Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: "Историческая справка о Госморспасслужбе России"  (Прочитано 598 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Ниже я приведу текст документа, озаглавленного "Историческая справка о Госморспасслужбе России" от 2010 года:

"17 декабря 1923 г. решением Правительства РФ при ОГПУ была создана организация для подъема затонувших судов - "Экспедиция подводных работ особого назначения" (ЭПРОН), которая в короткий срок развернула большие работы по подъему затонувших судов и ценных грузов на Черном море.
ЭПРОН начал быстро развиваться. Были созданы подразделения на Балтийском, Белом, Баренцевом, Каспийском морях и во Владивостоке. В тяжелые годы становления советской власти ЭПРОН, поднимая затонувшие суда, содействовал созданию советского торгового и военного флотов.
В 1936 г. ЭПРОН был передан в систему Наркомвода и стал национальной организацией по выполнению аварийно-спасательных, судоподъем-ных и сложных подводно-технических работ в интересах народного хозяйства всей страны.
В начале Великой Отечественной войны 1941-45 гг. ЭПРОН был пр-образован в Аварийно-спасательную службу ВМФ с теми же задачами.
В период 1945-55 гг. служба проводила работу по ликвидации последствий войны.
В 1956 г. в связи с тем, что Военно-морской флот ограничил свои функции аварийно-спасательной службы выполнением только военных задач, выполнение судоподъемных и подводно-технических работ в народно-хозяйственных целях Распоряжением СМ СССР от 23.08.1956 г. № 5128р было возложено на Минморфлот СССР.
В 1958 г. СМ СССР возложил на Минморфлот СССР задачи по выполнению международных соглашений о сотрудничестве по спасанию человеческих жизней на море.
Приказом Минморфлота СССР от 30.05.1959 г. № 152 на бассейнах в составе Балтийского, Мурманского, Северного, Черноморского, Каспийского, Каспийского рейдового, Дальневосточного, Сахалинского, Камчатского и Дунайского  пароходств были созданы экспедиционные отряды аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР), которые продолжили работу АСС ВМФ по ликвидации последствий Великой отечественной войны 1941-45 гг. по очистке портов и судоходных путей от затонувших судов, восстановлению гидротехнических сооружений портов и заводов.
В целях дальнейшего развития аварийно-спасательной службы на море, более полного удовлетворения нужд народного хозяйства и проведения единой технической политики в этой области, Распоряжением СМ СССР от 04.11.1971 г. № 2397р в составе Минморфлота СССР было создано Всесоюз-ное объединение "Совсудоподъем" с задачей производства на морях аварий-но-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и экспедиционно-буксировочных работ.
В 1972-74 гг. В/О "Совсудоподъем" обеспечил участие ЭО АСПТР в судоподъемной экспедиции в Бангладеш. Было поднято 26 судов. В составе экспедиции участвовали построенные в это время для ЭО АСПТР 800-тонные судоподъемные плавкраны "Судоподъем-1" и "Судоподъем-2".
В 1974 г. на Черном море была проведена уникальная судоподъемная операция по подъему тх "Моздок". Судно подъемным весом более 10 000 тонн было поднято целиком с глубины 25 м. с использованием вспененного полистирола.
Высоко оценивая труд морских спасателей, Советское правительство в 1973 г., в день пятидесятилетнего юбилея ЭПРОН"а, наградило морскую спасательную службу в лице В/О "Совсудоподъем" орденом Трудового Красного Знамени.
В 1976 г.в соответствии с решениями СМ СССР на В/О "Совсудоподъем" была возложена организация, а на  ЭО АСПТР выполнение работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море.
Придавая особое значение сохранению морской среды и предотвращению загрязнения морского побережья СМ СССР Постановлением от 03.07.1984 г. № 697 возложил на Минморфлот СССР организацию и проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море, вклю-чая проведение таких работ в связи с выполнением обязательств, вытекаю-щих из международных договоров СССР. Эти функции были выделены из В/О "Совсудоподъем" и переданы созданному в Москве Управлению госу-дарственной специализированной службы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море (Госморспецслужба СССР). В составе ЭО АСПТР, соответственно, были созданы 9 специализированных подразделений по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море (морспецподразделения).
Для оснащения морспецподразделений Правительством СССР были-выделены средства, за которые в период 1985-90 гг. были приобретены 6 су-дов-снабженцев мощностью 7200 л.с. (ПНР), 4 специализированных судна мощностью 3500 л.с., предназначенных для ликвидации разливов нефти (Сингапур), 12 быстроходных катеров-бонопостановщиков (Норвегия), было закуплено оборудование для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В 1982 г. В/О "Совсудоподъем" было объединено с Главной морской инспекцией и преобразовано В/О "Мореплавание".
В 1988 г. в связи с ратификацией СССР Международной конвенции по поиску и спасанию на море, задачи поиска и спасания людей в море были организационно отделены от общего комплекса аварийно-спасательных ра-бот и для осуществления этих функций постановлением СМ СССР от 08.02.1988 г. № 180 при Минморфлоте СССР был образован Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ СССР).
В целях дальнейшего совершенствования аварийно-спасательного дела и организации работ по ликвидации разливов нефти постановлением СМ СССР от 15.01.1991 г. № 48 на базе Госморспецслужбы СССР и ЭО АСПТР образована Государственная морская аварийно-спасательная специализиро-ванная служба СССР, состоящая из Главного управления в Москве и бассей-новых аварийно-спасательных управлений.
Не смотря на проведенное улучшение организации морской спаса-тельной службы, дальнейший опыт показал, что выделение поиска и спаса-ния в отдельный самостоятельный орган нельзя считать целесообразным. При морских авариях часто бывает сложно отделить операцию по спасанию людей от спасания судна, которое осуществляется, прежде всего, во имя спа-сания людей. С учетом этого обстоятельства и необходимостью приведения статуса службы в соответствие с действующим законодательством, приказом Минтранса России от 23.07.1998 г. № 92 Госморспецслужба России и ГМСКЦ России были преобразованы в единый орган - Государственное учреждение при Министерстве транспорта Российской Федерации "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Рос-сийской Федерации (Госморспасслужба  России)".
          ГУ "Госморспасслужба России" вместе с морскими спасательно-координационными центрами и подцентрами (МСКЦ и МСПЦ), бассейно-выми аварийно-спасательными управлениями (БАСУ) и управлениями аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (У АСПТР) образует функциональную систему сил и средств, которая входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ГУ "Госморспасслужба России" и БАСУ/УАСПТР в установленном порядке аттестованы и имеют свидетельства МЧС России как профессиональные аварийно-спасательные служба и формирования.
            Госморспасслужба России осуществляет следующие федеральные за-дачи:
- организация и координация  действий спасательных служб мини-стерств и ведомств Российской Федерации и соответствующих служб ино-странных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море;
 - организация и проведение на морских бассейнах работ по ликвида-ции разливов нефти и нефтепродуктов;
- организация выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации в области поиска и спасания людей  на море и лик-видации  аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в море;
-   обеспечение ведомственного экологического контроля, направлен-ного на обеспечение выполнения требований национального природоохранного законодательства  и международных договоров в части охраны морской среды;
- руководство отраслевой водолазной службой;
- организация и проведение на морских бассейнах аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ, проведение единой научно-технической политики в области указанных работ.
В целях выполнения федеральной задачи обеспечения готовности к оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие в море, и ликвидации разливов нефти при морских авариях МСКЦ и МСПЦ с использованием всех видов связи круглосуточно обеспечивают организацию и координацию по-иска и спасания людей, терпящих бедствие на море, БАСУ несут на морских бассейнах постоянное дежурство спасательных и специализированных судов и оборудования.
Для решения поставленных задач БАСУ располагают буксирно-спасательным, специализированным и вспомогательным флотом, аварийно-спасательной и водолазной техникой,  специальным оборудованием для лик-видации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
Следует отметить, что в связи с развалом Советского Союза из состава Госморспецслужбы СССР вышли экспедиционные отряды АСПТР, дислоцировавшиеся на территориях Азербайджана, Украины и прибалтийских республик. В результате значительное количество спасательных и специализированных судов и приобретенного оборудования для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов остались в собственности этих отрядов, а управления АСПТР в Новороссийске и Астрахани, ответственные за Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны, были полностью лишены буксирно-спасательного флота.
В настоящее время БАСУ и УАСПТР имеют в своем составе 91 ед. различных судов, включая  буксирно-спасательные, специализированные суда и катера, морские водолазные суда, рейдовые водолазные боты, различные вспомогательные суда прибрежного плавания.
Для обеспечения выполнения аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ БАСУ имеют в своем составе более 150 водолазов-профессионалов. Водолазные работы выполняются на глубинах до 60 метров. По квалификации и  опыту работы водолазный состав и инженерно-технический персонал способны выполнять сложные работы по обеспечению нужд морского транспорта.
БАСУ и У АСПТР являются государственными унитарными предприятиями, действующими на полном хозяйственном расчете. Их суда и специальное оборудование  являются федеральным имуществом и находятся у них в хозяйственном ведении.
 В зоне ответственности каждого БАСУ в дежурстве находится многоцелевое спасательное судно или буксирно-спасательное судно с оборудованием ЛРН, аварийная партия, морспецподразделение ЛРН и вспомогательные суда. Всего в  постоянной готовности находятся  до 20-ти судов, 9 морспецподразделений и до 500 чел. квалифицированного персонала (вклю-чая плавсостав). Суда, оборудование и технические средства БАСУ/УАСПТР, не задействованные в готовности, занимаются хозяйственной деятельностью"."

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »