Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: ДНЕВНИК неизвестного фельдфебеля-танкиста 3-й танковой дивизии  (Прочитано 4385 раз)

Михаил Матвиенко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
     Понедельник. 8.9.1941 г.
В 8.00 - через реку в место сосредоточения. Вся боевая группа собирается за рощей. Русская артиллерия вскоре обнаруживает нас и берет под сильный обстрел. Вблизи нас несколько убитых.
В 10.30 появляются наши пикирующие бомбардировщики - это сигнал к началу. Ужасный огонь. Русские собрали много артиллерии и зениток.
Наш отряд уничтожает 14 зениток и 8 орудий ПТО. Вечером мы останавливаемся в лесу у ж.д. моста севернее Конотопа. Танк № 1223 получает два снаряда в корпус.

     Четверг. 9.9.1941 г.
В 8.30 двигаемся до Веренки. Наши пикирующие бомбардиров¬щики атакуют русские позиции и артиллерию севернее Конотопа. Вражеская авиация также очень активна.
В 18.00 мы выезжаем и следуем на юг мимо Конотопа, через дорогу с востока на запад до Сосновки. Там мы останемся на ночь.

     Среда. 10.9.1941 г.
В 6.00 выезд. Сначала двигаемся на юг, потом сворачиваем на юго-восток. Цель - Ромны. Сам город был в течение дня взят нашим передовым отрядом. Конотоп также взят 10 мотодивизией. Оба города - основные склады для русской украинской армии.
     В обед начинается дождь, и дороги скоро представляются почти непроходимые препятствия. Весь обоз застревает. Автомашины засели в грязь - остальное доканчивают русские штурмовики, которые не отстают от нас.
     Темнеет и мы проводим ночь на дороге, время от времени продвигаясь.

     Понедельник. 15.9.1941 г.
Ромны. Установлена связь с группой Клейста в Лохвипе.

     Вторник. 16.9.1941 г.
В 10.00 мы выезжаем из Ромны. К обеду приезжаем в 1 обоз в Лохвицу. Мы сразу двигаемся дальше и приезжаем в Червонный, где встречаем роту. Вечером мы сидим у бочки пива. Фельдфебель К. ранен. Я получаю письма.

     Среда. 17.9.1941 г.
В 8.00 боевой отряд двигается дальше, а я обратно в Живицу в мастерскую. Ночуем в обозе.

    Четверг. 18.9.1941 г.
До обеда мы остаемся при обозе.
В 16.00 едем в боевую группу. До наступления темноты достигаем Чернухи и там ночуем. На рассвете русские пытаются прорваться, но их атака захлебывается в нашем огне. Полк делает обход ближайшего района, уничтожает русские колонны и к вечеру возвращается в Чернухи. После обеда наш начштаба получает ранение в бок.

     Суббота. 20.11.1941 г.
Отряд выходит дальше на Лохвицу. Я возвращаюсь в мастерскую

     Воскресенье. 21.9.1941 г.
В обед боевой отряд прибывает в Лохвицу. Командир отряда ранен в лоб.

      Понедельник. 22.9.1941 г.
В полдень я с командой отправляюсь за получением новых танков. Вечером мы добираемся до Ромны, ночуем там в нашем "отеле".

     Вторник. 23.9.1941 г.
Утром является связной и говорит нам, что мы должны явиться обратно в роту. Мы следуем по маршевому пути дивизии дальше и достигаем к вечеру роты в 10 км от Сейма.
Вечером мы празднуем, прощаемся с приданными нами зенитчиками.

     Среда. 24.9.1941 г.
В 6.00 мы через Кроиоп едем в Гомель. При наступлении темноты мы достигаем Чернигова и ночуем там.

     Четверг. 25.9.1941 г.
От Чернигова до Гомеля ведет хорошее шоссе. Около 14.00 мы прибываем в Гомель. О наших танках и других еще ничего не слышно. Мы располагаемся в 7-ми этажном коммунальном доме.

    Пятница. 26.9.1941 г.
В 11.00 мы приезжаем на вокзал и к большой нашей радости видим там два эшелона с новыми танками. К обеду прибывают и другие грузы. Машины разгружаются и тут же распределяются.
Еще вечером мы оставляем Гомель и едем заряжаться. Экипажи остаются, а мы возвращаемся на квартиры.

     Суббота. 27.9.1941 г.
В 5.00 мы едем в склад горючего и в 8.00 выезжаем на шоссе. Вечером мы прибываем в Репки, около 20 км севернее Чернигова. Там располагаемся на квартире. По дорогам от Чернигова на Гомель вся группа Клейста двигалась на север.

     Понедельник. 29.9.1941 г.
В 5.30 мы выезжаем и после обеда прибываем в Кролевец. Отряд некоторое время до нашего прибытия занял новое исходное положение.
В полку произошли большие перемены. Первый отряд подчинен к группе Клеймана, в то время, как второй отряд отходит к 4-й танковой дивизии - ударной дивизии. Наш отряд двумя своими ротами представляет весь полк и должен служить боковым охране¬нием. 9-я рота расформирована.

    Вторник. 30.9.1941 г.
Кролевец. Плохая погода, мы весь день в доме и пишем письма. Остальное время проводим в охоте за насекомыми.
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Михаил Матвиенко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
     Пятница. 3.10.1941 г.
В 10.00 мы едем из Кролевец в Глухов. С наступлением темноты останавливаемся в Севске. Фюрер произносит речь по радио. Мы охраняем выход из города Севска.

     Суббота, 4.Х.1941 г.
Около полудня мы встречаемся с ротой, которая следует за 4 танковой дивизией по направлению на Орел. Мы сворачиваем с пути движения 4-й танковой дивизии в Дмитровске влево, останавливаемся в Дружка.

     Воскресенье. 5.10.1941 г.
Дружка. Русская авиация очень активна, однако, и наши истребители несколькими победами завоевывают уважение.
Ночью русские нас награждают несколькими бомбами. Вечером фельд. Мюллер, унтерофицер Фрест, Вертег, Брукнер, Гемиинге и я у бочонка с водкой.

     Понедельник. 6.10.1941 г.
В 9.00 выезд из Дружна. Мы едем до Дмитровска, сворачиваем вновь на дорогу 4-й танковой дивизии и едем в направлении Орла. Очень холодно. Временами идет дождь. Дорога ужасно скверная, по обочинам слева и справа завязшие автомашины.
Несмотря на наступление темноты, едем дальше. Ночью первый раз идет снег. Становится все холоднее и все больше застрявших машин вокруг.
В 3.30 ночи мы останавливаемся в кромах в 3 сп. Я встречаю лейтенанта Эскарта, он меня приглашает к себе спать. Много времени проходит, пока я наконец согрелся.

     Среда. 8.10.1941 г.
Орел. Мы осматриваем севернее Орла два русских 51 т танка.

     Четверг. 9.10.1941 г.
Орел. Я еду на вокзал, чтобы там в стоящих кругом поездах с неисчислимым добром что-нибудь организовать для роты.

     Пятница. 10.10.1941 г.
Орел. 4-я танковая дивизия завязла в тяжелых боях у Мценска. Снег идет почти целый день, ночью термометр показывает - 3 .
Ночью я нахожусь в дозоре, охраняющем от партизан.

     Суббота. 11.10.1941 г.
Орел. Деятельность партизан становится заметной, и комендатурой вешаются двое русских. Я опять в противопартизанском дозоре.

     Воскресенье. 12.10.1941 г.
Орел. Мы с Рутковским вдвоем идем патрулями по улицам Орла в гражданском платье, однако, не узнаем ничего, достойного внимания.

     Понедельник. 13.10.1941 г.
Болхов. Говорят, что русские прорвали окружение у Брянска и двигаются на Болхов. Поэтому откладывается удар, который намечался для поддержки 4-й танковой дивизии севернее Мценска.

     Среда. 15.10.1941 г.
     Болхов.
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Михаил Матвиенко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
     Четверг. 16.10.1941 г.
Мы идем одни в Орел и к вечеру возвращается в Болхов.

Суббота. 18.10.1941 г.
Волхов. В 6.30 мы отъезжаем. По пути марша дивизии мы едем до Дежкино. Дорога ужасно грязная. Деревня почти заброшенная. Наше счастье, что подмерзло, так как иначе дорога была бы непроходимой, для велосипедистов.
В деревне нет ни одного приличного дома, везде невероятно грязно. Мы около полудня едем ремонтировать машины в Болхов, обратно по дороге мы два раза теряем правую цепь. С наступлением темноты мы прибываем в Болхов.

Воскресенье. 19.10.1941 г.
С наступлением дна начинается убийственная стрельба.
Когда мы справляемся в дивизионе, в чем дело - говорят, что надо немедленно покинуть село. Русские атакуют. Мы собираем свои вещи и едем в Орел.

20-22.10.1941 г. - Орел.
23 .10.1941 г.

Орел. Группа Г. собирается для наступления севернее Мценска. Целый день на аэродроме хлопочут пикирующие бомбардировщики.

Пятница. 24.10.1941 г.
В 15.00 я выезжаю и до наступления темноты добираюсь до села, 10 км не доезжая Мценска. Военские Выселки. В темноте мы ищем в переполненной деревне квартиру и после долгих поисков обнаруживаем очень скверную.

Суббота. 25.10.1941 г.
Наша машина опять начинает шалить и опять мы должны возвратиться в Орел в мастерскую.

До 1.11.1941 г. - в Орле
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Михаил Матвиенко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
Суббота. 1.11.1941 г.
В 12.00 мы уезжаем. Около 12 км, не доезжая Мценска. Мы теряем в грязи обе цепи. Во время вытягивания тяжелой машиной отрывается левое ведущее колесо. Мы остаемся до вечера, затем нас оттаскивают в Мценск, и там ночуем.

Воскресенье. 2.11.1941 г.
Мы тащим машину в наш первый обоз. Вечером я еду поездом в Орел.
Выезд в 19.30. Поезд двигается почти со скоростью пешехода и в 2.30 останавливается в 10 км от Орла.
В 3.30 мы отправляемся в город пешком. В 5.30 я прибывают на квартиру.

Среда. 5.11.1941 г.
В 6.00 я еду поездом из Орла в Мценск. В 10.00 прибыл. В 12.30 выезд на машине в направлении Тулы. Из-за плохих дорог мы продвигаемся вперед медленно и ночуем в деревне, не доезжая 10 км до Черни.
По дороге едем через покинутые русские позиции. Везде русские расставили авиабомбы вместо мин.

Четверг. 6.11.1941 г.
Мы едем до первого обоза в 20 км за Черни, ломается ходо¬вой ролик. Я еду на машине унтерофицера Рихтера дальше и около полудня добираюсь до роты, которая расположена в 12 км от Тулы.
     Мы размещаемся в больнице. Там переформировывается полк и в строю остаются только три роты со вторым обозом. Все остальные отходят обратно к Орлу.

Пятница. 7.11.1941 г.
Весь день русская артиллерия ведет огонь, чтобы сделать непригодным для проезда мост на шоссе.

Суббота. 8.11.1941 г.
Мы выезжаем в 9.00 и по дороге достаем ходовое колесо для малой машины. В Черни мы достаем удостоверение на проезд по шоссе до Орла. Около 12 км за Чернью наша автомашина опрокидывается. Все остались невредимыми.
Я залезаю на другую автомашину, которая, однако, тоже застревает. Я иду пешком до ближайшей деревни и ночую в ней.

Воскресенье. 9.11.41 г.
Машина берет меня с собой до Мценска, а оттуда я еду поездом до Орла. Прибыл в 15.00.

Воскресенье. 30.11.1941 г.
В 8.30 выезд из Орла. Я должен принять в боевой группе 2-й тягач. Очень холодно и ветрено, дорога сильно обледенела. До наступления темноты мы добираемся 25 км. севернее Плавска.

Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/

Михаил Матвиенко

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 849
  • ХИЩНИК
    • WWW
Понедельник. 1.12.1941 г.
В 8.00 мы продолжаем свою поездку и в полдень находим отряд в Оболенке. Большой тягач как раз уехал, и я должен остаться!

Вторник. 2.12.1941 г.
Оболенка. Наш отряд пытается пробиться на дорогу Тула - Москва, чтобы прекратить переброску войск и материалов противника в Тулу и чтобы закрыть обход войскам на север.

Среда. 3.12.1941г.
Наш отряд одной ротой достиг вечером шоссе Тула-Москва.

Четверг. 4.12.1941 г.
Наши части оттягиваются к расположенной позади оборонительной позиции. Холод достигает - 34°. Ежедневно сдаются несколько километров. Все деревни сжигаются, чтобы не дать русским возможности закрепиться. Мы отходим примерно на 15 км и занимаем квартиру в Болховке. Эта позиция должна быть удержана до тех  пор, пока пехота, находящаяся на марше, не займет зимние позиции. Это должно продолжаться около 10 дней.

Пятница. 12.12.1941 г.
Болховка. Снаружи очень сильный ветер и оттепель. Русские нажимают так сильно, что мы на следующий день опять должны отойти далеко назад. Полукругом вокруг нас горят деревни. Ночью опять начинается мороз.

Суббота. 13.12.1941 г.
В 9.30 мы выходим. Дорога сильно обледенела, так что машины скользят. Позднее начинается снег, очень холодно.
     Около 15.00 мы достигаем Миленино /по дороге на Щекино/. Строения очень бедные. Неожиданно начинается оттепель и дождь.

Воскресенье. 14.12.1941 г.
Миленино. Вечером к нам приходит большая машина.

Понедельник. 15.12.1941 г.
Ночью был снежный буран и установился чувствительный мороз. Я сижу на машине и около 9.00 мы выезжаем, чтобы перетащить танки через Уцы. В обед мы возвращаемся за выбывшим из строя танком.
После больших трудов мы его двумя машинами сдвигаем с места. В темноте мы едем вместе с последним пехотным охранением. На высоте перед Уцой мы, к сожалению, должны бросить танк и взорвать его. Останавливаемся в Горячкино. Позиция на реке Уца должна быть удержана на некоторое время.

Вторник. 16.12.1941 г.
Горячкино. Я принимаю вместо заболевшего оберфельдфебеля Кайзер вспомогательную часть при штабе.
В 15.00 мы выезжаем и едем всю ночь до Никольского, 2,5 км севернее Черни. У Плавска дорога очень сильно забита. Довольно сильный мороз и снежный буран.

Среда. 17.12.1941 г.
В 5.00 мы прибываем в Никольское. Мы находим себе квартиру и спим до обеда. После наступления темноты является русский самолет и, как бешеный, стреляет из своего пулемета по машинам, которые со светом двигаются по дороге.

Пятница. 19.12.1941 г.
В 6.00 мы едем через Чернь и Мценск в направлении Орла. На полпути поворачиваем на восток, чтобы км на 30 восточнее занять охранение.
С наступлением темноты езда становится очень тяжелой /мы два раза сами толкаем свою машину наверх/ и очень скользко. Поэтому мы только в 1.00, усталые как собаки, выезжаем в Сыбино.

22.12.1941 г.
Из Сыбино я еду машиной в Орел. Мы по дороге часто застреваем в снегу.     Невероятный буран.

24.12.1941 г.
     Сыбино. Сочельник. У елки мы поем наши песни и думаем о своих близких на
родине.

Четверг. 25.12.1941 г.
Утром мы выезжаем в Орел, около 16.00 возвращаемся оттуда обратно. По дороге попадаем в снежный буран и в наступившей темноте со светом еле-еле преодолеваем 10 км.
В 2-х км от Сыбино большая машина прочно застревает в канаве, а малая останавливается в поле. Должен идти пешком в деревню и вести оттуда вторую большую машину для буксирования, поскольку нашу большую машину мы вынуждены оставить в канаве.
В 22.00 мы насквозь промерзшие возвращаемся. И это был первый вечер рождества.

Суббота.27.12..1941 г.
Перед обедом мы выезжаем на юг. Погода портится. Из-за попутных и встречных колонн мы продвигаемся вперед только очень медленно.
Когда наша машина уже начинает бастовать, мы останавливаемся у Кресты у одной семьи, говорящей по-немецки.

Воскресенье. 28.12.1941 г.
Утром мы, несмотря на все средства, не можем оживить свои машины, и должны следовать на буксире. Пополудни прибываем в Мокрецы, где должен быть расположен наш отряд. Однако, он утром уже опять передвинулся дальше. Мы располагаемся.
Ночью русский самолет обстреливает следующие со светом машины.

Понедельник. 29.12.1941 г
В 7.00 мы выезжаем и пополудни достигаем 10 км восточнее Малоархангельска. Отряд и танки подтянуты на 30 км к востоку, чтобы отбросить русских, вклинившихся в оборону дивизий «СС» . Удается поймать русский штаб бригады.

Вторник. 30.12.1941. г.
Юдинка. Днем прилетают несколько русских летчиков и сбрасывают несколько осколочных бомб. Очень холодно - 28°.

Среда. 31.12.1941 г.
Юдинка. Днем опять несколько русских летчиков сбрасывают осколочные бомбы.
Записан
О чем историк умолчал стыдливо,
 Минувшее не вычерпав до дна,
 О том на полках старого архива,
 Помалкивая, помнят письмена.

http://117sd.wmsite.ru/
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »