http://www.dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-03-10/201103101344461.pdfГазета "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА" 10 марта 1942 года, вторник, № 57 (5121)
2-я страница
Статья (Из опыта Отечественной войны)
Штурм Лудиной ГорыАвтор: полковой комиссар А. Карпов
(Полковник КАРПОВ Александр Яковлевич - http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1531351762&tab=navDetailManAward и http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1532083305&tab=navDetailDocument - 19.07.1945 г. награжден медалью "За оборону Москвы" - на октябрь 1941 - февраль 1942 гг. - участник обороны Москвы в качестве руководителя оперативной группы по выпуску газеты "Красная Звезда" в Москве; на 1944 год - в воинском звании "полковник" находился в должности заместителя ответственного редактора газеты "Красная Звезда").После взятия в декабре города Волоколамска части генерала Власова, преследуя отступающего противника, встретили очень сильное сопротивление в районе Лудиной Горы. Они неоднократно атаковали немцев, но каждый раз вынуждены были отходить на прежние позиции. Тщательная разведка выявила, что здесь имеется весьма прочный узел вражеского сопротивления. Центром его являлась Лудина Гора.
Лудина Гора — это населенными пункт того же названия и высота 206,3. Она расположена невдалеке от Волоколамска и господствует над всей окружающей местностью
(схема № 1).

Отсюда местность просматривается кругом в радиусе до 10 километров. Подступы — совершенно открытые и за исключением отдельных участков хорошо простреливаемые ружейным и пулеметным огнем. С северо-востока протекает река Лама.
Избрав в качестве основного опорного пункта Лудину Гору, неприятель прекрасно понимал также, что здесь выгоднее всего плотно закрыть советским войскам ворота на запад. Открой их, и тогда наступающие выходят на равнину, удобную для них и в то же время весьма неудобную для обороны.
Штурм Лудиной Горы представлял собой весьма сложную операцию. Бои длились здесь несколько дней и носили исключительно ожесточенный характер. Фашисты имели приказ своего командования — ни в коем случае не сдавать позиций. Немецкий полковник, руководивший здесь обороной, писал в донесении: «Лудина Гора неприступна. Обход ее невозможен, так как всю окружающую местность мы держим Под огнем. Гарнизон неплохо проведет зиму в своих укреплениях».
Лудина Гора по своим инженерным укреплениям действительно могла считаться неприступной.
Схема № 2 показывает, что представлял собой этот вражеский узел сопротивления. Он имел круговую оборону с отсечными позициями. Район с северо-востока, востока и юго-востока был разбит на три сектора. Из каждого сектора обороняющиеся вели перекрестный огонь. Здесь было оборудовано 80 пулеметных точек, 12 минометных, 10 противотанковых позиций. Эта система огня создавала сплошное огневое полукольцо.
Вся оборона немцев находилась в земле. На сравнительно небольшой площади они руками угнанных при отступлении местных жителей построили 73 блиндажа. Блиндажи соединялись траншеями и имели выход в тыл, были связаны телефоном, в большинстве отапливались. В офицерских блиндажах были поставлены награбленные у местного населения кровати, столы, стулья. Видимо, и в самом деле, немцы собирались здесь зимовать. Уничтожить такой прочный узел сопротивления было делом далеко не легким. Наше командование прекрасно учитывало все трудности предстоящего боя, тщательно готовилось к нему. Большую работу проделала разведка. Она достала все необходимые сведения о характере и силе немецкой обороны. Смельчакам, сумевшим проникнуть в глубь расположения противника, удалось установить место штаба, основных огневых позиция и точек.
Разрабатывая план боя, ваше командование исходило из того, что взять Лудину Гору можно было лишь при условии разрушения вражеской огневой системы и полного подавления ее. Поэтому особенно тщательно было продумано взаимодействие пехоты и артиллерии. Следует подчеркнуть, что в штурме Лудиной Горы артиллерии принадлежала большая,если не главная роль. Тем более, что численное превосходство нашей артиллерии над вражеской было довольно значительным.
Огневые позиции и наблюдательные пункты были выбраны с таким расчетом, чтобы артиллерия вела огонь непрерывно в течение всего наступления.
Особенно большую роль в штурме Лудиной Горы сыграла артиллерия, расположенная в районе станции Волоколамск. Хорошо замаскировав свои орудия в садах и среди построек, часто меняя огневые позиции, артиллеристы установили за Лудиной Горой наблюдение, позволявшее вести точный огонь по укреплениям врага. Мощными огневыми налетами были уничтожены 38 огневых точек, половина минометных позиций, батарея, большинство блиндажей. Из уцелевших огневых точек добрая половина приходилась на деревню Посадники, т.е. на опорный пункт, прикрывавший вражескую оборону с тыла.
Подавив огневую систему противника, артиллерия расчистила путь своей пехоте, дала ей возможность штурмовать Лудину Гору. В то время, как одна часть артиллерии вела огонь с закрытых позиций, другая часть находилась в боевых порядках пехоты и вместе с ней перекатами продвигалась к горе, обстреливая неприятельские огневые точки.
Рассмотрим более подробно ход боя за Лудина Гору.
Обстановка в этом районе сложилась так, что брать позиции немцев обычным способом было, невозможно.
Атака в лоб исключалась даже при условии подавления огневой системы противника: с трех сторон — с северо-востока, востока и с юго-востока — подступы к горе изобиловали сложными препятствиями и были оледенены. Заход в тыл считался допустимым, но здесь немцы предусмотрительно создали очень сильный опорный пункт в деревне Посадники, который надежно прикрывал весь вражеский узел сопротивления с запада. С юга и с севера — местность совершенно открытая: здесь — одни мелкие овраги и кустарники. Атака отсюда также пе сулила большого успеха.
Все же надо было найти какой-то путь к Лудиной Горе. Командование приняло решение: нанести удар там, где противник не ждет его. Таким направлением было северное. Здесь — открытое поле, каждая точка на нем простреливается. Неприятель, видимо, был убежден, что атаковать Лудину Гору отсюда наши войска не решатся. Все данные разведки гласили, что северный участок Лудиной Горы немцами укреплен слабее, огневых точек тут имеется немного.
Расчет нашего командования был такой: демонстрируя наступление с востока и юга и тем самым отвлекая сюда внимание противника, сосредоточить незаметно для него достаточные силы у подножья Лудиной Горы с севера, а затем атаковать ее.
Эта задача была возложена на часть, которой командовал полковник Самойленко (40-я отдельная стрелковая бригада). Вместе с ней наступал артполк.С фронта сковывала противника часть (331-я стрелковая дивизия), которой командовал тов. Король. С юга во фланг немцам вышли N часть
(35-я отдельная стрелковая бригада) и еще два артиллерийских дивизиона. Обе эти части заранее построили блиндажи с довольно прочными перекрытиями, хорошо оборудовали огневые позиции артиллерийских и минометных батарей. Они начали демонстрировать наступление. Противник открыл ураганный огонь по наступающим, но те ушли в укрытия, где спокойно выжидали, не прекращая артиллерийского и минометного огня. Целый день длилась эта дуэль. Как только стало темно, наши части усилили обстрел горы. Противник принял это, видимо, за начало атаки и перенес огонь своей артиллерии и минометов на ближние подступы, т.е. стал бить по своим же препятствиям. Утром перед нашими частями открылась довольно занятная картина: вся равнина и склоны горы были покрыты воронками, значительная часть противотанковых и противопехотных препятствий разрушена, минные поля подорваны.
На следующую ночь введенные в заблуждение, немцы повторили свой «опыт». Как установлено показаниями пленных, фашистское командование было убеждено, что оно очень удачно отбило все «советские атаки». А между тем никаких атак советские войска ни с востока, ни с юга не предпринимали. Это была лишь небольшая хитрость, ложное наступление. И оно имело своими результатами не только истощение запасов обороняющихся, не только разрушение немцами своих же препятствий. Был и более важный результат: всецело занятые отражением «атак» с востока и юга, фашисты ослабили внимание к другим участкам.
Тем временем часть полковника Самойленко
(40-я отдельная стрелковая бригада) вместе с артиллерией совершила глубокий обход Лудиной Горы. Бойцы мелкими группами пробирались к подножью и сосредоточивались в неглубоких овражках и кустарниках. Двигались только ночью. А днем, одетые в белые халаты, зарывались в снег и ждали следующей ночи. Таким же способом маскировали пулеметы, малокалиберные пушки, минометы. Переносилось все это в разобранном виде, чтобы не делать дорог, которые днем могут быть замечены противником. За две ночи основные наши силы сосредоточились па рубеже, откуда уже можно было начать атаку. Только артиллерия не смела возможности подойти сюда. Но она заняла весьма удобный рубеж на расстоянии 7-10 километров от Лудиной Горы.
Оставалось устроить проходы в заграждениях и минных полях. Эта задача удачно была выполнена саперами. Противник даже не заметил, как огромное количество его мин было обезврежено.
Поздно ночью началось наступление. Наши мелкие подразделения взбирались на Лудину Гору, преодолевая расставленные всюду препятствия. Но пе прошло и часа, как противник начал ракетами освещать местность. Заметив наступающих, он открыл пулеметный и минометный огонь. Но тут сразу же заговорила наша артиллерия. В течение пяти минут советские пушки послали неприятелю больше ста снарядов. Несколько огневых точек противника замолчало. Тут усилили свой огонь наши минометы. В течение часа все было покрыто облаками дыма и снежной пыли. Наконец, обстрел с Лудиной Горы почти замер. Не прекращая артиллерийского и минометного огня, наши подразделения снова начата продвигаться. Но они вскоре были остановлены автоматчиками и пулеметчиками. Оказывается, немцы оборудовали несколько огневых точек в крутых обрывах горы. Они помещались глубоко в земле. Сверху их не брали даже тяжелые снаряды.
Выход был один — прямой наводкой заставить замолчать эти огневые точки. Артиллеристы, следовавшие в боевых порядках пехоты, пробираясь оврагами, выкатили свои орудия вперед и с дистанции около пятисот метров открыли огонь прямой наводкой по отвесной стене горы. Очень скоро два вражеских пулемета замолчали. Потом прямым попаданием разбит был блиндаж, в котором засела группа автоматчиков.
Но противник продолжал оказывать огневое сопротивление. Он быстро перебросил сюда с соседнего участка несколько пулеметов и большую группу автоматчиков.
Наше командование своевременно учло этот маневр противника. Раз он перебрасывает огневые средства с одного участка на другой, то, естественно, усиливая себя в одном месте, ослабляет в другом. Вывод ясен — бить по слабому месту. Для этого надо было несколько изменить направление удара. С командного пункта последовало приказание — атаковать правее крутых обрывов.
Для прикрытия левого фланга был оставлен батальон и почти вся артиллерия, находящаяся в боевых порядках пехоты. Она продолжала уничтожать вражеские огневые точки на участке обрывов.
Маневр атакующих оказался неожиданным для немцев. Очевидно, они были уверены, что наши части, находясь в непосредственной близости к противнику, уже не будут менять направление атаки. Успех атаки быстро развивался. Противник оказал лишь очень слабое огневое сопротивление. Выкаченные вперед пушки заставили замолчать последние огневые точки обороны. Атакующие почти без потерь продвигались вперед. Вот на высоту ворвались первые две роты и смяли передовую линию фашистов. Ни минуты не задерживаясь, роты устремились к деревне — центру узла сопротивления. Но здесь противник силою до батальона перешел в контратаку. После короткой схватки наши роты были несколько оттеснены, численно превосходящими силами врага.
Тем временем! на Лудину Гору ворвались еще два батальона. Они стремительно атаковали во фланг противника, который снова приближался к прежнему переднему краю своей обороны. Враг не выдержал удара и начал откатываться на запад, т.е. на деревню Посадники. Две наших роты, отступившие под напором фашистского батальона, круто, повернули вправо и броском вышли наперерез отступающему противнику. Оказавшись между двух огней, фашистский батальон окопался и решил обороняться. Командир его срочно запросил подкрепления с восточного и южного участков Лудиной Горы. Оттуда ответили: «Подкрепления не будет, выделите одну роту на усиление южного участка».
Оказывается, там приходилось тоже довольно туго. Дело в том, что N часть
(35-я отдельная стрелковая бригада), вышедшая во фланг противнику с юга, теперь уже пе демонстрировала наступление, а, пробираясь по проходам, проделанным во вражеских укреплениям, атаковала Лудину Гору. Правда, наступающие несли здесь потери, но упорно продвигались, нанося неприятелю огромный урон. Артиллерия разгромила здесь все до одного блиндажи, и сейчас фашисты держались только в открытых траншеях. Теперь наступающие встречали лишь ружейный огонь и очень слабый пулеметный. Следуя за огневым валом артиллерии и минометов, они вскоре выбили немцев и из этих траншей. Противник отступил к деревне Лудина Гора. Но там ему задержаться не удалось, и он пошел на соединение со своим батальоном, который изнемогал под ударами наших подразделений, наступавших с севера. После короткого боя немцы и здесь вынуждены были поспешно отступать. В сущности это было не отступление, а повальное паническое бегство.
В течение следующего дня наши части вели еще бои с отдельными фашистскими группами, особенно с группой восточного участка немецкой обороны. Отступив в деревню Лудина Гора, эта группа разбилась и засела в уцелевших укреплениях, пытаясь сопротивляться. К вечеру она была уничтожена.
Так пал один из крупных вражеских узлов сопротивления. Бой был праведен нашим командованием блестяще. Умение определить направление главного удара, хорошо продуманное обеспеченно его, наконец, скрытность всех действий — вот что обеспечило успех штурма Лудиной Горы. Немцы потеряли здесь около 1500 человек убитыми.
_________________________________________________
Как мы видим из текста (вероятней одного из самых первых текстов, опубликованных в СМИ, в отношении данного боевого эпизода), в его строчках ни слова о "морских пехотинцах" - ни об их участии в штурме высоты, ни о роли самой 64-й отдельной морской стрелковой бригады в операции по обходу, взятии и, тем более, штурму Лудиной Горы...