Очень интересное сообщение от Игоря Дятчина:
Здравствуйте Роман.
Читаю сейчас книгу недавно ушедшего А. А. Демина Ходынка: взлетная полоса русской авиации. — М.: «Русское авиационное акционерное общество (РУСАВИА) , 2002 ISBN 5-900078-14-0
В ней есть информация на интересующую вас тему.
По оценкам П.Д.Дузя, всего в заграничных авиашколах прошли обучение 250 человек.
По 69 из них, учившихся в Англии (такую школу для русских летчиков создали
в Кройдоне близ Лондона), в РГВИА сохранились характеристики за подписью
«заведующий обучением полетами штабс-капитан Вяткин». Среди курсантов —
два поручика и один прапорщик, остальные рядовые. Обучение проводили на многих
типах самолетов. Сначала курсанты осваивали «Морис Фарман», затем переходили
либо сразу на ВЕ2Е, либо в различных комбинациях осваивали «Кертисс», DH-6,
ВЕ2В, ВЕ2С, «Авро», «Моран» биплан, «Сопвич-Пап», «Сопвич» с мотором
«Испано» в 150 и 200 л.с. RE8, ВЕ12, SE5A, SE5B, «Мартинсайд», DH-4,
«Бристоль Скаут» (каждый обычно осваивал 4—6 машин). Наиболее способных
дальше обучали на истребителе «Бристоль Файтер», причем в характеристике налет
на нем указывали отдельно. Как правило, общий налет составлял 20—30 час, лишь
у отдельных летчиков достигая 40—50 час.
Попасть в истребители было не просто, так у ефрейтора Ф.П.Цветкова в характеристике
в графе «На чем летал самостоятельно и аттестация» значится: «Морис
Фарман, DH-6, Кертисс, ВЕ2Е, ВЕ12. Налетал 48 часов. Летчик отличный. Годен
для полетов на быстроходных машинах. Не обучался на истребителях из-за неимения
места в школах. Солдат отличный.» Аналогичную характеристику получил
и рядовой А.М.Степанов, налетавший 50 ч на «Морис Фармане», Кертиссе, DH-
6, ВЕ2Е: «Годен на истребитель. Не обучался на истребителях за неимением вакансий
в английских школах. Годен для полетов на разведочных машинах.»26 Неясно,
как проходил предварительный отбор в летную школу. Пятеро курсантов
оказались весьма слабыми летчиками и «к дальнейшему обучению англичанами
признаны непригодными.» Один рядовой «знает моторы Рон, Моносупан, Гном.
Может быть хорошим механиком. Знает хорошо пулемет Виккерс и Льюис и радиотелеграф
», но самостоятельно так и не вылетел. Другой солдат «очень хорошо»
освоил «Морис Фарман», но «учиться дальше отказался», еще одного отчислили
за «неисправное посещение полетов».27 Другие курсанты наоборот, освоив «Морис
Фарман», сами превращались на нем в инструкторов. Так солдат Рукавцев налетал
инструктором 31 ч. Затем освоил ВЕ2С, ВЕ2Е, «Авро», ВЕ2В, «Моран» биплан
и «Сопвич» с «Испано» в 200 л.с. Общий налет — 41 час. Характеризуется, как
«летчик отличный. Безусловно годен для полетов на всех истребителях».28
Аттестаций «летчик хороший», «летчик отличный» и «пригодный для полетов на
истребителях» в списке немало, но обращают на себя особое внимание пять характеристик:
«Летчик выдающийся.» Их получили поручик Де Ладвез, прапорщик
Вальтер Куррол, солдаты Вольдемар Пост, В.Д.Рябов и Трунов. Все они, кроме
Поста, освоившего разведчик RE8, прошли школу высшего пилотажа и воздушного
боя и были признаны «пригодными для полетов на всех типах истребителей и
инструкторами высшего пилотажа и воздушного боя». Как сложилась их дальнейшая
летная карьера — не установлено. Из известных сейчас в России пилотов в
списке только морской летчик-испытатель Гикса. Он освоил «Морис Фарман» и
ВЕ2Е, налетав 28 час 25 мин. Аттестация скромная: «Летчик хороший». Дузь
упоминал и «известного впоследствии летчика» Охромеева. В списке под № 26
значится солдат П.А.Ахромеев, налетавший 29 часов на «Морис Фармане»,
«Кертиссе», DH-6 и ВЕ2Е с аттестацией «летчик хороший» и «солдат отличный».
Под № № 57 и 60 в списке числятся солдаты Андрей Пионтковский и Анатолий
Павлович Григорович. Первый налетал 35 час на «Морфа», DH-6, ВЕ2Е и RE8
с характеристикой «летчик осторожный, очень хороший. Пригоден для полетов на
разведочных машинах». Второй закончил обучение полетами на «Морфа» и ВЕ2Е
с аттестацией «летчик хороший». Родственники ли они известного летчика-испытателя
и знаменитого авиаконструктора, неясно...
Точные сроки обучения летчиков в Англии, не установлены, неизвестно также,
кто из них успел вернуться в Россию накануне гражданской войны и в каком качестве.
Учеба закончилась, по-видимому, в самом конце 1917 г., а аттестации на курсантов
отправили в «полевое управление авиации и воздухоплаванию при штабе
Главковерха» 17 января 1918 г.: «Управление Военно-воздушного флота при сем
препровождает для сведения список летчиков, обучавшихся полетам в Англии и
Франции с подробными о них сведениями, копии аттестаций на них и копии отчетных
ведомостей об их загранкомандировках. При этом Управление считает необходимым
добавить, что такие же копии аттестаций и отчетных ведомостей разосланы
в те части, куда назначены поименованные в списке летчики».29
Неясно, в какие части направили вернувшихся из Англии летчиков, но это как
раз и не имеет большого значения. Номера авиаотрядов были различными, а новый
адрес у большинства был один: Москва, Ходынка. Так получилось после октября
1917 г. и развала фронта, когда большинство фронтовых авиаотрядов, кое-как погрузив
в эшелоны изношенную до крайности технику, ринулись в Москву и другие
пункты сбора авиации. Учебные полеты в школе прекратились, по свидетельству
М.М.Громова, на два месяца. Инструктора и курсанты, главным образом, охраняли
школу и ее имущество. Начальник школы и некоторые офицеры, которым было не
по пути с большевиками, незаметно исчезли с Ходынки. Позже в школу прибыла
комиссия для проверки и «классовой чистки» личного состава. Наступил 1918 год...
25. РГВИА Ф. 2008. Оп. 1. Д. 777.
26. Там же. Д. 214. Л. 35, 12.
27. Там же. Л. 9, 19, 10.
28. Там же. Л. 49.
29. РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 214.
Л. 1. Несмотря на значащиеся в приложении
21 копии аттестаций и 29 копий
отчетных ведомостей, в деле, кроме вышеупомянутых
69 кратких характеристик,
других документов нет.
С уважением Игорь Дятчин