Микоша Владислав Владиславович в годы войны — фронтовой кинооператор Главного Политического управления РКВМФ (с прикреплением к Центральной студии кинохроники), спецкор газеты «Правда» и ряда других газет. Воинское звание — интендант третьего ранга. Воинская часть: ГлавПУ РКВМФ ЧФ; Черноморский флот, 2 Дальневосточный фронт.
Участие в съемках:
1941 — Героический Севастополь (Союзкиножурнал № 91).
1942 — Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 г.г.). Сталинская премия
1942 — День войны (фильм об одном из дней 13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войны).
1943 — 69-я параллель (фильм посвящен Северному Военно-морскому флоту, мужеству и героизму его моряков).
1943 — Возрождение Сталинграда (съемки для кинолетописи).
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ).
1943 — Зверства немецко-фашистских захватчиков в Прохладном (съемки для кинолетописи).
1944 — Битва за Севастополь.
1944 — Померания.
1945 — В Померании.
1945 — Освобождение Варшавы.
1945 — От Вислы до Одера.
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков.
1945 — Кенигсберг.
1945 — В танковом прорыве к морю / Восточная Пруссия; кинолетопись.
1945 — Парад Победы.
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии.
1945 — Город Грауденц (кинолетопись).
1945 — XXVIII Октябрь.
1945 — Разгром Японии.
Один эпизод из жизни.В октябре 1941 — январе 1942 года был создан советский документальный фильм о битве за Москву в Великой Отечественной войне производства Центральной студии кинохроники - «Разгром немецких войск под Москвой».
В 1942 году фильм оказался в Америке. Была сделана американская редакция текста и изменено название на «Moscow strikes back». В Советском Союзе очень надеялись, что отечественная кинокартина сподвигнет Америку открыть второй фронт. Специально на конкурс киноакадемии картину не отправляли: фильм был распространён по дипломатическим каналам и вошёл в число номинантов на "Оскар".
Это был первый советский фильм, получивший премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» в 1943 году (вместе с тремя другими фильмами).
На торжественную церемонию никого из съёмочной группы не отправили. Статуэтки, а их было две — видимо, для каждого режиссёра фильма — получали дипломаты, они же и решили оставить "Оскары" в Посольстве СССР в Америке.
Спустя полгода произошло удачное стечение обстоятельств. Владислав Микоша, который специализировался на морских боях, и ещё трое его коллег находились на съёмках в Архангельске. Они собирались делать документальный фильм о прибытии союзников через северный конвой. Молодые, отчаянные и с долей авантюризма кинематографисты после съёмок решили отправиться вместе с союзниками в Америку. И им даже не помешало отсутствие документов.
Их высадили на острове Эллис, где они 20 дней ожидали от советского посольства разрешения на въезд в США.
Кинооператоры (слева направо): Владислав Микоша, Николай Лыткин, Василий Соловьев, Рувим Халушаков. Нью-Йорк. 1943 г.
В это же время в американский прокат вышел "Разгром немецких войск под Москвой". Микоша вспоминал, что в советском посольстве стояли две скульптурки, которые он забирает из посольства и везёт домой.
В то время, как и все советские люди, Микоша не мог понять ценность этих "Оскаров": он положил статуэтки в ящики с аппаратурой, не придав им никакого значения, и поехал на родину.
Из-за войны в Европе добираться обратно пришлось через Тихий океан, а потом через всю Россию, от Владивостока до Москвы. Со своими документальными материалами и двумя статуэтками Микоша и его коллеги пришли к министру культуру Ивану Большакову. А тот, как гласит легенда, подумав, что "Оскары" золотые, решил отдать их на нужды фронта.
Но министр культуры так и не исполнил своей "угрозы". Через несколько лет одна из статуэток была выставлена в Музее фронтовых операторов, а вторая так и пропала. Режиссёры советского оскароносного фильма никогда так и не увидели своих статуэток. Но они и боялись упоминать о том, что получили премию от американцев, — это могло их скомпрометировать в глазах руководства СССР.
О своём "Оскаре" режиссер фильма Копалин рассказал в кругу семьи только в 1968 году, когда премию американской киноакадемии получал Сергей Бондарчук за "Войну и мир". По воспоминаниям его дочери, он тогда скромно сказал: "А у меня тоже был "Оскар".
В 90-е годы уцелевшую статуэтку "Оскара" передали в Музей кино.
Статуэтка, которую получили наши кинематографисты за документальный фильм о войне, значительно отличается от современной: она меньше, имеет другую форму и сделана не из золотосодержащего сплава, а из обыкновенного гипса, покрытого золотой краской.
Зато у этого "Оскара" есть гравировка на латунной пластинке: "Фильму "Москва наносит ответный удар" (так перевели "Разгром немецких войск под Москвой" на английский. — Прим. Лайфа) за показ героизма русского народа и русской армии и за то, что это было сделано в чрезвычайно трудных и опасных условиях".
Во время войны было решено не презентовать золотые статуэтки, потому что были случаи, когда лауреаты из-за нужды продавали свои "Оскары", полученные ещё до начала Второй мировой. Киноакадемия дала обещание поменять статуэтку после войны на золотую.
Но холодная война всё изменила — первый советский "Оскар" так и остался гипсовым.
Статуэтка «Оскар» в Музее кино.
«Разгром немецких войск под Москвой» (на русском)
https://www.youtube.com/watch?v=CB18bdP8J2A&t=66s«Moscow strikes back» (на английском)
https://www.youtube.com/watch?v=-8QX0ZiA0Rk&t=47shttps://ru.wikipedia.org/wiki/Микоша,_Владислав_Владиславовичhttps://csdfmuseum.ru/names/13-владислав-микошаhttps://life.ru/p/980233https://ru.wikipedia.org/wiki/Разгром_немецких_войск_под_Москвой