Сегодня прошел круглый стол по захоронениям 1-й Мировой
...
Получил эл. вариант раздаточного материала, размещаю его:
МАТЕРИАЛЫ
к «круглому столу» по теме
«О работе по выявлению и приведению в порядок воинских захоронений времени Первой мировой войны
на территории Калининградской области»
Калининград,
Дом офицеров Балтийского флота Минобороны России
(ул. Кирова, 7, каб. 211)
19.06.2013
Содержание
I. План работы «кругллого стола»………………………………….. С. 3
II. Нормативная правовая база по увековечению памяти погибших при защите Отчества …………………………………..
С. 4
III. Воинские захоронения Первой мировой войны, прошедшие экспертизу по выявлению объекта кудбьурного наследия ……
С. 23
IV. Военно-мемориальные объекты времени Первой мировой войны Калининградской области - памятники истории и культуры ……………………………………………………………..
С. 25
ПЛАН
проведения «круглого стола» по теме
«О работе по выявлению и приведению в порядок воинских захоронений времени Первой мировой войны
на территории Калининградской области»
1. Сообщение: «О нормативном правовом регулировании работы по увековечению памяти погибших в годы Первой мировой войны».
Маслов Евгений Александрович, заместитель руководителя (директора) Службы государственной охраны объектов культурного наследия (15 мин.).
2. Сообщение: «О результатах государственной историко-культурной экспертизы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в отношении 8 воинских захоронений Первой мировой войны».
Копцева Лариса Николаевна, руководитель (директор) Службы государственной охраны объектов культурного наследия;
Бублик Валерий Николаевич, аттестованный Министерством культуры Российской Федерации эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы (15 мин.).
3. Проблемный вопрос: «О координации работы по выявлению и приведению в порядок воинских захоронений времени Первой мировой войны на территории Калининградской области».
Участники «круглого стола» (60 мин.).
14 января 1993 года N 4292-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ
ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 03.11.2006 N 179-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 18.07.2011 N 213-ФЗ, от 05.04.2013 N 52-ФЗ)
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества
Увековечению подлежит память:
погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.
Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 52-ФЗ)
Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:
сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;
создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;
присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;
занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;
установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.
По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Раздел II. ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества
Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества
Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на органы военного управления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств - Министерство иностранных дел Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 213-ФЗ)
При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Захоронение погибших в ходе военных действий проводится соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.
Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 52-ФЗ)
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
(часть шестая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 7. Восстановление воинских захоронений
Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.
Раздел III. ПОИСКОВАЯ РАБОТА
Статья 8. Организация поисковой работы
Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
(часть первая в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 52-ФЗ)
Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы
Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
Раздел IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ
ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ
ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.11.2006 N 179-ФЗ)
Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.
(часть третья в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;
разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;
организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств;
осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;
организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;
рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.
Министерство обороны Российской Федерации:
по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;
ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;
координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;
совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;
участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;
рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.
Органы военного управления:
принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;
участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;
ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;
оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ведет учет погибших из числа своих сотрудников;
принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
Министерство внутренних дел Российской Федерации:
обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;
в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;
ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства.
Министерство иностранных дел Российской Федерации:
разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;
через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 213-ФЗ)
согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;
регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;
устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) - гражданами других государств.
Служба внешней разведки Российской Федерации:
ведет учет погибших из числа своих сотрудников;
принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;
участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
Федеральный орган исполнительной власти в области средств массовой информации:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.
Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;
принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Органы местного самоуправления:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
абзацы четвертый - шестой утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
создают резерв площадей для новых воинских захоронений;
абзацы восьмой - девятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Раздел V. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ
ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.
Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России,
14 января 1993 года N 4292-1
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
ОБ УХОДЕ ЗА ВОЕННЫМИ МОГИЛАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ
(Москва, 16 декабря 1992 года)
Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германии,
руководствуясь обоюдным желанием предоставить погибшим в войнах с обеих сторон достойное последнее пристанище,
сознавая, что уход за могилами погибших в войнах на российской и германской земле является конкретным выражением взаимопонимания и примирения между народами Российской Федерации и немецким народом,
во исполнение статьи 18 Договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией от 9 ноября 1990 г.,
желая окончательно урегулировать вопросы в отношении расположенных на территории Договаривающихся Сторон военных могил первой и второй мировых войн, в которых захоронены погибшие другой Стороны,
стремясь обеспечить сохранность этих могил и уход за ними достойным образом и в соответствии с положениями действующего международного гуманитарного права,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Настоящее Соглашение касается сохранения военных могил Договаривающихся Сторон и ухода за ними на территории обоих государств.
Статья 2
Для целей настоящего Соглашения нижеследующие термины означают:
а) "погибшие в войнах с немецкой стороны":
- лица, входившие в состав германских вооруженных сил,
- приравненные к ним в соответствии с германским законодательством лица,
- прочие лица с германским гражданством, умершие в результате событий войны 1914 - 1918 г., а также войны 1939 - 1945 г., либо в результате их депортации;
б) "немецкие военные могилы":
находящиеся на территории Российской Федерации могилы погибших в войнах с немецкой стороны;
в) "немецкие военные захоронения":
кладбища или участки кладбищ на территории Российской Федерации, которые еще существуют, могут быть обнаружены или заложены вновь и на которых захоронены погибшие в войнах с немецкой стороны;
г) "погибшие в войнах с российской стороны":
- российские граждане, входившие в состав российских и советских вооруженных сил и павшие на германской земле в результате двух мировых войн,
- российские граждане, умершие в германском военном плену или от его последствий до 31 марта 1952 года,
- российские граждане, умершие в германских лагерях для интернированных в период с 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г.,
- российские граждане, угнанные в Германию в период с 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. на принудительные работы или находившиеся там против своей воли и умершие в этот период,
- российские граждане, содержавшиеся в сборных лагерях под наблюдением общепризнанных международных организаций по оказанию помощи беженцам и умершие там либо после перевода их в больницы в период с 9 мая 1945 г. по 30 июня 1950 г. В случае если управление сборного лагеря было переведено в компетенцию германских властей после 1 июля 1950 г., то указанный период продлевается с 30 июня 1950 г. по день, предшествующий его передаче под германское управление;
д) "российские военные могилы":
находящиеся на территории Федеративной Республики Германии могилы погибших в войнах с российской стороны;
е) "российские военные захоронения":
места на территории Федеративной Республики Германии, где захоронены погибшие в войнах с российской стороны.
Статья 3
1. Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германии обеспечивают защиту военных могил и вечный покой погибших в войнах с каждой из сторон в своем государстве и будут стремиться освободить территорию, окружающую военные захоронения, от всех сооружений, несовместимых с достойным обликом этих мест.
2. Правительство Федеративной Республики Германии вправе за свой счет осуществлять обустройство и уход за немецкими военными могилами и немецкими военными захоронениями в Российской Федерации.
3. Федеративная Республика Германия обеспечивает за свой счет сохранение российских военных могил и уход за ними на территории Федеративной Республики Германии.
Статья 4
1. Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германии предоставляют друг другу с момента закладки кладбищ безвозмездно и на неограниченный срок используемые под военные захоронения обеих сторон участки земли как место вечного покоя погибших в войнах.
2. Права собственности не затрагиваются настоящим Соглашением. Все вопросы об изменении границ участков, используемых под военные захоронения, которые в последующем могут стать необходимыми, будут решаться по взаимному согласию Договаривающихся Сторон или уполномоченными ими организациями. Если по согласию Договаривающихся Сторон участок полностью или частично прекращает использоваться для предусмотренной цели, то в этом случае правительство соответствующего государства теряет право пользования им.
3. Если участок, предоставленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, по причинам настоятельной государственной необходимости потребуется для иных целей, то правительство соответствующего государства отводит правительству другого государства иной подходящий участок и берет на себя расходы по перезахоронению умерших и обустройству новых могил. Подбор нового участка, его обустройство и проведение перезахоронений осуществляются по взаимному согласию. Перезахоронение производится преимущественно путем переноса военных могил в места уже существующих военных захоронений.
Статья 5
1. Правительство Российской Федерации будет разрешать Правительству Федеративной Республики Германии перенос могил погибших в войнах с немецкой стороны, перезахоронение которых Правительство Федеративной Республики Германии считает необходимым, если в связи с этим для Правительства Российской Федерации не возникнут расходы, и после рассмотрения представленного ему на согласование соответствующего плана. Эксгумация погибших в войнах с немецкой стороны осуществляется работниками по выбору Германской Стороны.
2. Если Правительство Российской Федерации считает необходимым перенос российских военных могил на территории Федеративной Республики Германии, то Правительство Федеративной Республики Германии будет разрешать перезахоронение умерших после рассмотрения представленного ему на согласование соответствующего плана, если в связи с этим для Германской Стороны не возникнут расходы. Правительство Федеративной Республики Германии со своей стороны и за свой счет имеет право предложить Правительству Российской Федерации произвести подобные перезахоронения.
3. О каждом перезахоронении погибшего в войнах с немецкой стороны составляется протокол, в котором указываются прежнее и новое расположение могилы, личные данные, надпись на личном знаке или иные опознавательные признаки. Один экземпляр этого протокола передается Правительству Российской Федерации.
4. Если немецкие военные захоронения на российской территории, которые, по имеющимся достоверным сведениям, существовали ранее, теперь вследствие изменений инфраструктуры прекратили свое существование и изъятие останков захороненных там погибших с немецкой стороны уже не представляется возможным, то Правительство Российской Федерации по германскому ходатайству разрешит установку в этих местах простых и достойных памятных знаков. Для этих целей Правительство Российской Федерации предоставит подходящий участок.
5. Если до окончательного погребения в пределах какого-либо немецкого военного захоронения потребуется временно похоронить обнаруженные на российской территории останки погибших в войнах с немецкой стороны, то Правительство Российской Федерации примет меры для их надлежащего и достойного временного погребения и обозначения могил. Германская Сторона может взять на себя возникающие при этом соразмерные расходы как часть общих расходов по окончательному погребению.
6. В случае последующего обнаружения на германской территории погибших в войнах с российской стороны Правительство Федеративной Республики Германии обеспечит их надлежащее и достойное погребение и обозначение могил.
Статья 6
Если в пределах российских или немецких военных захоронений наряду с военными могилами каждой из сторон имеются также могилы погибших в войнах из других государств, то этот факт должен надлежащим образом учитываться при решениях относительно сохранения этих могил и ухода за ними.
Статья 7
1. Перевозка останков погибших в войнах с немецкой стороны с территории Российской Федерации в Федеративную Республику Германию требует предварительного согласия Правительства Федеративной Республики Германии. Правительство Российской Федерации будет разрешать осуществление таких перевозок только при наличии такого согласия.
2. Согласие Правительства Федеративной Республики Германии требуется также в отношении ходатайств, полученных Правительством Российской Федерации и имеющих целью перевозку останков погибших в войнах с немецкой стороны в третьи страны.
3. Пункты 1 и 2 настоящей статьи действуют соответственно в отношении перевозки останков погибших в войнах с российской стороны в Российскую Федерацию или третьи страны.
4. Все расходы и сборы по эксгумации и перевозке за границу останков погибших в войнах с российской или немецкой стороны несет ходатайствующая сторона.
5. При эксгумации останков погибших в войнах с целью их перевозки могут присутствовать представители властей Договаривающихся Сторон.
Статья 8
1. Правительство Федеративной Республики Германии поручает техническое осуществление задач в Российской Федерации, вытекающих для Германской Стороны из настоящего Соглашения, Германскому народному союзу по уходу за военными могилами (именуемому в дальнейшем Народный союз).
2. Правительство Российской Федерации поручает техническое осуществление задач, вытекающих для Российской Стороны из настоящего Соглашения, Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы" (именуемой в дальнейшем Ассоциация "Военные мемориалы").
3. В случае намерения одной из Договаривающихся Сторон дать соответствующее поручение какой-либо другой организации на этот счет достигается договоренность между Договаривающимися Сторонами.
Статья 9
1. Правительство Российской Федерации оказывает Народному союзу всяческое содействие, в частности, обеспечивает доступ к документам о немецких военных могилах и умерших немецких военнослужащих, которые имеются или появятся в распоряжении всех государственных и прочих учреждений. Иные договоренности этим не затрагиваются.
2. Правительство Федеративной Республики Германии также оказывает содействие Ассоциации "Военные мемориалы", в частности, в предоставлении всех документов, содержащих сведения о личных данных и расположении могил погибших в войнах с российской стороны. Это относится и к документам, которые могут быть обнаружены в будущем.
3. Для выполнения своих задач Народный союз может направлять в Российскую Федерацию своих представителей, специалистов и иных работников.
Статья 10
1. Народный союз при выполнении вытекающих из настоящего Соглашения работ по возможности пользуется услугами местной рабочей силы и использует местные материалы в соответствии с условиями свободной конкуренции.
2. Народный союз может также ввозить в Российскую Федерацию из Федеративной Республики Германии или из стран-членов Европейского сообщества необходимые для выполнения упомянутых в настоящем Соглашении работ оборудование, транспортные средства, материалы и принадлежности и вывозить их.
3. При пропуске этих предметов действует следующий порядок:
а) временно ввозимые в Российскую Федерацию оборудование и транспортные средства пропускаются с отметкой таможенного органа о ввозе этих предметов под обязательство об обратном вывозе после окончания работ;
б) материалы и принадлежности, предназначенные для обустройства и украшения могил или ухода за могилами, памятными знаками или кладбищами, освобождаются при ввозе от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных сборов, если дополнительно к обычной таможенной декларации таможенным органам представляются:
- подробная опись ввозимых предметов,
- подписанное надлежащим образом уполномоченным на то лицом обязательство о том, что названные предметы будут использованы только в целях, предусмотренных настоящим Соглашением.
Статья 11
1. Предоставление указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Соглашения участков, используемых под немецкие военные захоронения, дает Народному союзу право в рамках действующего российского законодательства непосредственно производить все работы по обустройству и благоустройству военных захоронений, а также по строительству соответствующих подъездных путей, помещений для посетителей и по созданию прочих необходимых условий для их пребывания.
2. Народный союз несет ответственность за то, чтобы при проведении им строительных работ соблюдались все санитарно-гигиенические нормы, предусмотренные российским законодательством, а также выполнялись соответствующие правовые и административные предписания в отношении кладбищ.
Статья 12
Ассоциация "Военные мемориалы" и Народный союз тесно сотрудничают друг с другом при выполнении стоящих перед ними задач. Детали практического и технического осуществления положений настоящего Соглашения регулируются напрямую между ними.
Статья 13
Настоящее Соглашение вступит в силу спустя 1 месяц со дня уведомления Договаривающимися Сторонами друг друга о том, что ими выполнены все необходимые для этого внутригосударственные процедуры в соответствии с существующим порядком.
Совершено в г. Москве 16 декабря 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Постановление Правительства РФ от 16 декабря 1992 г. N 979
"О подписании Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Федерации и
в Федеративной Республике Германии"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством иностранных дел Российской Федерации проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германии (прилагается).
Поручить Министру иностранных дел Российской Федерации Козыреву А.В. подписать указанное Соглашение от имени Правительства Российской Федерации во время визита канцлера ФРГ Г. Коля в Российскую Федерацию 15 - 16 декабря 1992 года.
В. Черномырдин
________________________________________
С германской стороны уполномоченная организация:
Народный союз Германии по уходу за военными могилами
http://www.volksbund.deС российской стороны уполномоченная организация:
Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» (распоряжением Правительства РФ № 1615-р от 24 сентября 2010 года - определена единственным исполнителем работ по обеспечению сохранности и содержанию инностранных воинских захоронений (в том числе вновь обустраиваемых ) на территории Российской Федерации, предусмотреннных международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами).
http://voennie-memorialy.ru УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 22 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА N 37
ВОПРОСЫ УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:
1. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и считать его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.
2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:
а) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", связанных с реализацией пункта 1 настоящего Указа;
б) представить предложения о целесообразности открытия в иностранных государствах, на территориях которых имеются российские воинские захоронения, представительств Министерства обороны Российской Федерации, возложив на них функции по военно-мемориальной работе;
в) решить в установленном порядке финансовые и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;
г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2007 г. N 802
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 22 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 37
В целях реализации подпунктов "в" и "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 января 2006 г. N 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Осуществлять расходы на проведение мероприятий, связанных с руководством работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координацией, в том числе с обеспечением координации поисковой работы, за счет средств, предусмотренных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 708 "О деятельности Межведомственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 2984);
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 910 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1984);
пункты 1 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1995 г. N 33 "О мерах по реализации межправительственных соглашений об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 4, ст. 300).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 07.05.2013)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Статья 3. Объекты культурного наследия
(памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
(в ред. Федерального закона от 30.11.2010 N 328-ФЗ)
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Статья 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
1. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
2. Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.
3. Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению.
4. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в течение семи дней.
5. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти.
6. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта.
7. В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет, за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые считаются выявленными объектами культурного наследия непосредственно после смерти указанных лиц.
8. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
9. Объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.
Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.
Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.
Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007))