Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Ханко: хроника героической обороны  (Прочитано 23836 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 35 317
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Ханко: хроника героической обороны
« : 29 Августа 2009, 09:39:45 »
Уважаемые форумчане и гости нашего Форума!
Оборона полуострова Ханко 25 июня – 2 декабря 1941 года – без сомнения, одна из героических страниц истории начального периода Великой Отечественной войны.
Все погибшие в ходе неё советские воины (их число до сих пор официально не объявлено ни в одной публикации) хоронились на этой, арендованной у финнов в 1940 году территории. Здесь же были захоронены и те советские военнослужащие, которые закончили свой жизненный путь на территории Ханко по приговорам Военного трибунала Военно-морской базы Ханко Краснознамённого Балтийского флота, приравненного по своим правам к Верховным Судам союзных республик (вынесенные в военное время окончательные решения не подлежали обжалованию). Известны имена следующих расстрелянных и захороненных на территории Военно-морской базы Ханко советских военнослужащих:

- 06.07.1941 – красноармеец 219-го сапёрного батальона КРИГУЛЬ Павел Петрович (родился в 1908 году на хуторе Любенцы, ныне - Гдовского района Псковской области России, беспартийный, призван 08.05.1941 Выборгским ГВК Ленинградской области, жена Кригуль Евдокия Васильевна проживала по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, посёлок Пики-Руки, Летняя улица, дом 13, квартира 2, официально числится пропавшим без вести в 08.1944, увековечен в Книги Памяти Ленинграда)

- 15.07.1941 – красноармеец 335-го стрелкового полка 8-й отдельной стрелковой бригады НАСИРОВ Насрулла Мехмудович (в ОБД человека точно с таким написанием нет)

- 21.07.1941 – красноармеец 270-го стрелкового полка 8-й отдельной стрелковой бригады БЕСФАМИЛЬНЫЙ Мото Михайлович (в ОБД человека с таким написанием нет; очевидно, так же, что имеется в виду не БЕЗФАМИЛЬНЫЙ Матвей (Мотель) Михайлович),
красноармеец 8-го отдельного железнодорожного батальона ГАЛЕЕВ Мухумедхан Ямолович (в ОБД человека с таким написанием нет)

- 08.08.1941 – военнослужащие 270-го стрелкового полка 8-й отдельной стрелковой бригады: старший сержант АРСЕНТЬЕВ Константин Устинович (в ОБД человека с таким написанием нет), красноармейцы КАЛУЖСКИЙ Егор Иванович (родился в 1918 году в селе Троицкое, ныне – одного из районов (Верховского, Ливенского или Орловского) Орловской области России, беспартийный, призван в 1939 году Реутовским РВК Московской области, последнее полученное письмо датировано 25.05.1941, брат Калужский В.И. проживал по адресу: Киргизская ССР, город Фрунзе, Оренбургская улица, дом 84, квартира 7), ПОЛЯКОВ Владимир Иванович (в ОБД имеется 152 записи на человека с таким написанием)

- 20.08.1941 – красноармеец 236-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона МЕЩАНИНОВ Василий Васильевич (оба имеющихся в ОБД человека с таким написанием к данному случаю не подходят)

- 23.08.1941 – краснофлотец 17-й отдельной железнодорожной батареи СМИЯН Карп Андреевич (родился в 1920 году в селе Ковалёвка, ныне - Иванковского района Киевской области Украины, где проживал вместе с женой Смеян Марией Ивановной, член ВЛКСМ, призван в 1940 году Иванковским РВК, почтовый адрес места службы: Ленинград, п/я 580, письменная связь прекратилась в июне или в июле 1941 года, официально числится пропавшим без вести с 06.1941 или с 06.1944)

- 02.09.1941 – красноармеец 42-го отдельного сапёрного батальона ШАЙЧИК Исаак Исаевич (в ОБД человека с таким написанием нет)

- 10.09.1941 – красноармеец 343-го артиллерийского полка 8-й отдельной стрелковой бригады ЛАНСКОЙ Алексей Антонович (в ОБД человека с таким написанием нет)

- 30.09.1941 – военнослужащие 270-го стрелкового полка 8-й отдельной стрелковой бригады: ефрейтор КОРЯКИН Семён Константинович (имеющийся в ОБД человек с таким написанием и присуждённый к высшей мере наказания к данному случаю не подходит; в ОБД учтён как КОРЯГИН Семён Константинович – старшина запаса, родился в 1904 году в селе Долгие Буды, ныне - Беловского района Курской области России, где проживал с женой Корягиной Варварой Григорьевной, призван из запаса в 1941 году Акшинским РВК Читинской области, письменной связи не было, официально числится пропавшим без вести в 11.1943, как «младший командир» увековечен в Книге Памяти Курской области) и красноармеец ФИЩЕНКО Алексей Кузьмич (в ОБД человека с таким написание нет, а имеющийся в ОБД ФЕЩЕНКО Алексей Кузьмич, присуждённый к высшей мере наказания, к данному случаю не подходит), красноармеец 335-го стрелкового полка 8-й отдельной стрелковой бригады КАЩУК Илья Павлович (родился в 1922 году в селе Большие Мошковцы, ныне – Великие Мошковцы Андрушевского района Житомирской области Украины, был призван первоначально на Тихоокеанский флот, письменная связь прекратилась в 1941 году)

- 15.10.1941 – красноармейцы 236-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона ЛИЛЛЬ Август Карлович (в ОБД человека с таким написанием нет), РЯНИ Карл Карлович (имеется в виду РЯНИ Карл-Александр Карлович, родившийся в Таллине в 1903 году, проживавший с женой Ряни Аннетой Юрьевной по адресу: Таллин, улица Пярья, дом 1, квартира 4, призван 22.08.1941 Таллинским ГВК, официально числится пропавшим без вести в 11.1944), ТОФФРИ Альфред Петрович (в ОБД человека с таким написанием нет), красноармеец 18-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона КРОЛЬ Иосиф Юганович (в ОБД человека с таким написанием нет; все вышеупомянутые эстонцы, как и Ряни, были призваны в 08.1941 из Таллина и отправлены на Ханко), красноармеец 270-го стрелкового полка 8-й отдельной стрелковой бригады АЛЕКСЕЕНКО Алексей Степанович (имеющиеся в ОБД 4 человека с таким написание к данному случаю не подходят)

- 23.10.1941 – старшина 2-й статьи 1-й бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота АРСЕНЬЕВ Михаил Евстигнеевич (в ОБД человека с таким написанием нет), краснофлотец Участка Службы наблюдения и связи БЕЛОВ Николай Григорьевич (в ОБД имеется 125 записей на человека с таким написанием)

- 29.10.1941 – красноармейцы 51-го отдельного стрелкового батальона ПИВЕНКО Василий Евдокимович (в ОБД человека с таким написанием нет), СЛЕСАРЕНКО Алексей Семёнович (имеющийся в ОБД человек с таким написание к данному случаю не подходит), красноармеец 343-го артиллерийского полка БЕЛИКОВ Алексей Иванович (в ОБД имеется 68 записей на человека с таким написанием), красноармеец команды Штаба Береговой обороны Балтийского района (самовольно эвакуировался на Ханко с острова Даго) КУСТАЕВ Александр Семёнович (в ОБД человека с таким написанием нет; предположительно имеется в виду КУСТОВ Александр Семёнович – родился в 1919 году в деревне Сельцы, ныне - Максатихинского района Тверской области России, где проживал с женой Соколовой П.И., призван Максатихинским РВК, письменная связь прекратилась в 06.1941, официально числится пропавшим без вести в 09.1941, увековечен в Книге Памяти Тверской области).

Кроме того, известно о расстреле на Ханко по решению Военного трибунала без указания точных дат (после 05.11.1941) следующих военнослужащих подчинённого Военно-Морской Базе Ханко гарнизона острова Осмуссаар:
НАДЕЖДИН … … – старшина, командир подразделения 314-й отдельной береговой артиллерийской батареи (в ОБД  человека с такими данными нет),
ЁЖИКОВ (ошибочно - Есиков) Василий Иванович - краснофлотец (к началу войны служил в Секторе береговой обороны Риги, эвакуирован на Моонзунд, где назначен пулемётчиком на 44-ю отдельную береговую артиллерийскую батарею на остров Даго, где после 12.10.1941 взят в плен и отправлен немцами с ультиматумом на остров Осмуссаар, где служил на 314-й отдельной береговой артиллерийской батарее, ближайший родственник – сестра, работавшая по адресу: «ст.Рязань, II [П - ?] к-р, 2-е паровозное отделение», официально числится пропавшим без вести при обороне Риги в 07.1941)
ЖИРОВ … … – краснофлотец (служил на 44-й отдельной береговой артиллерийской батарее на остров Даго, где после 12.10.1941 взят в плен и отправлен немцами с ультиматумом на остров Осмуссаар, где служил на 314-й отдельной береговой артиллерийской батарее, в ОБД человека с такими данными нет).

С уважением – К.Б.Стрельбицкий
« Последнее редактирование: 29 Августа 2009, 10:51:11 от Щербинин Сергей »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 865
  • Skype: g_kushelev
Уважаемый Константин Борисович!
Позвольте привести ссылку по Калужскому Е.И.:
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/005/058-0018004-0505/00000092.jpg
В Книге Памяти Орловской области он не значится, т.к. призван был Реутовским РВК Московской области.
Село Троицкое есть и в Свердловском районе Орловской области (райцентр - п.г.т. Змиевка).
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2009, 18:19:30 от Геннадий Кушелев »
Записан
С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 35 317
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Геннадий Юрьевич!
Спасибо за уточнения по Е.И.Калужскому!
На Ваш частный вопрос только что ответил Вам "в лицо".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 35 317
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Ханко: хроника героической обороны
« Reply #3 : 05 Апреля 2010, 23:12:13 »
Уважаемые коллеги!
Как логическое продолжение данной темы, имеющее право на самостоятельное существование у нас на Форуме, я открыл здесь тему под названием "Защитники Ханко в финском плену" - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=6873.msg85312#msg85312
Следите за моими дальнейшими сообщениями в ней!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 941
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW

ЖИРОВ … … – краснофлотец (служил на 44-й отдельной береговой артиллерийской батарее на остров Даго, где после 12.10.1941 взят в плен и отправлен немцами с ультиматумом на остров Осмуссаар, где служил на 314-й отдельной береговой артиллерийской батарее, в ОБД человека с такими данными нет).

С уважением – К.Б.Стрельбицкий

По картотеке ЦВМА артиллериста пока нет, есть:
Номер записи    75783682
Фамилия   Жиров
Имя   Анатолий
Отчество   Григорьевич
Дата рождения   __.__.1916
Место рождения   Украинская ССР, Одесская обл., Знаменский р-н, с. Дмитриевка
Место призыва   Ворошиловградский РВК, Украинская ССР, Ворошиловградская обл.
Последнее место службы   КБФ, ВВС
Воинское звание   краснофлотец
Воинская должность   
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   __.10.1941
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
   Z/012/029/00002203.JPG


Номер записи    75783697
Фамилия   Жиров
Имя   Иван
Отчество   Михайлович
Дата рождения   __.__.1917
Место рождения   г. Москва, Марьина Роща, 5б-3
Место призыва   Коминтерновский РВК, Московская обл., г. Москва, Коминтерновский р-н
Последнее место службы   КБФ, БТЩ "Верп"
Воинское звание   краснофлотец
Воинская должность   
Причина выбытия   погиб
Дата выбытия   14.11.1941
Место выбытия   
Первичное место захоронения   
Госпиталь   
Родственники   
Доп. информация   
Название источника информации   Картотека безвозвратных потерь
Источник   ЦВМА
   Z/012/029/00002213.JPG
Записан
С уважением,  Александр

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 35 317
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Александр Валерьевич!
К сожалению, как Вы сами видите, ни тот, ни другой не подходят по месту службы: Анантолий Григорьевич Жиров был воздушным стрелком ВВС КБФ, которые на оба аэродрома Даго в принципе не базировались, а Иван Михайлович Жиров - член экипажа корабля, так же в принципе не могущий оказаться на этом острове...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

oleq_wr

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 151
Re: Ханко: хроника героической обороны
« Reply #6 : 06 Апреля 2011, 23:51:41 »
Добрый вечер!
Прекрасный альбом - "Оборона Ханко"
http://nnm.ru/blogs/suba6/pamyatnyy_albom_oborona_hanko_1942_g/
С ув. Олег.
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 35 317
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: Ханко: хроника героической обороны
« Reply #7 : 07 Апреля 2011, 00:49:31 »
Уважаемый Олег!
Большое спасибо за ссылку! Такого альбома по обороне Хнко я ещё не видел!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

рамспас

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 810
  • Горбачев Александр Васильевич
О защитнике Ханко.

Номер записи    76571939
Фамилия   Евсеев
Имя   Константин
Отчество   Матвеевич
Дата рождения   __.__.1921
Место рождения   Московская обл., Раменский р-н, Гжельский с/с, д. Коняшино
Дата и место призыва   __.__.1941 Раменский РВК, Московская обл., Раменский р-н
Последнее место службы   КБФ, 17 тяж. ж.-д. ОАБ БО ВМБ "Ханко"
Воинское звание   краснофлотец
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   __.12.1941
Название источника информации   ЦВМА
Номер фонда источника информации   864
Номер описи источника информации   1
Номер дела источника информации   1366


Краснофлотец Евсеев Константин Матвеевич, 1921 г.р., прожекторист 17 отдельной тяжелой железнодорожной артиллерийской батареи. В д. Коняшино его ждал отец, Матвей Дмитриевич.
17 батарея была вооружена четырьмя 180-мм железнодорожными артиллерийскими транспортерами TM-I-180, которые в то время считались шедевром мировой артиллерии. Сегодня TM-I-180 можно увидеть на открытой площадке музея на Поклонной горе.
На Ханко батарея была передислоцирована в октябре 1940г. Ее командиром был старший лейтенант П.М. Жилин. По характеристике командира гарнизона Ханко С. И. Кабанова это был «рослый и крепкий человек, остер на язык и не умел хитрить, за что часто был в «немилости» у иных начальников». Кабановым отмечалась хорошая подготовка личного состава батареи.
С началом боевых действий на Ханко обрушился огонь финских батарей. Снаряды рвались в порту, на улицах городка, на железнодорожных путях. Не было мест, недоступных для артиллерии противника. Горел лес. Жара от лесных пожаров была невыносима. В такой обстановке артиллеристам-железнодорожникам, пришлось приложить немало усилий для спасения от огня транспортеров и боеприпасов.
При этом они вели огонь по вражеским целям, причем добивались отличных результатов. Например, во время дежурства командира взвода управления лейтенанта М.Т Самойлова батарея вторым залпом с расстояния 34,5 километра (!) накрыла морскую цель - две баржи и буксир. Одна баржа взорвалась, другая затонула. Только буксир успел спрятаться в шхерах.
За период военных действий на Ханко на счету батареи П. М. Жилина 286 стрельб с общим числом 2390 выстрелов. В результате две батареи противника уничтожены полностью, выводились из строя отдельные орудия. Взорван склад с боеприпасами, сожжена казарма, уничтожен трактор с орудиями. Прямым попаданием потоплена баржа с боеприпасами. Батарея обеспечивала огнем проведение всех десантных операций, уничтожала катера и живую силу противника.
При оставлении Ханко орудия батареи были выведены из строя. В ствол опускали множество тяжелых металлических предметов, крупные гайки, железнодорожные костыли, осколки снарядов, стравливали давление в компрессорах и накатниках, придавали орудию угол возвышения, и производили выстрел. Ствол пушки разрывался, противооткатные приспособления ломались. Все.
Вот так воевал краснофлотец Евсеев К.М. Он числится пропавшим без вести в декабре 1941г. При этом батарея в непосредственное соприкосновение с противником не вступала, а последнее орудие взорвано 2 декабря и в этот день последний солдат покинул территорию базы. Он не мог пропасть на полуострове. Есть основания считать, что он погиб на турбоэлектроходе «Иосиф Сталин», которым в том числе эвакуировались бойцы 17 батареи. Но об этом речь пойдет ниже.
Еще один наш земляк красноармеец Чумаков Сергей Васильевич, 1919 г.р., путеец 21 отдельного восстановительного железнодорожного батальона защищал Ханко. До войны жил в Раменском на ул. Холодово.
21-й железнодорожный батальон под командованием капитана Г.Г. Банаяна прибыл на Ханко в конце августа 1940 года. Он уже имел боевой опыт при вхождении войск на Западную Украину.
На Ханко перед батальоном была поставлена задача — построить железнодорожную ветку по южному и восточному контуру полуострова для размещения батареи из трех 208-миллиметровых пушек. Батальон задачу выполнил, полукольцо железнодорожной колеи опоясало полуостров, а в местах огневых позиций орудий было уложено по четыре нитки пути. С начала военных действий железнодорожники восстанавливали поврежденные пути, работая под огнем противника, а район их работ обстреливался особенно интенсивно.
Последние дни были особенно напряженными для всех ханковчан. Нельзя было допустить, чтобы финны догадались о начавшейся эвакуации, при этом уничтожить все, что нельзя было вывезти.
2-го декабря с утра, в порту постепенно собирались все, кто еще оставался на базе.
Последними, под вечер, подъехали с перешейка пограничники. Они оставили на границе пулеметы, оборудованные устройствами с фотоэлементами, и стрелявшие когда направленный на них луч света прерывался. Верхом изобретательности была собака-пулемётчик, перед которой на некотором расстоянии подвешивался хороший кусок мяса или колбасы. Привязанный к пулемёту пёс периодически устремлялся к еде, натягивая цепь и дергая, таким образом, за спусковой крючок. Благодаря таким устройствам, финны отважились вступить на территорию базы Ханко только через три дня после ухода войск.
Для эвакуации последних защитников Ханко прибыл турбоэлектроход «Иосиф Сталин». Корабль имел 7 палуб и три грузовых трюма и был рассчитан на 512 пассажиров и чуть более ста человек команды.
С Ханко нужно было увезти всех. Катера и эсминцы, в общей сложности забрали несколько сот человек. На «Сталина» погрузили около 6000 остальных. В двухместные каюты набивалось по 8 – 10 человек, в каждый трюм около 600. До посадки людей трюмы были загружены мешками с мукой и ящиками со снарядами, там же были сделаны настилы в два этажа.
По некоторым сведениям основная часть 17-й батареи загрузилась на корабль 30 ноября, а 21-й батальона – 1 декабря.
Отошли с рейда около полуночи 2 ноября, а где-то около половины третьего ночи раздался сильный взрыв. Корабль напоролся на мину. Через минуту-другую раздался взрыв по правому борту, за которым один за другим последовали еще два взрыва. «Иосиф Сталин» остался без руля и без хода. Шедший рядом эсминец попытался взять его на буксир, но финские батареи открыли огонь по поврежденному судну и один из снарядов попал в нос, где команда готовилась к буксировке.
Бывший ханковец С. М. Тиркельтауб так описывает эти минуты:
«И вот в тот самый момент, когда команда уже выбирала буксирный конец на носу, снаряд попал в нос, пробил палубу и разорвался в трюме. (…) От взрыва снаряда сдетонировали снаряды в трюме, и все, кто был в трюме и на носу, порядка 600 человек, взлетели на воздух. Огненный столб метров на семьдесят, руки, ноги, головы. После этого носовая часть отвалилась очень быстро, буквально за несколько секунд ушла под воду. (…) Вот тут и началась паника. Подошли два тральщика, но как такая масса народа на два тральщика уместится? Кто в воду, кто в шлюпки, кто куда».
У судна были оторваны носовая часть и корма. По некоторым свидетельствам, первыми погибли саперы, осуществившие «зачистку» полуострова и часть артиллерийских расчетов  железнодорожных батарей, которые уничтожали оставленные орудия. Они и были размещены в носовом трюме корабля, куда пришлось прямое попадание снаряда. Возможно среди них был и Константин Евсеев.
Во время возникшей паники многие начали прыгать за борт, в ледяную воду. Другие, считая ситуацию безнадежной, стрелялись.
Бывший командир орудия 93 ОЗАД П.В. Репка вспоминал: «Попрыгали в том, в чем были, надеясь, что их подберут подошедшие суда. В темени возле корабля была человеческая каша... Прыгать туда — это верная смерть. В чем был солдат? В ватной фуфайке, в ватных брюках и сапогах. Кроме того, на нем еще вещевой мешок и винтовка-трехлинейка. Прыгает он в воду — на поверхности только шапка-ушанка остается...».
Корабли и катера конвоя сняли с турбоэлектрохода и подняли из воды всего около 1800 человек. Порядка 2—2,5 тысяч человек погибли.
Огромный обломок «Сталина» остался дрейфовать у вражеского берега. Люди на нем продолжали бороться за жизнь, пытались оказывать какую-то помощь раненым. Помпы выкачивали воду из трюмов. Ждали помощи, но она не пришла. При очередном обстреле лайнера кто-то на верхней надстройке выбросил белую простыню, но его тут же застрелили. 5 декабря 1941 года в 20 милях от Таллинна и в 500 метрах от берега «Иосиф Сталин» сел на мель и был захвачен немцами...
Всего с турбоэлектрохода было взято в плен более 2-х тысяч недавних защитников Ханко. Часть пленников, 758 человек (по финским данным) немцы передали финнам, которые вернули их на полуостров. Среди попавших в плен был и Сергей Чумаков.
В мае 42-го он был признан погибшим (утонувшим) 3.12.41 при эвакуации с Ханко, но остался жив. Из плена освобожден и согласно донесения штаба Московского военного округа направлен в 14 запасную стрелковую дивизию. Надеюсь, что вернулся домой, где по ул. Холодово в бараке 4, кв. 23 его ждала мать, Мария Васильевна.

PS. После выхода материала в газете «Родник» в Раменскую службу спасения (РамСпас) обратился сын Евсеева Константина Матвеевича, который сообщил, что его отец был в плену, освобожден из плена, воевал и в 1946 г. вернулся домой. Работал трактористом и бригадиром в Гжельской МТС. Был очень уважаем и в семье, и на работе, и в деревне. Со слов сына, он всегда хотел быть «как отец» за его внутреннюю простоту, надежность и крепость.
О плене и войне отец почти ничего не рассказывал. Говорил только, что служил на Ханко в артиллерии, что в плену его вес доходил до 30 кг. и что немцы постоянно прессовали с переходом к ним на службу. С возрастом сын постоянно задавался вопросом, откуда у 20-летнего парня было столько сил, чтобы это выдержать и выстоять.
Умер К.М. Евсеев в 1992 г. У него два сына, теперь уже внуки и правнуки.
До сего времени в КП Московской области (т.22/1 стр. 237) числится пропавшим без вести.
Где были в плену Чумаков и Евсеев установить не удалось.

« Последнее редактирование: 15 Мая 2011, 12:47:48 от рамспас »
Записан
С уважением, А. Горбачев

рамспас

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 810
  • Горбачев Александр Васильевич
Записан
С уважением, А. Горбачев

рамспас

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 810
  • Горбачев Александр Васильевич
Настоящий материал не является ни журналистской, ни тем более исторической работой. Это результат установления военной судьбы погибшего воина.
Судьба Кротова оказалась связанной с защитниками Ханко.
РамСпас поиск. Возвращение.

КРАСНОФЛОТЕЦ КРОТОВ. БАЛТИКА
Иногда поиск по установлению судьбы погибшего воина приводит к неожиданному повороту. В предыдущих материалах я писал о наших земляках, которые при эвакуации войск с полуострова Ханко оказались на турбоэлектроходе «Иосиф Сталин», подорвавшемся на минах. Корабль лишился носовой части и кормы, дрейфовал, сел на мель и был захвачен немцами. На нем оставалось около 2,5 тыс. наших ожидавших помощи солдат, но она так и не пришла. Установление судьбы еще одного нашего погибшего земляка позволяет вернуться к этой теме, точнее к тому, почему эта помощь не пришла.
Краснофлотец Кротов Василий Алексеевич, 1921 г.р., д. Кузнецово. Мать, Кротова Клавдия Васильевна, жила там же, в Кузнецово.
Служил стрелком на канонерской лодке «Кама» шхерного отряда Балтийского флота. Погиб 22.06.1943. Как правило, погибшие моряки не имеют могил. Поэтому установленные обстоятельства его гибели зачастую единственное, что остается после моряка.
Что же такое канонерская лодка? Это артиллерийский корабль для ведения боевых действий в прибрежных районах морей. «Кама» была построена в Германии в начале 1940 г. как грунтовозная шаланда. 10.07.1941 г. мобилизована и переоборудована в канонерскую лодку. Вооружение «Камы» составляли две 130-мм корабельные пушки, четыре 45-мм зенитных орудия и четыре пулемета.
Ей пришлось повоевать. С началом войны совместным артогнем лодки и береговых батарей Выборгского укрепленного сектора были отражены несколько попыток высадки десантов противника в ходе оборонительных боев и отхода войск. После перебазирования Главной базы флота в Кронштадт «Кама» была включена в систему артиллерийской обороны Ленинграда.
Осенью 1941 командование Ленинградского фронта предприняло попытку деблокирования окруженного Ораниенбауманского плацдарма. Высадка десантов производилась с бронекатеров, сторожевых катеров и гребных шлюпок. Канлодка «Кама» участвовала в их артиллерийской поддержке.
Во второй половине ноября была организована эвакуация войск с о. Гогланд, расположенного в восточной части Финского залива. Там скопилось большое количество людей и грузов, доставленных с Ханко и ханковцев, спасенных с погибших кораблей и транспортов. Для их перевозки были выделены канонерские лодки «Москва», «Кама» и «Волга».
Хронология дальнейших событий описана в книге А. Чернышева «1941 год на Балтике: подвиг и трагедия».
23 ноября в 17.00 лодки в составе конвоя вышли из Кронштадта на Гогланд, где «Кама» приняла на борт 1120 чел. и доставила их в Кронштадт. Во время второго рейса «Кама» была включена в состав аварийно-спасательного отряда, дислоцированного на Гогланде. Именно этому отряду было поручено снятие людей с напоровшегося на мины «И. Сталина». Причем приказ о направлении спасательных судов для встречи караванов, вышедших с Ханко, командир отряда капитан 2 ранга И.Г. Святов получил 2 декабря в 23.01, т.е. еще до его повреждения.
В 4.00 3 декабря эсминец «Свирепый» под флагом Святова снялся с якоря. В 4.10 на нем была перехвачена радиограмма с эсминца «Славный»: «Сталин» подорвался на мине, буксировка невозможна, снимаю людей». Место подрыва указано не было. И Святов, и походный штаб командующего флотом вице-адмирала В.Ф. Трибуца, исходя из возможного продвижения каравана, неправильно определили место подрыва турбоэлектрохода.
Было принято решение для спасения людей выйти двумя группами. Первую под командованием Святова возглавил эсминец «Свирепый». Во вторую была включена и канонерская лодка «Кама», на которой осталось всего 15т угля. Этого могло хватить только на переход до Кронштадта. Однако обстановка требовала немедленного выхода и корабль снялся с якоря.
В 5.00 1-й отряд в составе эсминца «Свирепый», спасательного судна и буксира сразу же вышел по назначению. Через полчаса буксир был отправлен назад на Гогланд, а эсминец и спасатель продолжали движение. Траление мин проводить было некому. В 7.20 слева по курсу были обнаружены эсминец «Стойкий» и два тральщика, один из которых, Т-207, присоединился к спасателям. Святов получил приказание: «Идти к «И. Сталину», снять людей, а судно утопить». Тральщик повел эсминец и спасатель за тралом.
Около 11.00 взрывом мины у тральщика перебило единственную оставшуюся тралящую часть параван-трала (буксируемый подводный аппарат для защиты корабля от якорных контактных мин) и корабли стали на якорь. Только в 13.00 тралы были перегружены с проходящих встречным курсом тральщиков. Сами они идти с отрядом не могли, т.к. уже имели на борту по 600–700 чел., но уточнили место нахождения «И. Сталина».
В 15.45 корабли снялись с якоря, дали ход и поставили параваны. Но в 16.30 выяснилось, что на Т-207, неисправно тральное оборудование параван-трала и ставить тралы он не может. Святов решил возвратиться на Гогланд, о чем донес радиограммой. Все это время Т-207 ходил с людьми,  загруженными на Ханко.
2-й отряд в составе сторожевика «Коралл» и канлодки «Кама» вышел из бухты Гогланда в 7.20 3 декабря. В 15.00 корабли стали на якорь из-за малого количества угля и повернули назад, так и не дойдя до «И. Сталина».
4 декабря, была предпринята еще одна попытка найти «И. Сталин». В 00.24 на «Свирепом» получили сигнал: «Готовность к походу немедленно». В 00.30 поступил еще один сигнал: «… немедленно следовать к TP «И.Сталин» снять людей, корабль затопить». Затем следовали приказы о выходе, сняться с якоря немедленно. Но только в 4.15, спустя почти 4 часа, «Свирепый» снялся с якоря и отряд вышел с рейда. С эсминцем шли пять тральщиков.
На переходе оказалось, что на четырех тральщиках неисправно тральное устройство. Исправление затянулось до 10.30 и только в 11.12 отряд начал движение. Впоследствии из-за взрыва мины получил повреждения один из тральщиков и движение снова приостановилось. В 17.58 отряд все же снялся с якоря, но в 18.25 был получен приказ комфлота возвращаться и корабли легли на обратный курс.
Что же произошло? Комфлота вернул отряд Святова потому, что к этому времени воздушная разведка донесла, что видит транспорт, возможно «И.Сталин». Командование флота не предполагало, что турбоэлектроход имеет такую живучесть и после взрывов останется на плаву. Даже крупные транспорты после подрыва на мине тонули в течение нескольких минут.
Командующий приказал выслать с Гогланда все торпедные катера, а из Ленинграда авиацию с задачей уничтожить остатки транспорта, а поход отрада Святова отменить. Видимо роковую роль сыграло название судна. Он не должен был достаться врагу.
В отчете об операции сказано: «Таким образом, АСО не выполнил возложенных на него задач». Приводилось несколько причин этого: и удаленность места аварии, и неисправность тралового оборудования, и погода, и недостаток топлива. Возможно. Не вправе судить и называть виновных, но задача спасения оставшихся на «И. Сталине» решена не была..
А торпедные катера, вышедшие с Гогланда для уничтожения «И. Сталина», из-за обледенения до него не дошли и вернулись обратно. Да и авиация корабль не бомбила. Может не захотели убивать своих, ведь знали, что на корабле осталось много людей.
Вот так судьба могла свести раменчан, защитников Балтики. Но не свела.
В 22.00 8 декабря последние корабли, в том числе и «Кама» покинули Гогланд.
В июле 1942 г. «Кама» принимала участие в неудачной высадке десанта на о. Соммерс, где практически вышла из строя из-за технических неисправностей орудий и рулевогое управления. Ее даже приходилось таскать на буксире. Всего же в этих боях погибли семь торпедных катеров и малый охотник.
Но для Василия Кратова последний день наступил 22 июня 1943. Вот как он описан в книге М. Зефирова и др. авторов «Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота». 
«22 июня 1943г. на Балтике стоял жаркий солнечный день. В небе не было ни одного облачка, и свободные от службы солдаты и матросы купались на импровизированных пляжах. Летчики и зенитчики загорали около своей боевой техники. (…) Около 15.30 по московскому времени радиолокационные станции Ленинградской армии ПВО обнаружили групповую цель, двигавшуюся на город. (…) Двадцать восемь Ju-87D, шесть FW-190A и двадцать Bf-109G прошли на высоте 4000–4500 метров вдоль берега залива, потом, резко развернувшись, зашли со стороны солнца на Лавансаари. Основной удар наносился по канонерской лодке «Кама», стоявшей в бухте Норре-Копелахт. (…) Ее командир капитан 3-го ранга С. П. Дегтев своевременно приказал объявить тревогу, и зенитчики открыли огонь по приближающимся самолетам. Одновременно канонерка дала ход и начала маневрировать на рейде.
Однако это не помешало немцам. «Штуки» одна за другой переходили в пике и неслись на бухту. В 16.07 фугасная бомба попала прямо в середину корабля. В результате «Кама» получила сильные повреждения, среди команды имелось много убитых и раненых. Тем не менее сразу же началась борьба за живучесть, и, как это часто бывало, моряки могли бы спасти канонерку, выбросившись на мель. Но вскоре в нее попала вторая бомба. Это решило судьбу «Камы», и она затонула на глубине 19 метров».
В донесении о безвозвратных потерях о гибели Василия Кратова сказано: «Вел себя мужественно и до последней минуты работал у своих механизмов».
Раменчане достойно погибали на той войне.
По имеющимся сведениям 2.12.43 с п/о Ханко на «И. Сталин» был загружен 2 батальон 219 полка 8 отдельной стрелковой бригады. В списке боевых потерь полка найдены еще три наших земляка. Они числятся погибшими в морском бою в Финском заливе 3.12.41. Но какой бой могли вести стрелки-пехотинцы на море? Это день подрыва корабля на минах.
Красноармеец Евсеев Александр Михайлович, 1915 г.р., в донесении д. Дергач (Дергаево?).
Красноармеец Данилов Сергей Михайлович, 1916 г.р., в донесении д. Хомино (Фомино?).
Красноармеец Мухин Сергей Дмитриевич, 1914 г.р.,в донесении д. Байрикино (Бояркино?)
Больше никаких сведений о них не найдено.
Записан
С уважением, А. Горбачев

рамспас

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 810
  • Горбачев Александр Васильевич
К статье


Записан
С уважением, А. Горбачев

рамспас

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 810
  • Горбачев Александр Васильевич
РамСпас поиск. Возвращение.
Восстановление военной судьбы

ОБОРОНА ХАНКО. ЭВАКУАЦИЯ
Краснофлотец Орехов Михаил Алексеевич, 1920 г.р., г. Раменское
Полуостров Ханко для русских известен со времён Петра I как мыс Гангут.  Именно там 27 июля (7 августа) 1714 года российский флот одержал свою первую морскую победу. В Гангутском сражении  Великой Северной войны русские победили шведов.
 Через 227 лет на полуострове снова лилась кровь теперь уже советских солдат. В течение 164 дней защитники Ханко, полностью отрезанные от "Большой земли", не только отстояли территорию базы, но и провели ряд успешных десантных операций на прилегающих к Ханко островах.
12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший Советско-финскую зимнюю войну 1939—1940 годов. По одному из условий этого договора СССР получил в аренду на 30 лет часть полуострова Ханко (Гангут) и морскую территорию вокруг него, включая ряд примыкающих островов, для создания военно-морской базы.  Жителям Ханко было отведено 10 дней на то, чтобы покинуть город.
В Ханко планировалось базирование крупных надводных кораблей, кораблей охраны, артиллерии, авиационных сил, артиллерии ПВО, пехоты с артиллерией и танками.
К весне 1941 года это был сильный, хорошо вооруженный гарнизон, несмотря на то, что на 22 июня 1941 с базы Ханко на базу Палдиски были выведены большинство торпедных катеров, подлодок и самолетов. К началу боевых действий на базе Ханко оставалось около 30 тысяч  советских военнослужащих. Запасы продовольствия на базе Ханко составляли: муки и крупы – на 8-10 месяцев, мясных продуктов – на две недели, рыбных продуктов – на месяц.
Причем, т.к. полуостров фактически являлся территорией Финляндии, война для гарнизона Ханко началась 25 июня в 02 часа 37 минут, с момента получения сообщения о вступлении Финляндии в войну. К тому времени из базы Ханко морем были вывезены 4,5 тысяч жён и детей командного состава базы.
Боевые действия против защитников полуострова противник начал 26 июня. Сначала артиллерия противника обрушила свой огонь на город Ханко, а десант пытался высадиться на остров Хорсен, но был отбит. База была хорошо укреплена и финны перешли к позиционным боям.
На узком перешейке полуострова Ханко советские войска возвели три линии оборонных укреплений и еще две – в тылу. Финны тоже возвели четыре линии укреплений на перешейке. Поэтому ни те, ни другие не пытались вести активные наступательные действия на самом перешейке.
Зато развернулась ожесточенная борьба за прилегающие к Ханко острова. Обе стороны постоянно высаживали туда небольшие десанты. Некоторые из них многократно переходили из рук в руки. Для десантных действий был создан отряд добровольцев из подразделений базы под командованием капитана Гранина Б.М.  При поддержке береговых батарей и авиации в период с 7 июля по 19 октября ханковцы высадили 13 десантов, которые овладели 19-ю островами.
В донесениях о безвозвратных потерях погибших на п/о Ханко есть краснофлотец Орехов Михаил Алексеевич, уроженец г. Раменское. Есть он и в списках погибших участка станций наблюдения и связи  (СНиС) базы Ханко, есть и в списках отдельного батальона моряков.
В перечне штатных частей и подразделений защищавших Ханко такого батальона нет. Поэтому могу предположить, что именно в этом сформированном из добровольцев-моряков других частей, в т.ч. СНиС, десантном батальоне морской пехоты он и воевал. Погиб 22.11.41 «при переходе в Ленинград». Переход в Ленинград. Звучит просто. А на самом деле это эвакуация. Под бомбежкой, по минным полям и под обстрелом финских батарей и немецких кораблей.
Гарнизон Ханко не сдался, но 28 октября командование флотом приняло решение о его эвакуации для защиты Ленинграда. После сдачи Таллина и Моонзундского архипелага Ханко оказался в глубоком тылу противника. Финны начали снимать свои войска и отправлять на фронт. Дальнейшее сохранение военно-морской базы  было признано бессмысленным.
В эвакуации гарнизона принимали участие 88 кораблей Балтийского флота, 25 из них погибли при переходе. Всего было погружено 27809 человек, из которых в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград было доставлено 22822 человека.
20 ноября очередной отряд кораблей эвакуации вошел на рейд базы Ханко и вечером приступил к погрузке. 21 ноября погрузка была завершена и в 16.00 корабли вышли из гавани.
Видимость на переходе была очень плохой, да и финские маяки не работали. Отряд сильно растянулся и корабли стали терять друг друга. А к ночи еще и начался снегопад.
Первым подорвался на мине ТЩ-35 «Менжинский». Это был бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства, переоборудованный в тральщик. 
Взрыв прозвучал в 3.50 22-го ноября. По донесению командира «Орджоникидзе», в 4 часа тральщик «Менжинский»затонул. По свидетельству очевидцев с «Менжинского» успели спустить шлюпку, на которой спаслись 9 моряков. Тральщиком «Клюз» были спасены  13 членов экипажа «Менжинского» и 31 человек из числа эвакуируемых, а спущенные шлюпки с тральщика «Орджоникидзе» в темноте ни одного человека не нашли. Для 290 человек море стало могилой.
Что такое эвакуация на тральщике? Приведу слова из книги П.И. Капицы «В море погасли огни»: «Их можно сравнить только с лётчиками, сознательно идущими на таран, - говорит он. – И положение лётчика предпочтительней: он может хорошо разглядеть цель и выбирает момент удара. Тральщик же, который волочит за собой трал, идёт своим корпусом на невидимую мину. Удар неожиданный. (…) Корабль подбрасывает и разламывает. Люди сразу попадают в ледяную воду. Они барахтаются, спешат отплыть от тонущего корабля, чтобы не затянуло в воронку. А рядом корабль звучно вбирает в себя воду. Он сопит и чавкает. Страшные это звуки!».
 Следующим подорвался сетевой заградитель «Азимут», шедший в составе головных кораблей каравана. По некоторым сведениям он подорвался на мине в 5:45 того же дня. На нем погибли все – и экипаж, и 288 эвакуируемых. Рядом находился тральщик «Волнорез», который за полчаса до этого ударился о какой-то подводный металлический предмет. В 05:45 с «Волнореза» увидели сильный взрыв по носу «Азимута», однако на помощь не пошли и стали на якорь. Когда рассвело, «Волнорез» снялся с якоря и продолжил путь на восток.
Немного об «Азимуте». Построен он был в 1906 г. как минный транспорт Кронштадтской крепости, официально числился в составе Военного ведомст¬ва. После Гражданской войны служил преимущественно гидро¬графическим судном. В «Азимут» переименован в 1932 г.
Оба корабля по морским меркам были небольшими и людьми, с учетом команды, были загружены «под завязку». У большинства шансов спастись просто не было, да и в ноябрьской воде долго не продержишься.
Не знаю, на каком из кораблей эвакуировался Михаил Орехов.
В списке погибших 22 ноября при переходе в Ленинград бойцов и командиров отдельного батальона моряков 283 человека. Так что по числу погибших это может быть любой из кораблей. Но вот фраза из книги известного военного историка профессора Андрея Платонова «Трагедии Финского залива» о гибели «Азимута» «…судно… подорвалось на мине, очевидно на заграждении И-7, и затонуло со всем личным составом и перевозимой воинской частью (288 человек)». Возможно речь идет как раз о батальоне моряков. Но это только предположение.
С уверенностью можно говорить лишь о том, что  краснофлотец  Орехов Михаил Алексеевич, защитник Ханко, боец отдельного батальона моряков погиб в период между 3:50 и 5:45 часами 22 ноября 1941г.
Записан
С уважением, А. Горбачев

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 35 317
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Мы сильно отклоняемся от "темы темы", говоря уже не о людях, которым посвящает свои очерки уважаемый Александр Васильевич, а переходя к кораблям, на которых они служили.
"Кама" принадлежала к крупной серии грунтоотвозных шаланд с весьма интересной историей (начиная, хотя бы с того, что они строились по заказу ... НКВД!), которая, однако, не имеет никакого отношения к хронике героической обороны Ханко...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

bell

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Прошу прощения, сообщение удалил, а его содержание отправил персонально уважаемому рамспасу.
Думал будет интересно  :(
К сожалению, незначительные "неточности" имеют свойство широко распространятся :(
Про НКВД не писал специально, чтобы не возбуждать озабоченных этой темой товарищей :)
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 35 317
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемый Bell!
Никак не ожидал от Вас такой реакции! Да не надо было удалять-то! Действительно интересно, да ещё по архивным дркументам!
Так как текст Вашего сообщения уважаемому Александру Васильевичу у вас явно сохранился, то восстановите своё предыдущее сообщение, пожалуйста!
Про неточности с Вами полностью согласен, а вот для подробной истории судов этого типа здесь явно не место, а то мы так от Ханко 1941 года докатимся до Карачи 1975-го, где под резаками пакистанских "судоразборщиков" закончил свой путь одна из "шаланд НКВД"!
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

bell

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Увы, мне увы :(
"все пропало,гипс снимают, клиент уезжает...."(С)
Не поставил "галочку" в "сохранить сообщение..." и отныне только рамспас владеет оригиналом :(
Каюсь прилюдно-поспешил и людей насмешил :o
"Камой" занимался не плотно, а только касательно ее действий в Выборгском заливе в 1941 году
Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 941
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Увы, мне увы :(
"все пропало,гипс снимают, клиент уезжает...."(С)
Не поставил "галочку" в "сохранить сообщение..." и отныне только рамспас владеет оригиналом :(
Каюсь прилюдно-поспешил и людей насмешил :o
"Камой" занимался не плотно, а только касательно ее действий в Выборгском заливе в 1941 году
Этот пост еще остался в "корзине"
рамспас
Возможно Вас заинтересует некоторая информация по КЛ "Кама":
1.Построена в августе 1940 г в Гамбурге и в октябре т.г. пришла в Ленинград и сдана Балттехфлоту СпецГидроСтроя,
 в ведении которого находилась до 13.7.41 года. 13-28 июля 1941 года переоборудование в КЛ. 28 июля поднят   
 Военно  - морской флаг и КЛ вошла в состав 2-го дивизиона канлодок Шхерного Отряда КБФ. 1 августа КЛ   
 передислоцирована на порт Транзунд (из Исторического журнала КЛ "Кама")
2.К сожалению КЛ "Кама" не принимала участие в отражении "несколько попыток высадки десантов противника в   ходе оборонительных боев". "Кама" принимала участие в обстреле побережья противника ( 13 августа), эвакуации л/с Выборгского укрепленного сектора БО КВМБ КБФ (23-24 августа), обстрел островов Выборгского залива, занятых финнами (с 26 по 29 августа), прикрытие эвакуации Шхерного Отряда из Тронгзунда в Койвисто (30 августа), эвакуация частей 23 Армии из Койвисто (2 сентября, КЛ вывезла 856 человек л/с). (Из отчетов командира КЛ "Кама" капитана 3 ранга Дорохова)
3. "11 сентября канлодка перешла в оперативное подчинение штаба БО КВМБ." (из Исторического журнала...)
4. 30 октября - 1 ноября 1941 года участие в операции по эвакуации острова Бьерке. На КЛ "Кама" эвакуировано 630 бойцов и командиров Выборгского укрепленного сектора. (из Исторического журнала...)
5.Спасибо за статью, очень интересно. Все вышесказанное воспринимайте как желание помочь или "придиризм" :)

Если что-то следует изменить - пишите
Записан
С уважением,  Александр

bell

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24
Нет,не надо менять - Спасибо!
Записан

рамспас

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 810
  • Горбачев Александр Васильевич
Проблема "расползания неточной информации конечно же есть. Видимо из таких же источников я ее и взял. Хотя стараюсь искать ее подтверждение на разных сайтах. Наверное по кораблю стоило обратиться к сведущим людям, но не хотелось загружать.
Вообще стараюсь пробудить интерес к самой теме, чтобы родственники, если находятся, особенно молодые, сами начинали искать. Может и ошибаюсь, но если честно, просто времени не хватает изучить тему с позиции исторической достоверности, т.к. подобные материалы по поиску размещаю в районной газете еженедельно. Родственники находятся, как в случае с Евсеевым, и уже им я передаю все найденные материалы и ссылки на них.
Вообще стараюсь осторожно подходить к оценкам и утверждениям. Писал о солдате как о погибшем и даже фото с памятника с его фамилией нашел, и список военкомата и поселения, где он есть, и копия донесения о ранении и смерти в госпитале, а позвонили односельчане и сказали, что он с войны вернулся.
Так что, увы, без ошибок не получается.
За уточнение спасибо.

Записан
С уважением, А. Горбачев
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »