецких налетов. Но вопрос состоял также в том, чтобы не допустить немецким частям выход из окружения, а также препятствовать снабжению немецких войск по воздушному пути. Чтобы облегчить советской авиации взаимодействие  с сухопутными войсками, город разделили на кварталы  и их пронумеровали. Наводка самолетов и указывание им целей атаки производили  с помощью радиостанций, которые часто помещались на крышах высоких зданий. Командиры воздушных поддерживающих групп получали от пунктов наведения  сведения, который квартал нужно атаковать.
Ночью бомбардировку проводили с использованием медленных  бипланов По-2 (конструкция еще двадцатых лет). Днем налеты проводили пикирующие бомбардировщики Пе-2. Эти самолеты атаковали немецкие части, пикируя с высоты 1500-2000 метров, бросая бомбы весом до 250 килограммов.
30 марта 1945 года Гданьск был полностью занят  Красной Армией и частями Войска Польского. Остатки немецкого гарнизона отошли на Жулавы, Балтийскую Косу и Гельский полуостров. Согласно отчета солдата Вермахта который воевал в Гданьске, «Это прежде всего советская авиация сломала оборону города».[/i]


« Последнее редактирование: 17 Января 2015, 15:35:31 от Wojciech »
Записан
Войцех из Гданьска

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 39 495
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Красные звезды над Гданьском
« Reply #1 : 16 Января 2015, 21:51:39 »
Уважаемый коллега!
Благодарю за интересный материал!
Позволю себе уточнить, что немецкий "Тирпиц" был не крейсером, а линейным кораблём, и на Балтике он никогда не был целью советской авиации. Другое дело - в Норвегии, в Заполярье.
Советские воздушные налёты на Берлин в августе - сентябре 1941 года производились с аэродромов Когула и Асте на острове Эзель (Сааремаа). Имевшиеся на соседнем острове Даго (Хийумаа) аэродромы Кейнго и Валли не использовались как в этой операции в частности, так и вообще советской авиацией в течение июня - октября 1941 года в целом.
И, наконец, вызвала удивление фраза: "В очередные недели бомбардировали главным образом Крулевец, на который было сброшено 5 тонн бомб. Это было самое тяжелое советское бомбардирование во время II мировой войны". 5 тонн - это максимальная бомбовая нагрузки ВСЕГО ПЯТИ основных советских дальних бомбардировщиков ДБ-3ф! Наверняка здесь какая-то ошибка в цифрах.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: Красные звезды над Гданьском
« Reply #2 : 17 Января 2015, 11:20:53 »
Здравствуйте, коллеги!
Я письме я уже отмечал, что сама статья неоднозначно освещает события.
Поэтому при правке старался сохранить исходный текст.

Относительно фразы
Цитировать
В очередные недели бомбардировали главным образом Крулевец, на который было сброшено 5 тонн бомб. Это было самое тяжелое советское бомбардирование во время II мировой войны

Самым мощным на Балтике было действие авиации при ШТУРМЕ КЕНИГСБЕРГА в 1945 году
http://may1945pobeda.narod.ru/shturm-n03.htm
Цитировать
В помощь наземным войскам были выделе­ны: три воздушные армии — 1, 3 и 18-я (быв­шая авиация дальнего действия) *(А4, ВВС Краснознаменного Балтийского флота и два авиасоединения резерва Верховного Главно­командования — 5-й гвардейский и 5-й бом­бардировочные авиационные корпуса. Всего ко дню штурма фронт имел 2444 боевых са­молета, в том числе 1124 бомбардировщика (500 тяжелых дальнего действия, 432 ближ­него действия и 192 легких ночных), 470 штурмовиков, 830 истребителей и 20 тор­педоносцев *(91 .

Цитировать
За четверо суток боев авиация совер­шила свыше 14 тысяч самолетовылетов и сбросила на противника 4400 тонн бомб
Записан
С уважением,  Александр

Wojciech

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 774
  • Войцех Бещински
Re: Красные звезды над Гданьском
« Reply #3 : 17 Января 2015, 15:34:00 »
Уважаемые коллеги!
задачей переводчика являесть перевод исходного текста как можно вернее. Я попросил Александра Валерьевича исправить текст только с грамматической и орфографической точки зрения, но мы оба ( я так считаю) не имеем право ингерировать в саму статью. Наверно авторам этого материала будет интересно познакомиться со всеми комментариями и... пусть они к ним относятся.
Я только могу признаться к одной моей ошибке - Тирпитц  конечно принадлежал к броненосцам, а не к крейсерам.
« Последнее редактирование: 17 Января 2015, 16:02:42 от Wojciech »
Записан
Войцех из Гданьска
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »