Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."  (Прочитано 2132 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
"Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« : 08 Января 2021, 21:12:52 »
2010 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

ПОГИБЛИ В ОСЕННЕМ НЕБЕ 1939-ГО…
 
…В то время, как на Дальнем Востоке догорал очередной советско-японский военный конфликт (именовавшийся воюющими сторонами «Халхин-Гол» и «Номон-хан» соответственно), в Европе 1 сентября 1939 года началась уже самая настоящая, правда пока ещё локальная, война. Начавшись в тот день нападением Германии и союзной ей Словакии на Польшу, она к вечеру 3 сентября, с выступлением на стороне последней двух «западных демократий» – Великобритании и Франции – переросла уже в новую Мировую войну…
…Советский Союз, неподалеку от западных границ которого разворачивались боевые действия, никак не мог оставаться безучастным и непричастным к этой – пусть даже фактически всё ещё локальной европейской – войне. Последовавшие за 17-м сентября события осени 1939 года на территории Западной Белоруссии и Западной Украины до сих пор называют по-разному – от «Освободительного похода Красной Армии» до «Советско-польской войны 1939 года», в то время, как с военно-исторической точки наиболее верным их названием является такое определение, как «Польская кампания Красной Армии 1939 года». Не вдаваясь здесь, однако, в политические и методологические споры, отметим, что у этих военных событий, как бы их не называть, имелся и свой авиационный аспект. История участия в них ВВС СССР и Польши до сих пор ещё ждёт своего настоящего исследователя, который, однако, сразу же столкнётся с главной проблемой – с недостаточностью с обеих сторон корпуса документов, сохранившихся к настоящему времени и отложившихся в архивах. Мы же сегодня остановимся лишь на одном из «авиационных аспектов» Польской кампании Красной Армии 1939 года, а именно – на тогдашних безвозвратных потерях личного состава советской авиации на территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
…Первым погибшим в период Второй Мировой войны лётчиком ВВС Красной Армии стал лейтенант Михаил Демьянович Куляко – пилот самолёта-штурмовика Р-5ССС из состава 7-го штурмового авиационного полка ВВС Украинского фронта. В первый же день Польской кампании Красной Армии, 17 сентября 1939 года его самолёт не вернулся из боевого вылета, и судьба машины и лётчика тогда не были точно установлены. «Погиб в воздушном бою», – было указано в персональной карточке М.Д.Куляко, заведённой для «Картотеки безвозвратных потерь РККА в освободительном походе на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии», хранящейся ныне в Российском государственном военном архиве (РГВА, город Москва). Анализируя опубликованные после Второй Мировой войны данные, польские и российские военные историки (и в их числе – автор этих строк) пришли к выводу, что в тот день штурмовик Р-5ССС лейтенанта М.Д.Куляко был сбит в районе Делятина (ныне – посёлок  Надворнянского района Ивано-Франковской области Украины) польским истребителем PZL P.11c, который пилотировал подпоручик Тадеуш Коч из 161-й истребительной эскадрильи (Podporucznik pilot Tadeusz Koc, 161 Eskadra Mysliwska Lotnictwa Polskiego). Однако, в этом, интересующем нас боевом эпизоде до сих пор остаётся много неясного, ибо, как, например,  пишет о нём польский историк Лукаш Лыдзьба в своей работе «Львовяне против Р-5» (Łukasz Łydżba «Lwowiacy kontra R.5» – «Lotnictwo z Szachownicą», nr 4/2013(50), s.24 – 26), «нет ни официальных документов, ни донесения из первых рук, подтверждающих сбитие того самолёта Т.Кочем, однако, это подтверждает донесение пилота Яна Малиновского и дописки в документы, сделанные Тадеушем Кочем во время войны – несмотря на то, что сам Т.Коч в воспоминаниях, изданных в 2005 году, утверждал, что не стрелял в обнаруженный самолёт». Л.Лыдзьба имеет здесь в виду изданные тогда в канадском Торонто на польском языке воспоминания Тадеуша Коца (тот в эмиграции изменил написание своей фамилии) под названием «Голубое небо и настоящие пули» (Kotz Tadeusz «Blekitne niebo i prawdziwe kule», Toronto, «Ontario Ltd.», 2005), где о данном эпизоде он вспоминает следующее:
«... Мы взлетели через 2 часа. В Станиславове – тихо, немецких танков ещё не было, но я встретил в воздухе старомодный самолёт, похожий на французский «Потэ» Первой Мировой войны, с красными звёздами на крыльях и бортах. «Русский, - подумал я. – Сбить или нет?». Я облетел вокруг него два раза, мне было стыдно сбивать такую немощь, и я оставил его в покое…».
