Войсковая часть №8285 – Особая в/ч НКО 8285;Особая бригада НКО
Подчинение – Разведывательное управление - Главное разведывательное управление Генштаба.
Командиры:
Грязнов Михаил Яковлевич (7(20).07.1901-6.1973), советский военачальник, военный разведчик, генерал-майор (20.12.1942).
Михаил Яковлевич Грязнов родился 7 июля 1901 года в Екатериненштадте Саратовской губернии в крестьянской семье, русский. В 1916 г. окончил Высшее начальное училище в г. Саратове. Вступил в РККА добровольно в 1919 г. Участник Гражданской войны, был награжден орденом Красного Знамени. В августе 1919 года – апреле 1933 года находился на командных и административно-хозяйственных должностях в частях РККА, в том числе, был командиром пулеметного полуэскадрона Северо-Кавказских горских национальностей кавалерийской школы. Член ВКП(б) с 1927 года. В 1928 г. окончил Киевскую Объединенную школу командиров им. Каменева и в 1930 г. - пулеметное отделение курсов «Выстрел».
В 1936 г. окончил Основной факультет Военной академии им. Фрунзе. В ноябре 1936 года - январе 1939 г. начальник 2-го отделения (разведывательного) штаба 5-го кавалерийского корпуса, начальник группы контроля при Генштабе. В январе 1939 года - ноябре 1940 года находился в правительственной командировке - командовал особой воинской частью НКО СССР № 8285*. С ноября 1940 года находился в распоряжении Разведывательного управления Генштаба РККА.
Участник Отечественной войны с 22.6. по 12.1941 года. С июля 1941 года начальник Разведывательного отдела штаба Главнокомандующего Юго-Западным направлением**. В 1943 г. начальник 4-го Управления ГРУ. В 1943-1945 гг. начальник Разведывательного отдела штаба Южного, а затем 4-го Украинского фронтов***.
После войны генерал-майор Грязнов Г.Я. продолжал службу в должности начальника Разведывательного отдела штаба Прикарпатского и Дальневосточного округа. Начальник Учебного Отдела Высших Академических Курсов офицеров разведки (1953-1954), исполняющий должность начальника Центральных Курсов усовершенствования офицерского состава разведки (7.1954-3.1955).
Награды: орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орден Суворова II-й степени (23.05.45), орден Кутузова II-й степени, орден Отечественной войны I-й степени (02.10.1943), орден Красная Звезда, орден Знак Почета (1938), медали: ХХ лет РККА в 1938 г. и др.
Умер в июне 1973 года в Москве.
Журкин Борис Иванович (1910-?), советский военачальник, сотрудник военной разведки, полковник.
Родился в 1910 году, уроженец г. Санкт-Петербурга. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года. В Красной Армии с 1932 года, призван Молотовским РВК г. Москвы. С 1939 года капитан Журкин Б.И. в специальной командировке в должности командира батальона особой войсковой части НКО № 8285. В 1945 году подполковник Журкин Б.И. командир Особой войсковой части НКО №8285.
Награды: два ордена Отечественной войны II-й степени (10.06.1945, 04.06.1985), орден Красная Звезда(27.10.1943), медалями.
Александр Слободянюк
Примечание:
* С началом японо-китайской войны в 1937 году китайское руководство обратилось к Советскому Союзу с просьбой о помощи в создании транспортного маршрута через провинцию Синьцзян. Эта трасса должна была стать основным маршрутом переброски советского вооружения во внутренние районы Китая. Правительство СССР ответило согласием, и уже в октябре 1937 года китайские рабочие под руководством советских инженеров и техников начали прокладку автомобильной трассы, которая начиналась от станции Сары-Озек на Турксибе, затем проходила по территории СССР до поселка Хоргос, пограничного пункта с Китаем, и далее по территории провинции Синьцзян через Урумчи до Ланьчжоу. На строительстве были заняты несколько тысяч советских специалистов. Общая протяженность трассы составляла 2925 километров. Совершенно секретная операция, проводилась Отделом спецзаданий Генштаба Красной армии. В первый период основная часть советского контингента в Синьцзяне была занята обеспечением надежной деятельности и охраной трассы (Особая в/ч 4279). Для этого была создана особая воинская часть, в распоряжении которой находилось 750 грузовых автомобилей. Для перевозки грузов сформировали Особую бригаду того же подчинения (в/ч 8285). Лица, проходившие службу в этих воинских частях, считались в спецкомандировке по линии Разведуправления Генерального штаба. Общее руководство перевозкой военных грузов в Китай осуществлял оперативный штаб, находившийся в Алма-Ате. Переброска военных грузов автомашинами из Сары-Озека началась 17 октября 1937 года. После первого рейса на автотрассе были произведены дополнительные работы по расчистке и расширению перевалов, отремонтированы мосты. К середине ноября 1937 года, несмотря на сложные условия, весь маршрут был полностью освоен. По просьбе китайской стороны в 1938 году трасса была продолжена до Сяньяна, ее общая протяженность составила 3750 км. Этот путь снабжения китайской армии оставался самым надежным и действовал до конца 1944 года в условиях абсолютной секретности, сохраненной, кстати, до нашего времени.