Форум Поисковых Движений

IV-Судьбы солдатские => VI-Воинские мемориалы и Книги Памяти => -2м-КП Мурманской области => Тема начата: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 15:52:39



Название: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 15:52:39
(http://s018.radikal.ru/i510/1311/9c/dcd30a465c97.jpg) (http://radikal.ru/fp/58631a6136ee428a83153d22cfefc4ac)

Захоронение экипажа пикирующего бомбардировщика найденного в окрестности Алакуртти в 1984 году и памятная доска  советским  лётчикам  погибшим  на Кандалакшском направлении. Фотографии 2013 г.


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 16:16:17
(http://s020.radikal.ru/i719/1311/74/798c977e7248.jpg) (http://radikal.ru/fp/925b81eb5d3846cb903a5d9ca633e52a)


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 16:24:47
(http://s019.radikal.ru/i637/1311/c8/a4561a846273.jpg) (http://radikal.ru/fp/beb6feb51d6e4e069eda282120d82d1b)


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 18:46:34
(http://s017.radikal.ru/i434/1311/4a/c75178c1dbe1.jpg) (http://radikal.ru/fp/d0ede49a5ea344a59a34b2fef96f6eae)


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 18:48:43
(http://s017.radikal.ru/i438/1311/1f/6d55435dee6b.jpg) (http://radikal.ru/fp/4594a48eb9664d0abe2073c375462f33)


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 19:01:54
(http://i023.radikal.ru/1311/47/1b054398532b.jpg) (http://radikal.ru/fp/9bc9e2e26a9544d3b64a99fc9c8f4a84)


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 23 Ноября 2013, 19:09:44
(http://s005.radikal.ru/i210/1311/65/a873882213cf.jpg) (http://radikal.ru/fp/b3501d60b0e94b2cb400f7caf3d27a08)

Река Тунтсайоки.

На правом берегу реки Тунтсайоки, в двухстах метрах от автодорожного моста, на возвышении, стоит памятник -маленький зелёный пикирующей бомбардировщик "Пе-2", устремленный в небо.У подножия серебристого шлейфа, исходящего от этого самолётика закреплён винт одного из двигателей самолёта "Пе-2", найденного в окрестности Алакуртти.
В библиотеке села Алакуртти есть подборка статей из газет о экипаже этого самолёта.
В начале 1985 года газеты писали:
"14 июня 1984 года на двух вездеходах экспедиция вышла из посёлка Алакуртти. Вездеходы вскоре пришлось оставить - просека кончилась. И сразу началась такая гиблая топь, что, несмотря на зарубки, предусмотрительно оставленные в прошлый раз, страшно было потерять друг друга из виду. Только утром следующего дня , вконец измотанные, члены экспедиции вышли к цели.
 Вот он, северный склон сопки, заросший густым мхом. Только вышли из чащи на открытое место и сразу увидели: это произошло здесь.
 Горящий самолёт, видимо, упал с небольшой высоты, части его были разбросаны в радиусе 50 метров. От удара отвалился хвост, обломались крылья, сильным взрывом разметало фюзеляж. Там, где должна была быть кабина, среди груды покореженного металла белели останки: выброситься с парашютом из горящей машины никто не успел.
 Огонь пощадил лишь несколько вещей – кожаная перчатка, клочки от унтов и кожаного реглана, несколько сантиметров парашютного ремня, обломки лыж, фрагмент кислородной маски…
 Чудом уцелела полевая офицерская сумка, из которой прибывшая на место падения самолёта немецкая группа изъяла карту и документы, а саму сумку бросила в сторону.
 Среди груды мелких осколков руководителем экспедиции Вагизом Валеевым был найден оплавленный орден Красной Звезды с номером №29337. Как удалось выяснить много позже в центральном архиве Министерства обороны СССР, орден принадлежал Борису Сафроновичу Брыжатюку – стрелку – радисту экипажа.
В 6 утра экспедиция тронулась в обратный путь. В рюкзаках лежал бесценный груз: металлические приборы, таблички, тяжёлый пулемёт УБТ 12,7мм, стрелянные гильзы."

(http://i021.radikal.ru/1311/ad/a4c3c07e6cdf.jpg) (http://radikal.ru/fp/50409661fa124eab878811060fbc4ecd)

Разбившийся самолет Пе-2 Попова П.Ф. Фото из краеведческого музея (библиотека) села Алакуртти.


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 26 Ноября 2013, 01:57:06
(http://i017.radikal.ru/1311/78/8ed4b1c50598.jpg) (http://radikal.ru/fp/ff2f89cf15064c30b5c87e335b4093df)

До 1943 года основными бомбардировщиками 80 КББАП были самолёты СБ. Фото из краеведческого музея (библиотека) села Алакуртти.

 Так, по номеру № 29337 на ордене Красная Звезда был установлен экипаж самолёта:

 1. Пилот самолёта-командир эскадрильи 80 ББАП (ближнебомбардировочного авиаполка) 261 смешанной авиадивизии, капитан Попов Павел Фёдорович (1914 г.р.). Награжден двумя орденами боевого Красного Знамени. Первый орден получен за участие в финской войне 1939-40гг. До войны Попов П.Ф. жил в Нижнем Тагиле. Когда в ноябре 1942 года ездил на Казанский завод получать свою "Пешку", заскочил домой и успел повидать свою десятимесячную дочь Нэлли. Дочь же, знает отца только по старым фотографиям.
 2. Штурман самолёта - штурман эскадрильи 80 ББАП  261 САД,  кавалер двух орденов боевого красного знамени,  капитан Попов Константин Николаевич (1913г.р.).  Первый орден получен за участие в финской войне 1939-40гг.
 3. Стрелок-радист самолёта- начальник связи эскадрильи 80 ББАП  261 САД, кавалер двух орденов красной звезды, лейтенант Брижатюк Борис Софронович (1918г.р). В официальных документах значится как Брыжатюк Б.С..
 Это был один из опытнейших экипажей авиадивизии, погибший во время выполнении боевого задания по бомбёжке немецкого аэродрома Алакуртти.


Название: Re: Памятник авиаторам в Алакуртти Кандалакшский район
Отправлено: Вера Львовна от 26 Ноября 2013, 11:19:34
"В тот день, 10 марта 1943 года, в 9 часов 50 минут группа самолётов 80-го ближнебомбардировочного полка произвела налёт на аэродром Алакуртти. В результате  налёта были сожжены семь самолётов противника и взорван склад боеприпасов. Наши потери три самолёта." (из газеты "Комсомольская Правда" за 1985 год).

Эскадрилья бомбардировщиков  "Пе-2" по штату должна насчитывать 9  самолётов-три звена по 3 самолёта. Но по сводкам о потерях 80 ББАП от 10 марта 1943 года, с боевого задания не вернулось три самолёта. Вернутся  удалось только экипажу Булданова (имя и отчество лётчика однополчанам почему-то неизвестно!?). Следовательно, на бомбёжку аэродрома Алакуртти вылетело только 4 бомбардировщика (эскадрилья в составе одного звена и самолёта командира эскадрильи).
 Обречённость эскадрильи Попова П.Ф. была очевидна ещё до вылета. Без прикрытия истребителей, по несколько немецких зениток на один советский бомбардировщик - рискованный вылет.
Курганский Иван Романович, бывший лётчик 80КББАП, со слов Булданова рассказывает, что
 "При подходе к Алакуртти эскадрилья под командованием капитана Павла Фёдоровича Попова была встречена сильным зенитным огнём. Маневрируя, командир вывел группу из-под прицельного огня с земли. Зайдя ещё раз на цель "Пе-2" точно сбросили бомбы на аэродром Алакуртти. К небу поднялся столб дыма и огня: взорвался склад боеприпасов, на стоянках вспыхнули семь юнкерсов.Только легли на обратный курс, как эскадрилью атаковали фашистские истребители. Завязался воздушный бой. Бой происходил почти над самым аэродромом, и в воздух поднимались всё новые и новые машины."
"Подбитый бомбардировщик взял курс "домой", когда ему пришлось принять свой последний бой не на жизнь, а на смерть. Заклиненные пулемёты, изрешечённый носовой отсек и фюзеляж, пробитые пулями лопасти винта свидетельствуют о том, что бой этот был страшным, самолёт расстреливали долго и в упор. В дивизионных документах самолёт значится как не вернувшийся с боевого вылета…".

(http://i031.radikal.ru/1311/d6/64de63a7b53e.jpg) (http://radikal.ru/fp/5002a55fa21845f28fb1ec3016c3e522)

Автор:  Михаил Грабовский.  http://lubimeg.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html#more