Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Историческое "Введение" в книгу "Прыжки с парашютом..."  (Прочитано 574 раз)

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 493
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
В 1964 году в Военном издательстве МО СССР вышла в свет книга К.А.Освянникова "Прыжки с парашютом из военно-транспортных самолетов".
Ниже вашему вниманию будет предложен текст "Введения" к ней, содержащий значительный объём военно-исторической информации:

"ВВЕДЕНИЕ
В составе Вооруженных Сил Советского Союза достойное место занимают
Воздушно-десантные войска. Это один из самых подвижных и маневренных родов войск,
способных в кратчайшие сроки оказаться в глубоком тылу противника и внезапно нанести
врагу ошеломляющие удары.
Развитие Воздушно-десантных войск неразрывно связано с ростом могущества нашей
социалистической Родины и является результатом постоянной заботы Коммунистической
партии и Советского правительства об укреплении обороноспособности нашей страны.
Создание Воздушно-десантных войск стало возможным лишь после выполнения первой
пятилетки, когда Советская Армия получила тяжелые самолеты и парашютно-десантную
технику, обеспечившую массовую выброску десантов с необходимым вооружением и боевой
техникой.
В начале тридцатых годов на базе авиационных частей были созданы небольшие
воздушно-десантные отряды. Созданию первых воздушно-десантных отрядов
предшествовали опытные прыжки с парашютом небольшой группы военных летчиков,
возглавлявшейся Л. Миновым и Я. Машковским. Этим двум смельчакам, уже имевшим
некоторый опыт совершения групповых прыжков, летом 1930 г. на учениях Московского
военного округа было поручено организовать выброску парашютного десанта в количестве
12 парашютистов. К этому времени отечественные самолеты еще не были подготовлены для
десантирования людей и в распоряжении первой группы десантников был лишь один
самолет иностранной марки <Фарман-Галиаф>, который мог поднять в воздух не более
шести человек. Пришлось разделить десант на два отряда. Вооружение сбрасывалось с
самолетов Р-1 в специальных грузовых контейнерах. Укладка парашютов, загрузка грузов и
боеприпасов были выполнены первым инструктором-укладчиком В. Барановым (ныне
подполковник запаса, мастер парашютного спорта СССР).
Так, 2 августа 1930 г. под Воронежем состоялась выброска первого парашютного десанта.
Поставленную командованием задачу отряд успешно выполнил. Этим было положено начало
организации и дальнейшему развитию воздушно-десантных войск.
В 1930 г. в Ленинградском военном округе был сформирован опытный
парашютно-десантный отряд, на который возлагалась задача изучить вопросы теории и
практики воздушно-десантного дела. По примеру ленинградцев отряды особого назначения
были созданы и в некоторых других военных округах. К этому времени для десантных целен
уже были переоборудованы самолеты-бомбардировщики и созданы специальное снаряжение
и грузовые парашюты для сбрасывания с самолетов вооружения и боевой техники.
Были сформированы батальоны особого назначения, а затем и более крупные
воздушно-десантные части и соединения, укомплектованные смелыми, физически крепкими
воинами, способными переносить любые тяготы военной жизни.
Успешно развиваясь, воздушно-десантные войска вскоре стали непременным участником
всех крупных учений и маневров. Уже осенью 1934 г. на учениях Белорусского военного
округа был применен первый крупный десант в количестве 900 парашютистов с полной
боевой выкладкой. В 1935 г. на учениях того же военного округа десантировалось на
парашютах 1800 человек и посадочным способом 5700 человек с тяжелым оружием и боевой
техникой. На учениях войск Московского военного округа в сентябре 1936 г. был выброшен
еще более крупный парашютный десант в составе 2200 парашютистов. В последующие годы
почти все крупные учения и маневры проходили с участием Воздушно-десантных войск.
Много сил вложили в организацию и развитие Воздушно-десантных войск такие видные
военные деятели, как М. Н. Тухачевский и Е. П. Уборевич, бывшие командующими
Ленинградского и Белорусского военных округов. Они были горячими энтузиаста-мл и
самыми активными организаторами первых воздушно-десантных отрядов.
В создании Воздушно-десантных войск большую роль сыграл С. М. Киров. Будучи
секретарем Ленинградского обкома партии, он много внимания уделял вновь рождавшемуся
роду войск. Одна из первых воздушно-десантных бригад (201-я) носила имя пламенного
трибуна нашей партии С. М. Кирова.
В предвоенные годы части и соединения воздушно-десантных войск получили не только
хорошую учебную практику, но и немалый боевой опыт. Они участвовали в ряде крупных
боевых операций. Так, например, десантники храбро сражались в 1938 г. против японских
захватчиков в районе реки Халхын-Гол, в 1940 г. принимали активное участие в боях против
белофиннов и в освободительном походе в Молдавии. Уже здесь воины-десантники показали
хорошую боевую выучку и высокие моральные качества.
К началу Великой Отечественной войны Советская Армия имела в своем составе хорошо
подготовленные части и соединения
Воздушно-десантных войск, способные выполнять боевые задачи как с воздуха, так и в
составе стрелковых соединений.
Воздушно-десантные войска принимали активное участие в разгроме немецко-фашистских
полчищ. Парашютисты-десантники отличались необычайной смелостью и умением
выходить победителями даже в борьбе с превосходящими силами противника.
На различных участках обширного советско-германского фронта парашютисты смело
десантировались во вражеский тыл и прямо с воздуха вступали в бой. Десантники успешно
выполняли различные задачи, помогали действовавшим с фронта войскам окружать и
уничтожать фашистских захватчиков, перерезали коммуникации врага, захватывали опорные
пункты, отрезали пути отхода разбитым гитлеровским частям, наносили удары по обороне
противника с тыла.
В начале войны воздушные десанты применялись небольшими отрядами и группами
главным образом на коммуникациях противника с целью уничтожения мостов и переправ,
нарушения управления и работы тыла гитлеровской армии. Такие десанты, например, были
применены в конце июля 1941 г., в самый разгар боев на правобережной Украине. На
участках Юго-Западного фронта многие десантники по выполнении боевых задач оставались
в тылу противника для выполнения других задач в составе партизанских групп. На этом
участке особенно отличился боевыми делами отряд под командованием капитана Солонова в
составе 300 парашютистов из 204-й воздушно-десантной бригады.
Успешно действовал осенью 1941 г. на Западном фронте отряд парашютистов-разведчиков
под командованием смелого и мужественного воина капитана И. Г. Старчака. Несколько
месяцев этот небольшой отряд, действуя в тылу противника, наводил страх на гитлеровцев.
Крупные воздушные десанты в составе частей и соединений начали применяться с октября
1941 г. Так, например, 3 октября в районах Орла и Мценска, где образовался разрыв в
обороне наших войск, был переброшен самолетами 5-й воздушно-десантный корпус под
командованием полковника С. С. Гурьева. Воины-десантники с честью выполнили
поставленную задачу: враг на этом участке был остановлен, и тем самым было обеспечено
сосредоточение наших наземных войск для решительных действий на этом направлении.
Несколько крупных воздушных десантов было выброшено в январе и феврале 1942 г. в
районах Ржева и Вязьмы, в том числе десант под командованием генерал-майора А. Ф.
Казанкина. Это был один из крупнейших парашютных десантов второй мировой войны.
Несмотря на тяжелые метеорологические условия и сложную боевую обстановку, отважные
десантники в течение почти шести месяцев удерживали в тылу врага большой район. За это
время они нанесли оккупантам огромный урон.
Выброска парашютных десантов осуществлялась и во многих других операциях.
В дни Великой Отечественной войны десантникам приходилось сражаться с врагом не только
с воздуха. Иногда обстановка на фронтах вынуждала Верховное Главнокомандование
использовать Воздушно-десантные войска в составе гвардейских стрелковых соединений.
Почти на всех важнейших участках советско-германского фронта плечом к плечу с
танкистами, пехотинцами и артиллеристами мужественно сражались гвардейские стрелковые
соединения, укомплектованные личным составом Воздушно-десантных войск. На всех
фронтах (под Москвой, в битве на Волге, в Белоруссии, на Украине, в районе озера Балатон и
под Веной и на многих других участках) десантники приобрели заслуженную славу. За
героизм и отвагу, проявленные при форсировании реки Свирь, двенадцати десантникам было
присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Много правительственных наград
получили десантники и за участие в других сражениях.
В послевоенный период значение Воздушно-десантных войск еще более возросло. Они
оснащены новейшими видами вооружения, боевой и воздушно-десантной техники. Для
десантирования личного состава, вооружения и средств обеспечения боя имеется
военно-транспортная авиация, способная перевозить по воздуху личный состав и тяжелую
боевую технику с большой скоростью и на значительные расстояния.
Служба в Воздушно-десантных войсках стала более суровой и трудной. Но, несмотря на
трудности, парашютисты настойчиво и успешно овладевают своей сложной профессией. Они
свято хранят боевые традиции и с гордостью носят имя десантника. Будни боевой учебы
парашютистов-десантников, совершающих прыжки с парашютом из скоростных
военно-транспортных самолетов, дают много примеров смелости, мужества и героизма. Об
этом свидетельствуют такие подвиги, как спасение жизни товарища при совершении прыжка.
За последние годы десятки отважных воинов-парашютистов награждены
правительственными наградами, среди них майор Петр Сухинин, сержант Михеев, ефрейтор
Евгений Мушенко, рядовые Яков Филиппов, Николай Цура и др.
В нашей стране успешно развивается парашютный спорт. Еще в тридцатых годах военные
парашютисты-спортсмены установили много мировых рекордов в высотных прыжках. Такие
парашютисты, как Н. Евдокимов, К. Кайтанов, Б. Петров, А. Лукин и многие другие,
прославили тогда нашу Родину выдающимися достижениями в парашютном спорте.
Сразу же после Великой Отечественной войны были установлены новые мировые рекорды
десантником мастером парашютного спорта Н. Аминтаевым и заслуженным мастером спорта
В. Романюком.
В сентябре 1945 г. при одном из штурмов стратосферы из-за нарушения подачи кислорода
трагически погиб Н. Аминтаев. Гибель бесстрашного парашютиста не поколебала волю
других спортсменов. В последующие годы достижения военных парашютистов еще более
возросли, а в знак памяти славного парашютиста-десантника учрежден приз имени Наби
Аминтаева кубок.
В 1957 г. новых выдающихся успехов в освоении прыжков с парашютом из стратосферы
добились военные парашютисты В. Романюк, П. Ищенко, В. Петренко, Н. Жуков, Е. Андреев,
А. Ванярхо. Они совершили затяжной прыжок с высоты 15 тыс. м. Заслуженный мастер
спорта Н. Никитин прыгнул с высоты более 15 тыс. м. Свыше 14 тыс.м. он падал, не
раскрывая парашюта.
В 1957 г. заслуженному мастеру спорта полковнику В. Романюку за высокие достижения в
парашютном спорте и многолетнюю работу по испытанию парашютной техники было
присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В октябре 1963 г. заслуженный мастер парашютного спорта старшина сверхсрочной службы
Н. Жуков за мужество и отвагу и высокое личное мастерство, проявленное при испытании и
освоении новой парашютной техники, награжден орденом Красного Знамени.
В 1962 г. известные парашютисты П. Долгов и Е. Андреев совершили беспримерный подвиг:
они прыгнули из стратосферы с высоты более 25 тыс. м. Е. Андреев падал, не раскрывая
парашюта, более 24 км. При совершении прыжка П. Долгов погиб из-за неисправности
кислородной аппаратуры. За героизм, проявленный при совершении прыжка из стратосферы,
П. Долгову (посмертно) и Е. Андрееву присвоено звание Героя Советского Союза.
П. Долгов освоил мужественную профессию испытателя не сразу. Долгие годы он служил в
Воздушно-десантных войсках, где закалился и прошел суровую школу мужества.
Еще в самом начале Великой Отечественной воины П. Долгов, окончив военное училище
молодым лейтенантом, был направлен в одну из воздушно-десантных частей, где, будучи
командиром взвода, отдавал все свои способности и знания подготовке пополнения Для
частей Действующей армии. В этой части он совершил свой первый прыжок с парашютом,
который во многом определил всю его дальнейшую судьбу. Сам отличный спортсмен,
лейтенант Долгов много внимания уделял физической закалке подчиненных, постоянно
напоминая им, что на долю десантника в тылу врага приходится чрезвычайно высокая
физическая нагрузка.
Вскоре Долгову самому пришлось бить ненавистного врага. В составе гвардейских частей он
с боями прошел Польшу, Венгрию и закончил войну в Берлине в должности заместителя
командира батальона. За храбрость и отвагу, проявленные в боях, Петр Долгов награжден
орденами и медалями.
По окончании войны П. Долгов продолжал служить в гвардейских Воздушно-десантных
войсках, где он совершенствовал свое парашютное мастерство и воспитывал молодых
воинов. В 1950 г. он стал испытателем парашютов. За 12 лет П. И. Долгов проделал
огромную работу не только по испытанию новой парашютной техники, но и по освоению
прыжков из стратосферы. Он установил много мировых рекордов в высотных прыжках.
Освоение прыжков из стратосферы сыграло немалую роль в подготовке к космическим
полетам. Известно, что наши доблестные космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян
Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Николаева-Терешкова, при
подготовке к полетам в космос совершали исключительно сложные прыжки с парашютом с
большой высоты.
Среди армейских парашютистов есть немало спортсменов с большим спортивным
долголетием, на счету которых более 2000 и 3000 прыжков. К ним относятся В. Романюк, И.
Савкин, Г. Паньков и др. Один из ветеранов советского парашютизма подполковник запаса А.
Белоусов совершил в 1963 г. прыжок с парашютом в день своего семидесятилетия.
Известный конструктор парашютной техники инженер-полковник Н. Доронин, которому
сейчас более шестидесяти, продолжает прыгать с парашютом. Более тридцати лет посвятили
этой мужественной профессии такие военные парашютисты, как Н. Гладков, П. Терещенко,
В. Шеккер, И. Лисов и многие другие.
За последние годы очень заметно возросло мастерство парашютистов-спортсменов
Воздушно-десантных войск. В числе десантников имеется много чемпионов и рекордсменов
мира и Советского Союза, среди них П. Островский. В. Крылов, Р. Силин, В. Кудреватых, С.
Власова и др.
Спортсмены-десантники смело штурмуют стратосферу. В октябре 1961 г. группой
десантников были установлены мировые рекорды в прыжках из стратосферы из тяжелого
военно-транспортного самолета. Прыжки были совершены днем и ночью с высоты более 12
тыс. м.
Ни одно состязание республиканского, всесоюзного и международного масштаба теперь не
обходится без участия спортсменов-десантников, которые всюду показывают высокое
мастерство. Достаточно сказать, что на состязаниях 11-го первенства Советского Союза в
1961 г. чемпионами всех упражнений были представители Воздушно-десантных войск.
Обладателями всех призов оказались спортсмены <крылатой пехоты>.
В программу парашютных соревнований все чаще включаются сложные военизированные
упражнения. Особенно высокого мастерства десантники достигли в прыжках с парашютом на
точность приземления. Впервые в истории советского парашютизма спортсмены
Воздушно-десантных войск совершили блистательные групповые прыжки на стадионе в
Лужниках в день открытия 3-й Спартакиады народов СССР. В группе смельчаков были
мастера спорта Р. Силин, С. Власова, П. Островский. В. Кудреватых, И. Фасхутдинов, Н.
Маслова.
Свое высокое парашютное мастерство спортсмены-десантники демонстрируют на всех
авиационных праздниках в республиканских
столицах и многих областных центрах. Зрители Рязани, Курска, Костромы, Владимира, Тулы
и других городов радостно рукоплескали, когда в небе распускалось множество шелковых
разноцветных куполов: это прыгали прославленные парашютисты-десантники.
Однако одного мастерства парашютиста десантнику недостаточно. Воин-десантник это
прежде всего смелый и отважный боец, умело владеющий различными видами оружия и
применяющий приемы военной хитрости. Десантник должен быть физически сильным и
выносливым, способным терпеливо переносить все тяготы и трудности, с которыми может
встретиться при выполнении боевого задания в тылу противника. Характер службы
заставляет его быть всесторонне развитым воином: уметь водить автомашину, мотоцикл и
бронетранспортер, использовать подрывные средства и средства связи, хорошо владеть
приемами ведения боя. Прыжок с парашютом для десантника не самоцель, а средство быстро
достичь заданного района в тылу противника.
Воин-десантник, осваивая сложные прыжки с парашютом из военно-транспортных
самолетов, должен стремиться приобрести все качества, необходимые для ведения боя в тылу
врага.
Как и все советские воины, парашютисты-десантники с честью выполняют свой священный
долг перед Родиной, упорно овладевая парашютно-десантной и боевой техникой.
Окруженные вниманием и заботой Коммунистической партии и советского народа, наши
десантники неустанно добиваются новых успехов, настойчиво повышают свою
боеготовность".

С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »