«СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ» С.А. КОВПАКА
Среди бойцов и командиров партизанских отрядов встречались представители разных военных специальностей: артиллеристы, танкисты, саперы, минометчики. Встречались и летчики. Особенность Соединения С.А. Ковпака состоит и в том, что через отряд прошел не один, а несколько «Сталинских соколов».
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАЛИНИН и МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Первые летчики в Путивльском п.о. появились 6.10.41 г.
Бомбардировщик Пе2 99-го бап, экипажем которого командовал младший лейтенант Михаил Григорьевич Воскресенский, был сбит фашистами 19.09.41 г. и упал в лес в 2 км от села Октябрьское Путивльского района. Штурман, лейтенант Н.А. Федоров и стрелок-радист младший сержант И.В Гуртовой погибли еще в воздухе. М.Г. Воскресенскому удалось покинуть горящий самолет, но приземление было неудачным. Находящегося в бессознательном состоянии, получившего контузии обеих ног и позвоночника летчика схватили оккупанты. Воевавшим с первого дня войны экипажу удалось совершить 18 боевых вылетов и провести 4 воздушных боя с истребителями противника. К сожалению, пятый оказался трагическим.
Самолет командира звена 53-го дбап 40-й дбад лейтенанта Николай Михайлович Калинина был сбит зенитками противника в районе г. Путивля 29.09.41 г. Единственному из всего экипажа, Н.М. Калинину удалось выпрыгнуть с парашютом из горящей машины. К сожалению, парашют неправильно раскрылся и летчик с ускорением приземлился, получив ушибы и потеряв сознание. До этого дня экипаж бомбардировщика, который состоял из штурмана капитана В.П. Шведовского, стрелка-радиста сержанта В.К. Кошмана, стрелка-радиста младшего сержанта И.С. Ковзана, участвовал в знаменитых ночных налетах на Германию: бомбил г. Кенигсберг, дважды г. Дрезден. В налете на г. Вильно 25.06.41 г. в бою с немецкими самолетами сбил истребитель противника и с отказавшим одним мотором получив более 100 пробоин пролетев более 400 км вернулся на свой аэродром.
Н.М. Калинин
По заданию С.А. Ковпака над обоими летчиками установили опеку подпольщицы из группы В. Георгиевской – Т. Лелюшкина, О. Воронина, Е. Маклакова. Задача упрощалась тем, что содержались раненые за счет передач населения, и подпольщики могли достаточно свободно с ними общаться. Как только летчики окрепли, 2.10.41 г., при помощи медсестры С. Куперштейн и двух подростков, опередив явившихся в больницу карателей, им удалось благополучно додобраться до дома участника Гражданской войны, бывшего красноармейца В.П. Докукина. Из Прудов летчиков переправили в с. Сафоновку – к другому подпольщику Г.И. Полтавцеву. Там им удалось даже пережить обыск, устроенный фашистами. Наконец, из Спадщанского леса пришла группа партизан, во главе с командиром разведчиков В.Ф. Поповым. Так летчики стали партизанами.
Окрепнув в отряде, 7.11.41 г. в сопровождении медсестер партизанского отряда С.В. Шубякиной и С. Куперштейн, летчики ушли в сторону Брянских лесов но, не имея возможности перейти линию фронта, остались у брянских партизан. И здесь пригодилась их летная наука. Весной 1942 года по просьбе командира объединенного штаба партизанских отрядов Брянщины Д.В. Емлютина Н.М. Калинин построил первый партизанский аэродром. Перед Первомаем с Большой земли сделали запрос на посадку самолета Ли-2. Ночью 22.05.42 г. с партизанского аэродрома «Вздружное» стартовал самолет. На его борту в качестве пассажира находился летчик-партизан лейтенант Н.М. Калинин. М.Г. Воскресенский перелетел на Большую землю 26 мая.
Вернувшись в Красную Армию оба летчика воевали геройски. М.Г. Воскресенский был удостоен ордена Отечественной войны, трех орденов Красного знамени, двух – Красной звезды. Как он говорил, силы ему придавала память о том, сколько людей рисковали жизнями, чтобы спасти его в 41-м – спасти для борьбы с врагом (через несколько дней после отправки летчиков в лес оккупанты, узнав о связях В.П. Докукина с партизанами, повесили его на глазах путивлян). Н.М. Калинин стал кавалером орденов Александра Невского, Красной звезды, двух орденов Красного Знамени. Оба дошли до Победы, окончили военную академию, стали полковниками.
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ БОРИСОВ
Заметный след в истории Сумского соединения С.А. Ковпака оставил лейтенант 18-го ап ЧФ Алексей Федорович Борисов. Его самолет Ил-2 был сбит 2.11.41 г. во время штурмовой атаки немецких войск движущихся по дороге Саки-Симферополь. Это был его 23 вылет. Летчик произвел вынужденную посадку недалеко от деревни Ивановки, занятой врагами. Жительница этой деревни колхозница О.Е. Лозенко с помощью старенькой матери и 15-летней дочери, рискуя жизнью, укрыла летчика, дала ему гражданский костюм.
До фронта было километров пятьсот, и летчик решил продвигаться на северо-восток, оставляя в стороне Донбасс, откуда ему навстречу брели голодные люди с котомками. Под Харьковом, в районе Лозовой, завернув как-то вечером в сельскую управу попроситься на ночлег А.Ф. Борисов встретился сержантом 602 обс 222 сд В.Г. Подоляко. С этого дня они продвигались вдвоем, стремясь любой ценой выйти из окружения. Блуждая вдоль линии фронта, два больных окруженца встретились с коммунистами Кролевецкого района Сумской области К.И. Онопченко и В.М. Кудрявским. Оставленные для нелегальной работы и выданные предателем, они едва успели скрыться и то же пытались пробиться к линии фронта. Видя бесперспективность выхода из окружения, все четверо решили остаться в тылу врага для активной партизанской борьбы.
Их приход к С.А. Ковпаку 20.02.42 г. стал началом организации Кролевецкого п.о. В отряде А.Ф. Борисов сначала был начальником штаба, а с 4.03.42 г. командиром 1-й опергруппы. Как партизан он отличился уже 28.02.42 г. в бою за с. Веселое захватив в плен венгерского офицера. Настоящее признание к нему, как к партизанскому командиру, пришло в майских боях за освобождение г. Путивля (25-26.05.42 г.). Еще больше его талант раскрылся в боях за с. Морозовка и с. Литвиновичи 21.06.42 г. Когда главные силы С.А. Ковпака уже успели проскочить из окруженного фашистами Спадщанского леса, прикрывавшая их отход и отрезанная от основных сил группа под командованием А.Ф. Борисова (всего 40 бойцов), оторвавшись от врага, взяла курс на Брянский лес, в знаменитую Старую Гуту. Начался четырнадцатидневный самостоятельный рейд.
Попав в расположение Соединения А.Н. Сабурова летчик-партизан узнал о распоряжении Москвы о вывозе всех летчиков и танкистов из партизанских отрядов на Большую землю. 17.07.42 г. в хуторе Красный бор на партсобрании Кролевецкого п.о. было решено откомандировать летчика А.Ф. Борисова в распоряжение авиационного командования. Но, только дождавшись возвращения в Старую Гуту основных сил Сумского соединения, сдав командование группой и простившись с С.А. Ковпаком, летчик-партизан отбыл на Большую землю и 7.08.42 г. прибыл в штаб авиации ВМФ.
Дальнейшую службу гвардии лейтенант А.Ф. Борисов проходил в 6 перегоночной аэ 3-го ВМАУ. В октябре 1943 г. за безаварийный перегон самолетов Ил-2 был представлен к ордену Красной Звезды. В апреле 1944 года, когда фашисты были прижаты в Севастополе, А.Ф. Борисов посетил деревню Ивановку, встретился с семьей Лозенко и поблагодарил ее за свое спасение. После победы над фашистской Гераманией подполковник А.Ф. Борисов продолжил службу в авиации ВМФ. В 1973 г. к его военным наградам прибавился орден Октябрьской Революции за заслуги в деле развития гражданской авиации СССР. В 1985 г. вышла книга летчика-партизана «Кандидатский стаж» о его службе в Сумском партизанском Соединении С.А. Ковпака.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БУГРИМОВИЧ
Чктвертым из «Сталинских соколов» а Соединение С.А. Ковпака попал младший лейтенант отряда Б-3 особой Белорусской авиагруппы ГВФ Василий Иванович Бугримович.
В.И. Бугримович
Война для него началась 22.06.41 года, когда летчик ГВФ Минского аэропорта В.И. Бугримович был назначен командиром звена Особой группы связи. И гражданские летчики пригодились на войне. При оставлении г. Минска, В.И. Бугримович получил задание установить связь со знаменитой сотой дивизией. Выполнил он это успешно: нашел штаб дивизии в д. Петровичи Смолевичского района, за что был награжден первым боевым орденом. В одном из воздушных боев с тремя «мессершмиттами» его По-2 был сбит, но пилот сумел выброситься из самолета, пришел к своим и был назначен в 61-й Краснознаменный гвардейский штурмовой ап, где за двое суток переучился на штурмовика. В конце августа 1941 года при штурмовке вражеской танковой колонны его Ил-2 был сбит снарядом и упал на захваченную врагом территорию. В деревне Грезняки Духовского района Смоленской области простая русская женщина, у которой на руках были трое малолетних детей, не побоялась спрятать у себя советского летчика. Немного окрепнув, В.И. Бугримович решил пробираться к линии фронта. И уже был близок к цели, когда в районе д. Ярцево его заметил предатель и выдал фашистам.
Сначала его отправили в лагерь для военнопленных в Духовском районе. Через несколько дней перевезли в Смоленский лагерь, а потом в г. Оршу, откуда направили в Освенцим. 25.09.41 года летчик собрал последние силы и выпрыгнул на ходу из поезда в районе Борисова. Получив сильную травму черепа, некоторое время был без сознания. А когда пришел в себя, то решил добраться до родной деревни Демехи Речицкого района Гомельской области. Это примерно 400 км. С опухшими ногами и травмой головы В.И. Бугримович потерял сознание в четырех километрах от родной деревни. Его нашли, в родном доме мать обогрела, лечила, кормила. Едва окрепнув, В.И. Бугримович создал боевую группу, в которую вошли шесть его односельчан и еще шесть патриотов из соседней деревни Салтаново – И. Курс, В. Бреус, М. Пинчук, М. Денисенко, А. Тарасенко и др. В этой же группе был и его брат Петр.
3.11.42 г. В.И. Бугримович встретился с группой партизан С.А. Ковпака и стал бойцом 1-го сб Соединения п.о. Сумской области. Уже 15.11.42 г. он участвовал в разгроме полицейского участка, спиртзавода и станции Демехи.
Завершая свой знаменитый рейд на Правобережную Украину, партизаны крайне нуждались в связи с Большой землей, тем более что в Соединении было 300 раненых партизан, и В.И. Бугримович предложил С.А. Ковпаку построить аэродром прямо на льду озера Червонное возле д. Ляховичи Житковичского района Гомельской области БССР. Площадку для приема самолетов сделали 1000 м длиной и 200 м шириной. Толщина льда была 47 см, но этого оказалось мало для посадки самолетов. Поэтому вокруг площадки прорубили 12 ям и каждый день поливали водой, чтобы дорастить лед до необходимой толщины. Ориентиром для посадки стало огромное дерево на берегу. Когда аэродром был готов, связались с Москвой. Однако ждать самолетов пришлось 13 суток, т.к. ни один летчик не решался садиться на лед озера. Каждую ночь вдоль площадки партизаны делали передвижные костры. Наконец первым решился на рискованный шаг ГСС Б.Г. Лунц. На следующую ночь прилетел ГСС Ф.Г. Радугин. За этот полет оба летчика были награждены орденом Красного Знамени. Комендант партизанского аэродрома В.И. Бугримович рассчитал все точно — никто не погиб при взлете или посадке, за что и получил свою очередную боевую награду.
На Большую землю В.И. Бугримович вылетел 28.01.43 г. вместе с легендарным дедом Талашом, известным героем Гражданской и Великой Отечественной войн, которому Якуб Колас посвятил повесть «Трясина». В Кремле им обоим М.И. Калинин вручил ордена Красного Знамени. После непродолжительного лечения в Подмосковье партизана направили в г. Ташкент на курсы высшей летной подготовки, а затем в военно-транспортную авиацию. Как-то раз В.И. Бугримович в составе экипажа Ли-2 прилетел к партизанам бригады П.А. Балыкова. Это было восточнее Сожа, между Чечерском и Кормой. Самолет, уже совершивший посадку на партизанском аэродроме, обстреляли с воздуха фашистские истребители и вывели из строя. В.И. Бугримовичу на некоторое время пришлось опять стать партизаном. Когда он вернулся в полк, новая беда - по доставке разведчиков на границу с Финляндией, его самолет попал в сильную грозу, от удара молнии машина загорелась, стала терять высоту и упала. Все шесть человек экипажа оказались под обломками самолета, многие без сознания. Несколько месяцев в московском госпитале опытные врачи боролись за жизнь экипажа. Всех удалось спасти, но В.И. Бугримовичу только через полгода разрешили сесть за штурвал, и то с оговоркой: «Летать не более двух часов в день».
На второй день после освобождения Минска, 4.07.44 г., В.И. Бугримович занял Минский аэродром Лошица, куда привез начальника Белорусского управления гражданской авиации В.М. Короткова. Аэродром начал функционировать. А летчик-партизан продолжал летать. На заключительном этапе войны он держал постоянную связь со штабом 7-й гвардейской армии В.И. Чуйкова под Берлином.
Пройдя всю войну от первого до последнего дня, пилот гражданской авиации 2-го класса Минского аэропорта В.И. Бугримович был пять раз ранен, тяжело контужен, получил тяжелейшие травмы черепа, позвоночника и левого плеча, обморозил ноги. За свой героизм он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, двумя медалями «Партизану Отечественной войны» I степени.
ЭКИПАЖ КАПИТАНА В.А. ТИШКО
В ночь с 28.01.43 г. на 29.01.43 г. на ледовый партизанский аэродром озера Червоное сел самолет 102 апдд капитана Владимира Алексеевича Тишко. В состав экипажа входили бормеханник – старший техник-лейтенант Кирилл Порфирьевич Кольга, штурман - старшина Николай Федорович Аврамов, бортрадист - сержант Николай Алексеевич Богачев, стрелок - старшина Алексей Петрович Заруднев Посадка была не совсем удачной, самолет колесом попал в проталину и повредил винт.
Самолет на Червоном озере
Днем 29.01.43 г. на с. Ляховичи налетели два бомбардировщика Ju 88A. Партизаны встретили их дружным огнем. Пулеметчик 4-й роты 1 сб П.Я. Шведов сбил одну машину, которая взорвалась в воздухе, а ее обломки упали в трех километрах юго-восточнее озера. Гитлеровцы скинули 20 авиабомб и десятки зажигалок, но большого урона не принесли. Перед заходом солнца появился еще один «юнкерс», бомбить село он не отважился и сбросил бомбы на озеро. К счастью они упали далеко от замаскированного на льду советского самолета.
В ночь с 29 на 30 января для ремонта самолета прибыли инженер Виктор Петрович Викентьев и техник-приборист Дмитрий Илларионович Ляховский. Всю ночь кипела работа. Партизаны и местные жители под руководством заместителя командира Соединения по хозяйству М.И. Павловского перетащили транспортный «Дуглас» на полкилометра от места аварии. В.П. Викентьев и Д.И. Ляховский заменили поломанные винты. До утра машину починили и замаскировали парашютами. Следующей ночью самолет должен был вернуться на Большую землю.
30.01.43 г. уцелевший накануне бомбардировщик Ju 88A в 12.30 в одиночку вновь атаковал аэродром и прямым попаданием разбил самолет. Сработала фашистская агентурная сеть. Сфотографировав горящий советский самолет «юнкерс» сразу улетел.
1.02.43 г. Соединении вышло из с. Ляховичи и продолжило свой рейд. Экипаж из пяти человек во главе с командиром капитаном В.А. Тишко, инженер В.П. Викентьев и техник Д.И. Ляховский временно влились в ряды партизан. Новых бойцов разделили в подразделения. Только 21.03.43 г. когда партизаны наконец-то в околицах Речицы смогли оборудовать новую площадку для приема самолетов ГСС Б.Г. Лунц забрал экипаж капитана В.А. Тишко, В.П. Викентьева и Д.И. Ляховского на Большую землю.
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ МАРТЫНЕНКО
Трагически сложилась судьба младшего лейтенанта 9 легкобомбардировочного авиаполка Алексея Николаевича Мартыненко. Поступив в отряд 28.01.42 г. летчик практически сразу был назначен начальником разведки Глуховского п.о. К сожалению, в тяжелой ситуации лета 1942 г., когда Соединение, ведя непрерывные бои, выходило из окружения в Брянские леса, 20.07.42 г. он перебежал на сторону врага. Знавшего немецкий язык предателя взяли переводчиком в Глуховсое гестапо. Его сестра, бывшая учительница немецкого языка с. Землянка Глуховского района Сумской области, уже сотрудничала с немцами.
А.Н. Мартыненко участвовал в расстреле семей партизан в Зазирках. И зазирчане ему этого не простили и отомстили потом. В сорок третьем году он увидел, что Красная Армия побеждает, что уже движется к Украине, и решил сотрудничать с партизанами. Начал писать записки о передвижении немецких войск через Глухов, через хутор Михайловск, через Локоть на Курскую дугу. Он давал это описание и думал, что искупил свою вину. Но зазирчане этого не знали! Это знал только комиссар и командир 2-го Глуховского отряда. И когда 30.08.43 г. Красная Армия освободила г. Глухов, предатель пришел... Бывший секретарь подпольного райкома А.Х. Румянцев, ставший секретарем райкома партии, предложил выйти предателю на митинг и покаяться. А.Н. Мартыненко пришел. Но зазирчане пришли тоже. Увидели его. И один из них, бывший командир отделения Глуховского 1-го, а затем 2-го п.о. И.А. Романцов со словами: "Вон смотри, предатель, тот, что наши семьи стрелял" снял автомат и расстрелял…(Из воспоминаний глуховчанина А.П. Голуба)
ЭКИПАЖ ЛЕЙТЕНАНТА М.И. ПОПОВИЧА
Напрямую судьба экипажа самолета Ли-2 101 апдд 1 аддд лейтенанта Михаила Ивановича Поповича не связана с Соединением С.А. Ковпака. Летчики пропали без вести в ночь с 6 на 7 ноября 1942 г. в районе западнее Орши, недалеко от местонахождения партизан. Подробности катастрофы командование узнало из письма комиссара Соединения С. В. Руднева, расследовавшего обстоятельства гибели летчиков по просьбе командира полка В.С. Гризодубовой.
М.И. Попович
Летая на низкой высоте и разыскивая место выброски груза на парашютах, самолет попал под обстрел зенитной артиллерии фашистов и был поврежден. Оба мотора остановились. Во время приземления самолет зацепил плоскостью тригонометрическую вышку и разбился. Командир экипажа М.И. Попович и штурман лейтенант Иван Георгиевич Талалайкин погибли. Оставшиеся в живых ушли в лес и спрятались в заброшенном блиндаже. Все были ранены. Старшим оказался второй летчик младший лейтенант Алексей Михайлович Иванов. Но он был тяжело ранен и двигаться сам не мог. Увидев бегущих к ним фашистских карателей, А.М. Иванов дал команду борттехнику Федору Ивановичу Коржакову, радисту сержанту Андрею Михайловичу Талалаеву и стрелку старшему сержанту Виктору Николаевичу Покровскому бежать дальше, в глубь леса. Потерявшего сознание А.М. Иванова взяли в плен. Двое раненых ушли в партизанский отряд А.Н. Сабурова. Стрелок В.Н. Покровский исчез.
«Разведчикам Ковпака, — писал Руднев, — удалось установить обстоятельства смерти летчика Иванова. Фашисты допрашивали его с целью узнать, куда летел самолет, по какому заданию и кого имел на борту. Обозленные молчанием советского офицера, они замучили его насмерть. Из убежавших в лес по команде Иванова трех человек стрелок Покровский проявил трусость: отстал от товарищей и сдался врагу. По заданию фашистской разведки предатель Покровский прибыл в партизанский отряд Ковпака, но нами разоблачен и переправлен в полк на самолете. Сообщаю для сведения родных и друзей: трупы коммуниста Поповича и его штурмана Ивана Георгиевича Талалайкина похоронены местными жителями, вопреки запрету гитлеровцев, на месте гибели самолета» (Верхозин А.М. Самолеты летят к партизанам – М., 1964. – стр. 68).
Ф.И. Коржаков и А.М. Талалаев вернулись в свой полк 22.03.43 г. В.Н. Покровский отправлен на Большую землю 25.01.43 г., осужден в ИТЛ 5.05.43 г.
Вот и все о «Сталинских соколах» С.А. Ковпака.
С уважением, Андрей