Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Котельников Леонид Иванович 1895 гр  (Прочитано 720 раз)

unifex

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 42 120
  • Алюсов Алексей Михайлович
КОТЕЛЬНИКОВ Леонид Иванович Дата рождения   __.__.1895  Место рождения
 генерал майор командир дивизии 1-й Стрелковой дивизии Ленинского р-на 33 Армии
 Причина выбытия пропал без вести    Дата выбытия   __.07.1941
Донесение о безвозвратных потерях № 17966 от 30.07.1942 стр 4 из 7
Название источника информации   ЦАМО Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11459 Номер дела источника информации   20
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77886365
Название источника информации   Книга памяти. Москва. Том 15
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407392800
Первый якутянин – генерал Рабоче-Крестьянской Рабочей Армии Котельников Леонид Иванович
http://old.yktnews.ru//obshchestvo/4478-pervyi-yakutyanin-%E2%80%93-general-raboche-krestyanskoi-rabochei-armii-kotelnikov-leonid-iva

....Когда началась Великая Отечественная война, Леонид Иванович работал преподавателем Военной Академии им. М.В.Фрунзе.  Котельников пишет рапорт об отправке на фронт, и в июле 1941 года его назначают  командиром 1-й дивизии Московского народного ополчения, организованного 3--5 июля.
В дивизии было 7843 народных ополченца от 17-ти до 55 лет, из которых 79% составляли рабочие. Первый генерал--якутянин не только руководил учёбой ополченцев, но и лично помогал во всём, чем мог. В августе 1-я дивизия Московского народного ополчения была реорганизована в регулярную 60-ю стрелковую дивизию Красной Армии и ей было вручено дивизионное Красное знамя. Дивизия перешла в состав 33-й армии Западного фронта и передислоцировалась на восточный берег реки Десны.
Из воспоминаний командира 173-й стрелковой дивизии полковника Богданова, южного соседа 17-й стрелковой:

“ 2 октября 1941 года войска немецкой армии "Центр" начали наступление под Москвой. 60-я дивизия мужественно вела бои с превосходящими силами противника. 4 октября наступавшие гитлеровские части прорвали главную полосу обороны этой стрелковой дивизии и стремительно вышли ей в тыл.

В итоге этого дня – 6.10. противник вышел по направлению на Дорогобуж – через Барсуки, Ушаково, Б. Холм, Подмошье, Афонино, Рослово, Спасск-Деминск, Б. Каменка-Грядки, Путьково-Б.Староселье, Акулово-Преображенское, Волоста-Пятница-Лосьмино. Штаб 24 А оказался отрезанным от частей и от Семлева, имея за спиной р. Осьму с топкой поймой, вынужден был с остатками 9 сд, 8 сд, 6 сд, армейскими частями, танковой группой, большим количеством тяжелой артиллерии и тылов отходить с боями на Семлево по дороге Волочек-Семлево.

7.10. противник окончательно занял Дорогобуж и Волочек, к вечеру повел наступление на Семлево с юга, выходя на большак Семлево-Вязьма. В это время 309 сд только еще начала отход в направлении Дорогобужа. Она пыталась штурмом прорваться через этот город и произвела несколько атак. Основная масса людей 309 сд полегла на окраинах Дорогобужа, в том числе командование дивизией и командование полков. Прорвались ночью только около 180 человек.
В 16.00 7.10. генерал-майором КОТЕЛЬНИКОВЫМ, мною и полковником УТВЕНКО, командиром 19 сд, была организована оборона Семлево для того, чтобы пропустить войска и артиллерию, двигавшиеся из Дорогобужа и Подмошья через Семлево вперед для прорыва окружения, в сторону Вязьмы.
В ночь с 7 на 8.10 в Семлево прибыл ВС и штаб 32 А с батальоном охраны, двигавшийся на Мало-Ярославец для получения новой задачи. Мною и генерал-майором КОТЕЛЬНИКОВЫМ было предложено ВС 32 А организовать совместно прорыв войск в направлении Вязьмы. Однако ВС 32 А было принято решение выполнять ранее имеющуюся задачу и попытаться проскочить самостоятельно севернее Вязьмы, куда они и отправились.
В 17-19 час. 8.10. штабом 24 А был получен приказ командующего 20 А, которым указывалось, что 24 А подчиняется ВС 20 А, который организует выход войск из окружения.

« Последнее редактирование: 08 Января 2016, 15:12:35 от unifex »
Записан
“По крупицам собирая данные
  О боях минувших и бойцах,
  С честью пронесем заветы славные
  В благодарных памятных сердцах”

gistory

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 37
Котельников Леонид Иванович 1895 гр
« Reply #1 : 05 Января 2018, 03:43:05 »
Хотелось бы обратить внимание уважаемого unifex, что в воспоминаниях Богданова вероятно использован доклад начальника Политотдела 24-й армии дивизионного комиссара  К. Абрамова, который приводится в теме о 19 сд, которой командовал генерал-майор Котельников.
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=45435.0

Из этого следует, что произошло смешение двух генералов Котельниковых.

Учитывая маршрут движения 1ДНО (60 сд) Л И Котельников не мог оказаться у Дорогобужа и маловероятно появление его в районе Семлево.

О Леониде Ивановиче пока могу лишь предположительно сказать, что он 9го октября с отрядом в 400 человек пересек железнодорожную линию южнее Вязьмы и остановился в лесу.

Согласно ОБД Мемориал считается пропавшим без вести.


Записан

gistory

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 37
Котельников Леонид Иванович 1895 гр
« Reply #2 : 05 Января 2018, 13:49:05 »
Бендриков Сергей Авксентьевич - ополченец Ленинского района 60-й ед 1281-ro полка 2-ro батальона 2-й роты, 1900 r. р., член партии с 1942 r., инженер-гидротехник.
Уроженец r. Киева. Проживаю в Москве с 1929 r. Окончил Московский инженерно-строительный институт в 1 935 r. До этого окончил физико-математический факультет Киевского университета. Работал преподавателем до 1933 r. В комсомоле не был. По окончания института работал в качестве инженера, старшего инженера в конторе «Центроспецстройпроект» комбината нефтепромышленности.

«…Основная задача, которую мы перед собой поставили, была перейти Вяземское шоссе. Днём этого сделать нельзя было, так как шоссе патрулировалось и по нему всё время шли немецкие танки и автомашины. Нас собралось теперь примерно человек 15-20. Среди нас были командиры из других частей, политруки, было и несколько женщин. Я вызвался разведать подходы к шоссе.
К вечеру я и ещё несколько человек подползли почти к самому шоссе, и я мог наблюдать такую картину. По шоссе двигались машины, нагруженные немецкими солдатами. Шоссе патрулировалось мотоциклистами; проходили танки. В некоторых местах были размещены регулировщики. Были слышны их крики. По моей неосторожности я забрался так близко, что, когда мостик провалился и регулировщик начал командовать, чтобы немецкие танки объезжали, они наехали почти на меня.
Когда я вернулся в условленное место, я уже своей группы не застал и остался один ночью. Видимо, они перешли раньше через шоссе, ну или в другом месте. Мне оставалось только переползать одному. Я выбрал наиболее узкое место и перелез через шоссе, держа путь на север. Пройдя с час, я натолкнулся на свою группу. Они меня чуть не расстреляли, приняв за немца, хотя надо отметить, что немцы в тот период в лес не заходили и шли по шоссе. По лесам могли двигаться только наши. Я присоединился к своим. Шли мы целую ночь. Я выходил ещё раза два в разведку.
К утру к нам присоединилось ещё несколько человек, и мы выяснили, что где-то в районе железной дороги, которая шла на Вязьму, находится штаб дивизии. Это было 7-8-ro числа. Выяснилось, что в этом районе собираются люди и при штабе находится командир дивизии генерал-майор Котельников.
Встреча произошла днём, часов в 10, 8-ro числа. Дивизия собралась в помещении школы. Всё время над нами летали немецкие [самолёты]-разведчики. В школе мы встретили бойцов, а штаб дивизии и политотдел располагались в лесу, недалеко от школы. Примерно часа в 3 мы, покушав, что у кого было, получили приказание двигаться дальше, перешли Вяземскую железную дорогу, и нас собрался отряд человек около 400. Во главе отряда был генерал-майор Котельников. Вместе с ним был начальник штаба дивизии, военком штаба дивизии и несколько военкомов из полков, в частности 2-ro полка и ещё 1-го. Тихомирова и других мы потеряли. Они, видимо, прошли левее нас. Когда мы вышли, над нами стали появляться немецкие самолеты, и [т.] Котельников дал распоряжение рассредоточиться и подождать до вечера.

9-ro вечером было оформление отряда. Тогда же выяснилось, что 5-го числа штаб дивизии попал под бомбежку, и машины [т.] Котельникова, начальника штаба и других были разбиты, все документы пропали, а [т.] Котельников тогда случайно спасся.
ЦГА Москвы. Ф. Л-17 5. Оп. 1. Д. 6. Л. 22-26.
Копия.»
Цитируется по электронному изданию Мосгорархива «Из истории Московского народного ополчения»

К сожалению воспоминания на этом обрываются.
Необходимо смотреть судьбу и показания о выходе из окружения тех, кто был рядом с генералом Котельниковым: "начальник штаба дивизии, военком штаба дивизии и несколько военкомов из полков, в частности 2-ro полка и ещё 1-го".

Военком Белов погиб 18 ноября 1941 года
Начальник штаба Воробьев Яков Степанович - умер в 1965 году, похоронен на Новодевичьем кладбище
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8C%D1%91%D0%B2,_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB)
В воспоминаниях о 1ДНО которые опубликованы в книге "Народное ополчение Москвы" (1961. С. 48-56.) ничего про выход из окружения нет.
« Последнее редактирование: 05 Января 2018, 14:13:36 от gistory »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »