Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: История авиаполка "Нормандия-Неман"  (Прочитано 9786 раз)

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Цитировать
В Калининградской области в начале ноября откроют памятник летчикам полка "Нормандия-Неман", погибшим во время Восточно-Прусской наступательной операции в 1944-1945 годах.

Памятник французским летчикам появится в поселке Привольное во дворе школы. Это будет большой гранитный валун, на котором установят табличку с именами погибших. Сам камень разместят рядом с мощным колпаком немецкого бетонного дота, который входил в состав обороны фашистских войск во время Великой Отечественной войны, сообщил "Интерфаксу" руководитель историко-краеведческого общества "Белый ворон" Андрей Кленовый.

На табличке будут выбиты имена лейтенанта Марка Вердье (погиб 22 сентября 1944 года во время боевого вылета для обстрела железных составов на дороге Инстербург – Тильзит), а также младшего лейтенанта Жана Пикено (был сбит во время воздушного боя 17 января 1945 года в районе станции Блюменталь, ныне поселок Овражное).

"Создавая этот памятник, мы отдаем дань уважения тем французским летчикам, которые вместе с советскими авиаторами воевали в небе Восточной Пруссии и погибли на этой земле. И нас не смущает то, что в Калининграде уже установлен памятный знак в честь всего личного состава авиаполка "Нормандия-Неман", на котором нет имен погибших в небе этой земли", - отметил руководитель клуба.

В Калининграде в 2007 году был торжественно открыт памятный знак в честь летчиков и техников 8-го гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова и Почетного легиона коалиционного авиаполка "Нормандия-Неман". Памятный знак выполнен в виде стелы из черного гранита, на которой размещены отлитые из металла самолет и эмблема авиаполка. Также здесь есть графическое изображение воздушного боя, а на обратной стороне стелы увековечен весь боевой путь французских летчиков - от Курской битвы до Восточно-Прусской наступательной операции.

История "Нормандии-Немана" началась 25 ноября 1942 года с подписания советско-французского соглашения о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи, которая затем стала полком. За годы Великой Отечественной войны французские летчики совершили свыше 5 тысяч вылетов, провели почти 870 воздушных боев, вывели из строя более 350 самолетов противника. После форсирования Немана в ноябре 1944 года эскадрилья "Нормандия" получила приставку "Неман". В 1945 году полк участвовал в разгроме группировки фашистских войск в Восточной Пруссии. Он был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского.
Источник http://www.vesti.ru/doc.html?id=316043
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: История авиаполка "Нормандия-Неман"
« Reply #1 : 27 Июля 2012, 15:17:18 »
Не редактированный материал для т.20 КП КО

Цитировать
         «НОРМАНДИЯ  -  НЕМАН»

   Вторая Мировая война – самая жестокая и кровавая из всех войн происходивших на земном шаре за период существования человеческой цивилизации. Начавшаяся 1 сентября 1939г., вторжением германских войск в Польшу, она сразу же переросла в мировую,  и носила коалиционных характер. Все прогрессивное человечество вступило в смертельную схватку с фашизмом. Каждый гражданин и патриот своей страны, оказавшийся под сапогом германского солдата, готов был взять в руки оружие, чтобы защищать свою родину и выдворить из нее вероломных завоевателей. Движение сопротивления росло и ширилось в каждой оккупированной фашистами стране, но все взоры и надежды на скорейшее освобождение от захватчиков были прикованы к Советскому Союзу, вокруг которого концентрировались главные патриотические и освободительные силы. Сюда стекались добровольцы со всех концов земного шара, готовые с оружием в руках отстаивать честь, свободу и независимость своей страны. Одним из наиболее ярких примеров боевого содружества стран антигитлеровской коалиции является участие в боях на советско-германском фронте французской истребительной авиационной эскадрильи  «Нормандия», впоследствии выросшей до полка и заслужившей в боях почетное наименование «Неман». Французская часть мужественно сражалась с фашистами, пройдя боевой путь от Орла до Кенигсберга. На ее счету 5240 боевых вылетов, 869 воздушных боев, 268 сбитых самолета противника и 80 самолетов «люфтваффе» было повреждено.     

            СРАЖАЮЩАЯСЯ  ФРАНЦИЯ.   

   Советское правительство в сентябре 1941 г. установило постоянные контакты с находившимся в Англии генералом Ш. де Голлем, возглавлявшим движение «Свободная Франция», выразив готовность оказать этому движению, «всестороннюю помощь и содействие» в борьбе за «полное восстановление независимости и величия Франции». Дальнейшему укреплению советско-французских отношений способствовало признание СССР выдвинутой летом 1942 г. Национальным комитетом «Свободная Франция» формулы, определявшей международный статус «Сражающейся Франции» (так предлагалось впредь именовать движение «Свободная Франция»). Суть этой формулы сводилась к тому, что только французский Национальный комитет должен обладать правом организовывать участие французов в войне  и представлять при союзниках французские интересы, особенно в той мере, в какой эти интересы затрагивались ведением войны.

            БОЕВОЕ  БРАТСТВО.

   Укреплению антигитлеровской коалиции содействовало удовлетворение просьбы руководства движения «Сражающейся Франции» («Франс Комбатант») о формировании на территории СССР авиационной части для участия в операциях на советско-германском фронте. СССР взял на себя расходы, связанные с содержанием пилотов, представил им лучшие самолеты. В декабре 1942 г. в СССР была сформирована первая французская эскадрилья «Нормандия» (с августа 1943 г.  авиаполк «Нормандия»), вошедшая в состав 303-й истребительной авиационной дивизии ВВС Красной Армии. Французская часть мужественно сражалась, пройдя боевой путь от Орла до Кенигсберга.

            ТОЛЬКО ДОБРОВОЛЬЦЫ – ШАГ ВПЕРЕД!

   По поручению генерала Шарля де Голля представители национального комитета «Свободная Франция» в декабре 1941 г. через военно-воздушного атташе посольства СССР в Лондоне начали переговоры о возможности участия французских летчиков в боях на советско-германском фронте, которые завершились в июле 1942 г. достижением договоренности о приеме в СССР французской истребительной авиационной эскадрильи. В марте 1942 г. генерал М. Валэн по поручению Ш. де Голля формирует «истребительную группу № 3» - авиационную эскадрилью. 1 сентября 1942 г. генерал Шарль де Голль подписал приказ о создании отдельной истребительной группы № 3, получившей наименование «Нормандия» по названию одноименной французской провинции, пострадавшей больше других регионов от вторжения немецко-фашистских войск в 1940 г. на территорию Франции. Гербом эскадрильи стал темно-красный щит с двумя львами.
   Профессиональный отбор летного состава авиационной группы было поручено провести майорам Жозефу Пуликену и Жану Луи Тюляну, имевшим опыт участия в воздушных боях на европейском и африканском театрах военных действий. Подбор летного и технического персонала группы происходил исключительно на добровольной основе. В сентябре 1942 г. авиационная группа была полностью укомплектована. Она состояла из командира, 14 летчиков, 42 техников, одного врача, двух переводчиков и одного летчика связного самолета. В первую группу летчиков-добровольцев входили: Марсель Лефевр, Альбер Дюран, Марсель Альбер, Альбер Литольф, Альбер Прециози, Ролан де ля Пуап, Ноэль Кастелэн, Андре Познанский  и другие. Командовал эскадрильей майор Жан Луи Тюлян, который заменил заболевшего Ж. Пуликена по прибытии в СССР. На пробных полетах у Жозефа открылась старая рана на позвоночнике.

            ДОРОГА  НА  ВОЙНУ.

   Группа в полном составе 12 ноября 1942 г. вылетела с авиационной базы Раяк, расположенной на Ближнем Востоке (Ливан), в Багдад. Затем поездом и на грузовиках 18 ноября прибыла в Тегеран, где была встречена представителями посольства и военным атташе СССР. Весь летный состав и большая часть технического персонала на советских самолетах 28 ноября 1942 г. вылетели из Тегерана в Советский Союз и 29 ноября прибыли на авиационную базу в город Иваново. Пока личный состав отряда добровольцев находился в пути, о его дальнейшей судьбе беспокоилась французская военная миссия, возглавляемая бригадным генералом Эрнестом Пети.
   Директивой Главного штаба ВВС РККА от 25 ноября 1942 г., официально была оформлена организация отдельной французской авиаэскадрильи «Нормандия» под флагом «Свободная Франция» с правом ношения темно-синей формы французских ВВС,  всех французских орденов и знаков отличия французской армии. Официальным языком эскадрильи был признан французский язык. Эскадрилья имела собственное французское знамя, на котором красовался герб одной из наиболее пострадавших от фашизма провинций – Нормандии. Даже радиопозывной сигнал был выбран самими французскими летчиками «Раяк». Командовал эскадрильей также французский офицер.
   1 декабря 1942 г. газета «Правда» сообщила: «В СССР прибыла группа летчиков «Сражающейся Франции», изъявивших желание бороться бок о бок с советскими летчиками против общего ненавистного врага».
   По прибытии в Иваново французские летчики и технические специалисты под руководством советских инструкторов, инженеров и техников приступили к изучению и освоению советских истребителей Як-1 и Як-7. Обучение продолжалось более трех месяцев. В начале марта 1943 г., после проведения советским командованием инспекционной проверки, летный состав эскадрильи был признан готовым к боевым действиям.

            БОЕВОЕ  КРЕЩЕНИЕ.

   22 марта 1943 года эскадрилья «Нормандия» в составе 15 боевых самолетов «ЯК-1» прибыла на Западный фронт и разместилась на фронтовом аэродроме в местечке Муковнино, около полотняного завода Калужской обл. Линия фронта в то время проходила в 150 км. западнее от Москвы. Прилетевших французских летчиков тепло встречали советские летчики и техники, командующий 1-ой Воздушной армией генерал-лейтенант авиации С.А. Худяков, командир 303 истребительной авиадивизии генерал майор Г.Н. Захаров, в составе которой эскадрилья, а за тем полк «Нормандия» провоевали всю войну.
   После нескольких дней ознакомительных полетов в прифронтовой полосе 26 марта эскадрилья в полном составе впервые приняла участие в обеспечении прикрытия самолетов Пе-2, вылетавших на бомбардировку позиций противника. Боевое задание было выполнено успешно. Все истребители и бомбардировщики вернулись на свои аэродромы. Старший лейтенант Альбер Прециози и мл. лейтенант Альбер Дюран одержали первые победы в воздушном бою 5 апреля 1943 г., сбив по одному фашистскому истребителю «Фокке-Вульф-190».
   Боевые успехи летчиков эскадрильи, их отвага и мужество были высоко оценены советским правительством. 2 июля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР советскими орденами были награждены первые четыре французских летчика и начальник технической службы эскадрильи. Командир эскадрильи майор Жан Тюлян и капитан Альбер Литольф были удостоены ордена Отечественной войны 1-й степени, мл. лейтенант Альбер Дюран, лейтенант Марсель Лефевр и Луи Дюпра получили ордена Отечественной войны 2-й степени.

            НА КУРСКОЙ ДУГЕ.

   Летом 1943 года началось одно из крупнейших по масштабам сражений Второй мировой войны – битва на Курской дуге. Французские летчики под командованием Жана Тюляна и Альбера Литольфа вступили в смертельную схватку с врагом. Город Орел, охваченный огнем, в тяжелых боях обретал свободу. 17 июля 1943 г. в неравном бою пал смертью храбрых Жан Тюлян, а за день до этого и его боевой помощник капитан Альбер Литольф. Это была тяжелая потеря для неокрепшей эскадрильи «Нормандия». Но ее знамя поднял достойный преемник Тюляна - майор Пьер Пуйяд, совершивший почти кругосветное путешествие, сбежав из тогдашнего Индокитая через Америку и Англию, прибыв в Советский Союз, чтобы продолжать борьбу.
   И в конце июля 1943 г. эскадрилья была преобразована а полк «Нормандия», который в августе был оснащен новыми истребителями Як-9. С заменой самолетного парка произошла и смена технического персонала по обслуживанию новых самолетов. Полк стал официально называться 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» («Сражающейся Франции») (1-й ИОАП).
   В течение семи месяцев 1943 г. в боевых действиях на фронте приняли участие 37 летчиков полка. К ноябрю численность полка сократилась до 14 человек летного состава. 8 летчиков погибли в воздушных боях, 12 пропали без вести, 1 попал в плен, 2 покинули полк по состоянию здоровья. По приказу командования ВВС Красной Армии 6 ноября 1943 г. полк «Нормандия» был выведен из состава 303-й истребительной авиационной дивизии и отправлен на отдых и переформирование в Тулу, где отдых сочетался с совершенствованием летного мастерства и обучением вновь прибывающих пилотов летному искусству. Итогом первого фронтового 1943 года было для полка 77 сбитых самолетов противника.   
        
            ВТОРОЕ  ДЫХАНИЕ.

   В январе 1944 г. к полку присоединилось 16 добровольцев и с каждым месяцем их число возрастало. Всего же в 1944 г. ряды пополнил 51 новый летчик. С прибытием новых летчиков в феврале 1944 г. были сформированы три эскадрильи: «Руан», «Гавр» и «Шербур», а в апреле к ним прибавилась и четвертая – «Канн». Эскадрильям были присвоены названия городов, расположенных в провинции Нормандия. В мае 1944 г. полк прилетел на 3-й Белорусский фронт, базируясь  западнее Смоленска.
   Летчик полка «Нормандия» капитан Морис Де Сейн 15 июля 1944 г. совершил беспримерный, поистине героический поступок. В аварийной ситуации он отказался покинуть самолет и воспользоваться парашютом для своего спасения, так как на борту самолета находился его механик старшина РККА Владимир Белозуб, у которого не было парашюта. Попытка посадить самолет не увенчалась успехом, и, несмотря на приказание с командного пункта, летчик самолета не покинул и оба они погибли. Советский механик и французский летчик были похоронены в одной братской могиле, ставшей символом нерушимой дружбы между советским и французским народами.
    25 августа 1944 г., в день освобождения Парижа, в полку царила неописуемая радость, был устроен грандиозный фейерверк. Все пели «Марсельезу» и пили за победу русскую водку… В канун Восточно-Прусской операции полк перебазировался на новый аэродром, расположенный уже на немецкой земле. Вскоре была освобождена вся Франция.

            В БОЯХ ЗА ВОСТОЧНУЮ ПРУССИЮ.

   Сменив в августе 1944 г. истребители ЯК-9 на новые, более усовершенствованные самолеты ЯК-3, признанные лучшими фронтовыми истребителями периода второй мировой войны, французские летчики осенью достигли наибольшего успеха в воздушных боях. Самым результативным днем в боевых действиях летчиков полка было 16 октября 1944 г., когда, совершив в течение дня 100 боевых вылетов, они сбили без каких-либо потерь 29 самолетов противника (16 истребителей «Фокке-Вульф-190», 8 истребителей «Мессершмит-109» и 5 бомбардировщиков «Юнкерс-87»). Сражаясь в составе авиационных частей 3-го Белорусского фронта, полк «Нормандия» особенно отличился при форсировании советскими войсками реки Неман. 28 ноября 1944 г. приказом Верховного главнокомандующего И. Сталина полку «Нормандия» было присвоено наименование «Неманский», и с этого времени полк стал именоваться «Нормандия-Неман». За 12 дней наступления «нормандцы» сбили  103 самолета противника.
   Во многих приказах Верховного Главнокомандующего по случаю одержания Красной Армией крупных побед, все чаще стал упоминаться полк «Нормандия». Французские летчики к этому времени отказались от тактики индивидуального боя и восприняли тактику советских летчиков - групповой бой. Численно полк вырос до 70 человек летного состава, окреп и стал грозной силой для противника. Боевой кулак – это уже сила. По сравнению с количеством одержанных побед и сбитых самолетов врага, полк имел незначительные потери. За 1944 г. летчиками полка было сбито 122 вражеских самолета.
   В конце 1944 года командира полка подполковника Пьера Пуйяда, уезжавшего во Францию, заменил новый командир – майор Луи Дельфино. Это был подтянутый, решительный и вдумчивый командир, который командовал полком до дня Победы. Восемь самолетов врага П. Пуйяд уничтожил лично. За проявленное мужество и боевые заслуги он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, боевыми медалями и многими французскими наградами.
   За участие в Восточно-Прусской операции и взятие города Пиллау личному составу полка «Нормандия-Неман» была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего.

            ВСТРЕЧА  В  МОСКВЕ.

   В декабре 1944 г. в СССР прибыл председатель временного правительства Французской Республики генерал Шарль де Голль. В результате переговоров между СССР и Францией был заключен договор о союзе и взаимопомощи. Ожидаемый визит «Великого Шарля» на фронт не состоялся, поэтому офицерский состав авиаполка   спецпоездом был доставлен в Москву, где Главком ВВС маршал авиации А.А. Новиков вручил им советские награды. Золотую Звезду Героя Советского Союза получили летчики лейтенанты Марсель Альбер и Ролан де ля Пуап (маркиз); М Альбер сбил 23 самолета, а Р. де ля Пуап – 16 самолетов противника.
   Позднее (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 г.) звания Героя Советского Союза были удостоены мл. лейтенант Жан Андре, который сбил 15 самолетов, и лейтенант Марсель Лефевр, совершивший 105 боевых вылетов и сбивший 11 вражеских самолетов. Последнему это звание было присвоено посмертно. Немецкие зенитки подбили самолет Лефевра под Витебском. Из разбитого бензобака полыхнул огонь, летчик смог посадить самолет, но при этом загорелся сам. Механики полка стали сбивать огонь, накрывая его куртками. Пламя удалось сбить, но Лефевр получил смертельные ожоги. 5 июня 1944 года в военном госпитале в Москве он умер от ран и ожогов.
   За время боевых действий 1943-1945 г.г. полком было сбито 268 самолета противника. Полк 7 раз был отмечен в приказах Верховного Главнокомандующего, награжден орденами Красного Знамени, Александра Невского, Почетного легиона, Крестом Освобождения, Военным крестом с шестью пальмами, Военной медалью. Все французские летчики были награждены советским орденами. Во французском посольстве генерал Ш. де Голль вручил лично каждому награжденному французские ордена. Советские авиамеханики были отмечены орденом Военный крест. К знамени полка де Голль прикрепил орден Крест Освобождения. Из Москвы полк «Нормандия-Неман» вновь возвратился на фронт.

            НАГРАДЫ ГЕРОЕВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

   Новый 1945 г. летчики полка встретили 202-мя победами, одержанными над врагом в воздушных боях. Аспирант Жорж Анри 12 апреля 1945 г. в воздушном бою над Пиллау сбил немецкий истребитель «Фокке-Вульф-190», а   сам погиб на земле. Это была последняя, 268 победа, записанная на счет полка «Нормандия-Неман» в воздушных сражениях на советско-германском фронте. 13 января 1945 года Советская армия перешла в развернутое наступление по всему фронту от Балтийского моря до  Карпатских гор и больше не останавливалась до полного разгрома и капитуляции фашистской Германии. Полк «Нормандия – Неман» с боями дошел до берегов Балтики и встретил день Победы в прусском городе Эльбинге  (Эльблонг, Польша).
   За более чем двухлетний срок пребывания на советско-германском фронте в полку «Нормандия-Неман» побывали 109 французских летчиков. Из них в боях приняли участие 96 человек. 42 пилота отдали свои жизни в борьбе с фашистами. Имена погибших в 1956 году золотом выбиты на мемориальной доске французской военной миссии в Москве на Кропоткинской набережной. На знамени полка «Нормандия-Неман» прикреплены советские (орден Красного Знамени 19.02.1945 г., орден Александра Невского 5.06.1945 г. и французские награды (орден Почетного легиона, Военный крест с шестью пальмами, Крест Освобождения и Военная медаль).
   В городе Орле в 1960 году одна из улиц города названа именем полка «Нормандия-Неман» и установлена мемориальная доска. На Введенском кладбище в Москве вечным сном покоится неизвестный летчик из полка «Нормандия – Неман» (возможно, это Жан Луи Тюлян), останки которого нашли орловские пионеры в 1960 году, 17 лет спустя после гибели в битве за Орел.
   При содействии французских ветеранов полка в городах Ницце, Бурже, Дюньи, Брив, Сен-Этьен именем полка «Нормандия-Неман» названы улицы. В 12 городах именами летчиков полка названы улицы и площади. Полк «Нормандия-Неман» особо отличился при освобождении городов Орла, Брянска, Кирова, Спас-Деменска, Ельни, Смоленска, Орши, Витебска, Борисова, Минска, Вильнюса, Каунаса, Алитуса, Тильзита, Пиллау и многих деревень и городов, находившихся примерно в этой полосе. В этих городах по сей день французских летчиков поминают добрым словом.

            ДОМОЙ  С  ПОБЕДОЙ.

   Французские летчики на 41 новых истребителях ЯК-3, переданных в дар правительству Франции, 15 июня 1945 г. вылетели на родину, а 20 июня в 18 часов 40 минут полк совершил посадку на аэродроме Ле Бурже под овации многочисленных парижан. Газета «Правда» 9 июня 1945 года сообщила об отбытии из Советского Союза на Родину французского авиаполка «Нормандия-Неман». В дар полку были переданы советские самолеты и авиационное вооружение.

С.Гуров. 
   

Сканы стр. 366-370 тома 20 есть в ОБД:

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000383.png&id=411689901&id=411689901&id1=9cd32316e81ce0891637a6ffff481b05

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000384.png&id=411689902&id=411689902&id1=5cbdf0942c5c80792d8f974173b36096

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000385.png&id=411689903&id=411689903&id1=85b1d9f48e7e3acb8fe16d6099febc2e

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000386.png&id=411689904&id=411689904&id1=c196f5e3951a6b6fe62566bcd9182926

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000386.png&id=411689904&id=411689904&id1=c196f5e3951a6b6fe62566bcd9182926

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000387.png&id=411689905&id=411689905&id1=6df61f662a8e6ad5dc9741c9bc60252d


Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: История авиаполка "Нормандия-Неман"
« Reply #2 : 27 Июля 2012, 15:40:34 »
Не редактированный материал для т.20 КП КО
...

Цитировать
      «НОРМАНДИЯ»  В  БОЯХ  ЗА ВОСТОЧНУЮ ПРУССИЮ.


   «Нормандия-Неман» - французский добровольческий, истребительный авиационный полк «Сражающейся Франции», действовавший на советско-германском фронте в 1943-1945 гг. Его летчики вместе с войсками 3-го Белорусского фронта, участвовали в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции и проявили себя мужественными и храбрыми воинами. Помнят героев антифашистов на земле нынешней Калининградской области. В областном центре в честь их ратных подвигов в 1984 году был установлен памятный знак, а имена летчиков, павших в этих тяжелейших боях, будут занесены в 20-й том региональной книги Памяти «Назовем Поименно», выход которой ожидается в 2007 году.
   
         ПОД ЗНАМЕНА СРАЖАЮЩЕЙСЯ ФРАНЦИИ.

   Все прогрессивное человечество в период, Второй Мировой войны вступило в смертельную схватку с фашизмом. Героическая борьба Советского Союза против гитлеровской Германии активизировала сопротивление французского народа, две трети территории которого были заняты германскими войсками. Патриоты Франции – военные летчики, не желавшие служить предательскому правительству Петэна, горели желанием вступить в открытую борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Их настойчивые просьбы были удовлетворены. В конце 1942 г. первые французские добровольцы -14 летчиков и 58 авиамехаников – прибыли в Советский Союз. Командовал эскадрильей майор Жан Луи Тюлян. Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 г. отдельная авиационная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав советских Военно-воздушных сил. После непродолжительной подготовки в г. Иваново в марте 1943 г. эскадрилья была отправлена на фронт и вошла в состав 1-й воздушной армии ВВС РККА. Боевое крещение нормандцы получили на орловском направлении, участвуя в битве под Курском. С прибытием нового пополнения в августе 1943 г. эскадрилья была переформирована в отдельный истребительный авиационный полк, вошедший в состав 303-й истребительной авиационной дивизии. Вместе с частями дивизии полк прошел славный боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии и особо отличился в боях по овладению логовом фашистского зверя, цитаделью милитаризма и реваншистских устремлений фашистской Германии. 

         СТРАТЕГИЯ  НАСТУПЛЕНИЯ.

   В середине сентября 1944 г. войска 3, 2, 1-го Прибалтийских фронтов начали проводить Прибалтийскую наступательную операцию (14 сентября - 24 ноября 1944 г.), в ходе которой, группа армий «Север» потерпела крупное поражение. С выходом 1-го Прибалтийского фронта к Балтийскому морю, в районе Мемеля (Клайпеда), левофланговые армии фронта,  вышли к границам Восточной Пруссии. 3-й Белорусский фронт по командованием генерала армии И.Д. Черняховского,  в рамках Прибалтийской стратегической наступательной операции с середины октября 1944 г. проводил Гумбиненско – Гольдапскую  наступательную операцию с целью прорыва обороны противника в Восточной Пруссии и переноса войны на территорию  фашистской Германии. Противник оказывал ожесточенное сопротивление, нанося сильные контрудары.  Преодолевая противодействие гитлеровцев войска 5-й армии под командованием генерал-лейтенанта П.Г. Шафранова и 11-й гвардейской армии генерал-полковника К.Н. Галицкого наносили главный удар в направлении на Гумбиннен (г. Гусев) по обе стороны от железной дороги Кёнигсберг – Шталлупенен (г. Нестеров). Оборона противника была прорвана. Пали первые немецкие города Ширвинд (п. Кутузово) и Эйдткунен (п. Чернышевское). Сопротивление врага крепло, продвижение 5-й армии замедлилось, но 11-я упорно шла вперед. Особенно отличились танктсты 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса. 25 октября 1944 г. наши войска овладели г Шталлупенен (г. Нестеров). Однако, ввиду больших потерь, на глубоко эшелонированной и заранее подготовленной в инженерном отношении обороне немцев, войска 3-го Белорусского фронта были остановлены на рубеже н.п. Победино, г. Нестеров, оз. Гольдап. С 29 октября 1944 г. фронт перешел к обороне, завоевав еще и плацдарм на реке Роминтен (р. Красная). Дальнейшие наступательные действия советских войск на территории Восточной Пруссии осуществлялись в ходе Восточно - Прусской стратегической наступательной операции (13 января – 25 апреля 1945 г.), которая в процессе проведения делилась на пять этапов со своими сроками и названиями.

         ВПЕРЕДИ   ЛОГОВО  ВРАГА.

   На рассеве 16 октября 1944 г. мощный огневой шквал тысяч орудий начал сокрушать вражескую оборону на участке прорыва. Войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление на гумбинненском направлении. Летчики 303-й Смоленской истребительной авиационной дивизии совместно с полком «Нормандия» должны были блокировать и штурмовать аэродромы противника, прикрывать наступающий в первом эшелоне 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус, а также сопровождать бомбардировщиков и штурмовиков. 18 сентября французский авиаполк получил новые и самые лучшие по тому времени боевые самолеты «ЯК-3». Французские летчики были очень довольны. Они восторгались изяществом машины, высоким качеством их отделки и мощью вооружения. В воздушном бою с любым немецким истребителем «ЯК-3» имел бесспорное превосходство.     
   Стремясь помешать прорыву войск 3-го Белорусского фронта, вражеская авиация настойчиво пыталась бомбить нашу пехоту и танки. Но всякий раз бомбардировщики и истребители врага натыкаются на плотный заслон истребителей 18-го гв. иап. и полка «Нормандия». В 14 час. 3-я эскадрилья совершила боевой вылет и, сбив один «мессершмитт» (Ме-109)  и один «фоке-вульф» (ФВ-190) открыла счет «Нормандии» в эти героические дни. Семь дней нормандцы вели непрерывные воздушные бои. Не проходило и десяти минут после вылета, как в воздухе уже завязывалась схватка. С легкой руки М. Альбера, открывшего счет боевым победам в этот день, количество сбитых самолетов врага продолжало расти. К 15 часам их было 22, а до конца дня летчиками полка «Нормандия» были сбиты еще семь «ФВ-190». Теперь все летчики полка открыли свой боевой счет. Цифры говорят сами за себя. 16 октября полк, совершив 100 вылетов, уничтожил 29 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего! Это был блестящий успех французских добровольцев - авиаторов.

         ХРОНИКА  ВОЗДУШНЫХ  БОЕВ.

   17 октября «Нормандия» совершила 109 боевых вылетов и уничтожила 12 самолетов врага. В этот же день в самый разгар наступления в полк прибыло небольшое пополнение из Москвы в количестве 5 человек. Двенадцать побед за один день – это цифра сразу дала новичкам точное представление о размахе и накале воздушных боев, в которых участвовали летчики «Нормандии». 18 октября было сбито 12 самолетов, в том числе пять «Хеншелей» (Хш-129). 20 октября полк совершил 71 боевой вылет и записал в свой актив 11 вражеских сбитых самолетов.
   Битва достигла огромного накала. Немцы сражаются с дикой яростью. Они защищают каждый метр земли и оставляют горы трупов. Каждый дом превращен в крепость, каждая яма в пулеметное гнездо. Особенно неиствуют шестнадцатилетние юнцы из «гитлерюгенда», расстреливая наши танки в упор из фаустпатронов. Все горит… На двадцать километров видно одно огромное зарево. Горизонт почернел, небо затянуто плотной темно-серой пеленой дыма. Красная Армия продвигается вперед медленно, и ценой значительных потерь ей приходится сдерживать яростные контратаки немцев.
   22 октября нормандцами было сбито 13 «фокке-вульфов». 23 октября еще 8 «фоке-вульфов» и один «мессершмитт». Вылеты не прекращаются, но физическое состояние летчиков оставляет желать лучшего. За пять  дней боев 88 уничтоженных и 6 подбитых самолетов врага – неплохой итог. Полк отмечают в приказе Верховного Главнокомандующего. 27 октября 1944 г. командир полка «Нормандия» подполковник П. Пуйяд телеграфировал нашему командованию в Москву: «Полк одержал 200-ю официальную победу. М. Альбер сбил 23 самолета». Отмечая боевые заслуги французских летчиков, Советское правительство наградило многих из них советскими орденами. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года,  в списке награжденных числилось 25 офицеров «Нормандии» во главе с командиром полка Пьером Пуйядом. 27 ноября 1944 г. два отважных французских асса, старшие лейтенанты Марсель Альбер, за 23 победы и Ролан де ля Пуап, за 16 сбитых самолетов были удостоены звания Героев Советского Союза.

      
            «НОРМАНДИЯ – НЕМАН»

   Учитывая активное участие полка «Нормандия» в боях за освобождение Литовской ССР, приказом Верховного Главнокомандующего от 28 ноября 1944 г. полку «Нормандия» было присвоено почетное наименование «Неманский». В этом приказе советского командования говорилось: «1-му отдельному истребительному авиационному полку Сражающейся Франции, отличившемуся в боях при прорыве обороны немцев на р. Неман, присвоить наименование «Неманский» и впредь именовать 1-й отдельный истребительный авиационный Неманский полк Сражающейся Франции «Нормандия». В печати и во французских документах с того времени он стал называться сокращенно – «Нормандия-Неман».

         В БОЯХ  НАД  ВОСТОЧНОЙ  ПРУССИЕЙ.

   К началу 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта сосредоточились для действий против восточно-прусской группировки врага. Еще в ходе осенней кампании 1944 г. они заняли в Восточной Пруссии десятки крупных населенных пунктов и подошли к окраине Гумбиннена. С 18 декабря 1944 г. полк «Нормандия-Неман» в составе трех эскадрилий снова был готов к выполнению боевых задач. Командиром полка был утвержден майор Луи Дельфино, вместо убывшего во Францию Пьера Пуйяда. В конце декабря перед полком была поставлена задача по прикрытию сухопутных войск, перешедших границу Восточной Пруссии. Утром 13 января 1945 г. артиллерийская подготовка возвестила о начале нового крупного сражения. Летчики полка «Нормандия – Неман» должны были действовать с полным напряжением сил.
   В первый день наступления наши войска вклинились в оборону противника на узком участке и продвинулись вперед до 7 км., прорвав первую оборонительную полосу. Сплошные облака, дождь, сменявшийся снегопадом, исключали какие-либо действия авиации и  наземные войска начали атаку без поддержки с воздуха. Во второй день наступления также стояла плохая погода, и действия авиации были крайне ограничены. Полк «Нормандия-Неман» прикрывал сухопутные войска на переднем крае и в двух воздушных боях сбил 5 самолетов врага.
Особенно напряженным для нормандцев выдался день 16 января 1945 г. Четверка истребителей «ЯК-3», ведущим  в которой был отважный летчик полка младший лейтенант Жак Андре, вступила в бой с 30 самолетами противника. Удар был внезапным и точным: от первых очередей загорелись три неприятельские машины. В воздухе образовалась настоящая воздушная карусель и группа Жака Андре, умело маневрируя и используя замечательные боевые качества самолета «ЯК-3», сбила еще три самолета немцев и возвратилась на свой аэродром без потерь. Все шесть воздушных боев летчики полка провели в этот день при  двойном количественном превосходстве противника, и несмотря на это, при одной боевой потере они сбили 18 и подбили 3 вражеских машины «ФВ-190». За четыре дня наступления полк «Нормандия-Неман» уничтожил 25 вражеских самолетов, повредил 12 машин, но и сам потерял трех летчиков и семь «Яков» были выведены из строя.
   Авиационный полк «Нормандия-Неман»  в январе 1945 г. совершил 454 боевых самолето-вылета. В воздушных схватках с врагом летчики сбили 49 и повредили 15 немецких самолетов. В январских боях особо отличились Ж.Андре, сбивший 7 самолетов, П. Блетон, Р. Соваж, Р. Ирибарн и Р. Марки, одержавшие каждый по 4,5 и 6 побед. За эти бои полк дважды был отмечен в приказах Верховного Главнокомандующего. Большое мастерство, самоотверженность и физическую выносливость проявил в эти дни весь технический состав полка во главе с инженер-капитаном С.Д. Агавельяном. Французские летчики удивлялись выносливости и сноровке техников и механиков, готовившим самолеты к боевым вылетам в зимних условиях. Они считали их заслуженными участниками побед.

         ХЕЙЛЬСБЕРГСКИЙ УКРЕПЛЕННЫЙ РАЙОН.

   В феврале – марте 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта при поддержке авиации 1-й воздушной армии добивали окруженную группировку противника юго-западнее Кенигсберга. Опираясь на долговременные оборонительные сооружения Хейльсбергского укрепленного района, около 20 вражеских дивизий упорно сопротивлялись. Пытаясь спасти от разгрома оставшуюся часть окруженных войск, гитлеровское командование усилило здесь свою авиационную группировку лучшими в германском воздушном флоте истребительными группами «Мельдерс» и «Удет», которые были вооружены самолетами МЕ-109 и ФВ-190 самых последних модификаций, а также МЕ-309 – истребителя с эллиптическим крылом. Сопротивление в  воздухе заметно усилилось. Некоторые наши летчики не сумели сразу оценить изменившуюся воздушную обстановку и нередко попадали в трудное положение. Несколько неудач подряд потерпел и полк «Нормандия-Неман». 5 февраля над Пиллау был сбит младший лейтенант Роже Пенверн. Через пять дней, 11 февраля не вернулся  с боевого задания младший лейтенант Робер Ирибарн.  В следующие четыре дня были сбиты Шарль Ревершон и Пьер Блетон. С большим трудом первому из них советские врачи возвратили жизнь после тяжелого ранения, а второй спасся бегством из полка. После этих потерь в полку осталось 24 летчика, которые были сведены в две авиационные эскадрильи.
   Авиаполк «Нормандия-Неман» уже два месяца сражался, как всегда, самоотверженно и стойко. В день 27-й годовщины Красной Армии 23 февраля 1945 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении 44 французских офицеров полка «Нормандия-Неман». В этот же день пришло сообщение о награждении полка орденом Красного Знамени. Это известие было встречено в полку восторженно. 20 марта старейший орден страны Советов был прикреплен к знамени «Нормандия-Неман». Принимая непосредственное участие в разгроме Хейльсбергской группировки вражеских войск, французские летчики 25 и 25 марта произвели 113 самолето-вылетов, в которых сбили 4 фашистских самолета и столько же подбили. Младший лейтенант Жак Андре одержал в те дни пятнадцатую личную победу и был представлен к званию Героя Советского Союза. Десятый самолет врага уничтожил в те дни младший лейтенант Морис Шалль. За успешное выполнение боевых заданий и проявленную при этом отвагу Шалль был награжден тремя орденами Советского Союза. И как было  велико огорчение всего полка, когда Морис Шалль 27 марта 1945 г. не вернулся с боевого задания. 29 марта оставшиеся разрозненные части окруженной немецкой группировки  капитулировали. Авиация в этом ожесточенном сражении явилась силой, которая во многом способствовала успеху операции. Внесли свою лепту в эту победу и летчики полка «Нормандия-Неман».

         ПОСЛЕДНИЙ БОЙ НА ЗЕМЛАНДСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ.

   Когда участь окруженных немецких войск юго-западнее Кенигсберга была предрешена, силы авиации 1-й воздушной армии стали постепенно перенацеливаться для действий по вражеским войскам, окопавшимся на полуострове Земландия и в Кенигсберге. В первой половине дня 27 марта полк «Нормандия-Неман» во главе с Луи Дельфино направляется на выполнение боевой задачи. Приказ – блокировать аэродром в Пиллау, последнее пристанище эскадрильи «Мельдерс». Четыре десятка пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2 276-го бад в сопровождении нормандцев взяли курс на Пиллау.
   Пиллау – последний военный порт - Восточной Пруссии, мрачный часовой, застывший на посту у входа в Кенингсбергский канал на самом узком месте при входе в пролив. Над целью бомбардировщиков встречают истребители с опознавательными знаками группы «Мельдерс» на «мессершмиттах» и «фокке-вульфах» самых новейших образцов. Закаленные пятью годами непрерывных воздушных боев, немцы готовы на все и предпочитают смерть поражению. Нормандцы тоже полны решимости и также хотят победить или умереть. Между французами и гитлеровскими ассами завязывается ожесточенная схватка. Сражаясь с чувством обреченных, фашисты проявили большое упорство. В воздушном бою счет равный: три – три, хотя мы потеряли два ПЕ-2 от огня зенитной артиллерии. Два французских летчика М. Гидо и Г. Мерцизен, подбитые в этом бою, перетянули линию фронта и сели в поле на фюзеляж. Ф. де Жоффр вынужден был покинуть горящий самолет и воспользоваться парашютом. Оказавшись в ледяной воде залива Фришес-Хафф (Калининградский), ценой неимоверных усилий он добрался до берега, где был подобран и спасен советскими солдатами. Это были последние потери полка в воздухе.
   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1945 г. авиационный истребительный полк «Нормандия-Неман» за образцовое выполнение боевых заданий при овладении городом и крепостью Пиллау был награжден орденом Александра Невского. В боях над Пиллау младший лейтенант Ж. Анри меткой очередью сразил ФВ-190, записав в актив полка 268-й и последний сбитый самолет врага. 12 апреля 1945 г. полк прощался с этим отважным летчиком, который при  артиллерийском обстреле аэродрома не успел добежать до вырытой щели и был сражен осколком разорвавшегося снаряда. Летчики-истребители 303-й иад. и полк «Нормандия-Неман» за четыре дня штурма города и крепости Кенигсберг сбили 20 самолетов врага. Советские и французские авиаторы, принимавшие участие в Кенигсбергской наступательной операции (6-9 апреля 1945 г.) войск 3-го Белорусского фронта, были удостоины благодарности  Верховного Главнокомандующего.


         ОДИССЕЯ ЛЕЙТЕНАНТА  ДЕ ЖОФФРА.


   Франсуа де Жоффр – один из французских летчиков добровольцев авиационного полка «Нормандия-Неман», отважный офицер и прекрасный пилот дрался с врагом не на жизнь, а на смерть. Лейтенант де Жоффр, из знатной французской семьи, одним из первых отозвался на призыв Сражающейся Франции и с честью воевал на советско-германском фронте против общего врага. Этот храбрый воздушный боец непрерывно участвовал в боях и лично сбил шесть немецких самолетов, за что был удостоен двух орденов Советского Союза. После войны он написал книгу «Нормандия-Неман: воспоминания летчика» (NOPMANDIE – NIEMEN: Souvenirs d un pilote), которая вышла в Париже в 1952 году. В 1982 г. она была переведена на русский язык и вышла в Воениздате. Она точно воссоздает атмосферу героической жизни небольшой группы французских летчиков, которым во многом обязана Франция. Эта книга будет способствовать укреплению традиционной дружбы между нашими народами во имя крепкого мира на земле.
   27 марта 1945 г. на долю Ф. де Жоффра выпало самое тяжелое испытание в его жизни, где в полной мере проявились его самообладание, выдержка, воля к жизни и личное мужество. Будучи сбитым в бою гитлеровскими летчиками из группы «Мельдерс», объединяющей цвет немецкой авиации, лейтенант де Жоффр в неимоверно трудных условиях покидает горящую машину и оказывается в ледяных водах залива. Раненый, с неимоверным усилием и напряжением всех физических и духовных сил, он три километра плывет к берегу на бревне. Сознание уже покидало летчика, но упорство победило. Почти бездыханное тело вытаскивают у берега, занятого еще противником, наши пехотинцы. Бойцы с любопытством рассматривают неизвестного летчика в неизвестной форме и только орден Отечественной войны говорит сам за себя. Долгий путь в полк, где друзья уже думали, что барон де Жоффр отлетался, но тем трогательнее была встреча и еще четыре боевых вылета до Победы.

            КОНЕЦ  ВОЙНЫ.

   С подавлением последних очагов сопротивления в Восточной Пруссии боевые действия полка «Нормандия-Неман» на советско-германском фронте по существу закончились. Штаб полка подвел итоги зимней кампании победного 1945 года. В период с 12 января по 2 мая 1945 г. французские летчики совершили более 1300 боевых самолето-вылетов. В воздушных боях они сбили 67 немецких самолетов и подбили 24, потеряв при этом 9 своих товарищей. За это время погибли в боях Морис Шалль, Пьер Женес, Жорж Анри, Робер Ирибарн, Леонель Меню, Шарль Микель, Морис Монж, Роже Пенверн и Жан Пикено. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 г. еще два летчика полка были удостоены высшей военной награды нашей страны – звания Героя Советского Союза. Это младший лейтенант Жак Андре за 15 сбитых самолетов и старший лейтенант Марсель Лефевр (посмертно). Лефевр имел 105 боевых вылетов, провел 30 воздушных боев, в которых лично сбил 11 вражеских самолетов и один подбил. Награды торжественно были вручены летчикам 8 июня 1945 г. в ЦДСА, в г. Москве. За храбрость и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками 117 французских летчиков и авиамехаников были награждены орденами СССР. Всем им была также вручена медаль «За победу над Германией».

            С ПОБЕДОЙ ВО ФРАНЦИЮ.

   Весть о великой победе советского народа над фашистской Германией пришла в полк «Нормандия-Неман» утром 9 мая на аэродром в Эльбинге (Эльблонг, Польша). Всех охватило необыкновенное возбуждение и ликование. Стихийно возник салют в честь победы. Пальба сменялась криками «ура». Все радостно поздравляли друг друга со славной победой. Боевая эпопея французских летчиков на советско-германском фронте закончилась. С 22 марта 1943 года по 9 мая 1945 года полк прошел славный боевой путь от Калуги до Кенигсберга. Его летчики в общей сложности совершили более 5000 боевых самолето-вылетов, провели 869 воздушных боев, в которых сбили 268 и подбили 80 немецких самолетов. Кроме того, они уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники врага. Сам авиаполк «Нормандия-Неман» был награжден за боевые отличия и отвагу личного состава двумя орденами, семь раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего, четыре раза в приказах по Военно-Воздушным Силам Франции.
   В эти дни Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о передаче 41 боевого самолета  и авиационного вооружения в качестве дара Советского Союза Французской армии. Одновременно этим же решением летному составу и семьям погибших французских летчиков было выдано денежное пособие за время пребывания на советско-германском фронте. Остались лежать в русской земле 42 французских добровольца из 1-го отдельного истребительного авиационного дважды орденоносного полка «Нормандия-Неман». Все они дрались насмерть с ненавистным врагом - германским агрессором, защищая свободу и независимость Советского Союза, и одновременно честь и свободу поверженной Франции. Имена погибших в воздушных боях французских летчиков золотыми буквами написаны на мемориальной доске, установленной на доме № 29 по Кропоткинской набережной в Москве, где во время Великой отечественной войны находилась французская миссия. Помнят отважных пилотов и на земле Калининградской. Российский и французский народы никогда не забудут о французских летчиках-добровольцах, отдавших свои жизни в боях за освобождение человечества.

С. Гуров. 
 

Сканы стр. 371-375 тома 20 есть в ОБД:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000388.png&id=411689906&id=411689906&id1=f4038a6f57e46b329d5ce00d4694d1ba

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000389.png&id=411689907&id=411689907&id1=f47852b3b83ada8b614f682674b16071

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000390.png&id=411689908&id=411689908&id1=d801840ddd770f8365b2d735644fc4b9

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000391.png&id=411689909&id=411689909&id1=eb69e5560824bfc9ef655c0bbf306d86

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000392.png&id=411689910&id=411689910&id1=d9311d95d9cbafa18fe7114c81783c12

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPKaliningrOblTom20/00000393.png&id=411689911&id=411689911&id1=73f197bb15e95131399b2fef1f14e074

Фото старого памятного знака
В 2011 году он был изменен в связи с переносом от площадки строящегося здания обл.суда.
Фото нового памятного знака размещу позже
Записан
С уважением,  Александр

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 482
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: История авиаполка "Нормандия-Неман"
« Reply #3 : 27 Июля 2012, 15:51:42 »







Список на этой странице не проиндексирован.
Не редактированный материал для т.20 КП КО
...

Цитировать
ФРАНЦУЗСКИЕ
      ЛЕТЧИКИ  ПОЛКА  «НОРМАНДИЯ – НЕМАН»,
   сражавшиеся на стороне Красной Армии и павшие смертью храбрых
   в Восточно-Прусской  стратегической наступательной операции.

1.  Бертран  Жан         лейтенант      26. 08. 1944 г.

2.  Казанев  Жак         аспирант*      13. 10. 1944 г.

3.  Шалль  Морис         мл. лейтенант       27. 03. 1945 г.

4.  Женес  Пьер         аспирант      18. 01. 1945 г.

5.  Анри  Жорж         аспирант      12. 04. 1945. г.

6.  Ирибарн  Робер      мл. лейтенант   11. 02. 1945 г.

7.  Мансо  Жан         аспирант      02. 11. 1944. г.

8.  Меню  Леонель      аспирант      29. 01. 1945 г.

9.  Микель  Шарль      аспирант      16. 01. 1945 г.

10. Монж  Морис         аспирант      26. 03. 1945 г.

11. Пенверн  Роже      мл. лейтенант   05. 02. 1945 г.

12. Пинон  Роже         аспирант      01. 08. 1944 г.

13. Пикено  Жан         аспирант      17. 01. 1945 г.

14. Керне  Луи         аспирант      25. 09. 1944 г.

15. Вердье  Марк         лейтенант      22. 09. 1944 г.
      
   
   Имена этих летчиков золотыми буквами написаны на мемориальной доске, установленной на доме № 29 по Кропоткинской набережной г. Москвы, где, во время минувшей войны находилась французская военная миссия.

* аспирант – во французской армии это кандидат в офицеры.
Записан
С уважением,  Александр

Сергей Дыбов

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 445
Re: История авиаполка "Нормандия-Неман"
« Reply #4 : 19 Декабря 2012, 00:05:58 »
к 70 летию авиаполка "Нормандия-Неман" памятные даты
http://community.livejournal.com/gc3_normandie/
Записан

первачек

  • Орачев Василий Петрович.
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 609
Re: История авиаполка "Нормандия-Неман"
« Reply #5 : 11 Марта 2013, 18:14:57 »
Номер записи    4484631
Фамилия   Белозуб
Имя   Владимир
Отчество   Леонтьевич
Дата рождения   __.__.1921
Место рождения   Днепропетровская обл., Покровский р-н, с. Покровское
Дата и место призыва   Покровский РВК, Украинская ССР, Днепропетровская обл., Покровский р-н
Последнее место службы   303 истребит. ад
Воинское звание   ст. сержант
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   15.07.1944
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   359

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/002/033-0011458-0359/00000196.jpg&id=4484629&id=4484629&id1=6e1019df48e3586ccc1bd134b8b1eb64


Записан
......Никакой моей вины.....в том , что они -кто старше кто моложе.....
 Но все же, все же, все же....       А.Т.

Сергей Дыбов

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 445
Re: История авиаполка "Нормандия-Неман"
« Reply #6 : 13 Марта 2013, 20:28:36 »
Астахов похоронен в Москве, узнать бы где ныне могила Белозуба, учитывая, что де Сейна перезахоронили в Париже
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: История авиаполка "Нормандия-Неман"
« Reply #7 : 07 Августа 2023, 14:00:18 »
В тему ссылка - https://vk.com/doc80869294_666339087?hash=ZkJcWogzeA6d4dWW6SNuTompDudByeKYSZht8dWZDXz - на скачивание в формате ПДФ скана книги нашего форумчанина Сергея Дыбова "Нормандия-Неман. Подлинная история легендарного авиаполка" 2011 года издания.
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »