Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 33-й мотострелковый/пограничный полк войск НКВД СССР  (Прочитано 6306 раз)

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
В ТЕХ БОЯХ МОТОСТРЕЛКАМ НЕ БЫЛО РАВНЫХ!
Одна из самых наиболее прославившихся в боях осени сорок первого воинских частей отечественной правоохранительной системы - 33-й мотострелковый полк оперативных войск НКВД СССР.
Создан он был в самые первые дни Великой Отечественной в соответствии со Схемой организационного развертывания оперативных войск НКВД СССР на военное время, утверждённой 12 апреля 1941 года заместителем наркома СССР генерал-лейтенантом И.И. Масленников: «…В Северо-Кавказском военном округе с началом мобилизации на дату М-5 командиру 230-го полка конвойных войск НКВД развернуть в Ростове-на-Дону 33-й мотострелковый полк оперативных войск НКВД по штату № 0/17 (0/15) численностью 2254 чел.». 22 июня 1941 года в связи с гитлеровской агрессией против СССР этот мобплан был незамедлительно приведён в исполнение.
Формирование 33-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР производилось командованием 230-го полка конвойных войск 43-й отдельной бригады конвойных войск НКВД СССР в городе Ростове-на-Дону в период с 23 по 27 июня 1941 года. При этом вплоть до истечения суток 25 июня 1941 года, пока в новой части не были укомплектованы должности старшего комначсостава, этим процессом опять же в соответствии с мобпланом непосредственно руководил командир 230-го полка конвойных войск НКВД СССР подполковник Павел Петрович Дёмин (впоследствии – видный военачальник, генерал-майор).
26 июня 1941 года во главе 33-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР были поставлены: командиром - подполковник Иван Тихонович Зубрилов, военкомом - батальонный комиссар Павел Трофимович Кочанов, начальником штаба - старший лейтенант Ефим Григорьевич Шелестюк.
Основная масса мобилизованных на укомплектования полка резервистов – из Ростовской области, при этом в военкоматах по месту призыва они получали на руки предписание об убытие в Ростов-на-Дону в составе команды № 618.
Первое штатное расписание: полк, помимо управления и подразделений боевого обеспечения и тыла (рота связи, хозяйственная рота, музвзвод, спецвзвод и т.п.), включал в себя три стрелковых (по другим данным – мотострелковых) батальона, танковую роту, автороту, а также две артиллерийских батареи – 76-мм полковых орудий на автомобильной тяге и противотанковых орудий. Всего – 2254 штыка при 220 единицах автотранспорта (последний, к слову, позволял в походных условиях перевезти весь полк к новому месту дислокации за один рейс).
По состоянию на конец июня-июль 1941 года новый полк имел налицо 2212 человек личного состав. Таким образом, некомплект от штатной численности был незначительным – всего на всего 42 человека.
В период с 1 по 7 июля 1941 года весь личный состав из числа новобранцев принял Военную присягу.
С момента своего формирования и вплоть до 17 января 1942 года полк находился в непосредственном подчинении Главного управления оперативных войск (с 4 января 1942 года – ГУВВ) НКВД СССР.
В период с 29 сентября по 17 октября 1941 года основное ядро полка в количестве одной тысячи штыков выполняло служебно-боевую задачу по депортации из Краснодарского края, Ростовской и Сталинградской областей в глубь территории СССР лиц немецкой национальности. Одновременно из оставшихся в Ростове-на-Дону военнослужащих вспомогательных подразделений в соответствии с приказом командующего войсками Северо-Кавказского округа от 19 сентября 1941 года был сформирован Сводный отряд численностью 624 штыка: две пулемётные и одна стрелковая (9-я – по штатному расписанию) роты, батарея 76-мм орудий плюс личный состав ряда подразделений боевого обеспечения и тыла. Командование Сводного отряда: командир - майор Орехов; военком - старший политрук Райский.
9 октября 1941 года в соответствии с изданным в этот день командующим СКВО приказом № 00/00707 данный сводный отряд был направлен на фронт - в район города Мариуполя Сталинской области Украинской ССР (ныне – Донецкая область Украины). Полученная тогда задача: «Сдержать прорвавшегося противника до подхода частей 56-й отдельной армии».
Как следует из сводки Политуправления войск НКВД СССР № 113 от ноября 1941 года «О боевой деятельности 33-го мотострелкового полка», «Отряд до 17.10 выполнял боевую задачу: двигаясь по маршруту Ростов – Таганрог – Ефремовка – Мариуполь, боем разведывал силы противника, имея дальнейшей задачей установление связи с частями 395 сд [стрелковой дивизии]. Весь этот период сводный отряд вёл непрерывные бои с численно превосходящими силами противника, нанося ему большие потери…».
Так, в 4.00 10 октября 1941 года Сводный отряд на шестидесяти двух автомашинах выдвинулся из Ростова-на-Дону на восточную окраину украинского села Фёдоровка, где сразу же по прибытию окопался.
Утром 11 октября 1941 года выброшенная вперёд в числе других разведгруппа № 1 политрука Пятак первой столкнулась с противником. Завязался бой. Несмотря на численное превосходство фашистов, разведгруппа стойко отбила все атаки. При этом пример несгибаемого мужества продемонстрировал её командир – политрук Пятак: будучи дважды раненым, не покинул строя, продолжив руководить боевыми действиями подчинённых.
Вскоре гитлеровцы обрушились и на основные позиции Сводного отряда, но его воины выдержали удар, проявив массовый героизм. Так, старший фельдшер Кравуца под огнём оказывала помощь раненым. Более того, она лично вынесла с поля боя тридцать двух истекающих кровью сослуживцев вместе с их оружием.
Командир отделения Плешаков, получив ранение, отказался от эвакуации в тыл и продолжил руководить отделением.
Храбро дрался и другой командир отделения – по фамилии Володин, за что впоследствии в числе других тридцати двух награждённых за те бои был удостоен медали «За отвагу».
Как сказано в архивном документе, «Сводный отряд под командованием майора Орехова и старшего политрука Райского стойко оборонял занятый рубеж. Фашисты под прикрытием сильного артиллерийского и миномётного огня трижды ходили в атаку на отряд, но каждый раз вынуждены были откатываться назад, неся большие потери».
Из боёв, разгоревшихся 11 октября 1941 года под Таганрогом, не вернулся командир взвода разведки лейтенант Иван Петрович Богданович. В Книге Памяти пограничников он увековечен как пропавший без вести, но без указания точной даты безвозвратного выбытия в 1941 году и почему-то как младший лейтенант по воинскому званию. В действительности оказался захваченным в плен. Прошёл через все круги ада нацистских лагерей, где выжил чудом. По состоянию на июль 1945 года проходил спецпроверку в рядах переменного состава 127-го запасного стрелового полка 33-й запасной стрелковой Московской дивизии Московского военного округа.
16 октября 1941 года Сводный отряд получил приказ, совершив отход, включиться в оборону города Таганроге. Однако высланная по маршруту предстоящего движения разведка донесла, что дорога на Таганрог перерезана противником, а сам Сводный отряд в связи с этим находится в кольце вражеского окружения. На прорыв пошли ночью. К сожалению, ночные сумерки не уберегли от трагедии: в окрестностях Таганрога автоколонна угодила в танковую засаду, из которой сумела вырваться только группа из трёх автомобилей во главе с майором Ореховым.
17 октября 1941 года остатки Сводного отряда и основные силы полка, вернувшиеся в Ростов-на-Дону из оперативной командировки, воссоединились.
Начиная с 8 ноября 1941 года, полк поступил в подчинение начальника Отдела по охране войскового тыла 56-й армии. Полученная боевая задача - охрана и оборона переправ «Нижнее-Гниловская», «Будённовская» и «Кировская» через реку Дон, моста через реку Темерничка (северо-западная окраина Ростова-на-Дону) и железнодорожной станции Ростов-Гора, а также обеспечение наряду с милицией общественной безопасности на улицах города.
18-21 ноября 1941 года полк, выполняя приказ командующего 56-й армией, участвует в обороне северо-западной окраины Ростова-на-Дону, в том числе 20 и 21 ноября - переправ «Нижнее-Гниловская», «Будённовская» и «Кировская». При этом в течение ночи с 20 на 21 ноября он, неоднократно переходя в контратаки, ведёт уличные бои.
Архивные документы донесли до нас отдельные из эпизодов тех боёв: 21 ноября 1941 года взвод младшего лейтенанта Быльченко, выполняя приказ сбросить противника с левого берега реки Дон у железнодорожного моста, поднялся в атаку, под встречным ураганным огнём преодолел проволочные заграждения и сошёлся с фашистами в рукопашной. Враг бежал, оставив на поле боя двадцать восемь трупов солдат и двух офицеров.
Второй эпизод: «Во время прорыва вражеских танков в Ростов наводчик орудия Слепцов, будучи один у пушки и заметив двигавшийся на него танк, открыл по нему огонь, в результате чего танк повернул обратно. Через несколько минут на бесстрашного артиллериста двинулись три вражеских танка. Метким огнём из орудия Слепцов подбил один фашистский так, остальные повернули восвояси».
И, наконец, - «В полку имелась трофейная польская 37-мм пушка без прицельного приспособления. Водитель машины красноармеец Денисенко в прошлом никогда не был артиллеристом. Находясь в резерве, Денисенко вычистил эту пушку, а на шутки бойцов и их заявления, что из неё стрелять нельзя, он неизменно отвечал: «Я из нее буду истреблять фашистские танки и всякую фашистскую сволочь» Когда немцы ворвались в Ростов, Денисенко вытащил пушку на Будённовский проспект и открыл из неё огонь по вражеским танкам и автомашинам. Метким огнём из пушки он заставлял несколько раз вражеские танки и машины поворачивать обратно. При отходе из города Денисенко пушку не бросил, а, прицепив её к автомашине, перевёз на левый берег р. Дон».
Всего в уличных боях тридцать третий мотострелковый уничтожил тогда около восьмисот вражеских солдат и офицеров, но и сам понёс при этом немалые потери: только убитыми и пропавшими без вести - 220 человек…
22-29 ноября и 1-3 декабря 1941 года 1941 года полк выполнял служебно-боевые задачи на охране и обороне войскового тыла 56-й армии на левом берегу реки Дон.
3-17 декабря 1941 года – в локальной наступательной операции за село Вареновка Неклиновского района Ростовской области. И вновь цитата из уже упомянутой выше Сводки Политуправления войск НКВД СССР: «В течение свыше десяти дней полк непрерывно находился в бою. За это время полк восемь раз ходил в атаки на обороняющегося в с. Вареновке противника, неоднократно врывался в село, ведя ожесточённые бои и нанося большие потери противнику». Чуть ниже - примеры доблести его бойцов и командиров: «Бесстрашие и отвагу проявили пулеметчики Кострюков и Макаров. 7.12 во время наступления миномётным огнём противника был выведен из строя весь пулемётный расчёт. Оставшись один у пулемёта, Кострюков продолжал вести огонь по врагу и, даже когда он был тяжело ранен в глаз, руку и в обе ноги, он не прекращал огня. Кострюков оставался у пулемёта до тех пор, пока его не сменили.
Макаров, оставшись также один у другого пулемёта и будучи тяжело ранен, продолжал вести огонь по немецким захватчикам до последнего дыхания. Не выпуская из рук пулемёта, Макаров пал смертью храбрых. Труп его вынесен с поля боя и похоронен в с. Приморка.
Храбро действовал и умело руководил боем командир пулемётной роты младший лейтенант Панкратов. Личным примером он воодушевлял пулемётчиков на беспощадную борьбу с врагом. Будучи ранен, Панкратов не оставил поля боя, а продолжал руководить ротой и продвигаться вперед. Второй вражеской пулей герой командир был убит.
В этих боях бойцы показали исключительную любовь к командирам и политработникам. Когда красноармеец Давыдов увидел, что один вражеский мотоциклист с пистолетом крадётся к политруку Костину, он смелым и ловким броском заколол штыком фашиста и спас жизнь политруку роты».
И далее – «Высокое понимание и сознание своего воинского долга, мужество и бесстрашие показали красноармейцы-водители автомашин.
Красноармейцы шофёры Кривошеий, Шевченко, Мустафа и Стельмашов во время оставления полком выс. 100.2 отошли лишь тогда, когда посадили на машины бойцов, прикрывавших отход отряда, подобрали раненых и отставших красноармейцев и погрузили всю материальную часть.
Водитель автомашины красноармеец Ключинский на своей машине под сильным огнём противника перебросил подразделение на новый оборонительный рубеж и вывез раненых бойцов. Когда его машина была повреждена миной, он её не бросил, а, отремонтировав её под огнём врага, прибыл в своё подразделение Во время ремонта машины Ключинский был контужен.
Шофёр Николаенко, будучи окружён немцами, вступил с ними в бой, прорвался через вражеское кольцо, спас машину и раненых бойцов.
Самоотверженно работали медицинские работники и санитары. Красноармеец музвзвода Молчанов в бою под с. Варенковка [правильно - Вареновка] выполнял обязанности санитара. Под ураганным огнём врага он вынес с поля боя 65 раненых бойцов и командиров. Даже тогда, когда Молчанов был ранен и одновременно контужен, он продолжал оказывать помощь раненым.
Санинструктор Гончаров вынес с поля боя 57 раненых. На поле боя под сильным огнём противника он сделал перевязку 84 бойцам и командирам».
Как гласит Исторический формуляр части, в боях за Вареновка полк истребил 595 гитлеровцев, но и сам понёс потери в лице 237 убитых, раненых и пропавших без вести своих военнослужащих.
Дислокация подразделений 33-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР по состоянию на декабрь 1941 года: «Штаб и 1-й стрелковый батальон - г. Ростов [-на-Дону], второй и третий стрелковые батальоны - в районе Самбек, участвуют в боях на фронте в составе группы Козлова».
На основании приказа НКВД СССР № 0021 от 5 января 1942 года был включён в состав 9-й мотострелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР с последующей реорганизацией на основании приказа НКВД СССР № 1270/Т от 8 января 1942 года в одноимённый полк внутренних войск НКВД СССР. Смена статуса, однако, вскоре привела к упразднению в оргштатном расписании двух рот – танковой и хозяйственной. Это было вызвано тем обстоятельством, что полк был переведён на штат № 00157 от 20 января 1942 года, предусматривающий штатную численность части в 1800 штыков.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Александр Слободянюк

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 346
Дзернейко Александр Андреевич (1909-?), представитель высшего командно-начальствующего состава войск НКВД, подполковник (1944).
Родился в 1909 году в г. Великие Луки ныне Псковской области. Русский. Член ВКП(б) с 1931 года. В Красной Армии с 1929 года. Участник Отечественной войны с августа по декабрь 1941 года Крымский фронт, с мая по октябрь 1942 года Южный фронт, в войсках НКВД по охране тыла Действующей Красной Армии.
В 1941 году после ожесточенных боев на Крымском фронте капитан Дзернейко А.А. во главе группы бойцов и командиров общей численностью 396 чел. с тяжелыми боями прорвал вражеское кольцо и вышел из окружения с оружием и материальной частью. За время командования 33-м мотострелковым полком Оперативных войск НКВД в течении двух месяцев, находясь в непосредственном боевом соприкосновении с противником и не имея связи с вышестоящим командованием, вел успешные бои и сохранил полк как сколоченную и боеспособную единицу.
Под руководством тов. Дзернейко А.А. полк провел успешную операцию по освобождению Белореченского перевала, обратив в бегство 100 полк 5 горнострелковой немецкой дивизии. В октябре 1942 года полк успешно действовал на Самурском направлении. За время боевых действий свыше 150 бойцов и командиров полка были награждены Правительственными наградами. (Из представления от 013.12.1942 года, составленного полковником Здорный начальником  участка по охране   и обороне Белореченского перевала Большого Кавказского хребта).
17 июля 1943 года полк был переформирован в 33-й пограничный полк войск НКВД по охране тыла фронта. Личный состав подразделений полка успешно выполнял служебно-боевые задачи по охране тыла войск 4-й ударной, 11-й гвардейской и 6-й ударной армий. 27 июня 1944 года подполковник Дзорнейко Александр Андреевич следуя на машине в полосе 1-го Прибалтийского фронта подорвался на мине противника. Похоронен в братской могиле в г. Невель.
Награды: орден Красного Знамени (31.03.1943), медалями: «За оборону Кавказа» и др.
04.12.2012 г. Александр Слободянюк
Записан

Sobkor

  • Новичок
  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 61 145
  • Ржевцев Юрий Петрович
http://www.angrapa.ru/forum/ipb.html?act=attach&type=post&id=4101

Из досье еженедельника МВД России «Щит и меч»

ЦВЕТЫ НА ГОРЕ ОШТЕН
В ознаменование 70-летия со дня освобождения Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков стражи правопорядка во главе с министром внутренних дел республики генерал-майором полиции Александром Речицким совершили пробег на снегоходах по местам боевой славы. Их маршрут, в том числе, пролегал через плато Лаго-Наки к горе Оштен, где в годы Великой Отечественной велись самые ожесточенные бои, ибо отсюда открывался кратчайший путь к курортному Сочи. А не пустили здесь врага к черноморскому побережью именно «васильковые фуражки» – бойцы и командиры 33-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД СССР. Чуть позже, в ходе боев за Новороссийск, эта в/ч участвовала в легендарном десанте на Малую землю. Победу же она, добавим, встретила, в Восточной Пруссии как 33-й пограничный Кенигсбергский ордена Красной Звезды полк войск НКВД СССР…
У каждого воинского мемориала, включая расположенные высоко в горах, участники пробега в память о павших героях обязательно делали остановки, чтобы провести торжественно-траурные митинги и возложить живые цветы и венки.
Байзет ГОМЛЕШКО,
пресс-служба МВД по Республике Адыгея.

http://www.angrapa.ru/forum/ipb.html?act=attach&type=post&id=4102

http://www.angrapa.ru/forum/ipb.html?act=attach&type=post&id=4103

http://www.angrapa.ru/forum/ipb.html?act=attach&type=post&id=4104

http://www.angrapa.ru/forum/ipb.html?act=attach&type=post&id=4105
Записан

Palomnick

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6
Юрий Петрович, готов вам прислать (Тет-а-тетно)первые 25 страниц воспоминаний моего деда... если интересно конечно. И ваш опыт и знания были бы очень кстати в нашем проекте)
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »