Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Фотоэкскурсии от хормейстера Нацоперы Украины Анатолия Леонидовича Семенчука. № 1  (Прочитано 78287 раз)

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Дорогие Форумчане !
                                                                                           Хочу вместе  с вами порадоваться  одному сюжету .
Этим летом 2011 года  я летел  через Москву  к отцу на Урал .
В аэропорту Домодедово я познакомился с прекрасным человеком из Уфы Нариманом Еникеевым .
Я попросил его сделать пару снимков на мой фотоаппарат .

В аэропорту Домодедово - Москва

После чего мы разговорились .
Порой мимолетная встреча перерастает в добрые отношения и внимание к друг к другу .
Так и произошло , чему я очень рад .
Мы обменялись эмейлами .....
Я  рассказал ему о Форуме Поисковых Движений .
И вот буквально вчера я получил  от Наримана   замечательный фоторепортаж из Японии.
С разрешеняи Наримана , я даю  ссылку  на его журнал  .
Это удивительный рассказ о восхождении на Фудзияму.
Я в  восторге и такое ощущение , что словно сам побывал на Фудзияме .
Блестящий репортаж , фотоснимки , тон повествования  - все восхитительно  !
В свое время мне  не удалось  побывать там .
Как мне кажется ...........что ни один артист Нацоперы  Украины ......так и не взошел на  эту Священную Гору .
По крайней мере я об этом не знаю ..........
Уж больно шикарный  материал и такое прекрасное литературное сопровождение  .
Именно так я и написал Нариману ответ и  попросил у него  разрешния поделиться  с вами , Форумчане !

Вот эта ссылка от Наримана Еникеева .

Фудзияма покоренна - Нариман Еникеев на вершине .


Ее только надо только  открыть и смотреть.

1 часть "Дорога на Фудзи-сан"  .
В конце просмотра есть следущая часть № 2 .

2 часть "Дорога на Фудзи, вперёд и вверх" .
После просмотра  внизу  3 часть .

3 часть "Дорога на Фудзи, вершина".


Вот здесь небольшой отчёт с фото  в трёх частях .


http://n52.livejournal.com/11113.html
« Последнее редактирование: 21 Октября 2012, 17:31:50 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Дорогие Форумчане , добрый день !
В предверии своего дня рождения хочу поделиться с вами красотами и досторпимечательностями своего родного города Троицка  в Челябинской области .
Этим летом я был у папы на Урале .
Однажды я  много фотографировал из окна  маршрутки , девочка лет 14 - 15 сидевшая  напротив меня спросила : " А куда вы потом фотографии будте выкладывать ?"
Я ответил :"На Форум Поисковых Движений !".
Рассказал ей как туда можно попасть , написал что и как надо делать .
Пообещал милой  незнакомке ,  что  я обязательно вспомню про этот случай и  ее вопрос , когда буду выкладывать   фотографии на Форуме .
Я порадовался так же  , что моей маленькой  спутнице  было  радостно  , что ее родной город фотографируют .
Если бы  Вы видели ее глаза  полные гордости за свой город  , за  мой город моего детства .
Я всегда об этом вспоминаю , это было так трогательно .
Порой для меня и для всех нас запоминаются такие душевные моменты .
Очень надеюсь что  моя незнакомка - землячка  прочтет эти строки и ей будет  приятно ,  что я сдержал свое  уральское слово !
И  вот только сейчас  представляю  на ваш суд мои фотозарисовки  по родным местам .
Желаю приятного просмотра .
Надеюсь оно будет интересным .

А назвал я это фотопутешествие "Крыша дома моего ".


Дом где я родился .

А это  крыша дома моего  в городе Троицке . 
В нем  сейчас живет  только мой папа  .
Маму мою  Клавдию Васильевну Семенчук  мы похоронили вот уже как 11 лет тому назад .

Это фотография давних лет   всей нашей семьи:
Мой папа  Леонид Моисеевич Семенчук
Я - Анатолий Семенчук
Бабушка - Екатерина  Павловна Семенчук
Моя сестра  - Людмила Семенчук
Моя мама - Клавдия Васильевна Семенчук
стоят  :
Родной брат папы - Виталий Моисееич Семенчук
Родная сестра мамы - Анна Васильевна Галактионова

Мой папа участник Великой Отечественной Войны Леонид Моисеевич Семенчук .

Вокзал станции Троицк .
На месте прекрасной клумбы цветов здесь раньше  был памятник В.И. Ленину

Вот как это было раньше



Вид станции вокзала Троицка с переходного моста




« Последнее редактирование: 20 Октября 2011, 03:51:27 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329

Моя  бабушка Екатерина Павловна  Семенчук , у которой было 9 детей .
Все мальчики  стали военными


Это мой дедушка Моисей Васильевич Семенчук  , жаль но я его не знал .
Вернувшись с войны он рано умер .

Геннадий Моисеевич Семенчук , закончив  Военную Академию им. Фрунзе служил в ракетных войсках

Виталий  Моисеевич Семенчук  с отличием закончил Военную Акдемию им. Фрунзе.
За его плечами Дальний Восток  - от начальника заставы  до руководства  пограничными  войска  в тех регионах .
Последние годы жизни ,  будучи в Москве возглавлял и помогал в деле налаживания пограничной службы дружественым  нам государствам .
Единственный мой дядя , который играл в оркестре ( в военном училище )  на флейте.
Дядя был очень рад что связал свою жизнь с музыкой .

Самый именнитый мой дядя - полковник Георгий Моисеевич Семенчук .
Прошел всю Великую Отечественную войну  .
После войны  долгие годы возглавлял Пограничное училище в Калиниграде  .
Кавалер многих государственных и ведомственных наград и, в том числе, двух орденов: Отечественной войны 1-й степени (1985) и Красной Звезды.
Находясь в отставке, вёл активную работу по пропаганде через центральные СМИ пограничных войск России и стран СНГ лучших боевых традиций бывшего КПВУ.
Заслуженный работник культуры Молдавии

Мой папа ( втрой справа в первом ряду) уйдя в запас , окончил Курганское педагогический институт исторический факультет .
Долгое время был  учителем  , а потом директором  средней школы в г. Троицке

« Последнее редактирование: 20 Октября 2011, 03:53:22 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329

В центре города Троицка есть парк Славы  .







« Последнее редактирование: 20 Октября 2011, 03:54:02 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Аллея Героев Советского Союза города Троицка .










Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329



На этом месте будет установлен памятник матерям , вдовам  защитников Отечества .







« Последнее редактирование: 20 Октября 2011, 21:45:56 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329

Дом  где жил Герой Советского Союза Столяров Николай Иванович



Обелиск воинам гражданской войны на жиркомбинате




Памятник воинам - железнодорожникам .
Это  почти   напротив  моего  дома .


Стенды подготовленные  городом  к   65 -  Юбилею Великой Отечественной Войны .
Рядом с  центральным парком в центре города Троицка .
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329

Если внимательно присмотреться , то мы увидим две мемориальные доски при входе в здание вокзала


 Вот одна из них


Вторая посвященная воинам - железнодорожникам погибшим в годы Великой Отечественной Войны .


Обелиск  красноармейцам  - железнодорожникам павшим за Власть Советов
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329

Центральный вход городского кладбища .
В миру называется "Бурумбайка" .
Раньше еще - задолго  до революции здесь был  менный двор хана Бурумбая .
Здесь похороненны мои бабушка ,  мама ,  родная тетя ....

Дорога сразу нас приволит в месту , где зарохоненны Троицкие веротолетчики , погибшие при выполнении боевого задания.
Это воины отдельной боевой  части слежения за космическими объектами.







« Последнее редактирование: 28 Сентября 2012, 08:21:07 от Троицк »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Многоуважаемый Анатолий Леонидович!
С Днём рождения! Счастья Вам, здоровья и ещё более бурного творческого процветания!
Восхищён Вашими фотоэкскурсиями! Спасибо за то, что Вы в наших рядах!
Искренне Ваш, Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Дорогие Форумчане , добрый день !
Вот снова я с вами  после долгого молчания .
Этот 2012 год - год моего юбилея и я буду рад поделиться с вами новыми событиями  этого уходящего года , которые были и еще будут ......

Этим летом - 2012 году произошло знаменательное событие .
Прошло ровно 40 лет как я  закончил  Челябинское музучилище им. П.И. Чайковского .
В 1968 году поступил , а в 1972 закончил   фортепианный факультет   названного училища .
Я был один........ на курсе среди моих девушек - красавиц - пианисток .
Наконец-то нам  удалось встретиться  вместе  через 40 долгих лет .
Мы поддерживали контакты через скайп  , звонки по телефону или эмейлы .
Но когда увидели друг друга ...................словно не было этим четырёх десятилетий .
Какая это была замечательная  встреча  -  19.07.2012 !

Приехали все кто мог на момент нахождения в Челябинске .
Сколько радости и разговоров было ............

Сначала мы были в  родном музучилище , сделали фото в легендарном  концертном зале , где мы сдавали  свои госэкзамены по камерному (традиционно это  рояль  - скрипач , виолончелист или другой исполнитель - солист  , мы исполняли  камерные сонаты для для скрипки или виолончели  )  , по концертмейстерскому классу  ( это уже с  певицей или певцом -  испонение арий ,  романсов )  и конечно исполнение сольной программы на рояле .

Потом в кафе "Шафран" мило провели световой день : общались ,фотографировались .

Предлагаю вашему вниманию несколько фотографий
.




Мои милые однокурсницы


Фото за легендарным роялем . Сколько еще выпукников  играло на нем  !!!

Такое звездное небо зажигается над зрителями , когда идёт концерт 

У входа в музучилище .

Вход в кафе "Шафран"

Панорамма внутреннего дворика кафе


 Крайняя беседка - в ней мы чудно провели время общения .


« Последнее редактирование: 28 Сентября 2012, 20:51:48 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Мне очень хочется в дни своего Юбилея вспомнить своих педагогов ,  которые дали мне путевку в музыкальную жизнь .

Мои учителя терпеливо учили  , мудро воспитывали  .
Научив всему  отправили меня в самостоятельное   плаванье  в  океан звуков .

Я низко кланяюсь им и всегда об  этом помню .

Мой педагог по классу оперно - симфонического дирижирования 
- Вадим Борисович Гнедаш , народный артист Украины , профессор  .
Я закончид факультет оперно - симфонического дирижирования в 1984 году
- уже работая 4 года в Нацопере Украины хормейстером .

Вот несколько интервью моего учителя :




ВАДИМ ГНЕДАШ:   Партитура — как захватывающий роман   



 С именем Вадима Борисовича Гнедаша связаны самые яркие страницы музыкальной истории нашей страны. Он три десятилетия руководил оркестром Гостелерадио УССР, сделал около тысячи записей, наряду с сотнями партитур зарубежных классиков переиграл практически всю украинскую музыку ХХ века!

 Гнедаш дал путевку в жизнь многим композиторам Украины: Левку Колодубу, Евгению Станковичу, Лесе Дычко, Ивану Карабицу и др. Под его руководством были записаны симфонии и сочинения Левка Ревуцкого и Бориса Лятошинского, которые ныне входят в «золотой фонд» украинской классической музыки. В совместном творчестве со многими певцами (Дмитрием Гнатюком, Анатолием Соловьяненко, Евгенией Мирошниченко, Анатолием Мокренко, Юрием Гуляевым, Анатолием Кочергой и др.) создал жемчужины украинской народной песни и сочинений мировых классиков. Маэстро позаботился и о том, чтобы голоса легендарных Михаила Гришко, Бориса Гмыри, Петра Белинника и многих других мастеров вокала сохранились на пленке, а значит, и в нашей памяти.

 Уже много лет В. Б. Гнедаш занимается преподавательской деятельностью. А главными героями юбилейных торжеств, которые пройдут осенью, станут ученики маэстро — выпускники Киевской консерватории (ныне НМАУ).

УРОКИ ЖИЗНИ И УРОКИ МУЗЫКИ

— Вы родились в Москве, но всю жизнь проработали в Киеве...

 — Мой отец, Филипп Павлович Иртюга, был пламенным революционером, членом партии большевиков с 1918 года. Родом он из Сибири, куда во время столыпинских реформ переехали с Черниговщины его родители. Бабушка в Сибири умерла, не научившись говорить по-русски. Отец воевал всю гражданскую войну, был правой рукой военнокомандующего И. Якира, имел чин полковника особых поручений. Всю Первую мировую они прошли вместе. А до Октябрьского переворота отец, кажется, был землемером.

 Когда столицу Украины перенесли в Харьков, Иона Эммануилович Якир поселился там. Папа всегда жил с ним в одной квартире, как в одной семье, но в отдельной комнатке. В Харькове он женился на моей маме, после чего поехал в Академию военно-воздушных сил им. Жуковского. Иона отпустил его на учебу, потому что чин высокий, а образования не было... Мама, коренная харьковчанка, перевелась в Московский медицинский институт, но по специальности потом не работала. Позже играла в оркестриках под моим руководством на рояле, аккордеоне.

 В 1934-м, когда столицу перенесли в Киев, отец окончил академию. Отца любили в армии, он был веселый, компанейский, красивый парень. Блюхер хотел его забрать на Дальний Восток, но Иона не отпустил. В Киеве нашей семье дали большую четырехкомнатную квартиру рядом со зданием Совета Министров. Папа получил должность главного инженера военно-воздушных сил Киевского особого военного округа, стал генералом.

— А как вы, сын военного, пришли к музыке?

 — Отец мечтал, чтобы я учился музыке. Музыку он очень любил, хорошо пел. Я даже запомнил арию Демона в его исполнении (мама аккомпанировала). Такие тогда были большевики: сначала все уничтожали, а когда захватили власть, стали учить детей «буржуазной» музыке и немецкому языку. Года два я проучился игре на фортепиано дома. А потом наступил 1937 год... Однажды отец ушел на работу — и больше уже домой не вернулся... На тот момент мне исполнилось 6 лет, а сестре — 6 месяцев. Затем, в 1938-м, арестовали деда — маминого отца... Мама с двумя детьми на руках регулярно ходила в республиканское правление НКВД (бывший Институт благородных девиц, потом Октябрьский дворец). Однажды в кабинете следователя увидела другого следователя — жуткого вида палача, который сказал: «Ваш следователь Капустин оказался врагом народа», — и забрал у матери паспорт. Нас тогда спас молодой лейтенантик, который не только вернул документ, но и приказал немедленно выехать из Киева. Мы удрали к деду в Харьков (на Москалевку-33) — этот домик до сих пор не снесли. Там до 1941-го я ходил в общеобразовательную и музыкальную школы, а т. к. рояля уже не было, то мне купили маленькую скрипочку-восьмушку.

«КОГДА Я УВИДЕЛ НОТЫ, ТО БУКВАЛЬНО ЗАБОЛЕЛ»

— Вам часто приходилось общаться с Борисом Николаевичем Лятошинским?

 — Когда я учился в консерватории, то благоговел перед ним. Все знали, что Лятошинский — гений. Его можно поставить в один ряд с Прокофьевым, Шостаковчием, Мясковским, Хачатуряном. А в Украине он такой был один. А как иначе можно воспринимать человека, который написал Третью симфонию? Тогда мы только ее и знали. Первую и Вторую симфонии я вытащил из «ямы» гораздо позже, в 1960-х. На это меня надоумил сам Борис Николаевич Лятошинский. Как-то, уже будучи руководителем оркестра Гостелерадио УССР, встретил его возле Оперного театра (он любил пешком ходить на работу). Спрашиваю: «Борис Николаевич, над чем вы сейчас работаете? Я с радостью сыграю». А он отвечает: «Вы знаете, я сейчас пока не могу дать ноты. Вот даже сейчас иду и в уме дорабатываю». И грустно-грустно добавил: «Так у меня ведь еще и Вторая симфония есть»... Когда я увидел ноты, то буквально заболел... Гениальная музыка! Потом уже пришла очередь Первой, ее успели записать на пластинку... Лятошинский — великий композитор, настоящий. По сути, «Тараса Бульбу» Лысенко он дописал.

— После консерватории вы сразу пошли работать?

 — Первый год после окончания работал в Оперной студии при консерватории, очень многому научился у Вениамина Тольбы, который не преподавал, а только дирижировал. На четвертом и пятом курсах я ходил на все репетиции: уходил из дому в 8 утра и возвращался в полночь! Это была настоящая школа! Перенял у Тольбы манеру работу с певцами. Постепенно он стал мне поручать отдельные спевки, мизансцены, репетиции. Когда пришло время распределения на работу, концертмейстеры Оперной студии пошли к ректору Андрею Штогаренко: «Нельзя нам упустить этого мальчишку, у него же есть вокальный слух, умение работать с певцами!». Тольба мне передал «Евгения Онегина», позже мы вместе ставили «Волшебную флейту», я осваивал текущие спектакли.

«НЕ ОБСЛУЖИШЬ ШАХТЕРОВ — НИКУДА НЕ ПОЕДЕШЬ!»

— Вадим Борисович, насколько сильно изменилась ваша жизнь после переезда в Донецк?

 — В Донецке меня помнили по конкурсу 1955 года и пригласили на место второго дирижера. Я из Киева уезжать не хотел, но меня соблазнили отдельной комнатой в новом доме для работников искусств... Это сейчас Донецк — почти «столица», а тогда в городе была одна центральная улица — до металлургического завода им. Сталина, остальное — землянки, грязь... Но симфонический оркестр, который возглавлял Соломон Семенович Фельдман (у него я тоже очень многому научился), был очень приличный. И когда через несколько лет Фельдман уехал из Донецка, то я занял его место. Мы играли все симфонии Бетховена, Чайковского, Брамса и т. д. Много исполняли украинскую музыку. Участвовали в фестивалях, месячниках, выступали со знаменитыми хоровыми капеллами Москвы и Ленинграда, аккомпанировали Ойстраху, Гилельсу... Донбасс в первую очередь обеспечивался не только питанием, туда в обязательном порядке приезжали лучшие музыканты СССР. Помню, как после концерта в Донецке Эмиль Григорьевич Гилельс настоял на выступлении в Горловке, потому что там его должны были снимать на кинопленку. До того у него был тур по Америке, а после он летел в Великобританию. Гилельс признался: «У Союзконцерта жесткие условия. Не обслужишь шахтеров — никуда не поедешь»!

— С оркестром Гостелерадио УССР вы записали массу музыки. Кто решал, что записывать в фонды радио, а что — нет?

 — После меня в фонотеке Гостелерадио Украины осталось около тысячи фондовых записей, а были ведь не только фондовые! Формально мы обслуживали редакцию радио. Политика была жесткой: должен звучать украинский советский репертуар. Телевизионные трансляции поначалу были редкими, но позже ситуация изменилась. Включиться в этот бешеный конвейер было очень тяжело. Одно дело — выступления на эстраде, которые давались мне легко, другое дело — запись, где все должно быть исполнено идеально! Каждый раз писали до тех пор, пока не получится, иначе худсовет не примет (в него входили 15 человек, досконально знающих партитуры). Отбором произведений занималась редакция, там работали люди разного уровня. Главным редактором была Анастасия Леонидовна Довженко, кстати, благодаря ей я попал на радио и получил в Киеве квартиру...

 Ежедневно было четыре часа репетиций, иногда, не очень часто, — концерты в Киевской филармонии. У 1956—1957 гг., когда еще не было налажено сотрудничество с Домом звукозаписи, дважды в неделю (по вторникам и пятницам) играли на телевидении прямые эфиры! Потом пошли разговоры, чиновники побоялись живых эфиров, а вдруг кто-то из музыкантов выкрикнет что-то антисоветское. Начали делать записи и пускать их в эфир (после нескольких трансляций разовые записи размагничивали).

— Преподавать вам нравится?

 — Конечно, это у меня получается. Во-первых, все произведения, которые изучаю со студентами, я или играл, или записывал. Во-вторых, с годами становишься мудрее, гораздо лучше понимаешь музыку. Партитура — как захватывающий роман.

— Как проходят ваши дни, свои старые записи слушаете?

 — С 1984 года живу возле Голосеевского парка, каждый день по два часа провожу на свежем воздухе, делаю зарядку. До этого имел четырехкомнатную квартиру напротив консерватории, но мы с женой, актрисой театра им. Франко, развелись, поэтому прошлось разменять жилье... А что касается моих записей, то, как ни странно, у меня их дома почти нет. Это как сапожник без сапог. Все думал, успеется... Но и сейчас иногда включаю радио — звучит. Слушаю, и мне не стыдно...





Известный украинский дирижер в июле этого 2012 года  отметил свой  81 день рождения .

500 г хлеба для скрипача

— Вадим Борисович, расскажите, пожалуйста, как пришли в музыку? Или вас привели?

— Родители мои были уверены, что ребенок должен заниматься музыкой. Они пригласили учительницу-немку, которая преподавала мне немецкий и музыку. Мама, окончившая Киевскую консерваторию по классу вокала, ушла в медицину (в музыку она вернулась позднее — играла на фортепиано и аккордеоне в эстрадном оркестре, который я организовал в Житомире). Когда арестовали отца, крупного работника авиации, мать ходила на допросы в бывший Институт благородных девиц, ставший потом Октябрьским дворцом, — страшное в Киеве было место. Арестовали как врага народа и Капустина, следователя, который вел дело отца. После этого у мамы отобрали паспорт. Только благодаря доброте молодого сотрудника НКВД ей тайком вернули документ. Мы бежали из Киева в Харьков, в дом моего деда. До 1941-го я ходил в общеобразовательную и музыкальную школы. Рояля уже не было, мне купили скрипочку-восьмушку. Фанатизма я не проявлял: частенько водил смычком по струнам, читая романы Дюма.

В те времена молодежь развлекалась на «вечорницях», где я пригодился как скрипач. С посиделок и свадеб начались мои первые заработки. В 1944 г., когда мне было 13 лет, я устроился в оркестр Лебединского украинского музыкально-драматического театра скрипачом. Получал 550 рублей и 500 г хлеба. Через два года поступил в Житомирское музучилище; учился и работал в местном музыкально-драматическом театре, который существует и сейчас. С педагогом очень повезло — Сергей Андреевич Каплун был легендарной фигурой, он ввел меня в мир серьезной музыки.
«В зачетке не было четверок»

— Как случилось, что вы стали дирижером?

— Играл на скрипке по восемь часов в день и «переиграл» руку. Скрипку пришлось оставить. Год занимался хоровым дирижированием, а в 19 поступил в Киевскую консерваторию на оперно-симфоническое дирижирование. Случай беспрецедентный: на наш факультет берут только с высшим образованием. Занимался у тогдашнего ректора Александра Климова, опытного музыканта и педагога. Одно время он был главным дирижером киевской оперы, работал и в оркестре радио. Впоследствии Екатерина Фурцева пригласила его главным в Кировский театр (нынешняя Мариинка), он умер в Ленинграде.

— Кто еще из ярких музыкантов тех лет запомнился?

— Был у меня близкий друг Люка Александров (профессор Киевской и Московской консерваторий, пианист Александр Александрович Александров. — Авт.). Мы с ним на двоих снимали комнату. Это гениально одаренный пианист и музыкант, которого сейчас просто не с кем сравнить. Не знаю как, но ему в руки попала карманная партитура Рапсодии на тему Паганини Рахманинова, напечатанная таким мелким шрифтом, что с лупой не разглядишь, — Рахманинов почти до конца 40-х годов в СССР не звучал, практически был запрещен, считался чуть ли не белогвардейцем. Александров уговорил нашего дирижера Вениамина Тольбу исполнить это произведение. И они играли рапсодию. Я буквально пропитался этой чудесной музыкой.

Вениамин Тольба, киевская легенда, был знаковой для меня фигурой. Его постоянно выгоняли и возвращали и в Оперный театр, и в консерваторию. Это был музыкант с феноменальным талантом и столь же несносным характером. Его боялись и уважали. Слух у Вениамина Савельевича был не то что утонченный — изощренный. Он учил певцов видеть за нотами смысл и содержание, читать подтекст музыки. С первого курса я не пропускал ни одной его репетиции. Он меня заметил, стал поручать мизансценные репетиции, позволял дирижировать отдельные сцены. Со временем я дирижировал «Евгения Онегина» в оперной студии консерватории.

С огромным теплом и преклонением вспоминаю Фриду Аэрову, преподававшую у нас сольфеджио и гармонию. Фрида Исааковна могла научить труп. У нее была своя система, основанная не на повторении надуманных упражнений, а на анализе живой музыки. Благодаря ей я вышел в первые ученики, и она долго потом вспоминала, что у нее учился Гнедаш. А учился я рьяно: в зачетке не было ни одной четверки.
«Не обслужите шахтеров, Лондона вам не видать!»

— А первые конкурсы не забыли?

— В 1955 г. у нас проводился смотр (по сути конкурс) молодых дирижеров Украины. Я получил 4-е место. И попал в компанию известных Юрия Луцива, Евгения Дущенко и Александра Островского. В 1959-м на Первом конкурсе дирижеров Украины мы с Геннадием Проваторовым разделили 1-е и 2-е места. Я тогда работал главным дирижером Донецкой филармонии. Долго колебался, ехать ли в Донецк (в то время Сталино). Это был совсем не тот город, что сейчас, — одна центральная улица, а дальше грязь по колено. Оперный театр и филармония меня «купили» — предложили отдельную комнату. В Киеве жилья своего у меня не было, мыкался по углам.

В Донецке проработал пять лет. Это была замечательная школа, репертуар менялся постоянно, солисты приезжали первоклассные: им вменялось в обязанность обслуживать шахтеров. Помню, Эмиль Гилельс после концерта изъявил желание сыграть еще и в Горловке. Я искренне удивился — зачем вам это? «Видите ли, я сейчас был в Америке, а отсюда поеду в Лондон, и мне было ясно сказано — не обслужите шахтеров, Лондона вам не видать».

— Первое почетное звание вы получили рано. Как это было?

— Звание заслуженного артиста Украины получил в 29 лет, что по тем временам было нетипично. После декады украинской литературы и искусства в Москве я в числе других был представлен к званию заслуженного деятеля искусств. Честно говоря, когда об этом узнал, был шокирован, подумал: Лятошинский, Штогаренко — заслуженные деятели, и я тоже? Да меня же засмеют, пальцем будут показывать! Правдами и неправдами, уговорами в партийных кабинетах убедил изменить указ на заслуженного артиста.
«Мы сыграли тонны музыки»

— А потом началась радиотелевизионная эпопея...

— Да, мне позвонила редактор музыкальных радиопрограмм Анастасия Довженко и предложила стать вторым дирижером оркестра. 1 августа 1961 г. я принял должность. Вскоре стал главным. Первые полтора года постоянно ждал, что вот позовут и скажут: «У нас, дорогой товарищ, другая специфика, тут записи. Поезжай-ка ты обратно в Донецк разбрызгивать свои эмоции!» Слава Богу, такого не случилось, но осваивать специфику пришлось. Запись музыки — чрезвычайно кропотливый процесс. Он требует острейшего слуха, терпения и выдержки. Одно дело метать громы и молнии на концертах, другое — записывать по 16 дублей одного и того же. Записи принимает художественный совет, очень компетентные люди, и тут не проходит «нравится — не нравится».

— В итоге вы стали мэтром звукозаписи.

— Не мне судить. Но около тысячи фондовых записей дорогого стоят. Мы сыграли тонны музыки. Она звучала по радио ежедневно, нас постоянно снимало телевидение. А сейчас весь мой видеоряд размагничен. Что стоило тогда сказать: «ребята, сделайте для меня копию!» Не сказал, надеялся — никуда не денется. Мой предшественник, Константин Симеонов, «русский Караян», основал традицию исполнения украинской музыки, прошлой и настоящей. Я эту миссию продолжил. Естественно, играли все — и классику и романтику, но акцент был отечественный.

— А были у вас фавориты среди отечественных композиторов?

— Убежден, что гений в украинской музыке всегда был один — Борис Николаевич Лятошинский, все остальные — как минимум на ступень ниже. Его партитуры совершенны: он очень долго обдумывал все, вплоть до мельчайшей паузы. Я первым сыграл Первую и Вторую симфонии, другие его сочинения.

— Вам, вероятно, пришлось играть произведения всех украинских авторов?

— Всех без исключения. Я крайне негативно отношусь к деятельности группы Годзяцкого, Грабовского и других, никогда не пойму музыку Сильвестрова. Особняком стояли Иван Карабиц и Евгений Станкович, есть потрясающие взлеты у Мирослава Скорика. Жаль, что написал он немного, но его Концерт для оркестра и музыка к параджановским «Теням забытых предков» — просто шедевры.

— Приходилось ли записывать киномузыку?

— Очень много. Настоящим асом в этом деле был великий Константин Симеонов. Он к тому же неплохо на этом зарабатывал. Запись музыки для кино — непростая, трудоемкая, порой изматывающая работа. Музыка должна соответствовать происходящему в кадре до секунды. Так ее и записывают — с секундомером, не отрывая глаз от экрана. Малейшее непопадание в кадр считается браком. От бесконечных повторов музыканты нервничают.

— Сколько лет вы преподаете?

— С 1968-го преподаю в консерватории как совместитель, а с 1989-го, после ухода из оркестра, — полноправный ее профессор. Педагогика — это мое, дискомфорта не испытываю. Есть достойные ученики. Уход из оркестра, которому отдано почти полжизни, для меня был болезненным. На волне перестройки в мой кабинет пришла делегация, человек 15, с абсурдными, глупыми требованиями. Суть их сводилась к тому, что руководить будут они, а за качество конечного продукта отвечать должен я. Если не соглашусь — «им со мной будет не по пути». Я сказал, что это мне с ними не по пути. И ушел.

— Считаете, что карьера могла бы сложиться удачней?

— Карьерой доволен, а лучше и удачней в жизни она всегда может быть. А может и не быть.

Беседа с Вадимом Борисовичем перенесла меня в немеркантильные, счастливые и радостные времена — несмотря на отсутствие мобильных телефонов, интернета и телеконкурсов. Скрипач, повидавший многое и многих, достойно и мудро встретил свои 80; честно и добросовестно продолжает выполнять высокую миссию — несет людям Музыку.


С дорогим учителем в его классе


Блистательные концертмейстеры класса  В.Б.Гнедаша


Маэстро В.Б. Гнедаш в классе  где проходят занятия по дирижированию.





Вадим Борисович Гнедаш
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Имя Льва Николаевича Венедиктова  -  выдающегося музыканта , педагога , народного артиста СССР , профессора , главного хормейстера  Нацоперы Украины   знают все в музыкальном мире .

К тому же я его ученик  , работаю в театре  рядом с  маэстро  вот уже 33 года .
Прекрасный  педагог , прекрасный музыкант - многим музыкантам он дал путевку в жизнь .
И сегодня в театре рядом с ним работают его ученики .

В этом месяце - 6.10.2012 -  мой  шеф отметил своё 88 летие.
Более 50 лет он служит верой и правдой оперному искусству.
Участник  Великой Отечественной Войны , награжденн многими медалями , герой Украины за свой труд в опере ( кстати слово опера в переводе с итальянского переводится как Труд ).
Спасибо моему Учителю за  всё что он сделал  и  чему научил .
В годы  моей учебы ( окончил дирижерско - хоровой факультет  в 1978 году )  в консерватории Лев Николаевич Венендиктов был завкафедрой хорового дирижирования .

Помнятся его слова после госэкзамена с хором  :
" Анатолий  , тебе глава гокомиссии Клавдий Борисович Птица (главный дирижер и художественный руководитель хора радио и телевидения СССР , профессор Московской консерватории ) даёт рекомендацию на оперно -симфонический факультет ! Дерзай! "

 Я дерзнул и поступил !


С моим учителем  Л.Н. Венедиктовым


После премьеры оперы "Джаконды"


В кабинете у шефа

Национальная Опера Украины  , 201 класс - Л. Н. Венедиктову  80 !

В Национальной филармонии

Фото с учениками
« Последнее редактирование: 22 Октября 2012, 15:46:14 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Мастер хорового пения.
Лев Венедиктов — 50 лет в оперном театре   

Лев Николаевич Венедиктов принадлежит к художественной элите Украины. Народный артист СССР, народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, член-корреспондент Академии искусств Украины, профессор, лауреат всеукраинских премий имени Н.Лысенко и «Визнання». Удостоен отличия Президента Украины орденов князя Ярослава Мудрого V и ІV степеней, ордена Почета Российской Федерации, коммодор итальянского ордена Al merito della Republika Italiana. Этот выдающийся музыкант современности известен в мире вместе со своим хором Национальной оперы. «...Хор под управлением Льва Венедиктова по праву считается одним из самых лучших в Европе...» («Зюд курьер», Германия, 1993) — это лишь один пример из огромной прессы последних 30 лет, когда Лев Николаевич стал главным хормейстером Национальной оперы Украины. 136 спектаклей поставлены в этом театре при его непосредственном участии. Полвека Лев Николаевич работает в Национальной опере. Именно под его руководством хор театра стал уникальным исполнительским коллективом, которому подвластны сложнейшие творческие проекты. Его пением восхищались слушатели во Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Голландии, Бразилии, Канаде и других странах. Вот еще один отклик из прессы: «...Кто бы еще смог так убедительно и волнующе, со стихийной силой изобразить драматические события, как не прославленный на весь мир хор Национальной оперы Украины...» («Франкфуртер альгемайне Цайтунг», Германия, 1997).

Известный дирижер, народный артист Украины, профессор Вениамин Тольба так написал о своем коллеге: «Лев Николаевич, бесспорно, один из лучших хормейстеров в Украине. Как из собственного опыта, так и со слов старейших хористов могу с уверенностью говорить, что Лев Николаевич принадлежит к четверке самых выдающихся хормейстеров, работавших в оперных театрах Киева и Харькова, — Шток, Каваллини, Тараканов и Венедиктов... Высокая общая и музыкальная культура, замечательное знание вокала и мастерство хорового дирижирования, безупречный вкус, тонкий слух и глубокое проникновение в стиль и содержание исполняемых музыкальных произведений способствовали тому, что руководимый им хор Киевского оперного театра заметно вырос в своем мастерстве, а подготовленные им спектакли достигли концертного совершенства...»

Всю свою жизнь Лев Николаевич посвятил оперному театру. Театр стал его жизнью, в которой каждое новое представление — это страница биографии человека, а каждый день — самоотверженное служение Ее Величеству — Музыке.

А начиналась жизнь прославленного Мастера так.

Родился Лев Венедиктов 6 октября 1924 года в городе Тамбове, в семье известного в то время регента — Николая Яковлевича Венедиктова, который учился в Петербургской придворной певческой капелле вместе с А.Александровым и Ю.Шапориным, закончил здесь у Н.Черепнина и А.Лядова консерваторию, работал хормейстером в Мариинском театре. «Моим эталоном в дирижерской профессии, — вспоминает Лев Николаевич, — был отец — очень хороший музыкант». Все в доме, семье было связано с музыкой. Часто собирались друзья, коллеги-музыканты, играли ансамбли, квартеты, трио или пели. Вспоминаю: «Мне — четыре года, отец посадил меня на пианино, ноги у меня свисают над клавиатурой. Все поют Чайковского (музыку к драме «Снегурочка»). С этого, пожалуй, и началось мое увлечение музыкой на всю жизнь».

Доброжелательной, прекрасной хозяйкой была мать Льва Николаевича — Вера Александровна, закончившая Смольный институт благородных девиц в Петербурге. Лев Николаевич вспоминает, что Юрий Шапорин любил приезжать «на пироги» к Вере Александровне. Отец олицетворял в семье творческую, артистическую личность, а мать была хранительницей домашнего очага...

Вот в таком интеллигентном окружении формировался характер мальчика, рано проявившего музыкальные способности. Левушка начал заниматься музыкой с шести-семи лет в Борисоглебской музыкальной школе, позже — в училище... Планировал пойти учиться в Минскую консерваторию по классу фортепиано, но началась война, и 17-летний юноша попадает на фронт. Волховский, Ленинградский, Карельский — на этих фронтах он прошел путь с ансамблем Киевского военного округа от оркестранта до хормейстера. В домашнем архиве Льва Николаевича сохранилась программка выступления ансамбля в блокадном Ленинграде.

Лев Николаевич вспоминает: «Когда мы приехали в 1944 году в Киев, я увидел объявления о первом наборе в консерваторию после ее возвращения из эвакуации. Отец сразу сказал: «Иди в консерваторию». Я — ему: «Куда же идти? Я фортепиано не видел три с половиной года — был на фронте. У меня ансамбль, я — дирижер». Он взял меня за руку и повел в консерваторию (тогда она была на Львовской площади, сейчас там Театральный институт). Тогда же я познакомился с Элеонорой Павловной Скрипчинской, ставшей для меня как мать. Именно она с доброй улыбкой сообщила: «Вы приняты в вуз». Дальше началось самое худшее. Я служил в армии, командировка... Шесть раз отчисляли из консерватории и семь раз восстанавливали (благодаря ей)».

Вспоминая о своих студенческих годах, Лев Николаевич утверждает, что кумиром молодых дирижеров был Натан Рахлин. Тогда дирижером в опере работал М.Пирадов, а в 1946 г. — К.Симеонов, то есть учиться было у кого. Особые отношения, творческие и человеческие, сложились позже с талантливым музыкантом, непревзойденным знатоком оперы Вениамином Тольбой, который помог Льву Николаевичу в его первых шагах на дирижерском поприще.

После окончания консерватории молодой хормейстер продолжал работать с ансамблем, часто с успехом выступал в разных городах. Но судьба готовила ему встречу, перевернувшую всю жизнь. В 1954 году ансамбль пригласили в театр на день Советской Армии. Довольно сложная программа концерта. Утром позвонил Михаил Иосифович Пирадов — главный дирижер театра: «Мы просим вас зайти в театр». М.Пирадов и В.Колесник (в то время — главный хормейстер) предложили ему перейти на работу в театр хормейстером.

24 февраля 1954 года молодой хормейстер переступил порог прославленного Киевского оперного театра. Хор Национальной оперы за все годы работы Льва Николаевича всегда находился на высоком профессиональной уровне. Маэстро продолжал и развивал прекрасные традиции своих предшественников — А.Коваллини, М.Тараканова, М.Берденникова, В.Колесника. Хоровые сцены оперы часто становятся одним из «главных действующих лиц» музыкального представления. Хор может быть фоном и комментатором, участником событий, но никогда — «статической массой певцов». «Венедиктовский хор» отличают тембровое богатство, интонационно выразительное, вокально совершенное пение и особенное объемное звучание, он всегда поражает слушателей всех стран, где бы ни выступал театр, мощным forte и нежным piano...

О своем хоре Венедиктов рассказывает с особым душевным теплом: «За мои 50 лет труда в театре это третий состав хора. Сегодня он насчитывает 117 человек. Чтобы ввести певца в репертуар хора, необходимо несколько лет. Сейчас состав стабильный и высокопрофессиональный. В нашем хоре много талантливых певцов. На репетициях я ощущаю, что их объединяет вдохновение, художественное видение спектакля».

С начала ХХІ века в Киевской опере уже поставлены спектакли: «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, «Война и мир» С.Прокофьева, «Турандот» Дж.Пуччини, «Джоконда» А.Понкьелли и др. Успех у зрителей они заслужили благодаря и огромной работе главного хормейстера Л.Венедиктова, ведь в этих операх хоровые массовые сцены занимают значительное место.

Следует также подчеркнуть, что между плановыми спектаклями коллектив много работает над своими оригинальными программами, в частности это музыка от ХVІ века до наших дней. В репертуаре хора произведения Бортнянского, Березовского, Лысенко, Стеценко, Рахманинова, Чеснокова, Лятошинского, Майбороды, Ревуцкого... «Мы выступали с «сольными» программами во Франции, Швейцарии, Германии, Австрии. Ни в Большом театре в Москве, ни в Мариинском в Санкт-Петербурге такая деятельность не практикуется, ведь их сложно подготовить, учитывая напряженный график репетиций, спектаклей, гастролей». Определенной кульминацией концертной деятельности стал своеобразный бенефис оперного хора в 2002 году, который критики назвали событием в художественной жизни Украины».

Тогда прозвучали сложные произведения — «Четыре духовные пьесы» Дж.Верди и «Хустина» Л.Ревуцкого. Не могу забыть тот вдохновенный творческий подъем, царивший на том концерте как среди певцов хора, так и в зале Национальной оперы. Лев Николаевич в интервью отметил, что к этому исполнению он шел два года: «Над произведением Дж.Верди хор работал, не зная усталости по 12 часов в день. Я, честно говоря, заболел этим произведением, и хор это почувствовал — отдача была на репетициях полная. Так, помню, было в работе над «Реквиемом» и «Набукко» Верди. Постоянно хочется услышать живое звучание, которое ты носишь в себе... И когда это происходит, ощущаешь — произошло чудо... Так было и при исполнении «Четырех пьес» Верди. Я хотел вспомнить и отблагодарить всех, кто помогал мне в жизни... И душа вроде очистилась».

И сегодня, ежедневно перед хористами — пример нестареющего, глубоко уважаемого всеми Льва Николаевича, чье творческое горение на репетициях и на спектаклях вдохновляет на высокое искусство.

Но есть еще одна страница творческой биографии служителя муз. Его педагогическая работа в Национальной музыкальной академии, где он трудится с 1959 года. Профессор кафедры хорового дирижирования (в 1980—1988 годах он работал заведующим кафедрой). Л.Венедиктов воспитал свыше 100 выпускников, работающих сейчас в восьми странах. Они руководят хорами в Америке, Канаде, Италии, Греции, Франции, Германии, Норвегии, Польше. Среди выпускников Л.Венедиктова — народный артист Украины В.Лысенко, заслуженный деятель искусств Украины В.Лизун, лауреат международных конкурсов К.Карабиц, лауреат Всеукраинских премий им. Б.Лятошинского и Л.Ревуцкого В.Степурко, лауреат Всеукраинского конкурса дирижеров И.Тутченко, кандидаты искусствоведения Н.Избицкая, Г.Степанченко, лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров Ж.Зинченко, руководитель камерного хора «Кредо» Богдан Плиш. Все они учились у своего учителя фантастической преданности музыкальному искусству, любви к своему делу, ежедневной работе над профессиональным усовершенствованием всю жизнь.
Свое 80-летие Лев Николаевич встречает в прекрасной форме. Судьба подарила нам большое счастье общаться с этим выдающимся хоровым Маэстро современности. Создание им уникального хора Национальной оперы Украины — значительный вклад в украинскую музыкальную культуру.



Счастливые мгновения работы с Шефом





Во время оркестровой  репетиции на сцене Нацоперы Украины



 У пульта помрежа


За кулисами
« Последнее редактирование: 06 Ноября 2012, 00:40:08 от Троицк »
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Василий Туркевич - завлитчастью в Нацопере Украины


"Лев Венедиктов:
Настоящая творческая жизнь — полноводная река..."



У мастера поразительное творческое долголетие — свыше шестидесяти лет (!) творческого труда, который не подвергается учету, потому что он воплощен не только в сотнях оперных спектаклей, но и в неисчислимом количестве хоровых и ораториальных произведений, в известных и уже маститых работниках искусства, считающих себя его учениками, высших творческих и государственных наградах, и не только украинских. Восторженные отзывы музыкальных критиков многих стран мира. Настоящее признание и почет в музыкальном мире... Это о Льве Николаевиче Венедиктове, корифее оперного искусства, одном из наиболее ярких украинских дирижеров-хормейстеров нашей эпохи, который своим творчеством донес наиболее прекрасные традиции классической оперы, содействовал ее сохранению и обогащению, поднял ее к творческим вершинам, о непосредственном участнике формирования современного лица Национальной оперы Украины, известной сейчас во всем мире как один из лучших музыкальных театров Европы.

Его жизнь — большая развернутая книга о служении искусству, богатый внутренний мир мастера и большое подвижничество, потому что отдать искусству шестьдесят лет — не поле перейти. Лев Венедиктов родился в семье известного русского дирижера и церковного регента, автора светских и церковных произведений Николая Яковлевича Венедиктова, который, закончив Петербургскую консерваторию по классу М. Черепнина и О. Лядова, работал хормейстером знаменитого Мариинского театра в Петербурге, в двадцатые годы активно гастролировал в русских провинциальных городах, в частности в Тамбове, где и родился Лев Венедиктов, создавал там филармонийные коллективы. Он был организатором и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Карельского фронта, на основе которого в 1944 году был создан прославленный Ансамбль Киевского военного округа. Все, что окружало Льва Венедиктова в детстве, — дышало искусством и музыкой, потому что в доме Венедиктовых постоянно собирались композиторы, певцы, артисты драмы, художники. Играли классику и новые произведения, спорили, пели. Очень рано стало очевидным, что Лев Венедиктов пойдет по стопам отца и посвятит свою жизнь музыке. Так оно и произошло. В шесть лет он начинает учиться в музыкальной школе, потом на хормейстерском отделении Борисоглебского музыкального училища. Планирует поступать в Минскую консерваторию. Но Вторая мировая война резко изменила не только планы, но и жизнь. Семнадцатилетним юношей он становится в ряды Красной армии и в составе военного ансамбля сначала Северо-Кавказского, а впоследствии Волховского и Карельского фронтов, проходит огненными дорогами войны. В марте 1944-го талантливый фронтовой хормейстер поступает в Киевскую консерваторию... Его берут в свой класс, а впоследствии — аспирантуру, выдающиеся хоровые дирижеры Григорий Гурьевич Веревка и Элеонора Павловна Скрипчинская.

Его педагогами были также Козицкий, Скорульский, Шреер-Ткаченко, Аэрова, Хинчин... Они научили юношу не только совершенной технике дирижирования, раскрытию хоровой партитуры и законам хоровых ансамблей, а и заложили крепкий фундамент безупречного профессионализма, музыкальной культуры, широты мировоззрения, обогатили духовный мир высокими принципами и эталонами служения искусству. Он возвращается в свой Ансамбль песни и пляски Киевского военного округа, который, собственно, и не оставлял. Сначала дирижером, потом заменяет отца на должности художественного руководителя. Создает несколько программ. Павел Вирский приглашает его на должность главного дирижера Государственного заслуженного ансамблю танца Украины, но военное руководство не дает на это согласия. В 1954 г. Льва Венедиктова приглашают хормейстером Киевского академического театра оперы и балета, где он работает вот уже пятьдесят пять лет.

Свою деятельность начинал в достаточно тяжелые послевоенные годы. Но для него они были очень счастливыми. Зал заполняли жаждущие высокой культуры люди, в театре работали блестящие мастера — Владимир Пирадов, Вениамин Тольба, Константин Симеонов, Владимир Скляренко, Михаил Стефанович, Анатолий Петрицкий, Владимир Колесник, Михаил Берденников, пели Борис Гмыря, Михаил Гришко, Лариса Руденко, Елизавета Чавдар, Мария Литвиненко-Вольгемут, Зоя Гайдай, Мария Бем, Петр Билынник, Андрей Кикоть, Иван Паторжинский, Андрей Иванов, Юрий Кипоренко-Доманский... И их искусство, отношение к его величеству театру и сцене были для него также школой, а точнее — академией творческого роста. Он, словно предчувствуя, что со временем станет их непосредственным творческим наследником, по крупинке вбирал в себя тот большой творческий потенциал, который имел тогдашний театр, еще живыми воспоминаниями и практикой привязанный к наследству Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Владимира Дранишникова... Вместе с дирижером Вениамином Тольбой работал над постановками опер «Трубадур», «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Укрощение строптивой» В. Шебалина, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. Лысенко. В. Тольба пригласил его своим ассистентом-дирижером, а впоследствии, оставляя в связи с болезнью театр, передал большинство спектаклей своего репертуара.

В конце 50-х и в начале 60-х годов Венедиктов участвовал в блестящем и, пока что, единственном украинском широкомасштабном творческом проекте — постановке на сцене Киевского театра всего оперного наследия Николая Лысенко — от «Рождественской ночи» и «Энеиды» до детской «Зимы и Весны». Ему, как хормейстеру, выпало счастье быть сопостановщиком многих представлений Константина Симеонова, в частности и вершинной в его киевском творческом наследии «Екатерины Измайловой», которую Дмитрий Шостакович назвал наилучшей интерпретацией этой оперы и настоял, чтобы в фильме-опере, снятом «Мосфильмом», хоры звучали в исполнении киевского коллектива.

За годы роботы в театре Венедиктов, как дирижер-постановщик, а позже (с 1972 г.) хормейстер-постановщик участвовал в рождении более 140 спектаклей! Различные композиторы, различные эпохи, различные стили... И все эти произведения находились в лучах его творческого горения, неутомимого труда, умения увлечь и вдохновить большой хоровой коллектив, который суггестивно ощущает не только его руку, но и душу, пульс творческого сердца. Среди спектаклей, созданных хормейстерским талантом Льва Николаевича Венедиктова, — «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Захар Беркут» Б. Лятошинского, «Аскольдова могила» А. Верстовского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского, «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского, «Аида», «Набукко», «Макбет», «Бал-маскарад», Реквием Дж. Верди, «Турандот», «Манон Леско» Дж. Пуччини, «Фауст», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир» С. Прокофьева... Именно Лев Венедиктов вывел хор как самодостаточную творческую единицу театрального спектакля, хотя давалось это ему нелегко, потому что еще до недавнего времени крепко держалась традиция видеть хор как вспомогательный состав. Теперь это совсем не так. Хор несет на себе еще и идейно-художественное раскрытие оперного сюжета, связывает как вокально так и игрой различные пласты музыкальной драматургии. Это постоянно отмечают как отечественные так и зарубежные музыковеды и критики, признавшие хор под руководством Венедиктова одним из лучших оперных хоров мира. Нет ни одной рецензии на оперные постановки первого музыкального театра Украины, где бы не отмечался хор, его выразительное и монументальное звучание даже при пианиссимо, свежесть и чистота интонирования, звонкое сопрано, прекрасные низкие басы и теплые тенора... Не нужно думать, что такая гармония хорового звучания далась так просто — только врожденным талантом и профессионализмом. Доминирующую роль в этом сыграла большая и прирожденная творческая интеллигентность Льва Николаевича, который видит в артисте не исполнителя, а, в первую очередь, творческую личность.

Работа хормейстера, да еще и руководителя такого большого коллектива, требует стратегического художественного мышления, видения перспективы как каждого отдельного артиста, так и хора как общего творческого организма. Ведь подготовка артиста хора, даже с высшим консерваторским образованием, введение его в репертуар, забирает не меньше пяти лет настойчивого труда хормейстера, индивидуальной работы не только над партиями, но и адаптации личности в коллективное творчество. Как раз это, иногда, является наиболее сложным, потому что каждый человек стремится к индивидуализации, а специфика хора обуславливает слияние в едином исполнительском порыве. Между тем он не стремится унифицировать, «подстричь» под один ранжир артистов хора, а сохраняет естественную красоту человеческого голоса, требует этого от своих коллег, дает возможность раскрыться в широте большого классического репертуара.

Лев Венедиктов всегда видел хор как самодостаточный коллектив, который может решать наиболее сложные творческие проекты. Не случайно в его репертуаре немало хоровых и ораториальных произведений, в частности Реквием Дж. Верди, осуществленный вместе с выдающимся дирижером ХХ века Стефаном Турчаком, Реквием В.-А. Моцарта, ІХ симфония Л. Бетховена, «Колокола» С. Рахманинова, «Александр Невский» С. Прокофьева, «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича, над которыми он работал с дирижером Владимиром Кожухарем, «Четыре духовные песни» Дж. Верди, а капельная программа украинской духовной музыки ХVІІ — ХХ в., с грандиозным успехом показаны не только на сцене родного театра, а и во время зарубежных гастролей.

Многое о творческом уровне оперного хора свидетельствует фраза французского режиссера Ж.-П. Валентина, который, приехав в Киев осуществить постановку вердиевского «Набукко», заявил: «Я полностью меняю свою концепцию и буду ставить это произведение на звучание вашего хора...» Собственно, доминанта хора использовалась в режиссерских трактовках Ирины Молостовой («Хованщина», «Евгений Онегин», «Екатерина Измайлова»), Дмитрия Смолича («Борис Годунов», «Абесалом и Этери»), Дмитрия Гнатюка («Запорожец за Дунаем», «Тарас Бульба», «Золотой обруч», «Князь Игорь»), Итало Нунциати («Бал-маскарад», «Макбет», «Манон Леско»).

Странная сущность профессии хормейстера. Зритель видит его, разве что, на премьере спектакля. Остальное время он работает с хором в репетиционном зале, а подготовив — передает дирижеру... На спектаклях он может контролировать своих подопечных за кулисами или из зала. Это так — и не совсем! Особенно в случае со Львом Венедиктовым. Каждый раз, каждый артист хора, выходя на сцену в том или ином представлении, связан с ним невидимым энергетическим импульсом, ощущением не подвести своего руководителя. И каждый дирижер, стоящий за пультом в оркестре, также ощущает этот импульс, потому что речь идет о безупречности подготовленных хоров, глубинном понимании партитуры, наполненности звуковедения, точности отмеченных темпов и штрихов. И даже наиболее невероятные режиссерские мизансцены не могут разрушить мощную и завершенную звуковую палитру хора, подготовленного Львом Николаевичем Венедиктовым. И сколько бы хористов ни было на сцене — сто или только двадцать, — они создают впечатление монументального коллектива, который преисполнен единым порывом и выполнением поставленной творческой задачи.

Как главный хормейстер Лев Венедиктов с 1972 г., плавно осуществляя замену исполнителей, сформировал четыре состава хора, обеспечив не только преемственность высокого мастерства исполнения и традиции, но и безупречность ежедневного уровня звучания коллектива, что так важно для сохранения его формы. Все те болезненные изменения, неотвратимые во время такого процесса вливания в коллектив прекрасных голосов, однако без какого-либо опыта пения в оперном хоре, оставались абсолютно незаметными для тех, кто приходил на спектакли. Хор оставался таким же прекрасным, динамичным, творчески зрелым и эмоциональным. Между тем все эти изменения оставляли шрамы на сердце маэстро. Ведь приходилось прощаться со своими коллегами, с которыми преодолевались не только годы жизни, но и целые этапы творчества, кто выливал свое вдохновение и горение на общее дело, потому что хор — это словно пчелиный рой, где все работают на одну цель. Сейчас маэстро формирует пятый состав, который должен продолжать и обогащать прекрасные исполнительские и творческие традиции, которые вот уже шесть десятилетий были альфой и омегой жизни выдающегося украинского хормейстера Льва Венедиктова — «Героя Украины», лауреата Шевченковской премии, удостоенного многих отечественных и зарубежных наград.

Нужно очертить еще одну творческую ипостась Льва Николаевича — его педагогическую деятельность. Пятьдесят лет он отдал работе в Национальной музыкальной академии Украины, пройдя путь от старшего преподавателя до профессора, возглавлял кафедру хорового дирижирования, подготовил почти 120 первоклассных художников, работающих в лучших театрах и коллективах не только Украины, а и за границей. Нынче рядом с маэстро в Национальной опере работают бывшие ученики, коллеги: Инесса Шилова, Владислав Згуровский, Богдан Плиш, Анатолий Семенчук.

                                                 
Бог любит творческих людей, дарит им долголетие и вдохновение!
« Последнее редактирование: 06 Ноября 2012, 09:12:41 от Троицк »
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
23 октября 2012 года - 60-летний юбилей у автора данной темы - многоуважаемого Анатолия Леонидовича Семенчука!
От имени всей нашей огромной и, кстати, международной по своему составу форумской общественности горячо и сердечно поздравляю Маэстро с этим знаменательным событием в его без остатка наполненной высокой музыкой жизни и искренне желаю крепкого здоровья, счастья и на радость всем нам ещё большего творческого вдохновения!
Почитатель безмерного таланта Маэстро Семенчука, Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Многоуважаемый Юрий Петрович , спасибо за теплое поздравление с Юбилеем.



Поздравление в театре на  служебном входе
Записан

Троицк

  • Семенчук Анатолий Леонидович
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 329
Поздравления от артистов хора Нацоперы Украины







« Последнее редактирование: 06 Ноября 2012, 00:40:49 от Троицк »
Записан
Страниц: 1 ... 14 15 16 17 18 [19] 20   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »