Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Опарин Михаил Антонович, Лазаренко Пётр Максимович, Певнев Филипп Тихонович  (Прочитано 919 раз)

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 662
  • Владимир Владимирович Байбаков
“Комсомольская правда” № 281 (5067), 29 ноября 1941 года.


ТРУЖЕНИКИ МОРЯ
                     
“Ни одно из наших судов не уклонится от боя, ни один моряк не сойдёт побеждённым на
                         сушу... Мы обязались твёрдо держать фронт и оберегать подступы к Петрограду. Мы выполним
                         своё обязательство... Мы исполняем верховные веления нашего революционного сознания. Мы
                      идём к смерти с именем великой революции на недрожащих устах и в горячем сердце борцов”.
Из воззвания 2-го съезда балтийских моряков в октябре 1917
 года перед выходом эскадры на бой с германским флотом.

     Это было накануне перехода к пункту В. Мы сидели с командиром корабля Михаилом Антоновичем Опариным в его каюте, и он рассказывал о своей боевой жизни. Потом он заговорил о сыне. Он показал маленькую бумажку, испещрённую детским, ещё совсем наивным почерком. Девятилетний Олег писал отцу:
     “Дорогой папочка! Мы с мамой живём ничего. Два раза были под бомбёжкой. Ты, папочка, крепче бей фашистов и не умирай. Я всем ребятам говорю, что мой папа балтиец, а они мне завидуют и боятся меня...”
     Михаил Антонович медленно повернулся в кожаном кресле, и прочёл в его серых глазах большую человеческую грусть отца и друга. У переносицы сошлись две глубокие морщины.
     Он говорит чуть хриповатым, сдавленным голосом:
     - Знаете, что такое тоска по сыну? Я избороздил Балтику вдоль и поперёк. Больше пятидесяти раз за время войны я вступал в бой с гитлеровцами и, поверьте, ни на минуту не забывал о сыне. До чего хотел бы я...
     Командир не закончил фразы. Пронзительный, тревожный звонок пробежал по коридору, рассыпался мелкой дробью, задержался в кубриках, в машинном отделении, прорвался на палубу и замер где-то далеко за кормой. И в миг Опарин изменился. Совсем иным, холодным и спокойным, голосом он бросил:
     - Прошу прощения. Тревога...
     Опарин на ходу надел капковый бушлат, и через секунду его коренастая фигура появилась на мостике.
     Море было спокойное и тихое. Ноябрьская ночь веяла лёгким морозцем. Падали белые пушинки снега. Небо висело, как огромная синяя скатерть с яркожёлтой заплатой - луной. И в этом мирном зимнем небе реяли вражеские самолёты. Днём прилетал сюда разведчик, и вот сейчас пожаловали бомбардировщики.
     Прерывистый монотонный гул несся с запада. Командир всматривался в небо. Едва над кораблём показался самолёт, он скомандовал:
     - Залп!
     Выстрелы разорвали небо. Огненные вспышки молниями уходили ввысь и таяли в белых облачках. Самолёт нырнул вправо, потом резко развернулся и пошёл, круто снижаясь, прямо на тральщик.
     У пулемёта стоял Лазаренко.
     Длинная очередь впилась в фюзеляж стервятника.
     - Молодец, Лазаренко! Шей его шибче, - донёсся голос командира.
     И Лазаренко шил. Красная нить попала вслед за фашистом. Она оборвалась лишь на пенистом гребне лёгкой волны, поглотившей самолёт. А потом гул самолётов стал реже и тише: фашисты, потеряв вожака, убегали восвояси.
     Командир подбежал к Лазаренко:
     - Молодец! За это большущее спасибо!...
     Он обнял пулемётчика и крепко сжал его руку.
     Короткий звонок возвестил отбой. Командир вернулся в каюту, снова уселся в своё кожаное кресло, и я снова узнал в нём любящего и нежного отца, добрейшего человека, друга своих моряков.
     - Это настоящие матросы, - произнёс Михаил Антонович. (Он говорил восторженно, не замечая этого). - Это матросы Балтики, - не те, не те, о которых вы думаете! Не клёшники, а потомки тех, кто брал Зимний, кто защищал Питер.
     Вот этот самый Лазаренко, когда корабль стоял в доке, совершил такой подвиг. На нас налетели 57 немецких бомбардировщиков. Всем было приказано уйти с корабля. На мостике остался я один. И вдруг сзади слышу голос: “Товарищ командир, не гоните меня. Я без вас с корабля не уйду”. Это был Лазаренко, а с ним ещё двое. Здесь-то я и понял, как дороги мне эти хорошие, боевые ребята. Мы встали за пулемёты. Отражали одну атаку за другой. А когда одного пулемётчика ранило, Лазаренко стал работать за двоих. Мы тогда здорово всыпали немцам, и корабль не пострадал. Лазаренко - матрос. А матросы способны на подвиги...
     И снова наша беседа оборвалась. Ей помешало одно чрезвычайное обстоятельство, о котором надо рассказать подробно: воистину всё, что произошло после этого разговора, не уложить в скромном и лаконичном слове “подвиг”.
     В каюту постучал вестовой. Он подал командиру семафор. Опарин читал его внимательно и долго. И как в тот раз, во время тревоги, командир снова стал неузнаваем. Как и тогда, голос его стал холодным и спокойным:
     - Передайте помощнику: приготовить корабль к походу. Через пятнадцать минут выходим...
     Вестовой скрылся. Звонок. Частая дробь тяжёлой обуви по трапам, по палубе. Через 15 минут помощник командира корабля старший лейтенант Жуков докладывал о готовности к боевой операции. Вышли на рейд. В кубрик вошли командир и комиссар корабля Певнев. Говорил комиссар, а потом командир:
     - Я коротко. Идём к пункту В. (С разных концов несутся восклицания: “Вот здорово!”). Верно, что здорово. Это, товарищи, 55-й поход нашего корабля. До сих пор мои моряки меня не подводили. Ручаюсь, что и сейчас не подведут. Говорю прямо: поход наш - самый ответственный из всех, которые мы совершили. У нас на пути мины, торпеды, снаряды, бомбы. А наш тральщик плавал, плавает и будет плавать. Правильно говорю?...
     Послышались возгласы одобрения. Говорили просто и коротко. Говорили машинисты, артиллеристы, радисты. Говорил кок. И все поклялись пройти через все трудности, но задание выполнить во что бы то ни стало.
     Луна была высоко-высоко, когда эскадра, подняв якоря, вышла в море. Впереди шли тральщики. Так бывает всегда: своим телом, своей кровью они пропахивают воду, очищают фарватер от мин, первыми принимают удар вражеских сил. День и ночь тральщики в море, в дозоре, в походе. Это подлинные труженики моря, не знающие отдыха.
     Мы уже шестой час в походе. На корабле жизнь идёт размеренно. Кок занят приготовлением вкусных флотских щей. Отдыхающие от вахты краснофлотцы читают газеты, слушают патефон, играют в шашки. И только один человек на корабле без смены несёт вахту - это командир корабля, капитан-лейтенант Опарин.
     В тралах рвутся мины. Новые параваны погружаются в воду. Взрывы поднимают столбы воды. Они заливают мостик. Одежда командира покрывается ледяной коркой. Коченеют ноги, руки. А Опарин всё стоит, упрямо вглядываясь вперёд. Тем же спокойным голосом он отдаёт приказания, запрашивает штурмана о курсе.
     Бьют вражеские дальнобойные орудия. Налетают торпедные катеры. Наблюдатели доносят, что видят перископ подводной лодки. А Опарин только повторяет:
     - Так держать. Полный вперёд!
     Он неутолим в своей решимости двигаться только вперёд.
     Командир тральщика остаётся спокойным даже тогда, когда на корабль бросаются стремительной атакой шесть торпедных катеров. Гибель кажется совершенно неминуемой: уйти от торпеды почти невозможно. Но это невозможное совершается: Опарин выводит свой тральщик из под ударов торпедных катеров.
     Слегка улыбаясь, он говорит:
     _ Значит, поплаваем ещё!..
     А потом снова шли через минные поля, через узкий коридор артиллерийского огня, отражали налёт авиации. Шли, не убавляя хода ни на один узел...
     Обратный рейс был ещё труднее. Длина и количество минированных полей увеличились. Враг, не сумевший задержать эскадру на пути к пункту В., решил наверстать упущенное ещё более жестоким огнём артиллерии и действиями всех своих подводных средств.
     Выходя в обратный рейс, командир собрал команду и сказал всего одно слово:
     - Матросы!..
     И стало всё ясно. Безупречно работали машины, в боевой готовности стояли орудия, и жизнь на корабле шла своим чередом.
     А когда тральщик, пробившись сквозь десятки вражеских заслонов, входил на большой рейд советских вод, на встречных кораблях выстраивались команды по большому сбору и возгласами “ура” приветствовали смельчаков-балтийцев. И уже на другой день Опарин снова повёл эскадру новым, ещё более опасным маршрутом...
     ...Война требует тайны. Нельзя сейчас рассказать об Опарине и его товарищах подробно. Но придёт время, когда очевидцу беспримерного перехода советских кораблей на вражеских водах можно будет, не таясь от вражеских шпионов, рассказать многое о людях Балтики, о людях советского тральщика, не знающих страха и устали в борьбе с коварным врагом.
      А пока что скажем коротко: командир тральщика Опарин на-днях награждён орденом Красного Знамени.

Р. ИЮЛЬСКИЙ.
Действующий флот.


https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23985952
ОПАРИН Михаил Антонович (1911), капитан 2-го ранга.
Уроженец города Казани - столицы Республики Татарстан Российской Федерации. Русский.
Послужной список с июля 1931 года по сентябрь 1944 года:
С 31 июля 1931 года по июнь 1936 года - курсант ВМУ им. Фрунзе;
С июня 1936 года по октябрь 1937 года - командир учебной группы ВМКУ им. Фрунзе;
С октября 1937 года по июль 1938 года - и.о. начальника отделения ВМКУ им. Фрунзе;
С июля 1937 года по 20 октября 1939 года - начальник отделения УВМУЗ РККФ;
С 20 октября 1939 года по 8 апреля 1940 года - в распоряжении Упр.нач.состава ВМФ;
С 31 апреля 1940 года по 30 августа 1940 года - помощник командира БТЩ-Т-215 КБФ;
С 30 августа 1940 года по 12 октября 1942 года - командир БТЩ Т-215;
С 12 октября 1942 года по 10 апреля 1943 года - командир 3-го дивизиона ТЩ КБФ;
С 10 апреля 1943 года по 18 июня 1944 года - командир 1-го Краснознамённого дивизиона БТЩ КБФ;
С 18 июня 1944 года - командир 11-го дивизиона ЭТЩ КБФ.
Награды:
- три ордена Красного Знамени: 1) награждён приказом за № 133/н от 10 октября 1941 года: http://podvignaroda.ru/?#id=7784022&tab=navDetailManAward ; 2) награждён приказом командующего КБФ за № 6 от 29 января 1944 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50967845&tab=navDetailManAward ; 3) награждён приказом командующего КМОР КБФ за № 32 от 6 ноября 1944 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50977895&tab=navDetailManAward ;
- орден Отечественной войны I степени: награждён приказом командующего КБФ за № 15 от 11 февраля 1943 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50962774&tab=navDetailManAward ;
- орден Нахимова II cтепени: награждён приказом командующего КБФ за № 152 от 10 августа 1945 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50749249&tab=navDetailManAward ;
Выписка из наградного листа:
     В боевую компанию 1941 года тов. ОПАРИН  командовал БТЩ-215, выполняя ряд особо ответственных боевых операций в исключительно сложных условиях при сильном воздействии противника, минные постановки в водах противника, эскорты ПЛ ПЛ, транспортов и лёгких надводных сил. Эвакуация Таллина, островов Эзель и Даго, полуострова Ханко.
     В мае 1942 года как лучший командир БТЩ, показавший своё умение и мастерство тов. ОПАРИН был назначен командиром 3-го дивизиона тихоходных тральщиков.
<...>
    Тов. ОПАРИН активный участник Соммерской операции.
     В марте м-це 1943 года тов. ОПАРИН назначается командиром дивизиона БТЩ<...>дивизион тов. ОПАРИНА занимает одно из лучших мест на Балтике: дивизион награждён орденом Красного Знамени.
<...>     
     В декабре м-це 1943 года в исключительно сложных ледовых условиях под руководством тов. ОПАРИНА корабли дивизиона перевозили войска 2-й ударной армии Ленинградского фронта с Лисьего носа в Ораниенбаум под сильным артиллерийским воздействием противника.
     В июне м-це 1944 г. тов. ОПАРИН назначается командиром 11-го дивизиона ЭТЩ
     В период наступления войск Ленинградского фронта на Карельском перешейке корабли дивизиона под руководством тов. ОПАРИНА поддерживал артиллерийским огнём  фланг армии. Корабли дивизиона сбили 2 самолёта, было подавлено пять огневых точек противника.
     В течении лета и осени 1944 года тов. ОПАРИН 12 раз назначался командиром эскорта по проводке ПЛ ПЛ в Балтику.
     В декабре м-це 1944 года тов. ОПАРИН конвоировал транспорта из Финляндии в Кронштадт провёл более 50 транспортов.
     В течении летней кампании 1945 года тов. ОПАРИН выполнял ряд боевых операций командования, конвоирование транспортов из Кронштадта в Таллинн, из Таллина в Штеттин.

