ЗАХОРОНЕНИЕ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ 64 Истребительного Авиционного Корпуса за период с 1950 по 1954 гг
Оперативная группа 64 истребительного авиационного корпуса была создана распоряжением начальника Генерального штаба Советской армии N 5564 от 15 ноября 1950 года в период с 15 по 24 ноября на территории КНР. Основой формирования корпуса стали три истребительные авиационные дивизии, основная часть которых прибывла между 20 и 26 ноября 1950. Это были: 28 истребительная авиационная дивизия (28 иад) 50 истребительная авиационная дивизия (50 иад) 151 гвардейская истребительная авиационная дивизия (151 гиад) В составе всех трех дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата.
Управление корпуса размещалось в Мукдене, а авиасоединения дислоцировались на аэродромах близ китайских городов Мукден, Аньшань, Аньдун.
Периодически меняясь, боевой состав корпуса в основном насчитывал 2-3 иад, 1 отдельный ночной истребительный авиационный полк (ниап), 2 зенитно-артилерийские дивизии (зенад), 1 зенитно-прожекторный полк (зенпп) и 1 авиационно-техническую дивизию (атд). Смена частей и соединений происходила по указаниям Министерства обороны СССР после 8-14 месяцев прибывания на театре военных действий.
Основной задачей 64-ого ИАК было воздушное прикрытие важнейших промышленно-административных центров Северо-Восточного Китая и Северной Кореи на Мукденском направлении. К их числу относились ГЭС Супун, железнодорожный мост через реку Ялуцзян у г.Аньдун и коммуникации Северной Кореи до рубежа Пхеньян - Гензан (Вонсан). Для прикрытия охраняемых районов на аэродромах базирования было организовано боевое дежурство. Вылеты на перехват и отражение налетов авиации противника производились по данным РЛС. Только в редких случаях прикрытие осуществлялось вылетани на свободную охоту.
Части и соединения 64 ИАК совершили 63299 (64300 по другим источникам) боевых вылетов (60450 днем и 2779 ночью), участвовали в 1790 воздушных боях (1683 днем и 107 ночью), сбили 1309 вражеских самолетов, в том числе 1097 (по другим данным 1106) истребительной авиацией (1067 днем и 30 ночью) и 212 огнем зенитной артиллерии.
Возможно, что разница в данных по сбитым вражеским самолетам связана с тем, что в первом источнике [4] количество сбитых самолетов получено суммированием данных по всем полкам 64 ИАК (именно это число - 1097, получается если сложить данные всех полков приведенные во втором источнике [1]). В то же время во втором источнике [1] приведены полные данные - включая самолеты сбитые летчиками не входившими в состав ни одного из полков. Так командующий 64 ИАК генерал-майор Г.А.Лобов выполнил в Корее 15 боевых вылетов и cбил 4 F-80 а инспектор 64 ИАК А.А.Калюжный сбил 3 самолета летая в составе 18 гиап но эти самолеты не были включены в число побед полка.
Согласно советским источникам среди 1106 сбитых вражеских самолетов было 69 B-29 (В это число включены все самолеты семейства B-29 - RB-29, B-50 и др.), 7 B-26, 2 RB-45, 121 F-80, 1 RT-33, 2 F-82, 178 F-84, 651 F-86, 12 F-94, 2 F-47(видимо неправильно опознанные F4U или AD-1), 2 F6F(видимо то же самое), 30 F-51, 2 F4U, 28 Meteor.Однако эти данные могут отличаться от действительности, так-как часть самолетов могла быть опознана неправильно. Так в списке побед 64 ИАК нет ни одной Panther-ы и ни одного Skyraider-а. Corsair-ы были внесены в список позднее, заменив записи "палубный поршневый самолет" и "палубный поршневый штурмовик". Тем не менее известно, что пилоты 139 гиап сбили 6 палубных самолетов в бою 9 ноября 1950 года. Видимо F9F принимались за F-80, а AD-1 и F4U за F-51. Возможны были и другие ошибки. Так сомнение вызывает большое количество сбитых F-94. Возможно за F-94 принимались T-33, F3D-2, F-80, F9F-2 - тем более, что по американским данным до января 1953 F-94 осуществляли только патрулирование собственныч баз и не перелетали через линию фронта. Тем более сомнительно их проименение днем.
Потери корпуса составили 120 летчиков и 335 самолетов.