Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: К своим - на крыльях врага  (Прочитано 46975 раз)

Дунаев Юрий

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #40 : 15 Апрель 2012, 21:26:04 »
Уважаемый Константин!

Ссылки на две версии сборника «Полёт из фашистской неволи...» даны с целью пополнения общей информационной копилки. То, что упомянутый Вами сборник является третьим вариантом, было понятно изначально – и по количеству страниц, и по тиражу. После наших совместных сообщений об этом будут знать все заинтересованные лица.

С уважением, Ю.В. Дунаев.
Записан

Дунаев Юрий

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #41 : 15 Апрель 2012, 21:34:50 »
«...два русских офицера пытались взлететь на самолете, но потерпели аварию. Я приказал немедленно повесить обоих этих людей...»

= =
Cтенограмма заседания Международного Военного Трибунала от 11.03.1946 г.:

«Из допроса свидетеля Г. Мильха <1>
...
Джексон: Перейдем к 53 совещанию центрального бюро планирования, которое состоялось 16 февраля 1944 г. Вы найдете себя в числе присутствовавших на этом совещании, которое состоялось в имперском министерстве авиации. Я обращаю ваше внимание на следующую запись после фамилии Мильх: “Военная промышленность в большой степени использует иностранных рабочих. По последним данным, они составляют 40 процентов. Последние пополнения, поступившие от главного уполномоченного по использованию рабочей силы, состоят главным образом из иностранных рабочих. Мы потеряли очень много немецкого персонала, который был призван в армию. В особенности авиационная промышленность,..“. Помните ли вы это?
Мильх: Да, я очень точно помню это.
...
Джексон: И на странице 1873 записано, что вы сделали следующее предложение: “Мильх: Список лиц, отлынивающих от работы, должен быть передан в руки Гиммлера, который заставит их работать, как следует...“.
...
Джексон: ... Я все еще продолжаю цитировать ваши слова, и я хотел бы, чтобы вы нашли эту запись. “В одном случае два русских офицера пытались взлететь на самолете, но потерпели аварию. Я приказал немедленно повесить обоих этих людей. Вчера они были повешены или расстреляны. Я предоставил это СС. Я хотел, чтобы они оба были повешены на том же заводе для того, чтобы это видели другие“. Вы нашли это?
Мильх: Да, я нашел это место и хочу сказать, что никогда в жизни не приказывал повесить кого-либо. Я считаю совершенно невозможным, чтобы я так сказал...
Джексон: Не хотите ли Вы еще что-нибудь сказать в отношении этой записи?
Мильх: Нет, я ничего больше не имею сказать. Мне ничего неизвестно по этому делу, и я не верю, что я сказал это.
Джексон: У меня больше нет вопросов на данной стадии...» *,**.

* «1 IMT, vol. 9, p. 44-133.
2 Р. Джексон – Главный обвинитель от США» #.
** Г. Мильх – фельдмаршал германской армии (с 19.07.1940 г.), генеральный инспектор военно-воздушных сил.

# Нюрнбергский процесс : сборник материалов. В 8 т. Т. 4. – М. : Юридическая литература, 1990. – 672 с. – С. 643, 652-653.
= =

ДВА РУССКИХ ОФИЦЕРА так и остаются безвестными ...
Записан

Дунаев Юрий

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #42 : 15 Апрель 2012, 21:47:37 »
И.Ф. Лемкин в книге «История Лемковины» (Нью-Йорк : Юнкерс, 1969. – 354 с.), написанной на «лемковском языку» (на языке русинов-лемков – самой западной части восточнославянской этноязыковой общности) и изданной в США, рассказывая в разделе «Трагичный билянс другой свиiтовой войны» («Добавление до третой части...») об участии России во Второй мировой войне, в числе других фактов привел следующие: «Понад 7 милилонов русскых вояков отличено ордерами и медалями, а 11 тысяч одержало тытул «Героя Совiтского Союза». В р. 1941 трьох русскых военноплiнных утекло з германской плены самольотами, порванными з неприятельских баз. Тых надлюдскых вычынов доконали: Петр Балатов, Аркадий Ковязин, Володимир Крупский и Михаил Дiеватаев» [с. 194].

Говоря про трех («трьох») русских военнопленных, совершивших побеги из германского плена на самолетах, угнанных с неприятельских баз, автор называет фамилии четверых военнопленных, включая Крупского. Вместе с тем известно, что В. Крупский – пехотинец. Следовательно, слово «трьох» говорит об известных И.Ф. Лемкину побегах, совершенных на угнанных самолетах тремя летчиками – П. Балатовым,  А. Ковязиным и М. Девятаевым.

Судя по содержанию книги «История Лемковины», ее автор был достаточно хорошо знаком не только  с историей участия лемков в борьбе с гитлеровскими оккупантами [с. 186-193], но и с историей как Великой Отечественной, так и Второй Мировой войны в целом. Нет весомых оснований сомневаться в том, что знал он и о дате совершения всемирно известного побега М.П. Девятаева. В этой связи, ту часть его сообщения о трех побегах из немецкого плена на угнанных самолетах, в которой выделен только «р. 1941», необходимо рассматривать в контексте раздела «Трагичный билянс другой свиiтовой войны», посвященного итогам Второй мировой войны, начавшейся, как известно, в 1939 году. С учетом контекста пояснение автора «В р. 1941...» можно понять как то, что в данном случае он акцентирует внимание на событиях, имевших место во время Второй мировой войны, начиная не с 1939, а с 1941 года.

К концу 1960-х годов даты совершения побегов как М.П. Девятаева (08.02.1945 г.), так и А.М. Ковязина (04.10.1943 г.), благодаря многочисленным публикациям, были широко известны. Упоминание автором Ковязина и Крупского перед Девятаевым, позволяет предполагать, что он знал об очередности совершения трех побегов. И если И.Ф. Лемкин знал не только о времени побега группы М. Девятаева, но о том, когда произошел побег А. Ковязина, то можно предполагать, что хронологическое уточнение: «В р. 1941...» подсказывает то, что Петр Балатов, вероятно, совершил побег из плена, угнав самолет с одной из авиационных баз люфтваффе в 1941 году.

С учетом всех возможных вариантов, вытекающих из краткого сообщения И.Ф. Лемкина, можно предполагать, что воздушный побег П. Балатова произошел до побега А. Ковязина и, в любом случае, до побега М. Девятаева.

« Последнее редактирование: 17 Апрель 2012, 18:39:41 от Дунаев Юрий »
Записан

Дунаев Юрий

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #43 : 15 Апрель 2012, 21:56:51 »
В. Сметанин в статье «Вернуть из безвестности» (2011) сообщил о предварительных результатах своего поиска, основанных на рассказе племянницы Артемова Евстолии Ивановны (жительницы деревни Луга Плесецкого района Архангельской области), поведавшей о судьбе Николая Алексеевича, «получившего звание Героя за побег из плена на немецком самолёте, где оказались важная для советского командования информация».

Точный год рождения Н.А. Артемова не известен, «но можно с уверенностью предположить, что это 1915-й или один из смежных», поскольку две из его сестер родились  в 1913 и в 1917 годах.

Вместе с тем, известно следующее:

«После окончания финской войны в 1940 году Николай Алексеевич был направлен учиться на техника по обслуживанию самолётов, а после окончания курсов с первых дней Великой Отечественной войны находился в действующей армии. В 1943 году пришло извещение о том, что он пропал без вести.

В плену он работал на немецком аэродроме. С напарником, таким же пленным красноармейцем, возможно, лётчиком, убили немецкого охранника и на самолёте перелетели через линию фронта. Немецкий самолёт наши зенитки встретили огнём, он всё же приземлился.

В это время на участке фронта, где приземлился самолёт, началось наступление, и Н.А. Артёмов был направлен в бой, где его ранило и контузило. От контузии он потерял память. Вместе с другими выписанными из госпиталя ранеными, он оказался на Дальнем Востоке. По окончании войны с Японией его демобилизовали, и он вернулся в Латвию, где находился на излечении в госпитале. Анна Лацис, работавшая там, и приняла его в свою семью».

Родные о Николае Алексеевиче узнали из радиопередачи о пропавших солдатах, в одной из которых в 1948 году прозвучала его фамилия и сообщение о том, что Н.А. Артемов проживает в Латвийской ССР на хуторе Силинкауны возле станции Даудзева. Кроме того, родственникам стало известно, что у него новая семья, в которой растут приемный сын Иван и родные дети – сын Виктор и дочь Евгения.

Трех своих сестер, одна из которых побывала у Николая Алексеевича в гостях, он так и не вспомнил. Племянница, Евстолия Ивановна, тоже побывала у дяди в Латвии в 1966 году «и лишь тогда поверила, что человек может лишиться памяти» – дядя «не помнил ни детства, ни юности, ни родных», «был как "зомби": куда пошлют – туда и идёт, что скажут – то и делает...». Далее автор сообщает:

«В 1980 году к нему в гости приехал младший брат Леонид. Он и обратился в военкомат по поводу пенсии брату. Там подняли документы и по ним-то, со слов Леонида Алексеевича, Николай Алексеевич значился Героем Советского Союза. Ему дали пенсию, а сын Виктор [Лацис] получил на отца квартиру в посёлке Стучка. Николай Алексеевич туда не перебрался.

В начале восьмидесятых годов Николай Алексеевич приезжал в Конёво к сестре Ольге Алексеевне. Но и на своей малой родине он так ничего и не вспомнил, не признал и своего сына Яна. В 1983 году Н.А. Артёмова парализовало, а при случившемся в доме пожаре он обгорел. Погребение организовывал военкомат со всеми положенными воинскими почестями»*.

* В. Сметанин направил запросы в Центральный архив Министерства обороны РФ и в Российский государственный военный архив, а также письмо в российское посольство в Латвии просьбой о содействии в получении сведений о военной биографии Н.А. Артемова. Название статьи «Вернуть из безвестности» позволяет надеяться на то, что ее автор опубликует и ответы из архивов, что позволит узнать об обстоятельствах побега из плена с захватом самолета и выяснить фамилию напарника, который, вероятно, был летчиком. 
Записан

Дунаев Юрий

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #44 : 15 Апрель 2012, 22:00:16 »
Сметанин В. Вернуть из безвестности : [о героической и трагической судьбе Николая Алексеевича Артемова, получившего звание Героя Советского Союза за побег из плена на немецком самолете, где оказались важные для советского командования документы] // Плесецкие новости. 2010. 10 авг. (N 90). С. 3.

Сметанин В. Вернуть из безвестности : [о трудной судьбе Николая Алексеевича Артемова, получившего звание Героя Советского Союза за побег из плена на немецком самолете] // Плесецкие новости. 2011. 7 мая (N 49). С. 3. (С Днем Победы!). URL: http://www.moples.ru/assets/files/gazeta/Pn-mai07.
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 17 219
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #45 : 08 Март 2016, 23:53:23 »
Вероятно, одно из первых упоминаний в донесениях о перелете Девятаева




Записан

Wojciech

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 564
  • Войцех Бещински / на анонимные вопросы не отвечаю
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #46 : 04 Июль 2016, 23:17:20 »
В последний день моего велотура я посетил историческо-технически музей в Пенемюнде(Peenemünde). Там стоит памятный камень с именами советских летчиков, о которых говорилось ниже на форуме.



Рядом стоит стенд с объяснением на немецком, английском и польском языках



[Памятнвй камень
  Этот камень был установлен в 1968 году в честь Михаила Петровича Девятаева и других 9 узников концлагеря в Карлсгаген 1. 8 февраля 1945 года они совершили удачный побег из аэродрома Пеенемюнде на немецком бомбардировщике Геинкель Ге 111
 ...
Кроме самолета МИГ 17 "009" это камень являлся частью входа в казарму авиачастей "Кате Недеркирхе" в Карлсгаген. Он являлся фоном для официальных встреч и многочисленных памятных снимков солдат. С 1991 года этот камень находится в Исторически-техническом музее в Пеенемюнде]

и фотографией Девятаева, который в 1972 году посетил эти места.



В порту в Преенемюнде стоит еще советская подводная лодка - она также в качестве музея и открыта для посещения :



Карлсгаген сейчас является шикарным курортом и там на кемпинге я ночевал.
Записан
Войцех из Гданьска

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 721
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #47 : 05 Июль 2016, 11:51:59 »
Уважаемый пан Войцех!
Спасибо за эту фотоэкскурсию по Пеенемюнде!
На Вашем первом снимке за камнем Девятаеву и другим лётчикам видна ракета "Фау", а что за железнодорожные вагоны за ней?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Wojciech

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 564
  • Войцех Бещински / на анонимные вопросы не отвечаю
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #48 : 05 Июль 2016, 18:59:21 »
Здравствуйте Константин Борисович.
В 1936 году была построена железная дорога, которая служила до транспорта людей и материалов в Пеенемюнде, в основном персонал и узников концлагеря в Карлсгаген, который расположен 6 км южнее.
Ее вагоны не сохранились и на снимке видна часть поезда 70-тых лет прошлого столетия.

« Последнее редактирование: 05 Июль 2016, 19:52:30 от Wojciech »
Записан
Войцех из Гданьска

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 721
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #49 : 05 Июль 2016, 19:30:31 »
Уважаемый коллега!
Спасибо за ответ!
Мой вопрос как раз был вызван тем, что эти вагончики за "Фау" на Вашем снимке очень напомнили мне те, на которых я ездил в 1976 году по бывшей ГДР, и мне хотелось понять они это или не они в данном, "военно-историческом месте".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Дунаев

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #50 : 30 Октябрь 2017, 16:19:22 »
Кинохроника
Награждение М. Девятаева (1957)
https://www.net-film.ru/film-27441/?search=q%C4%C5%C2%DF%D2%C0%C5%C2
Записан

ValeriaIvanova

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #51 : 09 Ноябрь 2017, 11:25:27 »
По просьбе нашей бабушки хочу опубликовать рукопись,завещанную ей Вадимом Николаевичем Янусовым - прадедушкой нашей авиации.Возможно юным авиаторам будет интересно это произведение, а бабушка дополнила его своим эпилогом , что бы побольше рассказать вам о человеке с большой буквы и её друге-Янусове В.Н.
https://docs.google.com/document/d/1z6sDIafroRFmK1E3XQnaMfoqG6WASF06J94TsN_vOkU/edit?usp=sharing
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 721
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #52 : 09 Ноябрь 2017, 21:07:13 »
Уважаемая Валерия!
Спасибо большое, очень интересный материал!
Но - два вопроса:
- первый - почему информацию разместили именно в ЭТОЙ теме нашего Форума? В которой речь идёт ТОЛЬКО о "воздушных" побегах в годы Великой Отечественной?
- второй - почему по Вашей ссылке нельзя скачать тот материал, чтобы затем читать его каждому в привычном для него "формате"?
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Дунаев

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #53 : 26 Ноябрь 2017, 18:21:46 »
Дополняя пост от 11.08.2011 г. [« Reply #13 : 11 Август 2011, 09:43:00 »], необходимо привести воспоминания сослуживцев Вадима Николаевича Янусова, процитированные на сайте Сызранского ВВАУЛ:

«...Заметной фигурой в истории нашего училища был Вадим Николаевич Янусов. Ветеран СВВАУЛ Александр Эрнестович Аугуль вспоминал:

"...Вадим Янусов – неутомимый труженик и изобретатель, человек честный, общительный и безгранично доброжелательный". Одаренный большим талантом и фантазией Вадим Николаевич обладал не только широкой технической эрудицией, но и обострённым чувством нового, был поистине человеком выдающимся, большой личной отваги. Вот что рассказывает на страницах своей книги "Страницы памяти" один из его сослуживцев военной поры, бывший лётчик-инструктор В. А. Мельников:

"Как-то незаметно появился у нас в казарме незнакомый молодой командир с двумя кубиками в голубых петлицах с серебряной окантовкой, что соответствовало званию воентехника 2-го ранга. В одном из рядов на наших нарах сделали уплотнение, и рядом с моим матрацем втиснулся матрац незнакомца. Он только что прибыл в Саратов, и пока уточнится место его дальнейшей службы, намеревался пожить у нас. Целыми днями воентехник занимался своими делами, а вечером мы имели возможность пообщаться.

Узнали, что он был на фронте, имеет ранения, это подтверждалось и свежими рубцами на лице и изуродованной ладонью правой руки. Но уж очень был он скуп на слова. Говорил, главным образом, о планёрах, на которых приходилось ему летать, рассказывал о выдающихся планеристах, о новых самолётах, о войне, а о себе – почти ни слова. Хотя на его груди сиял орден Красной Звезды, а это для начала войны было верным признаком подвига. И ещё нам стало известно, что фамилия его Янусов, зовут Вадим Николаевич, что он волжанин и служил до этого техником на новейших машинах Ил-2.

Но вот Янусов засобирался, определили его в первую эскадрилью, которая находилась в посёлке Рудино в двадцати километрах от Саратова. Завтра будет туда самолёт, а сегодня уложены пожитки, и в этот предотлётный вечер Вадим Николаевич, наконец, разговорился. Вначале он показал нам фронтовую газету с указом о его награждении и краткий репортаж о событии, за что была награда. Ну, а в беседе, мы уже постарались выведать все подробности его ратного подвига.

Октябрь 1941 года. На одном из участков Западного фронта в образовавшейся "ничейной зоне" на пустующем аэродроме остался неисправный наш самолёт-штурмовик Ил-2. Самолёт тот был тогда ещё секретным, и его необходимо было эвакуировать или уничтожить. Отсутствие специально- го транспорта эвакуацию исключало, оставалось уничтожение. Вот с этим заданием и отправился воентехник Янусов в зону без чётко определённых границ... Какова её действительная ширина, никто не знал. Может 5, а может 10 или более километров... Наконец аэродром найден. Тишина. На опустевших и захламленных стоянках гуляет порывистый ветер. На одной из них – осиротевший штурмовик со спущенной стойкой шасси и с поднятым крылом. Под фюзеляжем подвешены четыре крупные фугасные авиабомбы. Огляделся вокруг: недалеко от самолёта растут деревья, под ними окоп – убежище, кругом разбросана решётчатая тара от авиабомб... Внезапно на противоположной стороне аэродрома появились автомашины, из них вышли люди в сером... Немцы! Медлить нельзя, Янусов ставит на взрывателе одной из бомб, подвешенных на самолёте, максимальное время замедления взрыва, сворачивает предохранительную крыльчатку и сильно бьёт по оголившейся блестящей мембране плоскогубцами. При исправном взрывателе у него было несколько секунд для того, чтобы добежать до окопа. В случае неисправности, такая возможность исключалась...

И вот когда он был уже в прыжке над окопом, дрогнула земля, и его сильно ударило о стенку убежища.

Наступила темнота и давящая тишина... В пробуждающееся создание первым вторгся звук работающего авиадвигателя. Кружилась голова, тошнило. Нестерпимо болела правая рука. Окоп, засыпанный землёй, сверху накрыт вывороченным деревом. На ладони правой руки зияла сквозная рваная рана, из неё непрерывно сочилась кровь. Пошевелил ногами, руками – всё действует. Оказавшимся под рукой куском проволоки крепко обмотал руку у запястья. Кровь стала идти меньше. Выглянул из окопа. Там, где стоял штурмовик, была громадная воронка, по окраине аэродрома рассредоточено несколько немецких истребителей. Все они были без экипажей, а на противоположной стороне аэродрома наблюдалось интенсивное движение: там сновали люди, подходили машины, уже стояли палатки, дымила кухня... Но откуда же этот звук работающего мотора? Сквозь листву, лежавшего над окопом дерева, Янусов увидел чуть в стороне, совсем рядом истребитель Ме-109, двигатель его работал на малых оборотах, на левом крыле, у самого фюзеляжа, на коленках стоял гитлеровец и через открытый лючок двигателя что-то делал. Скорее всего, регулировал малый газ.

Вот он рядом, самолёт с работающим двигателем и пустой кабиной! Это ли не случай?.. А что, если попробовать? Ведь он неплохо пилотировал на планёрах, на легких самолётах... На что ещё рассчитывать? С пятью патронами в нагане пробиваться неведомыми тропами через фронт к своим?

Зажав в левой руке наган и, ещё пошатываясь от контузии, он бросился к самолёту. Гитлеровец увидел Янусова только тогда, когда тот, подбежав вплотную, начал стрелять.  На выстрелы, прозвучавшие на фоне работающего мотора, никто не обратил внимания, гитлеровец мешком свалился под колеса самолёта. С трудом забрался в кабину, – правая рука была плохим помощником. Теперь надо разобраться здесь. Где сектор газа, шага винта, жалюзи и все остальное? Коснулся ярко-желтой ручки слева, и двигатель прибавил обороты. Газ? А остальное? Вспомнился общий принцип: при снятии взлётной мощности с двигателя, на самолётах почти всех марок, рычаги переводятся в переднее положение. Теперь нужно было снять самолёт со стояночного тормоза. Глаза и пальцы левой руки забегали по всем возможным местам. Щёлкнул отпущенный стопор на ручке управления, самолёт качнулся и слегка продвинулся вперед! Взлёт начался прямо со стоянки. Сектор газа плавно пошёл вперёд, мотор работает хорошо, ощутимо наращивается мощность – прижимает лопатки к спинке сиденья. Хвост поднят, направление выдерживается, нарастает скорость близкая к отрыву. Началось лёгкое постукивание колесами о землю – самолёт запросился в воздух. Ещё немного придержать, теперь ручку чуть-чуть на себя и... машина летит! Набрав около ста метров высоты, Янусов, оставляя вечернее солнце за спиной, развернулся на восток. Ещё не покинула его тяжесть состояния контузии: кружилась голова, глаза плохо различали показания на приборной доске, болела рука. Под самолётом промелькнуло шоссе, какая-то деревушка, потом опять пошёл лес... Появилась апатия... Грохот и сорванный колпак кабины возвратил Янусова к реальности. Два краснозвёздных истребителя выходили из атаки. В крыле зияет громадное отверстие – тоже их работа... Пока не сбили, нужно садиться. Впереди над землёй взметнулся пыльный шлейф. Неужели аэродром? Да. И с него взлетает самолёт. Небольшой поворот, газ подобран – и на посадку! Тяжёлое состояние, особенность незнакомой конструкции самолёта, снижение без тормозных щитков не позволили произвести нормальную посадку, она была выполнена с большим перелётом.

Аэродром уже кончался, а машина неслась ещё в метре над землёй... Лётное поле позади, на самолёт быстро стал надвигаться лес. Треск ломающихся деревьев и разрушающегося самолёта – последнее в памяти Янусова. Сознание опять погрузилось во мрак, второй раз за этот день... Потом длительное лечение в госпитале и... Саратов.

За всю Великую Отечественную войну было несколько случаев, когда с вражеского аэродрома улетал немецкий самолёт, управляемый авиатором Советской Армии, это были люди, использовавшие малейшую возможность для такого побега, предпочитавшие смертельный риск, страданиям унизительного плена.

Первым в 1941 году на Ме-109 это сделал Вадим Николаевич Янусов. Последним – в феврале 1945 года с острова Узедом на Хе-111 из плена бежал с группой товарищей Михаил Петрович Девятаев"...».

http://www.svvaul.ru/nashi-resursy/knigi-onlajn/540-syzranskoe-vertoljotnoe-kniga-vypushchena-k-70-letiyu-svvaul


Быть может, у Валерии есть возможность поделится пояснениями и/или дополнениями к воспоминаниям сослуживцев воентехника Янусова?


С  уважением,  Дунаев Юрий Викторович.
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2017, 19:14:10 от Дунаев »
Записан

Дунаев

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12
Re: К своим - на крыльях врага
« Reply #54 : 03 Декабрь 2017, 16:09:15 »
Рассматривая утверждение летчика-инструктора Мельникова о том, что

«За всю Великую Отечественную войну было несколько случаев, когда с вражеского аэродрома улетал немецкий самолёт, управляемый авиатором Советской Армии...
Первым в 1941 году на Ме-109 это сделал Вадим Николаевич Янусов»,

необходимо заметить - первое официальное сообщение о захвате и угоне самолета люфтваффе, совершенном в период Великой Отечественной войны, было обнародовано в Вечернем сообщении «От Советского информбюро. 8 августа 1941 г.», а затем продублировано во всесоюзных и местных газетах:

«Партизанский отряд под командованием активного участника гражданской войны тов. С. за две недели боевых действий уничтожил больше ста фашистских солдат и офицеров. ... На днях партизаны напали на немецкий аэродром, на котором захватили шесть самолетов "Хейнкель". Пять самолетов были сожжены, а на шестом партизан-тракторист Солин, инструктор аэроклуба, перелетел в расположение наших войск. Партизаны взорвали баки с бензином, закопанные в земле, испортили все посадочное поле и сожгли наземные постройки. Небольшая радиостанция, пять легковых и грузовых автомашин и семь мотоциклов в исправном виде захвачены отрядом и увезены. Во время налета на аэродром убито 25 немецких авиатехников, радистов и солдат» (см. центральные и местные газеты СССР от 09-10.08.1941 г.).

Никакой информации биографического характера об инструкторе аэроклуба Солине обнаружить до настоящего времени не удалось.
Записан
Страниц: 1 2 [3]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »