Уважаемые коллеги!
Как было показано выше, группу докладов на конференции открыл своим выступлением А.И.Лукаш. Ниже приводим текст его выступления, предназначенный для печати:
"Историческая память –
значимая ценностная основа восприятия мира современным человеком
Антон Иванович Лукаш, к.с.н.,
заместитель Председателя Общественной палаты Волгограда,
член Общественного совета при комитете образования,
науки и молодежной политики Волгоградской области
«Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займет наш враг,
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет,
Нас разя...
Сердца! Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя!».
Василий Федоров
Реальность меняется на наших глазах и с нашим участием – вот в комплексе несколько известных трендов тектонических социально-культурных, экономических и политических сдвигов:
в условиях глобализации роль национальных государств все более ограничивается международной юрисдикцией, деятельностью транс-национальных корпораций и новых социальных институтов;
распад СССР и 90-е годы поменяли геополитическую картину, созданы опасные прецеденты военного разрушения территориальной целостности государств - Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, породили опасные миграционные, демографические и цивилизационные макропроцессы. Под угрозой система ядерной безопасности и Ялтинские решения о послевоенном устройстве мира, растет экстремизм всех форм, включая реанимируемый нацизм. В культуре международной дипломатии становится нормой троллинг в стиле Псаки и квазидоказательства в стиле «пробирки Пауэлла» - формируется синдром «постправды», когда эмоционально нагруженная, недостоверная информация становится основой силовых экономических, политических и военных решений и действий;
постмодерн завершает вытеснение модерна с социально-психологического пространства, практически сформировано общество потребления, основанное на экономике впечатлений, вступает в жизнь поколение «зет» - «снежинок», основными чертами которого является эгоцентризм и отсутствие эмпатии, примат интереса над долгом, информационная свобода как базовая и безусловная ценность;
традиционные институты воспитания и социализации молодежи (семья, школа и даже улица) уступают место социальным сетям, информационная революция интернета и гаджетов породила практически непреодолимый барьер поколений, превратившийся из инструментального в ценностный;
человечество все более погружается в виртуальную реальность, при этом сетевая организация общества и подачи информации заменяет для молодежи от 30 лет и младше иерархический принцип социального устройства практически полностью.
С развитием мессенджеров, особенно телеграмм-каналов (зачастую анонимных источников подачи информации без обратной связи) возникло опасное явление, когда большинство читающих и слушающих получают политически заряженную информацию вероятностного характера под видом достоверной, личной и объективной.
Сформирована среда манипуляторов, вбрасывающих с использованием когнитивных искажений резкие негативные инфоповоды, которые подхватываются блогерами и группами пользователей соцсетей, становясь «истиной», влияющей на умы. Большинство оценок возникает при помощи не рационального осмысления, а под воздействием эмоционального заражения, возникает базовое когнитивное искажение – «слепое пятно восприятия», не дающее замечать очевидных вещей.
Итог - практики манипулирования, основанные на принципах таргетированного маркетинга, сформировали обширный слой доверчивых потребителей вирусного фейкового контента, особенно среди молодежи, для активизации которых достаточно предварительно прокачанного информационного повода, подлинность и источник которого никого уже не интересует - важным становится не то, что верно, а то, во что верит большее число людей.
Череда «оранжевых революций», так называемая «арабская весна» показали, что жесткая конкуренция за ресурсы при невозможности глобальной войны привела к активному применению странами Запада технологий организационной борьбы - информационных психоударов по идентичности, исторической памяти, ценностями атакуемых народов.
Актуально выражение Оруэлла «Кто контролирует прошлое - контролирует будущее», так как историческая память, являясь видом коллективной (социальной) памяти:
представляет собой набор передаваемых из поколения в поколение сведений о событиях прошлого;
содержит цивилизационные архетипы, определяя ответы на экзистенциальные вопросы: «кто мы», «что мы любим и что мы ненавидим», «хороши мы или плохи», «кто с нами и кто против нас и почему», «чем мы гордимся» и «о чем мы скорбим»;
фиксирует в общественном сознании уроки прошлого для учета в настоящем и при планировании будущего,
направлена на достижение ценностного социального согласия.
Ведь ценности – это представления человека об идеях, объектах и процессах мира, имеющие принципиальное положительное или отрицательное значение.
Опираясь на ценности люди формируют идеалы, мировоззрение, культурные стандарты, понятия:
добра и зла, блага и вреда, добродетели и порока,
красоты и безобразия,
правды и лжи,
то есть совершают этический, эстетический и рациональный выбор в убеждениях, целях и моделях поведения, который определяет их жизнь.
Именно то, насколько люди чувствуют кровную связь с ценностями, традициями, историческим наследием и опытом предыдущих поколений, определяет жизнеспособность общества.
Российский ученый-историк, к.и.н. А.И.Фурсов говорит, что одной из технологий современной информационной войны является разрушение национальной исторической памяти, дискредитация и уничтожение ценностей и символов, духовно скрепляющих общество противника, выделяя три уровня атаки:
информационный - прямая фальсификация или искажение фактов;
концептуальный - оценка и увязка фактов и квазифактов в ложную систему взглядов;
метафизический (прим. авт.: на мой взгляд – экзистенциальный) - война формирование образов и смыслов, определяющих иррациональную мифическую, искаженную картину мира.
Безусловная и абсолютная ценность, объединяющая людей не только в России, но и в мире - Великая Отечественная война, победа в ней, ведь наш народ уничтожил нацизм – злодейскую расовую идеологию.
Именно война и победа становятся главной мишенью информационной атаки по линии смещения восприятия и оценки с парадигмы «Героизм-Победа-Гордость» на «Потери-Скорбь-Вина».
Великую отечественную войну пытаются представить войной двух идентичных по злодеяниям диктатур – нацисткой и коммунистической (вспомните термин «красно-коричневые»), пытаются доказать, что Советский Союз готовился к агрессии и нападение Гитлера носило характер превентивного удара, занимаются реабилитацией и героизацией нацистов и их союзников – мы видим запреты проведения праздников, связанных со Второй Мировой войной против фашизма, ношение символики и наград Советского Союза, волну демонтажей и осквернений памятников советской эпохи и установка новых памятников коллаборационистам.
Но особенно показательны в этой связи и события, публикации последних месяцев, свидетельствующие о новом уровне попыток фальсификации истории.
Если Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в России Василе Соаре в октябре 2017 года говорил о памяти в отношении погибших солдат, которые «пошли воевать не по своей воле», то через год, 25 октября 2018 года в поселке Россошки при перезахоронении погибших под Сталинградом солдат румынских войск – союзников нацистов, уже высказал позицию об их невиновности. И вот 30 декабря прошедшего года Василе Соаре, как указывают в СМИ, заявил в ФБ, в частности, следующее: «Как дипломаты, вы должны знать, что многие румыны сохраняют яркие воспоминания о поведении советского солдата в Румынии, которое не имеет ничего общего с «освобождением»… 12 января 2019 года РИА Новости сообщает, что правительство Венгрии призвало почтить память венгерских солдат, которые «героически сражались на Дону» во время Великой Отечественной войны. «Вспомним мужество наших дедов, героических венгерских солдат, сражавшихся до конца у изгиба Дона. <…> Уважение героям!»,— говорится в аккаунте правительства в Фэйсбуке (ссылка
https://www.facebook.com/…/a.13493318991…/2428891627183543/…). В сообщении отмечается, что в январе 1943 года «Советская армия начала атаку» на венгров, в результате которой страна потеряла «120 тысяч солдат, многие из которых были захвачены в плен» (речь идет о Острогожско-Россошанской операции, в которой Красная армия одержала победу над войсками нацистской Германии и их союзников, среди которых были венгерские солдаты. Тогда на Дону Советский Союз разгромил немецкие, итальянские, венгерские и румынские войска. По некоторым данным, по итогам операции среди союзников нацистов погибли более 50 тысяч солдат, в плен попали более 70 тысяч)
Не менее удивительны совсем недавние пассажи западных СМИ о «героях» испанской дивизии – союзниках нацистов, о том, что гибель жителей Ленинграда в блокаду произошла по вине советского руководства и т.п.
Думаю, что после известного скандального выступления в бундестаге «Коли с Уренгоя» цель этой работы становится очевидной - подменить нашу историческую память, исказить идентичность с прицелом на формирование комплекса исторической вины.
Метод обработки сознания, как показывает практика, прост - навязывание чуждого видения нашей истории с заменой фактологической и достоверной исторической памяти сконструированными эмоционально нагруженными оценочными мифами на основании так называемых «личных историй», уведя дискурс от обобщения и анализа фактов к эмоциям с разрушением или игнорированием причинно-следственных связей.
Основной «целевой аудиторией» при этом является молодое поколение россиян: тем, кто через 10-15 лет станет главной политической силой общества, пытаются привить «комплекс вины» за свою историю.
Опасность крайне серьезна, ведь молодость искренна, но ещё не имеет практического опыта, необходимого для критического восприятия информации. Сейчас решается, будут ли наши дети ощущать себя в новом мироустройстве потомками героев-победителей нацизма, либо потомками «убийц невинных немецких (румынских, венгерских и так далее) солдат, случайно оказавшихся в мрачных снегах России».
Но, понимая, что фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России в целом, и говоря о защите исторической памяти, целесообразно учитывать принципиальные изменения , определяемые ранее названными глобальными трендами.
1) Если раньше монополистом в формировании исторической памяти было государство, то сегодня в условиях информационного общества историческая память развивается уже как набор различных представлений о прошлом, которые разрабатывают и продвигают разные субъекты (при том, что на национальном поле могут работать другие страны, международные фонды и НКО). Среда стала конкурентной.
2) Если ранее основное внимание уделялось истории побед, то сегодня людей интересуют цена победы и личные истории со смещением акцента с рационального на эмоциональное восприятие.
3) Утрачивает эффективность официальное формирование исторической памяти «сверху вниз» через официальные медиа (в основном - ТВ). Общество созрело для формирования личной памяти – сердечной, душевной памяти «вне идеологии» отдельных людей об историях их предков и семей в связи со значимыми событиями для города, края, России в целом (очень показательна в этом смысле национальная популярность акции «Бессмертный полк»). Такая эмоциональная память, основанная на личной фактологии латентна, прорастает «снизу вверх», и, будучи разбуженной, является средством медленной, но неизбежной трансформации ценностного поля.
4) Бытовые, а не редко и научные споры, общение учителей с учениками выявляет дефицит знаний истории , навыков публичной дискуссии об исторических событиях, их осмысления и оценки, следствием чего является зыбкость позиции, подверженность конфликтам и манипуляциям, готовность изменить представления о прошлом.
Ключевым вопросом, над которым нам предстоит думать – создание системы интеграции двух видов памяти для формирования устойчивых ценностных основ российского общества. И здесь работы очень много – начиная от методологии и заканчивая системой организационных мер, в т.ч. необходимы:
поиск ресурсов,
объединение усилий энтузиастов профессионалов и любителей,
создание диалоговых площадок, формирование единого информационного пространства,
разработка программ поддержки,
преодоление административных барьеров,
обмен положительным опытом, особенно изобретение инновационных форм работы,
организация взаимодействия в органами государственной власти и местного самоуправления.
Общественная палата, ВУЗы, ученые и практики - историки, социологи, политологи, психологи, юристы, краеведы, архивисты, журналисты, педагоги сегодня могут и должны во взаимодействии с властью обеспечить формирование и продвижение столь необходимой системы ценностей, основанной на ответственной работе с фактом, уважении к достоверной информации, критическом мышлении и свободе слова.
Последние события показывают, что необходима готовность защищать историческую память и наши ценности и это - сфера национальной безопасности и стратегического развития России. Надо четко понимать, что мы, как граждане и родители, объективно становимся участниками исторической политики - набора практик, с помощью которых различные политические силы, используя ресурсы (организационные, финансовые, административные, правовые, нормативные, материально-технические, информационные), стремятся сформировать определенным образом историческую память, утвердив определенные интерпретации исторических событий в качестве доминирующих для достижения своих целей в борьбе за власть.
Борьба идет за сердца и умы наших детей и память наших предков – не больше и не меньше. Быть объектами или субъектами этой политики – наш выбор".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий