Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Скороходов Василий/Максим Сергеевич. Лагерный номер 5875  (Прочитано 195 раз)

Особист

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 506
  • БЕЛЯЕВ Александр Андреевич

Лейтенант СКОРОХОДОВ: Василий или Максим (шталаг № 325)

Потихоньку делаю выборку военнопленных шталага № 325, доставленных в офлаг XIII D 12 апреля 1942 года. Иду последовательно: номер за номером. Очередной военнопленный и запись о нём в ОБД Мемориал:

Номер записи    272196174
Фамилия   Скороходов
Имя   Василий
Отчество   Сергеевич
Дата рождения   __.__.1916
Место рождения   Губриц
Последнее место службы   1515 СП
Воинское звание   лейтенант
Лагерный номер   5875
Дата пленения   10.07.1941
Место пленения   Константинов
Лагерь   офлаг XIII D (62)
Судьба   попал в плен
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   Картотека военнопленных офицеров

В целом информация никаких вопросов не вызывает, если не считать такой вроде бы мелочи, как номер полка. Но и это не критично: подобные несуразности встречаются сплошь и рядом, поэтому пока просто это отмечаю и иду дальше, проверяя по номерам вновь прибывших в Хаммельбург. Почти автоматически регистрирую следующую запись:

Номер записи    272196180
Фамилия   Скороходов
Имя   Максим
Отчество   Сергеевич
Дата рождения   __.__.1916
Место рождения   Белорусская ССР, г. Могилев
Последнее место службы   197 СД
Воинское звание   лейтенант
Лагерный номер   5875
Дата пленения   27.06.1941
Место пленения   Староконстантинов
Судьба   попал в плен
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   Картотека военнопленных офицеров

Хочу сразу идти дальше, но что-то меня удерживает, что-то заставляет вернуться к последней записи. Что? Мало ли было в 1941 году в нашей необъятной стране лейтенантов одного года рождения, с одинаковыми фамилиями и отчествами. Но и различие между двумя лейтенантами существенное: один Василий, другой Максим. Первый – уроженец какого-то населённого пункта Губриц, второй – из Могилёва.  Да ещё на две недели расхождение в датах пленения. Что не так? Да один и тот же личный номер регистрации по офлагу XIII D.
Записи в ОБД Мемориал уже не помогут. Нужно смотреть документы, на основании которых сделаны записи. Это две так называемые «зелёные» карты. Первая регистрирует факт прибытия 12.04.1942 года из шталага № 325 военнопленного СКОРОХОДОВА Василия Сергеевича, зарегистрированного в офлаге XIII D под номером 5875. Вторая регистрирует факт убытия 11.11.1944 года из офлага XIII D в Берлин военнопленного СКОРОХОДОВА Максима Сергеевича, зарегистрированного в том же офлаге под тем же самым номером 5875. Вот эти карты:

https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/216/2160961.jpg&id=272196173&id=272196173&id1=6ae93419d7a1dda1c6fea45f098309fb
https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/216/2160961_1.jpg&id=272196175&id=272196175&id1=ce76eed0f0c0c07161154e41194c3c09
https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/216/2160963.jpg&id=272196179&id=272196179&id1=66c025b6e0a6943c62fd6e1535404594
https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/216/2160963_1.jpg&id=272196181&id=272196181&id1=5134e4101f484f35181bd9437970dc1f

Начинаем проверять содержащиеся в них сведения. К оператору ЭЛАР, переносившему сведения с карт в ОБД Мемориал, претензий нет: записи перенесены без ошибок. Но это поверхностное изучение даёт очень ценную информацию: у обоих лейтенантов родственники проживают в Могилёвской области. У Василия: Тюрицкий район, деревня Губриц. У Максима: Горьковский район, деревня Зубры. Но в Могилёвской области нет таких районов, как нет и не было деревни Губриц, зато есть деревня Зубры в Горецком районе. Но важнее следующее. У Василия девичья фамилия матери  Ugnatschowa, у Максима - Ugnatschewa. Вот это неоспоримо. Можно смело говорить о тождественности Василия и Максима.
На всякий случай дополнительно перепроверяем качество работы советского переводчика, осуществлявшего перевод карт военнопленного с немецкого на русский. По карте Максима претензий нет: почерк и характер написания букв немецким писарем настолько удобочитаемы, что никаких затруднений не вызывают. Поэтому небольшая ошибка переводчика в наименовании района: Горьковский вместо Горецкий не в счёт. Совсем другое дело – карта Василия. Почерк немецкого писаря хорош (похоже, не немец), вот только характер написания букв, скажем так, несколько своеобразен, то есть в отличие от карты Максима требует более внимательного отношения при прочтении. И что же мы видим? А видим неудовлетворительную работу советского переводчика. У него Горецкий район прекратился в Тюрицкий, а деревня Зубры – в Губриц.
Всё – работа окончена: военнопленный СКОРОХОДОВ Василий Сергеевич, № 5875, и военнопленный СКОРОХОДОВ Максим Сергеевич, № 5875 – одно и то же лицо. Как Василий стал Максимом – я не знаю. Какое из этих двух имён правильное – тоже не знаю, потому что больше никаких сведений по данному военнопленному, как с тем именем, так и с другим, мне обнаружить не удалось. Нет в потерях Красной Армии сведений о нём.

Единственное, что дополнительно следует отметить, так это то, что место службы Максима – 197-я стрелковая дивизия – соответствует месту и датам пленения, указанным в обеих картах.

Записан

АПО Память

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22 941
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Скороходов Василий Сергеевич 1916 гр, лейтенант 828-го сп

Скороходов Василий Сергеевич
Дата рождения: __.__.1916
Место рождения: Белорусская ССР, Могилевская обл., Горецкий р-н, Рудковский с/с, д. Зубри
Дата поступления на службу: 23.12.1939
Воинское звание: лейтенант
Наименование воинской части: 828 сп КОВО
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 190
Номер ящика: 29
Записан
С уважением,  Александр
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »