Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Аэродромы спецназначения в годы войны  (Прочитано 29870 раз)

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Уважаемые коллеги!
Выяснил, что мой бывший подмосковный аэродром был:
с 12.02.1942 - Остафьевским аэродромом специального назначения Главного Управления ВВС КА (то есть пока без номера),
с 01.03.1943 - Аэродром специального назначения № 5.
И официально именовался так аж до 29.01.1964.
Извлёк то осюда - http://www.superstor.ru/index.php/component/joobb/topic/72-10275 , где эти данные приведены по ссылке из ЦАМО.
Итак, ещё один "номерной" АСН известен!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
 

думаю, будет познавательно  ;)


начальник АСН №5 подполковник Любогощев А.В.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/040/033-0682526-0682/00000244.jpg&id=16391040&id=16391040&id1=49694f05b57997249b2f93269c7992ee

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/040/033-0682526-0682/00000245.jpg&id=16391041&id=16391041&id1=ba60da2443c4320c85eb5e2a4aa62e73

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/095/033-0686044-3430%2B004-3429/00000007.jpg&id=20495474&id=20495474&id1=79c54021a126d8fdd33a1c1250624c3c


начальник штаба  АСН №5 майор Симановский Я.Н.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/296/033-0690155-4339%2B011-4336/00000219.jpg&id=35331171&id=35331171&id1=0437135a8ff478e4bd6100237e90ba7d

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/147/033-0686196-1322%2B040-1321/00000460.jpg&id=23412601&id=23412601&id1=9a128c8d6b1e03ad5db6b94e1ade7141

Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Спасибо за эти документы! Буду "читать и размышлять над ними" :)
С уважением - К.Б.Стельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
буквально на следующий день к аэродрому (а заодно и к окрестным населённым пунктам, в том числе - к знаменитой подмосковной усадьбе Остафьево) проложили асфальтированное шоссе
Отрезок от гарнизона до усадьбы "Остафьево" асфальтировали на моих глазах в 1964-1965 г. А дальше дорогу до Силикатной заасфальтировали за максимум 2 года. Причем пристанционный круг-пятачок для разворота автомашин на Щербинке оставался незаасфальтированным и в 1970 г.
Что же касается пропавшего без вести, то первоначально я предположил утопление в одном из омутов Остафьевского пруда, там это происходит нередко, где-то примерно по случаю в год. Но октябрь месяц для этого неподходящий. Впрочем, бойца автороты могли командировать куда-то далеко за какой-то надобностью и в действующие части, где пропасть без вести было обычным делом.
Где-то читал, что в войну (как раз с осени 1942 г.) то был (центральный) аэродром Штаба партизанского движения.
« Последнее редактирование: 24 Марта 2012, 21:25:41 от nestor »
Записан
Будьте здоровы!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Думаю, что справедливо будет отнести к аэродромам специального назначения и те, которые использовались в качестве переправочных баз для выброски в глубокий тыл противника разведывательных и других специальных отрядов и групп. Эти аэродромы конечно же находились в оперативном подчинении соответствующих разведывательных органов НКО и НКВД. Прежде всего это аэродром Быково в Подмосковье, с началом войны под Смоленском и Юхновом. В распоряжении фронтов также имелись такие аэродромы, где базировались военно-транспортные самолеты оперирующие в интересах РО армий и фронта.
Александр Слободянюк
Записан

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
В начале войны под Смоленском было 3 аэродрома. Северный, печально известный, далее Каменка к востоку от города (на момент начала войны числился строившимся Вяземлагом), и на запад в районе Катыни у д. Печерск (позднее его использовала абвершуле "Сатурн"). Какой из трех Вы имеете в виду?
Записан
Будьте здоровы!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Алесандр Ануфриевич!
Вы упоминаете "аэродром Быково в Подмосковье". Как я уже писал в соответствующй теме на нашем Форуме - Быково - это Центральный аэродром ВВС ПВ НКВД. Понятие "Центральный аэродром" существовало во всех советских ведомствах, имевших свою собственную авиацию: ГУГВФ - Внуково (при этом "по привычке" Центральным именовался также московский аэродром на ХОдынке), НКВМФ - Измайлово, ГУСМП - Тушино и т.д.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Думаю, что справедливо будет отнести к аэродромам специального назначения и те, которые использовались в качестве переправочных баз для выброски в глубокий тыл противника разведывательных и других специальных отрядов и групп. Эти аэродромы конечно же находились в оперативном подчинении соответствующих разведывательных органов НКО и НКВД. Прежде всего это аэродром Быково в Подмосковье, с началом войны под Смоленском и Юхновом. В распоряжении фронтов также имелись такие аэродромы, где базировались военно-транспортные самолеты оперирующие в интересах РО армий и фронта.
Александр Слободянюк
Уважаемый Алесандр Ануфриевич, конечно, вы правы, если рассматривать в контексте названия темы. Просто изначально тема строилась вокруг аэродромов, которые официально именовались АСН и имели номер..
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Уважаемый Алесандр Ануфриевич!
Вы упоминаете "аэродром Быково в Подмосковье". Как я уже писал в соответствующй теме на нашем Форуме - Быково - это Центральный аэродром ВВС ПВ НКВД. Понятие "Центральный аэродром" существовало во всех советских ведомствах, имевших свою собственную авиацию: ГУГВФ - Внуково (при этом "по привычке" Центральным именовался также московский аэродром на ХОдынке), НКВМФ - Измайлово, ГУСМП - Тушино и т.д.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович добрый вечер!
Быково занимал особое место в системе Диверсионно-разведывательных подразделений НКВД. 
Известный и документально подтвержденный факт, когда при формировании ОМСБОН НКВД СССР в список личного состава 4 батальона в составе 2-го полка, был включен личный состав прибывший из Западных областей БССР и находившийся в Быково, где располагалась переправочная база Особой группы при Наркоме внутренних дел Союза ССР. Поселок Быково в Раменском районе Московской области (с 1926 года, с 1962 года поселок городского типа), расположен в 35 км к юго-востоку от Москвы. Железнодорожная станция).
Для переброски в район выполнения специального разведывательного задания и проведения диверсионных актов в глубоком тылу в основном применялся способ переброски по воздуху с последующим десантированием на парашюте. Для этого формировались авиаотряды Особого назначения, в том числе и из состава Авиабригады ПВ НКВД. На этот счет также я уже показывал приказы НКВД СССР.
С момента прибытия такого авиаортяда ОН на любой аэродром, соответственно его режим переводился на режим аэродрома Особого Назначения.
На аэродроме в Тушино кого только не было и Центральный аэродром ДОСАФ и в тоже время с октября 1941 года разместились переправочные базы РУ ГШ, РО ЗФ и ОГ при НКВД...
С уважением Александр Слободянюк
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
В начале войны под Смоленском было 3 аэродрома. Северный, печально известный, далее Каменка к востоку от города (на момент начала войны числился строившимся Вяземлагом), и на запад в районе Катыни у д. Печерск (позднее его использовала абвершуле "Сатурн"). Какой из трех Вы имеете в виду?

Добрый вечер!
Пока не готов ответить на этот вопрос, обязательно позже дам сведения.
Александр Слободянюк
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
После захвата противником Смоленска ПДС штаба ВВС Западного фронта передислоцировалась в район Вязьмы, где продолжала вести парашютную подготовку личного состава специальных разведывательных и диверсионно-разведывательных отрядов и групп, а также парашютистов для парашютно-десантных батальонов.
Ставка Верховного Главнокомандования вначале июля 1941 года решила привести в порядок воздушно-десантные войска и использовать их на Западном фронте по прямому назначению. В качестве средства для выброски воздушных десантов предназначались 1-й и 3-й тяжелобомбардировочные авиаполки, они были переданы в непосредственное подчинение командующему ВВС Западного фронта. За боевые успехи на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк, которым командовал полковник И. Ф. Филиппов, был награжден орденом Красного Знамени. Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 дивизии разместились на четырех аэродромах, расположенных вокруг города Юхнов на небольшом расстоянии. Уже в конце июля 1941 года по приказу командующего ВВС Западного фронта генерала Мичугина , капитан Старчак И.Г. оборудовал новую базу для подготовки парашютистов, засылаемых во вражеский тыл, которая разместилась в г. Юхнов вблизи от Мальцевскго аэродрома на берегу полноводной реки Угры (куда переместившись соответственно из под Вязьмы). В этом период перед переформированием в составе парашютно-десантной службы находились около 200 бойцов и командиров, подобранных из состава фронтовых авиационных частей, 150 недавно прибывших комсомольцев и несколько десятков хорошо обученных парашютистов из числа личного состава 214-й отдельной воздушно-десантной бригады. Надо обратить внимание, что переменный состав из числа агентурных разведчиков и разведчиков диверсантов (Разведкурсы при 1-м и 2-м отделениях Разведотдала штаба Западного фронта) в это число не входили. На базе этих подразделений приказом Командующего ВВС Западного фронта и была сформирована Отдельная парашютно-десантная группа под командованием капитана Старчака И.Г.
Об этом же оставил свои воспоминания видный военный разведчик Герой Советского Союза полковник Г.М. Линьков: «Шестого августа, имея пятьдесят пять человек и двадцать три грузовых мешка, заполненных боеприпасами, мы отбыли на прифронтовой аэродром в Юхново, где размещался авиадесантный полк, производивший выброску десантников на самолетах ТБ- 3.
Даже такой большой отряд, выбрасываемый за линию фронта впервые никто не сопровождал, а перед отправкой с нами никто не беседовал, если не считать пятиминутного разговора, который состоялся у меня в день выезда из Москвы с тов. И.И. Ильичевым, являвшимся тогда комиссаром ГРУ.
Я прочитал сов. секретный приказ о своем назначении и о том, что в мою обязанность входило развитие массового партизанского движения в тылу врага. При этом указывалось, что при продвижении Советской Армии и отступлении фашистских войск, возглавляемый мной отряд должен отходить на запад, продолжая выполнять поставленную задачу. Район выброски и пункты сбора были установлены в Москве. Все ясно. Но меня обязывали перед вылетом явиться в штаб Западного фронта, которым тогда командовал маршал Тимошенко, а членом Военного Совета был Булганин….»
   Вокруг Юхнова четыре аэродрома Особого назначения…
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы пишете: "На аэродроме в Тушино кого только не было и Центральный аэродром ДОСАФ и в тоже время с октября 1941 года разместились переправочные базы РУ ГШ, РО ЗФ и ОГ при НКВД...".
"Тушинским аэродромом" традиционно называют ДВА РАЗНЫХ АЭРОДРОМА, находившихся на расстоянии нескольких километров один от другого и на деле не имевших друг к другу никакого отношения: Центральный аэродром Осоавиахима (частично ещё существующий поныне, у станции метро "Тушинская") и Центральный аэродром авиации ГУСМП (его территория ныне полностью застроена, а в позапрошлом году уничтожен последний его ангар; у станции метро "Планерная"). При этом последний, например, ещё в 1941 году использовался авиацией НКВМФ, пока поздней осенью не был распахан "во избежание посадки там немецкого десанта".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
наградные по АСН 2. Для меня особенно интересны, по роду проф.деятельности - пожарные!  В основном пож.команда состояла из девушек - красноармейцев.

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/054/033-0682526-1439%2B112-1438/00000551.jpg&id=17303283&id=17303283&id1=2a4924e1a6a1d3d767b771aadcd6277e
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/054/033-0682526-1439%2B112-1438/00000552.jpg&id=17303291&id=17303291&id1=e7ace3dc409a7b1d6aec9e9ff8ef29eb

наградной нач.пожкоманды АСН 2

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/054/033-0682526-1439%2B112-1438/00000555.jpg&id=17303303&id=17303303&id1=2ba2822d591c3a060e8324512f8eed9e

Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы пишете: "На аэродроме в Тушино кого только не было и Центральный аэродром ДОСАФ и в тоже время с октября 1941 года разместились переправочные базы РУ ГШ, РО ЗФ и ОГ при НКВД...".
"Тушинским аэродромом" традиционно называют ДВА РАЗНЫХ АЭРОДРОМА, находившихся на расстоянии нескольких километров один от другого и на деле не имевших друг к другу никакого отношения: Центральный аэродром Осоавиахима (частично ещё существующий поныне, у станции метро "Тушинская") и Центральный аэродром авиации ГУСМП (его территория ныне полностью застроена, а в позапрошлом году уничтожен последний его ангар; у станции метро "Планерная"). При этом последний, например, ещё в 1941 году использовался авиацией НКВМФ, пока поздней осенью не был распахан "во избежание посадки там немецкого десанта".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Уважаемый Константин Борисович добрый день!
В годы войны Тушино был городом на территории Московской области, где размещался знаменитый ТМЗ НАП №500. Знаю, потому что когда занимался 256-м полком войск НКВД, куда с фронта прибыл для дальнейшей службы мой отец. 1 батальон 256 полка охранял объекты в г.г. Тушино, Красногорске, в Одинцовском районе и на ст. Долгопрудная.
Поэтому вблизи г. Тушина размещались аэродром ДОСАФ (сохранился до настоящего времени, видно по стоянке самолетов, но не видел их полетов) и аэродром дивизии АДД, а также в октябре сюда перелетели самолеты из под Юхнова.
И Воздушные праздники перед войной проходили на Тушинском поле.
С Тушинского аэродрома, по воспоминаниям разведчиков, многие из них вылетали на выполнение специальных заданий в глубокий тыл врага.
Конечно же каждый из аэродромов имел свои разграничения. Один от другого распологался в зоне видимости. И по сей день на многих аэродромах происходит совместное базирование гражданских и военных летных отрядов (эскадрилий) самолеты которые пользуются общей ВПП.
Александр Слободянюк
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 483
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Александр Ануфриевич!
Вы абсолютно правы: Тушино было городом Московской области вплоть до 1960 года, когда в числе ряда прочих окружавших столицу крупных населённых пунктов вошло в состав Москвы.
Центральный аэродром Осоавиахима к ТМЗ никакого отошения не имеет (завод расположен как раз значительно ближе к бывшему Центральному аэродрому ГУСМП), просто весь этот район был отдан этой организации (включая и авиаремонтный завод ДОСААФ у самого метро "Тушинская"). Реально аэродром был огромным (больше, чем сейчас от него осталось), но в настоящее время он используется, к сожалению, для чего угодно (выставки автомобилей, автогонки, репетиции парадов, место тренировки ОМОНа по разгону демонстраций пенсионеров и т.д.), но только не для авиации (на поле стоят всего несколько машин, из них Ил-14 в полностью нелётном состоянии, а Ан-24 с виду вроде ничего, но тоже явно не летает...).
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

nestor

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 103
  • Skype: v_sachkov
    • WWW
   Вокруг Юхнова четыре аэродрома Особого назначения…

Один из четырех, похоже, в Чиплево, поскольку туда тогда часто командировали бойцов 252 полка кв НКВД, не конкретизируя целей. Т. е. они следовали туда, по всей видимости, не сопровождая пленных / заключенных, не в загранотряды, поскольку такие цели обычно указывались, а для внешней охраны аэродрома методами скрытых засад. В Юхнове, либо недалеко от него находился лагерь пленных, однако по книге приказов по строевой части активности по его обслуживанию силами 252 полка не заметно.
Записан
Будьте здоровы!

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 342
Полковник Тимофеев Ефим Васильевич начальник аэродрома Специального назначения №4 (Кубинка) 1893 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1919 года, в Красной Армии с 1918 года был призван Смольнинским РВК г. Ленинграда, участник Гражданской войны с 1918 по 1922 гг. военный комиссар авиации на Восточном, Кавказском, Юго-Западном, Северном фронтах.
   Работая длительное время начальником Аэродрома Специального назначения №4 и начальником Кубинского авиационного гарнизона обеспечил бесперебойное обслуживание оперативных полетов и учебно-тренировочных полетов Разведывательных полков Главного Командования, 72-го Петрозаводского Разведывательного полка и боевые полеты авиаполков Авиации Дальнего Действия (АДД). Аэродром обеспечил свыше 10000 самолето-вылетов, 155 боевых маршрутов полета частей и подразделений. Находится в прямом подчинении генерал-лейтенанта Грендаль заместителя Начальника Штаба ВВС РККА по разведке.
   Награды: представлен к ордену Отечественной войны II-й степени, награжден орденом Красная Звезда (1944), медаль ХХ лет РККА в 1938 году.
13.06.2012 г. Александр Слободянюк
« Последнее редактирование: 13 Июня 2012, 10:40:23 от Александр Слободянюк »
Записан

начкар@

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 476
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
орден Отечественной войны II-й степени (1944)
представлялся к этому ордену, но награжден орденом Красной Звезды

http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/089/033-0686043-0076%2B003-0074/00000472.jpg&id=19032835&id=19032835&id1=428186ee155c6a6d3352322b172a985f
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »