Название: Торпедирование танкера «КУЙБЫШЕВ». Отправлено: первачек от 23 Января 2016, 16:44:09 https://pamyat-naroda.ru/dou/ Доклад 11.04.1942 Белоусов.
Командующему Крымским Фронтом Генерал-лейтенанту т. КОЗЛОВУ. Копия: Командующему Черноморским Флотом Вице-адмиралу т. ОКТЯБРЬСКОМУ. ДОКЛАД. Доношу, что по Вашему приказанию, мною в период 6-8.4.42 произведено расследование обстановки и причин приведших к торпедированию танкера «КУЙБЫШЕВ» 2.4.42 в районе банки МАРИИ МАГДАЛИНЫ. Обстановка для перехода. На 2.4.42 для перехода из НОВОРОССИЙСКА в КАМЫШ-БУРУН были назначены: Танкер «КУЙБЫШЕВ» с грузом: Бензина авиационного 2437 тонн. Керосина тракторного 1161 тонна. Легроина 286 тонн. Автола 120 тонн. Транспорт «А.СЕРОВ» с грузом по плану и 22 танка (оперативные перевозки). Транспорт «БЕРЕЗИНА» с грузом по плану и 18 танков (оперативные перевозки). Канлодка «КРАСНАЯ АБХАЗИЯ» с грузом танков – 12 штук. Для охранения транспортов на переходе морем командиром НОВОРОССИЙСКОЙ В.М.Базы было выделено: Эсминец «НЕЗАМОЖНИК». БТШ «ТРАЛ» (№11). Девять СКА типа «МО». Прикрытие перехода транспортов с воздуха из НОВОРОССИЙСКА до района БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ производилось ВВС ЧФ (на 12.00 2.4. в боевом составе АНАПСКОЙ группы исправных истребителей находилось 13 самолетов). Погода на переходе: ветер зюйд-вест 3 балла. Море 2 балла. Облачность 7-8 баллов. Заход солнца 2.4.42 года в районе БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 18 ч. 58 м. Конец сумерок - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 19 ч. 32 м. Так как транспорта имели различную скорость от 6 до 12 узлов, выход производился рассредоточено в период с 13.00 до 14.30, с назначением для каждого транспорта кораблей охранения. ПЕРЕХОД МОРЕМ. В 13 час. 25 мин. Танкер «КУЙБЫШЕВ» снялся с якоря для следования рекомендованными курсами из НОВОРОССИЙСКА в КАМЫШ-БУРУН. К 18.30 расположение транспортов, кораблей охранения и барража истребительной авиации было следующее: а/. Танкер «КУЙБЫШЕВ» находился в 11 милях на вест от маяка Анапский, имея охранение: эсминец «НЕЗАМОЖНИК» в голове в расстоянии 7-8 кабельтовых, СКА -024 на КУ 50-60* левого борта, СКА -046 на КУ 50-60* правого борта в расстоянии 2,5 – 3 кабельтовых. Курс 316*, скорость около 10 узлов. б/. Транспорт «СЕРОВ» в расстоянии 20 – 25 кабельтовых от танкера «КУЙБЫШЕВ», имея охранение: БТЩ «ТРАЛ» (№11) в голове и СКА -044 с правого борта, и левого –СКА -084. в/. Транспорт «БЕРЕЗИНА» в расстоянии 30 – 40 кабельтовых от ТР «СЕРОВ», имея в охранении СКА -052 и 022 с правого и левого борта и СКА -0111 по корме. г/. Канлодка «КРАСНАЯ АДХАЗИЯ» в расстоянии 60-70 кабельтовых от ТР «БЕРЕЗИНА», имея в охранении два СКА. Курс 315*, скорость 6-7 узлов. д/. Барраж истребительной авиации в составе: трех самолетов «И-16» и двух самолетов «ЛАГ-3». (Расположение кораблей показано на прилагаемой карте). АТАКА КАРАВАНА САМОЛЕТАМИ ПРОТИВНИКА. В 18.55 с кораблей охранения (эсминец, СКА -024, СКА -046, БТЩ) и транспортов были замечены самолеты противника, с курсового угла 15* - 20* левого борта от головного эсминца с дистанции около 60 кабельтовых. Самолеты (3-5 штук) шли на высоте 20-40 метров на контр-курсе к каравану, в это-же время с БТЩ были замечены еще два самолета противника идущие от берега на высоте 15-20 метров, с правого борта курсом на танкер. Самолеты были опознаны как самолеты противника, кораблями был открыт огонь ЗА и пулеметов и дано оповещение по каравану о появлении противника. Через 2-3 минуты после обнаружения, группа самолетов, идущая с левого борта разделилась: два-три самолета пошли на пересечку курса эсминца и танкера «КУЙБЫШЕВ», один самолет пошел на ТР «СЕРОВ». Группа самолетов с правого борта продолжала идти не пересечку курса эсминца и танкера. Атака самолетов противника отражалась ЗА и пулеметами не только кораблями охранения и транспортов, но и огневыми средствами с танков, находящихся на верхней палубе ТР. ТР. «СЕРОВ» и «БЕРЕЗИНА». Пять истребителей, находившихся в барраже, вступили в бой с самолетами противника. Торпедоносец, шедший на ТР «СЕРОВ» до дистанции торпедного залпа не дошел, отвернул на вест и был сбит нашим истребителем (самолет «Ю-88», по показаниям командира БТЩ, упал в воду, командир истребителя Майор БУХТИЯРОВ). Самолет «ЛАГ-3» (командир – капитан ЧЕРНОПАШЕНКО) при атаке торпедоносцев, своего самолета из пикирования не вывел и врезался в воду, самолет и летчик погибли. Подойдя на дистанцию 10-15 кабельтовых от эсминца и танкера, торпедоносцы сбросили торпеды (время сбрасывания 18.59- 19,02). 18.59 - Эсминец и танкер начали производить маневр уклонения от торпед – поворотом вправо. В 19.01 эсминец уклонился от торпед, одна торпеда прошла по носу в расстоянии 20 – 25 метров, остальные прошли контр-курсом с правого борта, по эсминцу было выпущено 5-6 торпед. По танкеру было выпущено две торпеды (показания капитана ). Одна торпеда прошла по корме танкера, вторая торпеда, идущая ближе к носу, не доходя метров 300 выскочила из воды и стала описывать циркуляцию вправо, капитан пытался машинами ускорить поворот корабля, но уклонится не успел и в 19.03 – 04, торпеда ударила в левый борт, в район танка «11, заполненного бензином. От взрыва бензин воспламенился, вырвался на высоту 60 – 80 метров, облил большую часть танкера, на корабле начался пожар. С момента атаки каравана самолетами торпедоносцами, в воздух поднялось еще пять истребителей 62 АБ (с 19.02 по 19.05), в воздушном бою был сбит еще один самолет «Ю-88» - летчиком лейтенантом КАЛИНИНЫМ. После воздушного боя самолеты истребители произвели посадку на аэродромы в сумерках, последний самолет произвел посадку в 19.33, уже после окончания сумерок в темноте. ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ТОРПЕДИРОВАНИЯ ТАНКЕРА. Так как ликвидировать пожар на танкере, по заявлению капитана танкера, было невозможно – разлившийся бензин охватил большую часть танкера, пеногонная система не работала (вероятно получился разрыв магистрали во время взрыва), были приняты к спасению команды. Спустить шлюпки с борта было невозможно (горел бензин разлившийся по воде) оставшаяся команда собралась на полубаке танкера и одев спасательные пояса, бросилась в воду, откуда и была подобрана катерами. Машинная команда, оставшаяся на корме танкера, не могла пройти на полубак, и самостоятельно дала ход машинами назад (машины были исправны). Движением танкера назад пламя с кормы отклонилось в нос, с кормы была спущена шлюпка, на которой спаслось еще 8 человек команды. После торпедирования танкера, БТЩ «ТРАЛ», СКА 024 и 046 пошли к горящему танкеру для спасения людей. Маневрируя в непосредственной близости от горящего танкера и горящего бензина на воде, кораблями было спасено плавающих в воде 22 человека и поднято два трупа и взято со шлюпки танкера 8 человек: из числа спасенных два человека умерло от ожогов на корабле, пять человек имели сильные ожоги, погибло на танкере 8-12 человек. Шедшие в караване остальные транспорта и корабли охранения, после уклонения от атак торпедоносцев продолжали следовать по назначению. Подошедшие в 20.30 к танкеру буксиры и сейнера из АНАППЫ никакой помощи оказать не могли, горящий танкер дрейфовало по ветру к берегу. Танкер приткнулся к мели метрах в 500-600 от берега в районе БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ. 8.04.1942 пролетая на самолете «У-2» в районе стоянки танкера, видел танкер разломившегося пополам, пожар еще продолжался – было видно сильное пламя. ВЫВОДЫ. 1. Торпедирование транспортов «ФАБРИЦИУС» и «ВОРОШИЛОВ» в районе мысов УТРИШ и УТРИШОНОК при следовании в НОВОРОССИЙСК и танкера «КУЙБЫШЕВ» в районе банки МАРИЯ МАГДАЛИНА при следовании в КАМЫШ-БУРУН, почти в одно и то-же время суток – после захода солнца, дает основание утверждать наличие хорошей разведки и оповещения противника в этом районе. Районы торпедирования находятся в расстоянии 12 – 15 миль от АНАПЫ (1,5 – 2 часа для перехода транспорта) и в расстоянии 270 км от аэродрома САКИ (где по данным РО противник базирует торпедоносную авиацию). Если в районе АНАППЫ находится наблюдательный пункт, который коротким (условным) сигналом дает момент прохождения транспорта, то приход транспорта в районы торпедирования по времени совпадает с прилетом торпедоносцев в эти районы. В районе ЖЕЛЕЗНОГО РОГА и СОЛЕНОГО ОЗЕРА неоднократно отмечалось наличие гидросамолетов противника, сидящих на воде, которые могли быть использованы противником как пост наблюдения и оповещения (через свою рацию) о движении наших транспортов, то-же наблюдалось и в районе ГБ (СЕВАСТОПОЛЬ) вблизи наших коммуникаций. НЕОБХОДИМО: а/. Организовать тщательную проверку населения в прибрежных районах, вблизи которых проходят наши коммуникации, на предмет выявления скрытых постов наблюдения и оповещения противника. б/. При проходе караванов или отдельных транспортов организовать воздушную и корабельную разведку, на предмет поиска сидящих на воде гидросамолетов-постов наблюдения и оповещения противника и уничтожения их (район поиска вблизи наших коммуникаций на дальность обнаружения транспортов с гидросамолета). 2. При атаках транспортов, самолеты торпедоносцы производят сбрасывания торпед на дистанции 10-15 кабельтовых от объекта атак, а корабли охранения находятся на дистанции 2-3 кабельтовых от транспортов, что не позволяет использовать зен.средства кораблей охранения с максимальной эффективностью в моменты когда торпедоносцы подходят к точке залпа (велики дистанции). Считаю целесообразным, в период времени, наиболее выгодный для атак торпедоносцев (сумерки, лунные ночи) кораблям охранения увеличивать дистанцию от охраняемого объекта до 10-12 кабельтовых. 3. При необходимости перехода транспортов в светлое время суток, изменять линии коммуникаций, удаляя их от берега, особенно в тех районах, где возможна посадка гидросамолета и укрытие его береговой чертой (лиманы, прибрежные озера, обрывистые берега). 4. Считаю необходимым изменить существующую систему деления в море, районов прикрытия истребительной авиацией, перехода транспортов, между ВВС ЧФ и ВВС Фронта в районе БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, возложив организацию и ответственность за прикрытие на одно лицо, целесообразно на ВВС ЧФ, усилив его средствами истребительной авиации. 5. Необходимо тщательно организовать и контролировать систему кругового наблюдения и оповещения кораблей охранения и транспортов в каждом конвое. При атаке торпедоносцев 2.4.42 г. все наблюдатели увлеклись группой самолетов, идущих в атаку с левого борта, а группа самолетов шедших в атаку с правого борта была обнаружена только с одного БТЩ –«ТРАЛ». 6. Маневр уклонения от торпеды достигает положительных результатов только при быстром-решительном выполнении – действовать автоматически, считаю необходимым ввести в систему проверку капитанов и их помощников знания маневров уклонения от торпед и атак самолетов. Дать оценку действий капитана танкера по маневру уклонения от торпед и организации борьбы с пожаром и спасения команды не имею возможности по следующим причинам: а/. Капитан танкера т. САПКО лежит в госпитале и длительная беседа с ним сейчас не возможна. б/. Не мог произвести обследования танкера на месте. в/. Точно не представлялось возможным установить применял ли противник торпеды ВС или обыкновенные только с прибором «ОРБИ» (направления движения). 7. В данном случае считаю, что организация прикрытия с воздуха и моря и количество средств охранения к моменту атаки торпедоносцев, исходя из фактического наличия боевых средств истребительной авиации и кораблей охранения, было достаточной. 8. Считаю необходимость отметить прекрасную работу командования и личного состава БТЩ «ТРАЛ» и СКА -024 и -046, занимавшихся спасением личного состава танкера, проводя свою работу вблизи горящего танкера с бензином и горящего бензина на воде. Приложение: Схема маневрирования при атаке самолетов 2.04.42. Только к экз. №1. Капитан 1 ранга /БЕЛОУСОВ/. 11.04.42. Название: Re: Торпедирование танкера «КУЙБЫШЕВ». Отправлено: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 23 Января 2016, 17:13:01 Уважаемый Василий Петрович!
Благодарю за этот интересный документ! Хорошо, если Вы выставите в этой теме также его сканы с "Памяти народа". Согласно советским архивным документам, танкер "Куйбышев" числится потопленным немецким самолётом-торпедоносцем в 18.59 02.04.1942 в точке с координатами 44 градуса 57 минут северной широты, 36 градусов 58 минут восточной долготы. С уважением - К.Б.Стрельбицкий Название: Re: Торпедирование танкера «КУЙБЫШЕВ». Отправлено: начкар@ от 25 Января 2016, 23:12:41 Как дополнение к тем событиям - https://pamyat-naroda.ru/dou/?docID=136691329
|