Оставляя на совести 95-летнего ветерана Польских ВВС, летавшего на истребителе PZL P.11с образца 1934 года, эти его слова в адрес советского штурмовика Р-5ССС, принятого на вооружение точно в том же самом году, и рассказ о его «воздушном благородстве», напомним нашим читателям, что именно из того полёта лейтенант Михаил Демьянович Куляко не вернулся, став тем самым первым погибшим в период Второй Мировой войны советским военным лётчиком.
Ещё более непонятной является гибель в тот же самый день, 17 сентября 1939 года другого лётчика – Селина Якова Ивановича. В отличие от лейтенанта Куляко он относился к младшему командному составу (его точное воинское звание в единственном архивном источнике не указано) и был не пилотом самолёта, а стрелком-радистом скоростного бомбардировщика СБ из состава 54-го бомбардировочного авиационного полка 16-й скоростной авиационной бригады ВВС Белорусского фронта. «Погиб в воздушном бою», – так же указано в его персональной карточке всё в той же в «Картотеке безвозвратных потерь РККА в освободительном походе на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии», и всё… Больше никаких упоминаний о гибели 17 сентября 1939 года стрелка-радиста Я.И.Селина в Российском государственном военном архиве нет вообще…
Небоевых же безвозвратных потерь у ВВС Красной Армии осенью 1939-го было, увы, больше, и самой крупной из них стала одновременная катастрофа сразу 4 истребителей И-15 22 сентября 1939 года. Вот как описал её неделю спустя, 29-го числа в своём донесении Командующему ВВС Белорусского фронта комдиву Гусеву начальник Штаба ВВС 4-й армии подполковник Глухов:
«Доношу по поводу гибели четырёх экипажей на с [ амолё ] тах И-15 лейтенантов тт. [ товарищей ] Таничкина, Денисова, Моргунова, Зиновьева.
21.9.39 командующим ВВС 4-й армии полковником Гущиным было приказано командиру 35-го ИАП [ 35-го истребительного авиационного полка ] майору Полунину для усиления боевых действий по южной группировке прот [ ивни ] ка (южнее Кобрин – Городец) перегнать 2 звена лучших экипажей И-15 на аэродром Барановичи. Причём присутствовавший при этом майор Рыбаков лично указал майору Полунину, чтобы он самолично привёл шестёрку И-15 на аэродром Барановичи. 22.9 [ .1939 ] в 7.00 6-И-15 и один И-16 при ведущем вр [ еменно исполняющем должность ] штурмана полка ст [ аршем ] л [ ейтенан ] т [ е ] Раздобудько вылетели с аэродрома Набушево [ ныне – территория Слуцкого района Минской области Республики Беларусь ] на аэродром Барановичи. Из опроса оставшихся экипажей установлено, что при взлёте с аэродрома Набушево высота облачности была 300 mt [ метров ] , в то время, как в Барановичах высота была 50 - 100 mt [ метров ] при видимости до 2-х клмтр [ километров ] . Дойдя до м [ естечка ] Синявка, группа вошла в сплошной туман. Ведущий группы принял решение вернуться, для чего произвёл левый разворот. Во время разворота 4 экипажа оторвались от ведущего звена и не возвратились на аэродром Набушево. Полагаю, что экипажи лейтенанты тт. [ товарищи ] Паничкин, Денисов, Моргунов и Зиновьев, производя разворот в сплошном тумане вне видимости земли, врезались с землю и погибли. Сведения, данные Замотом [ заместителем командира авиационного отряда ] , что самолёты были обстреляны с земли, сомнительны. Предполагаю, что во время удара об землю взорвались бензо-баки и в горевших самолётах рвались патроны, что неопытными жителями и красноармейцами было принято за стрельбу. 3 лётчика и один обгоревший лётчик похоронены в районе с [ ела ] Синявка.
Виновником в данном тяжёлом происшествии считаю командира полка майора Полунина, который безответственно отнёсся к организации перелёта группы при явно неблагополучных метеоусловиях. Допустил поспешность в высылке группы И-15 в Барановичи, когда как при неблагоприятных метеоусловиях в этом нужды не было. Не выполнил указаний К [ оманди ] ра [ авиационной ] бригады майора Рыбакова [ лично ] привести группу в Барановичи. Штурман полка ст [ арший ] л [ ейтенан ] т Раздобудько, видя впереди сплошной туман, не принял своевременного решения вернуться на аэродром Набушево или Н [ ово- ] Гудков.
К [ оманди ] р эскадрилии капитан Гусаров, будучи в составе этой группы, также не принял мер к своевременному возвращению, а остался безынициативным рядовым лётчиком.
При отсутствии связи Н [ ово- ] Гудков – Набушево с Барановичами Полунин должен был произвести разведку погоды и просить разрешения на вылет, чего он не сделал».
В документе погибшие лётчики названы только по фамилиям, причём в одном случае даются два различных её написания – Паничкин и Таничкин. Проведённый нами дальнейший архивный поиск позволил точно установить имена всех 4 погибших и их персональные данные:
- Денисов Николай Ефимович – работал на Саратовском государственном котельном заводе «Универсал» и проживал в его общежитии («родителей не имеет») в городе Саратов, ныне – одноимённой области Российской Федерации. Как лейтенант штурман авиационной эскадрилии 35-го истребительного авиационного полка Военно-Воздушных Сил 4-й армии Белорусского фронта 22.09.1939 «погиб в авиационной катастрофе»,
- Зиновьев Василий Степанович – родился в 1914 году. Проживал по адресу: РСФСР, Ленинград-95, проспект Стачек, дом 108А, квартира 15. Как лейтенант старший лётчик авиационной эскадрилии 35-го истребительного авиационного полка Военно-Воздушных Сил 4-й армии Белорусского фронта 22.09.1939 «погиб в авиационной катастрофе»,
- Моргунов Михаил Павлович – родился 25.11.1914 и проживал в селе Большая Грибановка, ныне – посёлок Грибановский одноимённых городского поселения и района Воронежской области Российской Федерации. Призван Грибановским районным военным комиссариатом. Как лейтенант командир авиационного звена 35-го истребительного авиационного полка Военно-Воздушных Сил 4-й армии Белорусского фронта 22.09.1939 «погиб в авиационной катастрофе»,
- Паничкин Александр Сергеевич – проживал по адресу: РСФСР, Воронежская область, Липецкий район, город Липецк, улица Одноличка, дом 4. Как лейтенант начальник связи авиационной эскадрилии 35-го истребительного авиационного полка Военно-Воздушных Сил 4-й армии Белорусского фронта 22.09.1939 «погиб в авиационной катастрофе».
3 октября 1939 года помощник начальника Штаба 55-й стрелковой дивизии майор Заварина и начальник её 4-й части капитан Дулькейт секретным письмом за № 4/0110 начальнику 2-го отдела Штаба 4-й армии сообщили следующую информацию:
«Фамилии погибших лётчиков частей ВВС РККА на самолётах № 4489 и 4513 (см. н [ аши ] донесение и отношение от 1.10. [ 1939 ] ) не известны. Похоронены они на видных местах:
1) севернее Дубище ¼ км., что 9 км. южнее Ляховичи,
2) в районе  евни ] Тальмимновичи 2 клм. в лес»,
- И-15 лейтенанта Моргунова - «Р [ айон ] н местности Синявка, в лесу, сев [ ернее ] шоссе [ , ] з [ ападнее ] Грудские»,
- И-15 лейтенанта Паничкина – «Р [ айон ] н местности Синявка, в лесу, что сев [ ернее ] Ниски, южн [ ее ] дороги».
В тех же документах мы нашли упоминания о том, где был похоронен каждый из 4 погибших лётчиков, и была ли как-то специально обозначена его могила:
- лейтенант Н.Е.Денисов – похоронен в деревне Городище, могила никак не обозначена, но «местные жители знают»,
- лейтенант В.С.Зиновьев – похоронен «южнее фольварка Синявка на пашне», могила никак не обозначена, но «местные жители знают»,
- лейтенант М.П.Моргунов – похоронен «на кургане» у деревни Городище, на могиле установлена табличка с надписью «Погиб от бандитской руки»,
- лейтенант А.С.Паничкин – похоронен в деревне Дубище «около белого дома под липой», могила никак не обозначена.
При послевоенном «укрупнении» военных захоронений прах лейтенанта М.П.Моргунова был перенесён, участок новой могилы размером 2 на 1,5 метра был обнесён металлической оградой, а в 1967 году здесь был установлен мраморный памятник с текстом: «Здесь похоронен / военный лётчик / капитан / Моргунов / Михаил Павлович / Родился 25.XI.1914 г. / Погиб 22.IX.1939 г. / Вечная / память и слава / верному сыну / нашей Родины» (почему на памятнике воинское звание М.П.Моргунова указано как «капитан», а не как «лейтенант», каковое он носил на самом деле, нам неизвестно). Официальными шефами захоронения считались племзавод «Гончаровский» и Медведичская средняя школа. Никак же не обозначенные в своё время могилы трёх остальных погибших лётчиков ныне, увы, утрачены… Все они четверо увековечены в 1-м томе Книги Памяти Российской Федерации, а Николай Ефимович Денисов – ещё и в 19-м томе Книги Памяти Саратовской области. Не настало ли время увековечить имена их всех, хотя бы и символически, на могиле их боевого товарища в Медведичах?..
Всего, таким образом, в ходе Польской кампании 1939 года ВВС Красной Армии потеряли 6 лётчиков – пятерых пилотов самолётов и одного стрелка-радиста. Потерь же в наземном составе у советской авиации тогда оказалось больше…
Первым, 24 сентября 1939 года погиб – по неуказанной в сохранившихся документах причине – старший политрук 3-го лёгкого штурмового авиационного полка 51-й авиационной бригады Военно-Воздушных Сил Украинского фронта Балабаев Архип Власович. Он был похоронен «на кладбище в городе Изяславле», ныне это – Изяслав Шепетовского района Хмельницкой области Украины.
Спустя три дня, 27 сентября 1939 года «в результате несчастного случая при следовании эшелона на железной дороге Барановичи – Брест» погиб красноармеец шофёр 130-й авиационной базы ВВС 4-й армии Белорусского фронта Грачёв Иван Павлович (родился в 1915 году и проживал по адресу: РСФСР, Московская область, город Перово, Советская улица, дом 11, квартира 4). Известно, что он был похоронен «на кладбище в городе Бресте … могила не отмечена».
Наиболее же массовая гибель советских авиаторов в ходе Польской кампании Красной Армии была отмечена 10 октября 1939 года, когда «в автодорожной  катастрофе (столкновение с поездом на перегоне Лида – Неман)» погибло сразу 9 военнослужащих 1008-го головного авиационного склада ВВС Белорусского фронта:
- техник-интендант 2-го ранга запаса Слобода Илья Петрович (родился в 1912 году в деревне Королёво, ныне – Освейского сельского совета Верхнедвинского района Витебской области Республики Беларусь. Проживал с женой по адресу: БССР, Витебская область, посёлок Освея, Себежская улица, дом 18/36. Призван в 09.1939 из запаса на учебные сборы Освейским районным военным комиссариатом), 
- воентехник 2-го ранга запаса радиотехник Сорокин Александр Евстафьевич (родился в 1918 году в деревне Огрызково, ныне – несуществующий населённый пункт на территории Тумановского сельского поселения Вяземского района Смоленской области Российской Федерации. Призван в 09.1939 из запаса на учебные сборы Тумановским районным военным комиссариатом Смоленской области РСФСР), 
- младший командир командир отделения Евстафьев Василий Захарович (родился в 1907 году в деревне Золотовичи, ныне – Валявковского сельского совета Дубровенского района Витебской области Республики Беларусь. Служил командир взвода Военизированной охраны Главного Управления шоссейно-дорожного строительства НКВД СССР и проживал с женой Евстафьевой Антониной Дмитриевной по адресу: БССР, Витебская область, Оршанский район, город Орша, Советская улица, дом 151 (по состоянию на 1951 год жена проживала в туберкулёзном санатории «Сосновка», ныне – в одноимённой деревне Новкинского сельского совета Витебских района и области Республики Беларусь). Призван в ряды Красной Армии 01.10.1939 Оршанским районным военным комиссариатом Витебской области БССР),
- красноармеец Андрианов Николай Тимофеевич (родился в 1899 году в городе Орёл, ныне – одноимённой области Российской Федерации. Проживал с женой по адресу: РСФСР, Орловская область, Дятьковский район, посёлок Бытошь, Интернациональная улица, дом 25. Призван в 09.1939 из запаса на учебные сборы Дятьковским районным военным комиссариатом),
- красноармеец Исаев Сергей Фёдорович (родился в 1915 году в селе Волынщина, ныне – Безводовского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области Российской Федерации. Проживал с отцом Исаевым Фёдором Афанасьевичем там же. Призван в 1937 году Кузоватовским районным военным комиссариатом),
- красноармеец Кайсин Тимофей Семёнович (родился в 1916 году в деревне Березник, ныне – Октябрьского сельского поселения Зуевского района Кировской области Российской Федерации. Призван Зуевским районным военным комиссариатом),
- красноармеец Кислицын Иван Семёнович (родился в 1915 году в деревне Костичи, ныне – нежилой населённый пункт на территории Корминского сельского поселения Арбажского района Кировской области Российской Федерации. Призван Арбажским районным военным комиссариатом),
- красноармеец Кочергов Иван Васильевич (родился в 1916 году в селе Янгужинский Майдан, ныне – несуществующий населённый пункт на территории Инсарского района Республики Мордовия Российской Федерации (жена Кочергова Прасковья Никитьевна проживала там же). Призван Ижевским городским военным комиссариатом Удмуртской АССР РСФСР),
- красноармеец Хижняк Иван Павлович (родился в 1909 году в посёлке Ново-Борисов, ныне – территория города Борисов одноимённого района Минской области Республики Беларусь. Проживал с женой по адресу: БССР, Витебская область, Чашникский район, местечко Чашники, Ленинская улица, дом 47. Призван в 09.1939 из запаса на учебные сборы Чашнинским районным военным комиссариатом).
Таким образом, в ходе Польского похода 1939 года безвозвратные потери ВВС Красной Армии составили в целом 17 военнослужащих, включая 6 лётчиков (из них – пятеро пилотов самолётов и один стрелок-радист), 1 авиационного политработника и 10 человек наземного персонала (включая 2 лиц технического командного состава, 1 среднего командира и 7 рядовых красноармейцев). Их имена открыли многотысячный мартиролог советской военной авиации 1939 – 1945 годов…

« Последнее редактирование: 08 Января 2021, 21:20:22 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Rafał Czarniecki

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #1 : 14 Февраля 2021, 05:24:36 »
Witam!
W polskiej książce "Czerwone gwiazdy sojusznik czarnych krzyży" podano jeszcze trzech lotników radzieckich którzy mieli podnieść śmierć we wrześniu 1939:

1. Lejtnant Golyak Ivan Grigor'yevich - ten jest także u Ciebie - o ile dobrze przetłumaczyłem to pilot eskadry łącznikowej 2 Korpusu Kawalerii
2. Lejtnant Limasow A.S. Ponoć poległ walce na Zachodniej Białorusi
3. Lejtnant Matrosow I.T. Poległ podczas "marszu wyzwoleńczego" służył w 28 IAP.

Czy znasz tych lotników?? Może na czym latali i okoliczności śmierci?? Nawiasem - podobno 1 pilot z 28 IAP został ranny w walce. Coś Tobie o tym wiadomo??

Pozdrawiam!!
Rafał Czarniecki
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #2 : 14 Февраля 2021, 12:59:55 »
Уважаемые коллеги!
Для начала переведу для вас всех с польского языка на русский предыдущее сообщение в этой теме:

"Приветствую!
В польской книге "Czerwone gwiazdy sojusznik czarnych krzyży" (Красные звёзды - союзник чёрных крестов) сообщается о ещё 3 советских лётчиках, которые погибли в сентябре 1939 года:
1. Лейтенант Голяк Иван Григорьевич - он так же есть у тебя - насколько я правильно перевёл, это - пилот связной эскадрилии 2-го кавалерийского корпуса.
2. Лейтенант Лимасов А.С. - погиб в бою в Западной Белоруссии.
3. Лейтенант Матросов И.Т. - погиб во время "освободительного похода", служил в 28-м ИАП.

Тебе известно об этих лётчиках? Может быть - на чём они летали и обстоятельства их смерти? Добавлю - так же 1 пилот из 28 ИАП был ранен в бою. Что тебе об этом известно?
С уважением!!
Рафал Чарнецкий".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #3 : 14 Февраля 2021, 13:28:22 »
Уважаемый Рафал!
Благодарю Вас за интерес к этой теме моих исследований!
По Вашим вопросам:
У меня написано: "Голяк Иван Григорьевич – родился в 1909 году в селе Судилков, ныне – одноимённого сельского совета Шепетовского района Хмельницкой области Украины. Как лейтенант Авиационного звена связи 2-го кавалерийского корпуса имени Совета Народных Комиссаров Украинской Советский Социалистической Республики Украинского фронта в 09.1939 «умер от ран». Увековечен в Книгах Памяти Российской Федерации (том 1, страница 665) и «Погибли на чужбине» (страница 243)". Уточню для Вас название его места службы - "Авиационное звено связи", или по-польский - Klucz łącznikowy. Он точно летал на самолёте У-2, позднее известном как По-2. Точная дата, место и обстоятельства его гибели мне неизвестны, но официальная формулировка - "умер от ран" - в сочетании с местом его службы позволяет мне с достаточной уверенностью предполагать, что он умер от травм, полученных при катастрофе его самолёта.
О двух других поименованных выше лётчиках, равно, как и об их раненном товарище, мне пока конкретно ничего не известно... Дело в том, что в Российском государственном военном архиве (РГВА) в Москве отложился далеко не полный корпус документов войск Белорусского и Украинского фронтов, участвовавших в Польской кампании РККА 1939 года. Значительная часть из них не была отправлена тогда в Москву и погибла в 1941 году... Авиации же Белорусского и Украинского фронтов это касается в максимальной степени - в РГВА ныне хранятся только отдельные документы ВВС РККА за осень 1939 года... Это послужило причиной того, что я, профессиональный историк, был вынужден отказаться от существовавшей у меня написания истории воздушной войны в небе Западной Белоруссии и Западной Украины осенью 1939 года - просто очень мало, почти нет документов :(
Тем не менее, я готов к продолжению обсуждения этой тематики со своими польскими коллегами в целом, и с Вами, пан Рафал - в частности.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Rafał Czarniecki

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #4 : 16 Февраля 2021, 19:51:31 »
Уважаемый Константин!
Большое спасибо Вам за информацию о летчике 2-го кавалерийского корпуса. Особенно по поводу типа самолета (я думал, это может быть Р-5).
Я не знаю обстоятельств гибели этого летчика, но не исключаю, что он мог погибнуть в бою (в список убитых Украинского фронта вы включили - 2-й кавалерийский корпус понес самые большие потери среди всех корпусов Украинского фронта) .
Я постараюсь узнать, писал ли что-нибудь автор книги о двух других пилотах.
С уважением - Rafał czarniecki
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #5 : 16 Февраля 2021, 20:53:24 »
Уважаемый коллега!
Спасибо за ответ!
Жду от Вас новую информацию и готов обсудить её здесь.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Rafał Czarniecki

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #6 : 18 Февраля 2021, 22:30:54 »
Уважаемый Константин!

Мне удалось найти некоторые данные на сайте  http://www.patriot-izdat.ru/  :

1. ЛИМАСОВ Алексей Васильевич
лейтенант, 8 иап. Погиб в 1939 г. в бою во время освобождения Западной Белоруссии.

2. МАТРОСОВ Степан Тимофеевич
лейтенант, 38 иап. Погиб в 1939 г. во время Освободительного похода.

Так что не исключено, что они погибли в бою (их самолеты сбиты?).

С уважением - Rafał Czarniecki
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #7 : 18 Февраля 2021, 22:54:29 »
Уважаемый коллег!
Постараюсь проверить эту информацию по их персональным карточкам из «Картотеки безвозвратных потерь РККА в освободительном походе на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии», хранящейся ныне в Российском государственном военном архиве (РГВА, город Москва). О результатах сообщу в этой теме.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

КАЮР

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 562
  • Котуленко Алексей Юрьевич
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #8 : 19 Февраля 2021, 01:38:07 »
На сайте http://allaces.ru/p/people.php?id=5473

Лимасов Алексей Васильевич

Страна:
СССР

Годы жизни:
1913 - 15.07.1941 (НБЗ)

Место рождения:
Саратовская обл., Татищенский р-н, д. Лопухино

Вид авиации:
Истребительная

Категория:
летчик

Места службы:
149 иап
06.41‑15.07.41
Зам. командира аэ

Участник боев на р. Халхин-Гол. Награжден орденом Красного Знамени.

В 1941 году - ст. лейтенант, зам. командира эскадрильи 149 иап.

15.07.41 г. не вернулся с боевого задания.

Источники информации:

1. ОБД Мемориал, запись No. 51113427

2. ОБД Мемориал, запись No. 74042518

https://trizna.ru/forum/topic/44588--лимасов-алексей-васильевич-149-иап/


https://trizna.ru/forum/uploads/monthly_2019_01/image.jpeg.37cec909ee17c061171dac0d13025a19.jpeg


https://trizna.ru/forum/uploads/monthly_2019_01/image.jpeg.ffcdd567fbc870773bd3538dbd8d3d61.jpeg

https://trizna.ru/forum/uploads/monthly_2019_01/image.jpeg.d26c42717b3001aa56669c79e4dee13a.jpeg


https://trizna.ru/forum/uploads/monthly_2019_01/image.jpeg.7cb01bda29abd6d3c3aae286288f6585.jpeg
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2021, 07:17:42 от КАЮР »
Записан
С уважением, А.Ю. Котуленко (КАЮР).

КАЮР

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 562
  • Котуленко Алексей Юрьевич
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #9 : 19 Февраля 2021, 01:50:31 »
Матросов Степан Тимофеевич в большинстве публикаций считается погибшим 15 сентября 1939 года в боях на Халхин-Голе:

МАТРОСОВ Степан Тимофеевич
лейтенант, 56 иап 100 сбавбр, 1910 г.р., д. Шанары, Козловского р-на, Чувашской АССР. Мать — Пелагея Ивановна, там же. Призван Козловским РВК. Погиб в воздушном бою у р. Халхин-Гол 15 сентября 1939 г. Похоронен в братской могиле в р-не боя. Нагр. орд. Красного Знамени.
http://www.patriot-izdat.ru/memory/memory-1923-1939/?idm=132173
Записан
С уважением, А.Ю. Котуленко (КАЮР).

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #10 : 19 Февраля 2021, 02:18:08 »
Уважаемый Алексей Юрьевич!
Спасибо Вам за эти уточнения! Но я всё равно по названной мной выше картотеке в РГВА их проверю на всякий случай.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

КАЮР

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 562
  • Котуленко Алексей Юрьевич
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #11 : 19 Февраля 2021, 02:34:00 »
Уважаемый Константин Борисович, скорее всего эти фамилии Вам уже попадались, потому как оба считаются награжденными за бои на Халхин-Голе?
Обратите внимание, в первоначальном польском тексте инициалы Матросова I.T.
Записан
С уважением, А.Ю. Котуленко (КАЮР).

КАЮР

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 562
  • Котуленко Алексей Юрьевич
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #12 : 19 Февраля 2021, 03:04:36 »
Матросов Степан Тимофеевич
Наградной документ
Воинское звание: лейтенант
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Медаль «За отвагу»
Дата документа: 17.11.1939
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 56, ящик 27
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada_kartoteka1376695214/

Тот же Матросов, что награжден орденом Красного Знамени?
Записан
С уважением, А.Ю. Котуленко (КАЮР).

КАЮР

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 562
  • Котуленко Алексей Юрьевич
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #13 : 19 Февраля 2021, 08:15:32 »
3. Лейтенант Матросов И.Т. - погиб во время "освободительного похода", служил в 28-м ИАП.

Тебе известно об этих лётчиках? Может быть - на чём они летали и обстоятельства их смерти? Добавлю - так же 1 пилот из 28 ИАП был ранен в бою.

28 иап более соответствует обстоятельствам, чем 38 иап, но такой "авторитетный" источник как "Википедия" пишет, что одна эскадрилья 28 иап принимала участие В СОСТАВЕ 56 иап в боях на Халхин-Голе. Какова фамилия раненного пилота из 28 иап ?
Записан
С уважением, А.Ю. Котуленко (КАЮР).

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #14 : 19 Февраля 2021, 14:04:30 »
Уважаемый Алексей Юрьевич!
Спасибо Вам за участие в этой теме! Знаю, что авиация для Вас - не "чужое дело" :)

А теперь - про книгу, которую упоминает наш польский коллега.
Полностью она называется так: Mirosław Wawrzyński "Czerwone gwiazdy - sojusznik czarnych krzyży nad Polską: Lotnictwo sowieckie nad Kresami: Wrześeń-październik 1939" (Мирослав Вавжиньски "Красные звёзды - союзник чёрных крестов над Польшей: Советская авиация над Крэсами: Сентябрь - октябрь 1939 года)". (Крэсы, илим Крэсы Всходни - это восточные территории 2-й Речи Посполитой (1918 - 1939 годы), то, что по-русски собирательно называется Западной Украиной и Западной Белоруссией.)
Эта книга объёмом 196 страниц вышла в свет в польском издательстве "Cinderella" ( :) ) в 2008 году. Вот рисунок её обложки:

 

Вот какая аннотация на неё была опубликована здесь - https://www.poczytaj.pl/ksiazka/czerwone-gwiazdy-sojusznik-czarnych-krzyzy-nad-polska-miroslaw-wawrzynski,78725 :

"Książka Czerwone gwiazdy - sojusznik czarnych krzyży nad Polską jest pierwszą publikacją popularnonaukową poświęconą działaniom lotnictwa sowieckiego nad Polską we wrześniu-październiku 1939 roku. Autor wykorzystał w niej wiele nieznanych wcześniej relacji i dokumentów. Dzieło jest kontynuacją jego wcześniejszych publikacji, stanowiąc podsumowanie badań nad historią lotnictwa sowieckiego w latach 1936-1941. Cennym uzupełnieniem teksu jest kilkadziesiąt dotąd nieznanych zdjęć archiwalnych oraz sylwetki barwne samolotów polskich i sowieckich.
Mirosław Wawrzyński (dr nauk humanistycznych Uniwersytetu Warszawskiego) interesuje się od wielu lat lotnictwem wojskowym i kampaniami powietrznymi w XX wieku. Na ten temat opublikował kilkadziesiąt artykułów, m.in. w czasopismach "Aerofan" (Włochy), "Air Magazine" (Francja), "Small Air Force Observer" (USA), "Lotnictwo Wojskowe"/"Lotnictwo", "Mars", "Militaria i Fakty", "Militaria XX wieku", "Strzał". Jest także autorem lub współautorem czterech książek poświęconych historii lotnictwa wojskowego: Regia Aeronautica 1935-1943 (1998), Hurricane w obcej służbie (2001), Ju 87 in Foreign Service (2005), Captured Me 109s (2007)".

Перевод на русский язык:
"Книга "Красные звёзды - союзник чёрных крестов над Польшей" - это первая научно-популярная публикация, посвящённая деятельности советской авиацией над Польшей в сентябре - октябре 1939 года. Автор использовал в ней много неизвестных ранее сообщений и документов. Эта работа является продолжением его предыдущих публикаций, представляющих собой итог исследований истории советской авиации 1936 - 1941 годов. Ценным дополнением к тексту являются несколько десятков ранее неизвестных архивных снимков, а так же цветные рисунки польских и советских самолётов.
Мирослав Вавжиньски (доктор гуманитарных наук Варшавского университета) много лет интересуется военной авиацией и воздушными кампаниями ХХ века. На эту тему он опубликовал несколько десятков статей, в том числе - в журналах "Aerofan" (Италия), "Air Magazine" (Франция), "Small Air Force Observer" (США), "Lotnictwo Wojskowe"/"Lotnictwo", "Mars", "Militaria i Fakty", "Militaria XX wieku", "Strzał" (все - Польша). Он так же является автором или соавтором 4 книг, посвящённых истории военной авиации: "Regia Aeronautica 1935-1943" (1998; Королевские ВВС Италии), "Hurricane w obcej służbie" (2001; "Харрикейны" на иностранной службе), "Ju 87 in Foreign Service" (2005; "Юнкерс Ю-87" на иностранной службе), "Captured Me 109s" (2007; Захваченные "Мессершмитт Бф-109)".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2021, 14:21:56 от исСЛЕДОВАТЕЛЬ »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Rafał Czarniecki

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #15 : 19 Февраля 2021, 15:26:52 »
Уважаемые коллеги!

Я не знаю, какие данные или документы использовал автор книги. Может, только из Интернета? И поэтому он привел такие данные о погибших советских летчиках.

Еще одна интересная вещь. В списке потерь Белорусского фронта Константина Борисовича есть запись:

"Селин Яков Иванович – как младший командир стрелок-радист скоростного бомбардировщика СБ 54-го бомбардировочного авиационного полка 16-й скоростной авиационной бригады Военно-Воздушных Сил Белорусского фронта 17.09.1939 «погиб в воздушном бою» (так в документах)"

Что с ним? Польских истребителей на белорусском фронте не было (все они уже отведены к границе с Румынией). Так что, думаю, самолет мог попасть под огонь с земли (например, около 10 часов утра 17 сентября польский бронепоезд № 51 должен был сбить один бомбардировщик при бомбардировке ж / д станции Са́рны)

С уважением - Rafał Czarniecki
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #16 : 19 Февраля 2021, 16:49:04 »
Уважаемый Рафал!
Я знаю, что довольно много польских историков в 1990-х годах изучало в РГВА в Москве советские военные документы осени 1939 года, но лично мне не известно, чтобы среди них был пан Мирослав Вавжиньски - лично я этой фамилии в "Листах использования" в архивных делах не помню...
Относительно гибели Я.И.Севина: я сам интересовался этим фактом - ведь он стал первым советским воздушным стрелком-радистом самолёта, погибшим в период Второй Мировой войны в Европе. Но, как я писал выше - цитирую:
" ... Ещё более непонятной является гибель в тот же самый день, 17 сентября 1939 года другого лётчика – Селина Якова Ивановича. В отличие от лейтенанта Куляко он относился к младшему командному составу (его точное воинское звание в единственном архивном источнике не указано) и был не пилотом самолёта, а стрелком-радистом скоростного бомбардировщика СБ из состава 54-го бомбардировочного авиационного полка 16-й скоростной авиационной бригады ВВС Белорусского фронта. «Погиб в воздушном бою», – так же указано в его персональной карточке всё в той же в «Картотеке безвозвратных потерь РККА в освободительном походе на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии», и всё… ".
ВСЁ - больше НИКАКОЙ информации по нему нет вообще! Официальная формулировка "Погиб в воздушном бою" подразумевает только гибель от огня с самолёта противника. Если бы он был убит на борту своего самолёта, в своей кабинете огнём польских зенитчиков, то в отношении него была бы применена другая формулировка - типа "Убит в самолёте огнём с земли", но никак не "Убит в воздушном бою". К тому же Сарны, где якобы отличились 17.09.1939 зенитчики с бронепоезда № 51 "Pierwszy Marszalek" - это зона ответственности ВВС Украинского фронта, а погибший воздушный стрелок-радист Севин служил в ВВС Белорусского фронта.
Вы пишете: "Польских истребителей на белорусском фронте не было (все они уже отведены к границе с Румынией)". Но, по крайней мере, один воздушный бой советского и польского самолётов над Западной Белоруссией был. Привожу его обстоятельства по памяти (прямую цитату из документа с кратким описанием советским лётчиком этого боя мне надо будет долго искать в своих архивных тетрадях :( ): советский лётчик, летевший с востока, от советско-польской границы, обнаружил над территорией Западной Белоруссии польский самолёт, летевший навстречу, издалека сблизился с ним, увидел на нём польские опознавательные знаки ("шаховницы") и атаковал его своим бортовым оружием, польский самолёт был сбит, упал в озеро и утонул. Советский лётчик не смог опознать тип этого польского самолёта, так как не знал именно такого, но доложил, что это был моноплан и - главная отличительная черта - у "поляка" было хвостовое оперение с двумя килями.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Rafał Czarniecki

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #17 : 20 Февраля 2021, 20:04:04 »
Уважаемый Константин!

Я не знал такого события. Единственными польскими самолетами с двухкилевым оперением были бомбардировщик PZL-37 Łoś и легкий бомбардировщик PZL-46 Sum. При этом на вооружение поступил только 1 PZL-46 (прототип), который 17 сентября долетел до Румынии (второй прототип был уничтожен немцами при бомбардировке авиазавода PZL).
Так что этот самолет мог быть только бомбардировщиком PZL-37 (хотя я не знаю полетов этого типа в этом районе - польская бомбардировочная бригада также была 17 сентября над румынской границей).
Может быть, какой-то истребитель тоже случайно оказался на территории Западной Беларуси? Это вопрос к историкам авиации.

С уважением - Rafał Czarniecki
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 30 893
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #18 : 20 Февраля 2021, 20:37:48 »
Уважаемый Рафал!
В том то и дело, что советские лётчики к сентябрю 1939-го "знали" польский бомбардировщик "Лось", но тот пилот не опознал сбитый им самолёт именно как "Лося"... В общем, весьма непонятный эпизод, о котором в советских документах в РГВА осталось только несколько строчек... Озеро, куда упал сбитый им польский самолёт, советский лётчик назвать, естественно, не мог, а район боя он назвал применительно к ближайшему крупному городу. А в Белоруссии - свыше 11 тысяч озёр...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Rafał Czarniecki

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Re: "Погибли в осеннем небе 1939-го..."
« Reply #19 : 22 Февраля 2021, 16:01:52 »
Уважаемый Константин!

Так что нам остается дождаться следующего исследования историков.

С уважением - Rafał Czarniecki
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »