Из моей рукописи, посвящённой хронике боёв в смоленском Присожье:
27 июня 1941 годаВ состав действующей армии включён 4-й штурмовой авиационный (впоследствии - 7-й гвардейский штурмовой Севастопольский ордена Ленина Краснознамённый) полк, прибывший из авиагарнизона «Богодухов» 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа и вооружённый новейшими штурмовиками Ил-2 (всего – 56 штук). Он вошёл в состав ВВС Западного фронта с местом дислокации на аэродроме «Новый Быхов» в районном городе Быхов Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь).
Вечером того же дня – в 19.40 – полк пятью машинами нанёс авиаудар по скоплению вражеском колонн, запрудивших Слуцкое шоссе у Бобруйска, вблизи Березины. Это стало первым в истории Великой Отечественной войны боевым применением штурмовиков Ил-2!
В ходе того вылета получил серьёзные увечья, но дотянул-таки до своего аэродрома самолёт капитана Константина Николаевича Холобаева. Его заводский номер – «2004». Сам офицер, когда спускался из кабины, провалился в огромную пробоину из целой череды, оставленных в плоскостях залпами фашистских зениток…
29 июня 1941 годаГлубокой ночью с 28 на 29 июня 1941 года в деревне Криволес Шумячского района Смоленской области прямо рядом с полотном Варшавского шоссе совершил аварийную посадку одноместный штурмовик Ил-2 из 4-го штурмового авиационного полка ВВС Западного фронта: заводский номер самолёта – «1501; заводской номер мотора – «0020». За штурвалом находился лётчик старший лейтенант Мухамеджан Шакирджанов. Лётчик не пострадал, однако самолёт сгорел, в связи с чем этот «летающий танк» как боевая потеря и был что называется «по факту» списан командованием 4-го шап.
Архивные документы проясняют некоторые детали этой авиакатастрофы: в ночь с 28 на 29 июня 1941 года аэродром 4-го штурмового авиационного, находившейся в могилёвском районном городе Быхов подвергся вражеской атаке с земли. Полку, спасая самолёты, пришлось срочно взлетать и в «слепую» - ориентируясь только по приборам - идти на запасной аэродром - «Климовичи». Источник - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 56.
Старший лейтенант М. Шакирджанов, судя по всему, заблудился в ночном небе, уйдя километров на пятьдесят восточнее заданной точки. Над Криволесом же что-то случилось: возможно, закончилось горючее, или, скажем, спустившись, чтобы сориентироваться, до бреющего полёта, зацепился бронированным брюхом грозной боевой машины за верхушки вековых сосен, густо растущих на вершинах и склонах местных трёхсотмеровых песчанно-гравийных гряд…
Выжив чудом в этой ночной авиакатастрофе, 28-летний офицер-узбек М. Шакирджанов вскоре – 11 июля 1941 года – увы, пополнил собой скорбный список безвозвратных потерь лётно-подъёмного состава родного для себя 4-го штурмового авиаполка: не вернулся из боевого вылета, что в глазах людей военных равнозначно пресловутой формулировке «пропал без вести».
Сгоревший в Криволесе советский самолёт летом трагического сорок первого своими глазами видели многие из шумячских беженцев и их повествование об этом факте нередко можно теперь встретить в местной краеведческой библиографии.
Теперь же, наконец, раскрыта и тайна гибели этой краснозвёздной крылатой машины…
2 июля 1941 года4-й штурмовой авиационный полк (всего - 25 экипажей плюс личный состав наземных служб), дислоцирующийся теперь в авиагарнизоне «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь), включён в состав 11-й смешанной авиационный дивизии (штадив – город Климовичи Могилёвской области современной Республики Беларусь) ВВС 13-й армии Западного фронта, в связи с чем одновременно поставлен на котловое и прочие виды довольствия при 165-м отдельном батальоне аэродромного обслуживания 14-го районного авиационного базирования (в/ч 4894). Источник - ЦАМО: ф. 20054а, оп. 2, д. 2, л. 10.
В этот же день в районе Рогачёв – Бобруйск полк потерял пять самолётов Ил-2: их заводские номера – «302», «704», «1802», «3204» и «4904»). Трое из пяти лётчиков пропали без вести. Вот их имена: заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Василий Яковлевич Широкий, пилоты лейтенант Анатолий Нестерович Кривич и младший лейтенант Пётр Алексеевич Волков.
Двое других – старшие лейтенанты Феодосий Иванович Денисюк и Василий Тимофеевич Кошелев совершили аварийные посадки: первый у некоей деревни Акуличи, а второй – на аэродроме «Климовичи». Источник. - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 58 и 59; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
3 июля 1941 года4-м штурмовым авиационным полком в ходе боевых вылетов в районе Рогачёва потеряны четыре Ил-2. Они взлетели в 18.00 с аэродрома «Климовичи». Ими в тот момент управляли:
- два заместителя командиров эскадрилий по политической части: старшие политруки (условно равно капитану) Владимир Никифорович Василенко (самолёт с заводским номером «1004») и Серафим Яковлевичем Дрюков (самолёт с заводским номером «2104»);
- два пилота: младшие лейтенанты Александр Андреевич Алексейкин (самолёт с заводским номером «4004») и Василий Степанович Рязанов (самолёт с заводским номером «1302». При этом выжить и вернутся обратно в родной полк посчастливилось только офицеру В.С. Рязанову. Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 59; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
4 июля 1941 года4-м штурмовым авиационным полком в ходе боевых вылетов в районе Рогачёва потеряны три Ил-2: «Сбиты огнём З.А. [зенитной артиллерии] противника». Источник - ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
7 июля 1941 годаИмел потери и 4-й штурмовой авиационный полк: из боевого вылета в район Рогачёв – Бобруйск не вернулись три Ил-2: «Два сбиты огнём З.А. [зенитной артиллерии] противника: лётчики лейтенант ТКАЧЕНКО [Николай Корнеевич; пилот; самолёт с заводским номером «1002»], мл. лейтенант СОРОКИН [Василий Фёдорович; пилот; самолёт с заводским номером «1402»]. Один самолёт – причины неизвестны». В последнем случае речь, судя по всему, идёт об Ил-2 с заводским номером «3804» под управлением лётчика Константина Ивановича Кротова. В действительности этот самолёт совершил аварийную посадку на аэродроме «Климовичи». Источник - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 60; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
Впоследствии, перейдя линию фронта, в родной для себя полк вернётся офицер В.Ф. Сорокин.
9 июля 1941 года4-й штурмовой авиационный полк около четырёх часов утра нанёс удар по вражеским позициям у Рогачёва и вновь, к сожалению, имел потери: на свой аэродром не вернулись три Ил-2. Ими управляли заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Николай Никитович (Никитич) Саталкин (самолёт с заводским номером «2303») и пилоты лейтенант Феофан Ильич Денисов (впоследствии в полк вернулся живым) и младший лейтенант Александр Александрович Кузьмичёв (самолёт с заводским номером «403»). Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 28об и 60; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
10 июля 1941 годаПонёс потери и 4-й штурмовой авиационный полк: «С боевого задания не вернулся один самолёт, пропал без вести и сведений о нём нет». Источник - ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
Юрий РЖЕВЦЕВ.