- медаль “За боевые заслуги”: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 ноября 1944 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50639103&tab=navDetailManAward ;
- медаль “За оборону Ленинграда”;
- медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".


https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/-8938185?backurl=%2F%3Fmode%3Dsobor%26find%3DЛАЗАРЕНКО%20Пётр%20Максимович%20
ЛАЗАРЕНКО Пётр Максимович (29.06.1919), капитан-лейтенант, бывший комендор зенитный 3-го класса ТЩ-117 6-го Краснознамённого дивизиона тральщиков СФ.
Родился 29 июля 1919 года в селе Чернещина Краснокутского района Харьковской области. Украинец.
В РКВМФ с 1939 года.
Награды:
- орден Красной Звезды: награждён приказом комбрига ОВР ГБ СФ за № 01 от 11 января 1945 года: http://podvignaroda.ru/?#id=7519224&tab=navDetailManAward ;
Выписка из наградного листа:
    Участник войны с белофинами на канлодке “Кронштадт”. С начала отечественной войны нашего народа против немецко-фашистских захватчиков участвовал в боевых операциях на КБФ на БТЩ-Т-215. Участник минных постановок в Лужской Губе, Ирбенском проливе и фарватере в порт и город Хельсинки.
     27-29 августа 1941 г. участник эвакуации г. Таллина и проводке крейсера “Киров” в Кронштадт. В декабре 1941 года участник эвакуации героического гарнизона Ханко. За этот период кораблём выполнено 107  боевых операций. Отражено более 103 воздушных атак противника. 21 сентября 1941 г.  лично сбил пикирующий на корабль “Ю-88”. В июне 1942 г.  групповым огнём при участии т. Лазаренко сбит ещё один “Ю-88”. Огнём орудия т. Лазаренко была отбита атака 6 торпедных катеров на транспорты следовавшие в Таллинн.
<...>
     Будучи на Северном флоте кораблём при участии т. Лазаренко расстреляно две плавающих мины противника, кораблём выполнено 60 боевых операций, отконвоировано в порты Севера 145 транспортов, кораблём пройдено более 32000 миль. Участник выполнения правительственного задания с 13-23 ноября по проводке “И. Сталина” в Молотовск.

- орден Отечественной войны II степени;
- две медали “За отвагу”: 1) награждён приказом командира ОВР КМОР КБФ за № 2 от 5 мая 1943 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50966934&tab=navDetailManAward ; 2) награждён приказом командира ОВР ГБ СФ за № 019 от 18 декабря 1943 года: http://podvignaroda.ru/?#id=7475284&tab=navDetailManAward ;
- медаль Ушакова: награждён приказом командующего СФ за № 069 от 13 октября 1945 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50946884&tab=navDetailManAward ;
- медаль “За оборону Ленинграда”;
- медаль “За оборону Советского Заполярья”.

Учётно-послужная картотека офицерского состава
ID 70006149862
Фамилия Лазаренко
Имя Петр
Отчество Максимович
Дата рождения/Возраст 29.06.1919
Место рождения Украинская ССР, Харьковская обл., Краснокутский р-н, д. Чернетчина
Дата и место призыва 05.05.1939 Ленинский РВК, Украинская ССР, г. Харьков, Ленинский р-н
Место службы БТЩ Т-215 ОВР КБФ; ТЩ АМ-117 ОВР СФ
Воинское звание капитан-лейтенант
Дата выбытия 17.12.1955
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 210
Номер ящика 17
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70006149862


https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=31878113
ПЕВНЕВ Филипп Тихонович (26.11.1912), капитан 2-го ранга.
Уроженец села Елизаветовка Воробьёвского района Воронежской области. Русский.
Призван 12 февраля 1934 года Бутурлиновским РВК Воронежской области Российской СФСР.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
На завершающем этапе Великой Отечественной войны заместитель командира по политической части 6-го Краснознамённого дивизиона тральщиков СФ, капитан-лейтенант по воинскому званию.
Награды:
- два ордена Красного Знамени: 1) награждён приказом за № 133/н от 13 октября 1941 года: http://podvignaroda.ru/?#id=7792271&tab=navDetailManAward ; 2) награждён приказом командующего СФ за № 099 от 8 ноября 1944 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50995358&tab=navDetailManAward ;
- орден Отечественной войны I степени: награждён приказом командующего СФ за № 074 от 24 ноября 1945 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50948227&tab=navDetailManAward ;
- орден Отечественной войны II степени: награждён приказом командующего СФ за № 0105 от 22 декабря 1943 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50995317&tab=navDetailManAward ;
- медаль “За боевые заслуги”: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года: http://podvignaroda.ru/?#id=50595924&tab=navDetailManAward ;
Выписка из наградного листа:
Участник перевода кораблей из США в СССР.
- медаль “За оборону Ленинграда”;
- медаль “За оборону Советского Заполярья”.

Учётно-послужная картотека офицерского состава
ID 70007477436
Фамилия Певнев
Имя Филипп
Отчество Тихонович
Дата рождения/Возраст 26.11.1912
Место рождения Воронежская обл., Воробьевский р-н, с. Ивановка
Дата и место призыва 12.02.1934 Бутурлиновский РВК, Воронежская обл., Бутурлиновский р-н
Место службы Тр. "Т-215" КБФ; 6 д-н ТЩ ОВР СФ
Воинское звание капитан 2 ранга
Дата выбытия 08.04.1958
Название источника донесения Центральный Архив Министерства обороны
Номер шкафа 157
Номер ящика 2
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70007477436

« Последнее редактирование: 04 Мая 2022, 10:18:05 от 444 иптап »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 469
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
В статье речь идёт о базовом тральщике проекта 53У "Т-215", который, как и его командир Михаил Антонович Опарин, благополучно пережили войну.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

444 иптап

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 662
  • Владимир Владимирович Байбаков

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34184649
ОПАРИН Михаил Антонович (1911), капитан 2-го ранга.

« Последнее редактирование: 04 Мая 2022, 08:23:04 от 444 иптап »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »