Уважаемые коллеги!
На днях на Форуме Fortification.ru, в разделе «Брестскя крепость», в его теме «Западный (Пограничный) остров. Тереспольское укрепление» -
http://fortification.ru/forum/index.php?topic=2726.0 - участник нашего Форума под ником “Adv1seR” подробно изложил содержание этой темы нашего Форума и сделал заключение:
«На мой взгляд очень вероятная версия, причём логично обоснованная. Обсуждаем
?»
Ему ответил участник под ником «123 иап»:
«По расположению катеров 2+9 очень логично. Это, говоря флотским языком, уже похоже на повышенную готовность №2. Но если приказ о приведении войск в боевую готовность в крепость не поступил в роковую ночь, то возможно их так располагали не то только в ночь с 21 на 22 июня, но и предыдущие июньские ночи. В любом случае кто-то из командиров (Кузнецов, Кижеватов?) получается сделал это на свой страх и риск? По порядку патрулирования. Это пока всё версии или подкреплено документально? В этих документах и боевое расписание должно быть».
Дальше пошло общение между ними:
«В обсуждениях предположили, что так катера поставили непосредственно перед началом войны, может даже 21-го. Однако они могли и постоянно так стоять... Ну а если стояли, значит кто-то приказал. Мы знаем, как много сохранилось документов по 1941 году... Это всё версии, а точнее результат мозгового штурма людей, серьезно занимающихся темой. Все вроде сошлись на одном мнении, что само по себе редкость. Да и версия логичная».
«Да, выглядит достаточно логично. Смущает только протяженность патрулирования - не менее 30 км. Было бы ли это эффективно. Впрочем, со временем, если НКЛ себя бы оправдали, может и нарастили парк бы».
Сегодня им задал вопрос основавший ту тему мой земляк из Москвы под ником SDASTV:
«Вопрос к "катерной" заметке: а эти катера по габаритам проходили под крепостными мостами? И тогда тем более интересным становится, как по Бугу собирались проводить тяжёлые мониторы Пинской флотилии?»
Отвечу я здесь, не сомневаясь, что уважаемый Adv1seR перенесёт это мой ответ на Fortification.ru:
Полуглиссера типа «НКЛ-27» могли проходить под любыми мостами (кроме наплавных, понтонных, разумеется
).
На Пинской военной флотилии не было собственно «тяжёлых мониторов», а были средние (2 (затем – 4) советского проекта СБ-37 – типа «Левачёв», именуемые в литературе «тип «Железняков») и лёгкие (бывшие польские – 4 типа «Житомир» («гданьские») и 1 типа «Смоленск» («краковский») ). Но и их никто не собирался «по Бугу проводить»: к июню 1941 года река Западный Буг на участке, где она являлась естественной советско-германской границей, для любых кораблей и судов судоходной не была! Немецкие инженерные плавсредства типа «штурмбоотов», понтонов и надувных резиновых лодок – здесь не в счёт.
С уважением – К.Б.Стрельбицкий