Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап  (Прочитано 94361 раз)

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« : 07 Ноября 2011, 23:42:11 »
226-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
800-й штурмовой авиационный полк
144-й гвардейский штурмовой Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк


Интересует более подробная, детальная информация. Возможно, кого-то также интересует данная тема, и имеются какая-либо информация, документы, факты, рукописи, фотографии или может быть появятся материалы в процессе исследовательской работы…

Из истории полка:

«…
В действующей армии:
•   22.06.41 - 31.08.41 (226 cбап)
•   20.05.42 - 15.07.42 (800 шап)
•   15.10.42 - 05.02.44 (800 шап)
•   05.02.44 - 11.05.45 (144 гшап)

Сформирован как 226 ббап в составе Киевского ОВО. Формирование было завершено 13.09.40 г.
Входил в состав 16 сад. К 22.06.41 г. имел на вооружении 43 самолета Су-2 (в том числе 11 неисправных). Перед войной полк базировался на аэродроме Соломенка и Бузовая под Киевом, а за несколько дней до войны три аэ перелетели в г. Чертков (Западная Украина).
С первого дня войны и до августа 1941 г. полк, находясь в составе 36 иад, а с 24.06.41 г. 62 ад, действовал против войск противника, наступавших в направлении Дубно, Ровно, Житомир, Киев. За это время экипажи полка совершили 364 боевых вылетов, провели 34 воздушных боя, в которых сбили 7 самолетов противника.
В начале августа полк передал оставшиеся Су-2 в 227 ббап и в конце месяца был выведен на переформирование, при этом часть летного и технического состава была переведена в 52 ббап.
26.03.42 г. полк был преобразован в 800 шап.
На вооружении имел самолеты Ил-2.
С 18.05.42 г. входил в состав 226 шад. В первой половине июня уничтожал технику и живую силу противника на подступах к Купянску.
К середине июня 1942 г. после тяжелых боев на Юго-Западном фронте полк практически потерял боеспособность. Уцелевшие штурмовики были переданы в 504 шап, а личный состав выведен в тыл на переформирование.
С октября 1942 г. входил в состав 292 шад -> 9 гшад. В середине октября начал производить боевые вылеты с аэродрома Андреаполь на Калининском фронте.
За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, Приказом НКО СССР No. 016 от 05.02.44 г. преобразован в 144 гшап.
В июле 1944 г. за отличия во Львовской операции полку присвоено почетное наименование Львовский.»

Источник: сайт «Авиаторы Второй Мировой»
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap800.dat
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #1 : 08 Ноября 2011, 22:34:20 »
О довоенном базировании 226 сбап в составе 62 бад:

«...
СОСТАВ, ДИСЛОКАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ВОЙСК 5-Й АРМИИ

5-я армия, входившая в эшелон прикрытия КОВО, дислоцировалась в административных границах Волынской, Ровенской и частично Львовской областей.
В командование армией в январе 1941 г. вступил генерал-майор танковых войск М. И. Потапов, …
...
Командующему 5-й армией оперативно подчинялись 14-я смешанная и 62-я бомбардировочная авиационные дивизии.

62-я бомбардировочная авиационная дивизия (командир полковник В. В. Смирнов) дислоцировалась: 52-й бомбардировочный авиационный полк — Красная Волока (35 км сев.-зап. Коростеня); 94-й авиационный полк — Б. Фосня (6 км юж. Овруча); 226-й и 227-й бомбардировочные полки, дислоцировавшиеся в Красной Волоке и Баскаках (35 км юго-вост. Коростеня), перевооружались на новую материальную часть и к боевым действиям были подготовлены слабо. Штаб дивизии — в Овруче.

17 июня 1941 г. была получена директива НКО о маскировке аэродромов, рассредоточении и маскировке самолетов, но практические мероприятия по выполнению этих требований не были проведены. Полки продолжали базироваться на своих аэродромах. Самолеты были рассредоточены в их границах, маскировка из-за недостатка маскировочных сетей отсутствовала. Вопросы вывода самолетов из-под ударов вражеской авиации не продуманы.
…»

Владимирский А. В. На киевском направлении. По опыту ведения боевых действий войсками 5-й армии Юго-Западного фронта в июне—сентябре 1941 г. — М.: Воениздат, 1989.
http://militera.lib.ru/h/vladimirsky/01.html
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #2 : 09 Ноября 2011, 00:01:45 »
О боевой готовности 226 сбап и других частей ВВС ЮЗ фронта по состоянию на 22.06.1941 г.

"...
Сов. секретно
Особой важности
Командующему Военно-воздушными силами Красной
Армии генерал-лейтенанту авиации тов. Жигареву

ДОКЛАД О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.
(ЗА ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ ВОИНЫ)

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
ЧАСТЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
ПО СОСТОЯНИЮ НА 22.6.41 г.

1. В состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта к началу войны входили:

 и) 62-я бомбардировочная авиационная дивизия – 52, 94, 226, 227-й ближне-бомбардировочные, 243-й и 245-й штурмовые авиационные полки;


2. Укомплектованность авиационных полков, входивших в состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, самолетами, летным составом и их боевая готовность по состоянию на 22.6.41 г.
...
62-я авиационная дивизия   226-й ближне-бомбардировочный авиационный полк:   
Наличие самолетов СУ-2    55    
Наличие летного состава:
летчиков                         61
летчиков-наблюдателей    56   
Экипажей, подготовленных к боевым действиям:
днем в простых боевых условиях    31   
днем в сложных метеорологических условиях       –
ночью    –
на высотах более 6000 м   –
...

4. Летный состав частей, перевооруженных в 1941 г. на новую материальную часть (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2, СУ-2 и другие), к началу войны боевым применением на новой материальной части не овладел и к боевым действиям был подготовлен слабо.
5. В целом Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта к боевым действиям были подготовлены недостаточно по причинам:

г) Командирами авиационных дивизий и авиационных полков Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта зимний период 1940-41 гг. очень слабо был использован для проведения боевой подготовки с полетами при снежном покрове аэродромов на колесах, в результате чего молодые летчики в своем подавляющим большинстве зимой летали очень мало и введены в строй не были, а период май-июнь (период напряженной летной работы) не обеспечил необходимой их подготовки к боевым действиям;
д) В частях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта до начала войны вопросы маскировки аэродромов и находящихся на них самолетов решены не были, противовоздушная оборона аэродромов была организована неудовлетворительно, что объясняется не только отсутствием необходимых маскировочных средств, некомплектом средств противовоздушной обороны, но и тем, что этим вопросом со стороны командиров всех степеней должного внимания не уделялось;
е) Отсутствие необходимой организованности и четкости в действиях летных и наземных частей Военно-воздушных сил фронта при отражении налетов авиации противника на наши аэродромы в первые три дня войны подтверждают, что боевая готовность частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта была на низком уровне и в этот ответственный период действия летных и наземных частей Военно-воздушных сил по боевой тревоге не соответствовали требованиям приказа Народного комиссара обороны СССР № 075-38 г. […]
..."

Источник: Ф. 229, оп. 181, д. 25, лл. 1-12, 30-33.
http://bdsa.ru/documents/html/donesaugust41/410821.html
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #3 : 12 Ноября 2011, 00:40:11 »
Перед войной полк базировался на аэродроме Соломенка и Бузовая под Киевом, а за несколько дней до войны три аэ перелетели в г. Чертков (Западная Украина).
...
Источник: сайт «Авиаторы Второй Мировой»
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap800.dat

«...
62-я бомбардировочная авиационная дивизия ... дислоцировалась: ..., 226-й и 227-й бомбардировочные полки, дислоцировавшиеся в Красной Волоке и Баскаках (35 км юго-вост. Коростеня), …»

Владимирский А. В. На киевском направлении. По опыту ведения боевых действий войсками 5-й армии Юго-Западного фронта в июне—сентябре 1941 г. — М.: Воениздат, 1989.
http://militera.lib.ru/h/vladimirsky/01.html


Где же все-таки базировался 226 сбап (или ббап?) в с. Красная Волока (35 км сев.-зап. Коростеня, Лугинский р-он, Житомирская обл.) или под Киевом?

Карта М-35-Б Житомир:
http://mapm35.narod.ru/map5/mapM-35-B.jpg

О количестве самолетов СУ-2 в 226 сбап из разных источников:
К 22.06.41 г. имел на вооружении 43 самолета Су-2 (в том числе 11 неисправных).

2. Укомплектованность авиационных полков, входивших в состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, самолетами, летным составом и их боевая готовность по состоянию на 22.6.41 г.
...
62-я авиационная дивизия   226-й ближне-бомбардировочный авиационный полк:   
Наличие самолетов СУ-2    55    

Должно быть 55?
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #4 : 12 Ноября 2011, 17:04:30 »
О предвоенном базировании, смене мест дислокации и боевых действиях в первые месяцы войны 226 сбап (ббап):

«...
История боевых действий 62-й БАД ВВС 5 армии ЮЗФ. Часть 2 - полки Су-2
Первоначально входившие в состав 36-й авиадивизии, 24 июня 1941 г. они были включены в 62-ю БАД (со слов Шаманского Г.Т, парторга 226-го ББАП).
...

226-й ББАП

Будник И.Н., техник: «Перед войной мы базировались в Киеве, аэр. Соломенка». Поляков И.В., летчик: «...сформированный полк получил новые самолеты Су-2 /.../. К началу войны мы еще не освоили полеты на этом самолете /.../ и война застала нас в период освоения этого самолета». Бондарев И.П., штурман: «сначала в Жулянах, а потом в лагерях осваивали новый самолет Су-2. Штурманов тоже обучали пилотированию самолетом и посадке из второй кабины».
Панкратов В.П., техник: «За несколько дней до войны три эскадрильи перелетели в г. Чертков (Западная Украина), две АЭ остались под Киевом». Фактически освоение матчасти пришлось вести уже в ходе боевых действий. Торчук И.Ф., техник: «Война застала нас на полевом аэродроме Бузовая в 30 км от Киева».
Поляков И.В.: «В ночь с 21 на 22 июня 1941 года нас подняли по тревоге и привезли на аэродром, где мы рассредоточили самолеты, которые до этого стояли в линейку, и возвратились снова в общежитие. Рано утром мы приехали на аэродром. О начале войны еще не знали, лежали на траве, отдыхали. День был очень теплый, солнечный. Мы лежали со своим командиром звена Иваном Васильевичем Матвеевым. Вдруг увидели вдали множество самолетов, которые шли курсом на аэродром. Матвеев по звуку и силуэтам сразу определил и закричал: «Ребята, а ведь это «Юнкерсы»!».
Бондарев: «С началом войны приступили к боевой работе с аэродрома Красные Волоки». Поляков И.В.: «25 июня мы перелетели на другой аэродром, а 26 июня полк начал боевые действия. Первый боевой вылет наш полк совершил на уничтожение вражеских танковых колонн в районе Ровно-Луцк». Будник И.Н.: «...все АЭ сделали вылеты по танковой колонне с бомбами Ф-100. Были потери в первых группах. А вот (командир [5-й АЭ], вылетавшей последней), майор Наконечников, приказал заменить взрыватели АПУВ на АВ-1 (т.е. взрыватели с замедлением). Это дало возможность бомбить с бреющего полета, самолеты пришли все целые».
Всеобщим уважением пользовался замполит полка Кухарев. Лукин П.Д.: «Скажу, чтобы верхушки деревьев задевали фюзеляж - так и ведет! Надо пройти через завесу заградительного огня к цели - и он смело ведет самолет, пока я не нажму кнопку бомбосбрасывателя». Другие летчики вели себя в бою не менее отважно.
Поляков И.В.: «У нас в полку был прекрасный летчик Борис Шубин, который отлично владел техникой пилотирования./.../ Однажды мы полетели бомбить переправу. Это было в августе месяце. Полепили 4 самолета Су-2. Ведущим был Борис Шубин. Переправу уничтожили. Шубин сделал еще заход на штурмовку войск, скопившихся у переправы, а мы полетели на аэродром./.../ На самолет Шубина напало 4 вражеских истребителя Мессершмитт 109. И как они ни старались сбить его, он сумел выйти из боя, уйти от истребителей/.../».
Спичка И.С., штурман: «Первый боевой вылет наш экипаж (командир младший лейтенант Туев) в составе группы самолетов совершил 15 июля 1941 года по скоплению войск и техники в районе гор. Коростеня. На полпути до цели нас обстреляла зенитка и второй раз при подходе к цели. Однако это не помешало нам точно выйти и эффективно поразить ее. На обратном пути сзади увязались два истребителя Ме-109. Один из них пошел в атаку на нас, но встретил с нашей стороны ураганный огонь со всех турельных «ШКАСов». Не знаю, или мы его повредили, или он испугался нашего огня, но он резко пошел вниз под наш строй. Здесь же мы вскочили в пятибалльную облачность. Истребители нас потеряли, на базу мы прилетели без потерь, кроме пробоин от «Эрликонов»».
Поляков И.В.: «Наш самолет Су-2 до войны был засекречен, и в войсках, даже в авиации, не знали его силуэтов. И нередко нас обстреливали и своя зенитная артиллерия, войска и даже истребители. И со мной был такой, случай. Возвращаясь с задания, штурман Решетько предупредил, что сзади в километре идет самолет И-16. Мы не обратили внимания. Но он подлетел немного ближе и открыл по нам огонь. Отвечать было нельзя. Воспользовавшись тем, что наш самолет Су-2 имел большую скорость, чем И-16, я дал газ и ушел от него».
Для отражения атак снизу, в 226-м полку остававшиеся Су-2 техсоставом полка были доработаны: установлены кинжальные пулеметные установки. Никитин В.П., техник: «В кабине штурмана в хвосте внизу вырезался люк и ставился пулемет ШКАС. Управление огнем делалось дистанционным. С помощью педали огонь вел штурман - ногой. Сфера обстрела, конечно, была минимальной и огонь был неприцельным. (Но) стрельба, да еще трассирующими пулями, была настолько неожиданной для немецких истребителей, что они мгновенно отваливали и не рисковали заходить для атаки снизу с хвоста/.../».
Ямщиков А.В., инженер 1 АЭ: «Шасси у самолёта были недостаточно прочными, и они при малейшем перекосе или высоком выравнивании ломались. А запасных частей у нас совершенно не было, /.../ из 18 самолётов, бывших у меня в эскадрилье, осталось 8». (при боевой работе с аэродрома Красные Волоки - прим.ред.) Перед отступлением «На первом аэродроме все повреждённые самолёты были сожжены, предварительно сняв двигатели, которые погрузили на автомашину и отправили в тыл».

* * *
Спичка И.С: «В конце июня перебазировались на аэродром Юрьевка, что 25 км западнее Чернигова/.../».
Бондарев И.П.: «Хорошо помню /.../ последний для меня боевой вылет. Это было 3 июля 1941 года после выступления Сталина по радио, которое слушали все свободные от боевых вылетов. Боевое задание было на разведку войск противника: определить, куда продвинулись танковые колонны врага и направление их движения, их состав. Но как и в каждый разведывательный полет мы обязательно подвешивали бомбы. Вылетели звеном. Ведущий был командир звена старший лейтенант Матвиенко Андрей Михайлович, а я у него штурманом. /.../ Слева в звене летел младший лейтенант Виктор Туев со штурманом Иваном Сергеевичем Спичка, а кто справа - не помню. Обнаружили вражескую колонну танков и автомашин, двигавшуюся по шоссе и ее обочинам./.../ Решили атаковать ее, сбросить бомбы, чтобы хоть на некоторое время задержать ее. Зашли с запада, с тыла. Сбросили бомбы на колонну и очень удачно обстреляли ее. Я хорошо видел, как одна из бомб попала вероятно в бензозаправщик, произошел сильный взрыв и огромное пламя горящего бензина попало на вблизи идущие танки./.../ При отходе от цели подверглись нападению 4-х истребителей Ме-109, которые прикрывали колонну, но нас прозевали и своевременно не обнаружили. При отражении атаки Ме-109 я получил тяжелое ранение – мне перебило правую руку и одна пуля попала в бедро. Со второй атаки был выведен из строя мотор – он заглох, самолет загорелся, начал падать. Но Матвиенко сумел в этой обстановке выровнять самолет и посадить его на небольшой лесок, если это можно назвать посадкой. Сидевшие на броне немцы пытались захватить нас, но находившаяся вблизи наша пехота отразила их атаку. В этой обстановке пехотинцы нас быстро вытащили из горящего самолета».

* * *
БудникИ.Н.: «Когда нависла угроза окружения полка, остатки полка /.../ перелетели под Чернигов (с. Марьяновка), откуда вели боевые действия до 31 августа 1941 года /.../. А остальной состав полка вместе с батальоном аэродромного обслуживания прорывались группами из окружения».
Еще до вылета из окружения в сентябре 1941 года остатки 226 и 227 полков свели в один полк под командованием полковника Турыкина Г.П. К тому моменту в 226-м БАП оставались 10 Су-2 (Мацегора Н.К., штурман). В октябре 1941 г. этот сборный полк получил наименование 52-го ближне-бомбардировочного авиаполка, его возглавил майор А.И. Пушкин.
Хворостьянов И.А., техник: «Последние боевые действия полк проводил недалеко от Чернигова, где у нас осталось всего несколько самолетов, после чего убыли сначала в Харьков. а потом в 10-й ЗАП, под Пензу. Техсостав и другие службы потопали пешком до Харькова, где нас погрузили в эшелон и отправили почему-то сначала в Тихорецк, а оттуда в Каменку-Белинскую под Пензой».

Материал подготовлен к публикации В. Раткиным при содействии Ионовой Г.Г.
...»

Раткин В. История боевых действий 62-й БАД ВВС 5 армии ЮЗФ. Часть 2 – полки Су-2. — Мир авиации, 2005, No. 1.
« Последнее редактирование: 16 Ноября 2011, 22:32:02 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #5 : 12 Ноября 2011, 23:34:05 »
Об участии 226 ббап в составе 62 бад в обороне Киева:

«…

Командный состав авиаполков, действовавших на киевском направлении на 26 мая 1941 г.

№ полка   кол-во самоле-тов на 22.06.41   командир полка/ комиссар   командир 1-й эскадрильи   командир 2-й эскадрильи   командир 3-й эскадрильи   командир 4-й эскадрильи   командир 5-й эскадрильи
...
226 ББАП   43 Су-2   п-к Прокошев / полк. комиссар Тащин   к-н Грачев   к-н Петров   к-н Артемов   к-н Митрофанов   к-н Наконечников
227 ББАП   61 Су-2   п-к Турыкин / бат. ком Тютюнник   м-р Колокольников   м-р Маков   м-р Бокун   к-н Дятлов   к-н Галущенко
...


104 бомбардировщика Су-2 состояли на вооружении 226 и 227 ББАП.
(ЦДКФФАУ)

...
62-я БАД начала формироваться в Овруче на основании приказа НКО СССР №0791 от 27.03.41 г. В дивизию из других соединений были переданы хорошо сколоченные 52-й СБАП майора Косенко и 94-й СБАП полковника Николаева. Командир дивизии - Герой Советского Союза Смирнов В.В. Полки базировались на Овручском узле, на аэродромах Красные Волки, Ново-Белокоровичи, Жерев, Фосня. В начале войны комдив был в отпуске, и дивизию в его отсутствие временно принял прибывший накануне в округ на должность зам. командующего ВВС КОВО генерал-майор авиации Тхор Г.И. Принимал временно, а как оказалось - навсегда. По прибытии комдива, генерал-майор Тхор остался у него заместителем.

226-й и 227-й ББАП включились в боевую работу с 26 июня, базируясь на аэродроме Баскаки, в 200 км от границы (226-й ББАП базировался на аэродроме Красная Волока - прим. А.М.). Первые вылеты были массированные - в воздух подымались все исправные самолеты. Группы вели лично командиры полков, во главе эскадрилий - комэски. Но командующий 5-й армией генерал-майор Потапов лично и через исполняющего обязанности командующего ВВС армии полковника Шпагина все требовал и требовал усиления ударов по мотомеханизированным колоннам, увеличения времени пребывания бомбардировщиков над головами противника. Комдив полковник В.В. Смирнов принял решение выпускать на задания эскадрильи, а позже - и звенья.

2 июля противник в воздушном бою сбил зам. командира эскадрильи 226-го полка капитана Б.Ф. Щербину и летчика - лейтенанта П. Ф. Горбачева...
3 июля три Bf 109 атаковали звено Су-2 мл. лейтенанта М. П. Одинцова со штурманом эскадрильи на борту старшим лейтенантом Н.В. Ефимовым. В районе цели был сбит правый ведомый. «Я был тяжело ранен и пришлось садиться в поле. Пришлось долго лечиться в госпиталях», - вспоминает Михаил Петрович. «Михаил Одинцов был в таком состоянии, - добавляет Николай Владимирович Ефимов, - что Су-2 пришлось сажать мне (самолет был с двойным управлением). С места вынужденной посадки нас доставили в житомирский госпиталь, потом в Харьков... В 226-й полк мы не вернулись».
Взаимодействуя с наземными воинскими частями в районе Славута - Полонное - Мирополь, летчики 62-й БАД нанесли эффективные удары по бронированным клиньям захватчиков, в результате чего продвижение врага на Киев было немного задержано. В период с 9 по 11 июля советская авиация интенсивными налетами рассеяла и частично уничтожила до танковой дивизии противника в районе Житомир - Коростышев - Юров. Под непрерывным воздействием летчиков дивизии вражеские моторизованные и танковые части вынуждены были, покинув шоссе Житомир-Киев, укрыться в лесах в районах Фастов, Брусилов, Юров.
Во время сражений на подступах к столице Украинской ССР ВВС фронта, параллельно с нанесением штурмовых ударов по моторизованным колоннам противника, бомбили его аэродромы и аэродромные узлы в Луцке, Дубно, Тернополе, Проскурове, Житомире и другие.

В связи с большими потерями, 1 августа 52-й и 94-й СБАП были сведены в один полк, получивший номер 94-й СБАП, а 226-й и 227-й сведены в 52-й ББАП полковника Турыкина. Часть личного состава убыла в тыл. Всего 227-й СБАП провоевал 80 дней, летчики совершили примерно 2000 боевых вылетов, вывели из строя и уничтожили до 100 самолетов противника.
Финал киевской трагедии застал 94-й и 52-й полки на аэродроме Варвара у г. Прилуки. Здесь же был и штаб 16-й авиадивизии генерала Шевченко В.И. На 13 сентября в двух дивизиях насчитывался 31 исправный самолет, все они перелетели в Полтаву. Наземные эшелоны полков оказались в Пирятинском кольце вместе с основными силами Юго-Западного фронта. Генералы Тхор и Шевченко возглавили вывод личного состава своих дивизий из окружения.
Сводному отряду генерала Шевченко удалось благополучно выйти из кольца окружения, а группа, возглавляемая генералом Тхором, разделила судьбу штаба ЮЗФ. Погибли при выходе из окружения: ст. политрук Хижинков - комиссар 226-го ББАП, штурман - лейтенант Мацевич К.А., совершивший 30 боевых вылетов, летчик 5-й эскадрильи - лейтенант Койнов В.В. и многие другие...
Прорваться смогли лишь отдельные группы технического персонала. В их числе был военком дивизии полковой комиссар Федоров А.Ф. Генерал-майор авиации Тхор Г.И., будучи дважды ранен, попал в плен. Он был расстрелял в Нюрнбергской тюрьме в 1943 году.
…»

И.Гуляс. Советские ВВС в обороне Киева.
http://www.retrospicere.narod.ru/1-barbarossa1941/barbarossa1941_998_1.htm
« Последнее редактирование: 19 Октября 2012, 10:04:12 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #6 : 13 Ноября 2011, 03:03:58 »

№ полка   кол-во самоле-тов на 22.06.41   командир полка/ комиссар   командир 1-й эскадрильи   командир 2-й эскадрильи   командир 3-й эскадрильи   командир 4-й эскадрильи   командир 5-й эскадрильи
...
226 ББАП   43 Су-2   п-к Прокошев / полк. комиссар Тащин   к-н Грачев   к-н Петров   к-н Артемов   к-н Митрофанов   к-н Наконечников

Командир 3-й эскадрильи капитан Артемов или Артемьев?


Информация из донесения о потерях

Номер записи    53037186
Фамилия   Артемьев
Имя   Константин
Отчество   Иванович
Дата рождения   __.__.1905
Дата и место призыва   29.10.1927
Последнее место службы   226 СБАП
Воинское звание   капитан
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   10.03.1943
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   18001
Номер дела источника информации   301
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0018001-0301/00000178.jpg&id=52884957&id=52884957&id1=9cc4a752eecf39e7fac08c258719b7bc

Информация из документа: № п/п 62, капитан АРТЕМЬЕВ Константин Иванович – командир эскадрильи 226 СБАП, 1905 г.р., член ВКП/б/ с 1930 г., в КА с 29.10.1927 г., жена – АРТЕМОВА Н.М., ТАССР, ст. Бугульска, Альметьевский район, дер. Урсада.


Информация из приказа об исключении из списков

Номер записи    73845262
Фамилия   Артемьев
Имя   Константин
Отчество   Иванович
Дата рождения   __.__.1905
Последнее место службы   226 скорост. бомб. ав. полк
Воинское звание   капитан
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   10.03.1943
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   52
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0052/00000341.jpg&id=73845260&id=73845260&id1=9efa52adb491d94286ef6aca3f5a60b5

Информация из документа: № п/п 27, капитан АРТЕМЬЕВ Константин Иванович – командир авиаэскадрильи 226 скоростного бомбардировочного авиаполка, пропал без вести 10.03.1943 г.
1905 г.р., член ВКП/б/, в КА с 1927 г., жена – АРТЕМЬЕВА Н.М., проживает – Альметьевский район.
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #7 : 14 Ноября 2011, 19:24:25 »
О боевых действиях 226 сбап:

«…
ДОКЛАД О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г. (ЗА ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ ВОИНЫ)

VII. ОБЩИЕ КРАТКИЕ ВЫВОДЫ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.
...
6. В период с 22.6 по 1.7.41 г. в организации боевой работы летных частей Военно-воздушных сил фронта было очень много недостатков, из которых наиболее серьезными являются:
а) Первые дни войны (22, 23, 24 июня) Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта действовали недостаточно активно, мало имели повторных вылетов, некоторые бомбардировочные авиационные полки (226, 227-й и другие) к боевой работе не привлекались совершенно, налетов наших войск на аэродромы противника проведено крайне мало.
…»
Ф. 229, оп. 181, д. 25, лл. 1-12, 30-33.
Боевые донесения за 21 августа 1941 года
http://bdsa.ru/documents/html/donesaugust41/410821.html


Информация из статьи "Су-2 на фронтах Великой Отечественной":
«…
Сражавшиеся на Юго-Западном фронте 226-й и 227-й бап также подвергались ожесточенным налетам немецких самолетов на земле, но основные потери понесли в ходе воздушных боев, атакуя наступающие мотомеханизированные войска 1-й танковой группы противника…
Самолеты Су-2 обоих полков входили в состав 62-й бомбардировочной авиадивизии полковника В.В.Смирнова, которая сражалась на Киевском направлении, поддерживая с воздуха войска 5-й армии. Несмотря на отдельные удачные вылеты экипажей 226-го и 227-го бап, вступивший в командование ВВС Юго-Западного фронта генерал-лейтенант Ф.А. Астахов считал, что они недостаточно освоили материальную часть и к боям подготовлены слабо. Кроме того, практически все вылеты выполнялись без прикрытия своими истребителями. Штабы ВВС не сумели обеспечить взаимодействия авиации с наземными войсками, что сказалось на результатах контрударов пяти советских механизированных корпусов по противнику в районе Луцк - Дубно - Ровно. Встречное танковое сражение закончилось неудачно.
Все-таки, в конце июня - начале июля 1941 г. постоянные налеты советских бомбардировщиков Су-2, ДБ-ЗФ и СБ заставили танковые дивизии 3-гс германского моторизованного корпуса освободить дорогу Житомир - Киев и отказаться от планов с ходу ворваться в столицу Украины. Как писал западногерманский историк Мюнцель, из-за контрударов советских войск и авиации части 13-й танковой дивизии были вынуждены временно перейти к обороне по берегу реки Ирпень, у границ Киевского укрепрайона. Ущерб противнику мог быть более существенным, но советские авиаторы не бомбили занятые противником железнодорожные узлы и практически не беспокоили вражескую авиацию на аэродромах…

В роли бомбардировщиков Су-2 действовали плотным строем «клин» на высотах 1500 - 2500 м (по нашим данным - еще ниже, - прим. авторов). Их редко прикрывали истребители, что сказалось на боевых потерях. По мнению штурмана ближнеразведывательной группы капитана фон Решке (von Reschke), наблюдавшего за несколькими налетами советских одномоторных бомбардировщиков на мосты через Днепр, эффективность их действий оказалась невысокой и мосты не пострадали. Словом, на первом этапе войны машины Сухого не произвели впечатления на противника. До конца июля 1941 г., судя по немецким отчетам, больше всего двухместных одномоторных русских самолетов - по пять - сбили командир авиагруппы III/JG3 капитан В.Эйзау (W.Oesau) и летчик из IV/JG51 лейтенант Г.Зеелман (G.Seelmann).
В начале августа 1941 г. летные и боевые свойства Су-2 были проанализированы на конференции по обмену боевым опытом, прошедшей в НИИ ВВС Красной Армии. Один из ведущих специалистов института военинженер 2-го ранга В.Я.Магон с сожалением отметил, что самолет П.О.Сухого оказался хуже других машин подготовлен к боевым действиям. Действительно, перед войной с Су-2 сняли два крыльевых пулемета и люковую установку для стрельбы вниз-назад. Верхняя стрелковая установка ТСС-1 (установленная вместо МВ-5), по мнению специалистов института, «себя скомпрометировала»: она не обеспечивала необходимых углов обстрела, не защищала штурмана от задувания, имела посредственную аэродинамику.
Магон считал, что сильнее всего на итогах первых боев сказалось то, что, имея тактическое назначение ближнего бомбардировщика, Су-2 чаще всего использовался в роли штурмовика. Одна ко он не обладал ни мощным наступательным вооружением, ни достаточной защитой важнейших элементов конструкции. Важно отметить: при создании самолета «Иванов» (ББ-1 или «ближний бомбардировщик») и в процессе испытания базовой модели никогда не рассматривался вопрос о (использовании серийных машин в роли штурмовиков. В тактико-технических требованиях к самолету не предусматривались действия с малых высот в условиях сильной ПВО противника. Следовательно, широкое использование Су-2 для штурмовых атак следует считать импровизацией, вызванной необходимостью остановить стремительное про движение немецких мотомеханизированных войск в глубь нашей страны.
Даже в таких непростых условиях в ряде вылетов самолет Сухого проявил большую живучесть конструкции, возвращаясь на аэродромы с серьезными повреждениями крыльев, с полуотбитыми хвостовыми оперениями и элеронами. Подобные факты укрепили уверенность экипажей в достоинствах самолетов. Кроме того, Су-2 гораздо чаще стали применять в соответствии с его назначением…

Из отчета авиагруппы I/JG3 следовало, что из боя с советскими бомбардировщиками в районе Василькова - Белой Церкви не вернулись Bf109F №№ 5647 и 8153; пропавшими без вести считали унтер-офицера Е.Борна (Е.Воrn) и фельдфебеля Г.Хака (Н.Наск). За несколько минут до гибели Борн одержал свою первую победу, а на счету ведущего значились три сбитых советских самолета. Однако очереди штурманов 226-го бап оказались меткими и смертоносными.
В первых боях Су-2 отбивали атаки неприятельских истребителей сосредоточенным огнем штурманов-стрелков. В отсутствие истребительного прикрытия и при вылетах мелкими подразделениями бомбардировщикам Сухого иногда приходилось вести с «мессерами» маневренный бой. Выяснилось, что управляемые хорошо подготовленными летчиками машины могли постоять за себя…

К началу боевых действий 52-й бап, входивший в 62-ю бад, считался «старой сколоченной частью». На вооружении имелись 21 сильно потрепанный самолет СБ и 15 новеньких Пе-2, которые совершенно не успели освоить. В докладе о боевых действиях ВВС Юго-Западного фронта за первые 50 дней войны говорится о «пониженной боеспособности этого полка». Напряженных боевых действий он не вел, и его потери оказались меньше, чем у соседей. В начале августа 226-й бап передал оставшиеся самолеты в 227-й, но затем и последний был вынужден отправиться в тыл на переформирование. В середине этого месяца на аэродроме Певцы Черниговской области все оставшиеся в дивизии самолеты Су-2, часть летного и технического состава 226-го и 227-го бап передали в 52-й полк. К этому же периоду относятся первые боевые вылеты экипажей 52-го бап на самолетах Сухого.
…»

Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков. Су-2 на фронтах Великой Отечественной.
http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/su2/su2.html


Информация из сборника боевых документов/36/078:
"...
Сводка уничтоженных самолетов противника частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта за период 22.6-12.7.41 г.

62-я авиационная дивизия 226-й ближне-бомбардировочный полк
...
За 22.6.41 г. - -
За период 23-30.6.41 г. – 2 (истребителя)
За период 1-3.7.41 г. – 1 (истребитель)
За период 4-6.7.41 г. – 1 (истребитель)
За период 7-9.7.41 г. – 2 (истребителя)
За период 10-12.7.41 г. – 1 (истребитель)
Всего сбито в воздушных боях – 7 (истребителей)
…"
Ф. 35, оп. 30202сс, д. 30, лл. 7, 8.

Источник: Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 36. Документ 078.
http://tashv.nm.ru/SbornikBoevyhDokumentov/Issue36/Issue36_078.html
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #8 : 14 Ноября 2011, 20:46:20 »
Сержант Варивашеня Александр Павлович - стрелок-бомбардир 226 СБАП


Донесение о безвозвратных потерях

Номер 25718
Тип Донесения о безвозвратных потерях
Дата 29.07.1943
Источник донесения УК ВВС КА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0018001-0301/00000172.jpg&id=52884951&id=52884951&id1=974a0d5aea090baad3c66c07f01959a0
Информация из документа: «… Направляю список начсостава ВВС Красной Армии, пропавших без вести на фронте войны с немецкими захватчиками, для исключения из списков с 10.03.43 г….»

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Номер записи    53037199
Фамилия   Варивашеня
Имя   Александр
Отчество   Павлович
Дата рождения   __.__.1917
Дата и место призыва   __.11.1939
Последнее место службы   226 СБАП
Воинское звание   сержант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   10.03.1943
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   18001
Номер дела источника информации   301
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0018001-0301/00000179.jpg&id=52884958&id=52884958&id1=c0ea3bc464b9f7c81079addade140afb
Информация из документа: «…№ п/п – 75, сержант ВАРИВАШЕНЯ Александр Павлович, стрелок-бомбардир 226 СБАП, 1917 г.р., член ВЛКСМ с 1932 г., в КА с ноября 1939 г., мать – ВАРИВАШЕНЯ Наталья Евдокимовна, проживала ст. Чу-Джамбульская обл., д. 11, кв. 1.


Донесение о безвозвратных потерях

Номер 23386
Тип Донесения о безвозвратных потерях
Дата 14.06.1944
Источник донесения УК ВВС КА
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011459-0193/00000419.jpg&id=73684146&id=73684146&id1=d2108fcbad8e5d615e6acdaa4237192b
Информация из документа: «… 8.7.43 г. при № 540753 Вам направлен материал на исключения из списков Красной Армии:
1. Сержанта ВАРИВАШЕНЯ А.П.

Выписки из приказа об их исключении не получены. Направляю запросы их семей. Прошу ускорить исключение из списков Красной Армии и результат сообщить авторам и УК ВВС КА…»

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Номер записи    73684148
Фамилия   Варивашеня
Имя   Александр
Отчество   Павлович
Дата рождения   __.__.1917
Место рождения   Украинская ССР, Николаевская обл., г. Николаев
Дата и место призыва   __.__.1937 неизвестный РВК, г. Николаев
Последнее место службы   п/я 432
Воинское звание   мл. лейтенант
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   12.08.1941
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11459
Номер дела источника информации   193
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011459-0193/00000420.jpg&id=73684147&id=73684147&id1=0a1a7d9f73a8fb5f3ad61cd796dda772
Информация из документа: «… 5. Военное звание … летчик младший лейтенант 6. Занимаемая должность … летчик бомбордировщик (так в тексте) 7. Каким РВК призван и когда…добровольно в 1937г. г. Николаев 8. Его воинский адрес по последнему письму … Чоколовка г. Киев п/я №432 9. Когда прекратилась письменная связь … 12 августа 1941 … 14. Какие еще можете сообщить дополнительные данные … сын работал в Чоколовка г. Киев авиасоединении…»


Документ, уточняющий потери

Номер 134466
Тип Извещения боевых частей
Дата 13.09.1945
Источник донесения Николаевский ОВК
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/058-0018003-1212/00000132.jpg&id=56646393&id=56646393&id1=42de9d4a57637bae70e7ed00f2ede8b2
Информация из документа: «… Препровождаю извещения на погибший и пропавший без вести рядовой и сержантский состав, родственники которых не проживают на территории Николаевской области и в следствии невозможности установить место их жительства…»
 
Информация из документов, уточняющих потери

Номер записи    77012194
Фамилия   Варивашеня
Имя   Александр
Отчество   Павлович
Воинское звание   военнослужащий
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   Не позднее 06.09.1945
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   18003
Номер дела источника информации   1212
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/058-0018003-1212/00000153.jpg&id=56646414&id=56646414&id1=0e62c580fabaa4fc581189485fdf5763
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/058-0018003-1212/00000154.jpg&id=56646415&id=56646415&id1=a92307dbd0719097956abfa0a6645589
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2011, 21:19:50 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #9 : 14 Ноября 2011, 21:19:26 »
Лейтенант Балмагия Ефим Григорьевич – командир звена 226 СБАП


Приказ об исключении из списков

Номер 13
Тип Приказ об исключении из списков
Дата 31.03.1942
Источник донесения ГУК НКО
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0015/00000198.jpg&id=73795132&id=73795132&id1=3c8fa4a67368e186542a5bba5fa04246

Информация из приказа об исключении из списков

Номер записи    73795158
Фамилия   Балмагия
Имя   Ефим
Отчество   Григорьевич
Дата рождения   __.__.1914
Последнее место службы   226 СБАП ЮЗФ
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   16.07.1941
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   15
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0015/00000201.jpg&id=73795152&id=73795152&id1=4386a5ef1f7222d25f197d44e1496e4a
Информация из документа: «…№ п/п – 23, лейтенант БАЛМАГИЯ Ефим Григорьевич – командир звена 226 СБ авиаполка, [погиб] ЮЗФ 16.7.41 г., 1914 г.рожд., кандидат в члены ВКП/б/ с 1939 г., в Красной Армии с 1.8.1934 года, жена – ШВАРЦБУРГ Хая К., Ржаксинский РВК Тамбовской обл…»

Приказ об исключении из списков

Номер 7
Тип Приказ об исключении из списков
Дата 28.09.1941
Источник донесения ГУК НКО
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0001/00000073.jpg&id=74530096&id=74530096&id1=5de94bb2ac53620ac7e9e87d93a97ceb

Информация из приказа об исключении из списков

Номер записи    74530102
Фамилия   Балмагия
Имя   Ефим
Отчество   Григорьевич
Дата рождения   __.__.1914
Последнее место службы   226 скорост.. бомб. ав. полк
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   16.07.1941
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   11458
Номер дела источника информации   1
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0001/00000074.jpg&id=74530099&id=74530099&id1=58d8badcc8a00bca1fdb22f388b3d7a1
Информация из документа: «… Лейтенант БАЛМАГИЯ Ефим Григорьевич – командир звена 226 скоростного бомбардировочного авиационного полка, [погиб] ЮЗФ 16.7.1941 года, 1914 г.рождения, член ВЛКСМ с 1939 г., в Красной Армии с августа 1934 г., жена – ШВАРЦБУРГ Хая Кил., Ржаксинский РВК Тамбовской обл…»

Информация из Книги Памяти

Фамилия   Балмагия
Имя   Ефим
Отчество   Григорьевич
Дата выбытия 16.07.1941
Название источника информации Книга Памяти. Тюменская область. Том 5.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPTumenOblTom5/00000309.png&id=411966334&id=411966334&id1=a4a8b444fac1c012b241a4719df9f0c9
Информация из документа: БАЛМАГИЯ Ефим Григорьевич, лейтенант, погиб 16 июля 1941 г.
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2011, 21:47:48 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #10 : 14 Ноября 2011, 22:15:51 »
Лейтенант Степанов Петр Михайлович


Информация о военнопленном

Номер записи    272204825
Фамилия   Степанов
Имя   Петр
Отчество   Михайлович
Дата рождения   06.06.1916
Место рождения   Турки
Последнее место службы   226 ав. полк
Воинское звание   лейтенант
Лагерный номер   1069
Дата пленения   03.06.1942
Место пленения   Харьков
Лагерь   шталаг Луфтваффе 2
Судьба   попал в плен
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   Картотека военнопленных офицеров
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/218/2180466.jpg&id=272204824&id=272204824&id1=30a2e9a488e128d545f14347dd98b004
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/218/2180466_1.jpg&id=272204826&id=272204826&id1=6d8f243b0aca66181a5fe9563506c4e1



Документ, уточняющий потери

Номер 3423
Тип Донесения об освобожденных из плена
Дата 19.05.1947
Источник донесения УК ВВС ВС
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0594259-0076/00000004.jpg&id=75989311&id=75989311&id1=0030064d64b9763b7a932dfa2f842749

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0594259-0076/00000040.jpg&id=75989614&id=75989614&id1=2b8b176d7c05c79651ecd86993f17225
Информация из документа: «…Направляя списки офицерского состава исключенного из списков личного состава армии как  пропавшего без вести в период Отечественной войны и возвратившегося из плена по репатриации, прошу указаний об отмене приказов об исключении их из списков личного состава Советской Армии…»

Информация из документов, уточняющих потери

Номер записи    75989734
Фамилия   Степанов
Имя   Петр
Отчество   Михайлович
Дата рождения   __.__.1916
Последнее место службы   226 СБАП
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   попал в плен (освобожден)
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   33
Номер описи источника информации   594259
Номер дела источника информации   76
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/033-0594259-0076/00000053.jpg&id=75989727&id=75989727&id1=270a9894db0c350693469c5e88c1fb23
Информация из документа: «…№ п/п – 107, лейтенант СТЕПАНОВ Петр Михайлович, младший летчик 226 СБАП, 1916 года рождения, прибыл 17.3.45 г. из плена по репатриации; надлежит отменить приказ об исключении № 0645 ГУФ УКФ 14.8.42 г. …»
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2011, 23:25:50 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #11 : 16 Ноября 2011, 00:08:04 »
3 июля три Bf 109 атаковали звено Су-2 мл. лейтенанта М. П. Одинцова со штурманом эскадрильи на борту старшим лейтенантом Н.В. Ефимовым. В районе цели был сбит правый ведомый. «Я был тяжело ранен и пришлось садиться в поле. Пришлось долго лечиться в госпиталях», - вспоминает Михаил Петрович. «Михаил Одинцов был в таком состоянии, - добавляет Николай Владимирович Ефимов, - что Су-2 пришлось сажать мне (самолет был с двойным управлением). С места вынужденной посадки нас доставили в житомирский госпиталь, потом в Харьков... В 226-й полк мы не вернулись».

Но Одинцов М.П. после длительного лечения в госпитале в свой полк вернулся, преобразованного к тому времени в 800 ШАП.


Информация с http://www.podvignaroda.mil.ru/
Одинцов Михаил Петрович, младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, штурман 2-й АЭ 800 штурмового авиационного полка

Год рождения __.__.1921
мл. лейтенант
в РККА с __.__.1939 года
место призыва: Сталинский РВК, Свердловская обл., г. Свердловск, Сталинский р-н

Наградной лист на зам.ком. АЭ, штурмана 2-й АЭ 800 штурмового авиаполка мл. лейтенанта Одинцова Михаила Петровича, орден Красного Знамени
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0989/00000101.jpg&id=10589050&id=10589050&id1=9efae9549bee0d74509467ea11a7784d
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0989/00000102.jpg&id=10589051&id=10589051&id1=2ddb524dad69413962a1578c00ca4d8e
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0989/00000103.jpg&id=10589052&id=10589052&id1=6f6ddb363893a19ee3f0a8b0b6bcddd8
Информация из документа:
«31 мая 1942 года командиром 800 ШАП была поставлена эскадрильи ответственная, сложная, боевая задача. Эскадрилья в составе 4-х звеньев 8 самолетов уничтожала авиацию противника на аэродроме Курск. Штурману АЭ мл. лейтенанту Одинцову в составе 2-х самолетов была поставлена задача – подавить ЗА противника и дать возможность остальным самолетам отлично выполнить боевую задачу по уничтожению авиации противника. Мл. лейтенант Одинцов и лейтенант Степанов (Степанов П.М., попавший в плен 03.06.1942 Харьков? (см. reply #10), А.М.) не только выполнили свою задачу в подавлении зенитных точек, но и метким огнем снарядов и бомб уничтожили 2 самолета противника на земле. При подавлении ПВО противника Одинцов вел бой с МШ-109 не только над целью, но и уходя от нее. С боем сумел уйти за линию фронта и привести самолет на аэродром. Самолет, имеющий 20 пробоин и поврежденное колесо тов. Одинцов отлично посадил на аэродроме. Ранее в Отечественной войне т. Одинцов показал себя отличным воздушным бойцом. Летал на самолете СУ-2. На 8 боевом вылете был ранен и истекая кровью т. Одинцов перетянул совершенно избитый самолет через линию фронта и произвел посадку на своей территории. После излечения тов. Одинцов вернулся в строй в свой полк, горя желанием продолжать бои с фашистами до полного их уничтожения.
За проявленное мужество, твердость и героизм тов. Одинцов был представлен к правительственной награде – ордену Красного Знамени, но не получил ввиду того, что 62 АД попала в окружение и весь наградной материал был уничтожен. За отличное выполнение боевого задания, проявленное мужество и героизм при подавлении ПВО и уничтожении, достоин награждения орденом Красное Знамя.

Заключение…: за проявление мужества и отваги – достоин Правительственной награды орден «Красное Знамя»
…»
« Последнее редактирование: 16 Ноября 2011, 22:02:49 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #12 : 16 Ноября 2011, 00:17:40 »
Наградной лист на зам.командира 2-й АЭ 800 ШАП мл. лейтенанта Одинцова Михаила Петровича, орден Ленина
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-1006/00000523.jpg&id=12045817&id=12045817&id1=431809010107b329d346718dc0f65360
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-1007/00000470.jpg&id=12046375&id=12046375&id1=191715490b9bacc3dfc103d74b4e9835

Информация из документа:
«Еще в первые 2 месяца войны т. Одинцов показал высокие образцы преданности Социалистической Родине, смело летел в бой и искусно  уничтожал вражеские мото-мех.части. Он мужественно вел неравные бои и неоднократно выводил из них своих бомбардировщиков без потерь. Будучи раненый в неравном бою подбитый самолет привел на свой аэродром. За это он представлялся к ордену Красного Знамени, но наградной материал попал в окружение и был уничтожен.

Заключение: достоин Правительственной награды орден «Отечественной войны 2-й степени»

20.08.42
…»
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #13 : 16 Ноября 2011, 00:36:08 »
Вот как описывает Бабоченок П.А. в своей книге «Одинцов М.П.» возвращение мл. лейтенанта Одинцова после излечения в госпитале в свой полк:

«…Младший лейтенант Одинцов с нетерпением ждал результатов медицинского обследования и заключения. Чувствовал он себя вроде бы совсем неплохо и надеялся, что вывод врачей даст ему надежду на скорое возвращение в боевой летный строй. Что же касается раны на руке, то она зарубцуется и на фронте. Так он думал, но не к такому выводу пришли медики.
— Михаил Петрович, — глуховатым голосом, как-то совсем по-домашнему начал разговор председатель медкомиссии, — наши врачи, ваша молодая жизненная сила сделали все возможное, но сказать вам что-либо утешительное, к сожалению, не могу. Летать вам, вероятно, никогда уже не придется. И вообще, видимо, надо «по чистой» из армии уйти... [38]
Будто кипятком плеснули этими словами в Одинцова. Тесно стало в груди сердцу, трудно задышалось. Он сжал зубы. Ему показалось, что он снова, как тогда, второго июля, стремительно падает вниз, туда, где чернеет земля.
— Воля ваша, — через силу выдавил. — Но в своем полку все же разрешите мне побывать?
Почувствовав, что творится на душе у молодого летчика, полковник медицинской службы вздохнул, помрачнел. Подумав немного, ответил:
— Конечно, побывайте. И помните, что, если на поправку дело пойдет, война ведь горит не только в небе, но и на земле. И фронт от вас, думаю, еще не уйдет...
Ругая медицину по всей восходящей линии, Одинцов в беспомощном гневе возмущался: надо же такому случиться — семь месяцев мотался по госпиталям и — «по чистой»!
Но как бы то ни было, а в свой авиаполк, который стал к тому времени из-за больших потерь запасным, прибыл. Со справкой, удостоверяющей, что он не годен не только для летной работы, непригоден для строя вообще.
Но тут ему повезло. Впрочем, можно ли назвать это везением? Он и сегодня любит повторять изречение древних: «Самое большое несчастье — это не уметь перенести несчастье».
Одинцов не был бы Одинцовым, если бы отказался от борьбы за свою цель в жизни, пока оставался хоть единственный шанс на успех. А у него, как он считал, шансов было еще много. Все мелкие раны зажили. Руку левую сохранил. Стала действовать вроде бы нормально. И тут он пошел на хитрость, хотя от этого на душе было и неуютно, сердце щемило.
В полку оказалось много знакомых, друзей-товарищей, [39] все обрадовались встрече с ним, и справкой никто не заинтересовался. И он ее потихоньку выбросил. К переучиванию на новый самолет допустили. Никто и не знал, что он год еще воевал потом с раной, из которой сочилась кровь, что тайком перед каждым боевым вылетом он туго бинтовал ее. Короче говоря, случилось то, о чем написал в своей книге «Летчики и космонавты» Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Н. П. Каманин. В годы войны он, будучи полковником, командовал штурмовой авиадивизией, в которой воевал Одинцов.
…»

http://militera.lib.ru/bio/babochenok_pa/02.html

Бабоченок П. А. М. П. Одинцов. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1985.
http://militera.lib.ru/bio/babochenok_pa/index.html
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #14 : 16 Ноября 2011, 01:09:51 »
Информация с сайта «Первые герои Советского Союза»:
http://pervye-geroi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2:odintsov&catid=2


Одинцов Михаил Петрович - майор, летчик-штурмовик. Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Частинсного района Пермской области в семье служащего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В 1937 году окончил семилетку и поступил в Свердловский строительный техникум на вечернее отделение. Одновременно занимался в городском аэроклубе. В 1938 году окончил аэроклуб и поступил в Пермскую военную школу пилотов. Проучился год, ускоренно выпустился и был направлен в Энгельсскую военную школу летчиков. В мае 1940 года окончил училище, получил звание "младший лейтенант" и убыл в 62-й авиационный разведывательный полк (должно быть в 62-ю бомбардировочную авиационную дивизию?, А.М.). С октября 1940 года командир летного экипажа в 126 (должно быть 226) ближнем бомбардировочном полку. Первый боевой вылет произвел 23 июня 1941 г. Всего за период Великой Отечественной войны М.П. Одинцов совершил 215 боевых вылетов, сбил 2 самолета противника. Был командиром эскадрильи, а затем заместителем командира 800 штурмового авиаполка. Воевал на Брянском, Степном, Сталинградском, Воронежском, Калининском, 2-й Украинском фронтах.
Также командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка 292-й штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта; заместитель командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, дважды Герой Советского Союза.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной войны I степени и одним II степени, орденами Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Одинцову Михаилу Петровичу присвоено 4 февраля 1944 года. Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 27 июня 1945 года.

После Великой Отечественной войны М. П. Одинцов в 1952 г. окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина и в 1959 г. Академию Генерального штаба. Командовал авиаполком, дивизией и авиацией военного округа, первым начальником Центра подготовки космонавтов, советником ВВС Войска Польского, занимал высокий пост в штабе Объединенных вооруженных сил государств - участников Варшавского Договора, в Группе генеральных инспекторов ВВС Вооруженных Сил СССР. В отставку ушел в звании генерал-полковника. В 1967 удостоен почетного звания - Заслуженный военный летчик СССР. М.П.Одинцов - почетный гражданин города Екатеринбурга. Автор книг "Испытание огнем" и "Преодоление". За его плечами 50 лет службы в военной авиации, из них 44 года летной выслуги. В настоящий момент вице-президент Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы.

« Последнее редактирование: 16 Ноября 2011, 21:58:03 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #15 : 16 Ноября 2011, 21:51:27 »
Наградной лист
Одинцов Михаил Петрович, лейтенант.
Командир эскадрильи 820 Киевского штурмового авиационного полка 292 штурмовой авиационной дивизии Воронежского фронта.
Орден Красного Знамени
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/067/033-0686044-0702%2B004-701/00000557.jpg&id=18069820&id=18069820&id1=d2415bd6b8988e63c9e07bb141230b85
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/067/033-0686044-0702%2B004-701/00000558.jpg&id=18069821&id=18069821&id1=9c39efdb337acf37b7047c2f504c74b9
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/067/033-0686044-0702%2B004-701/00000559.jpg&id=18069822&id=18069822&id1=8eb757373f76119e28dcb31ed9f0a048



Наградные листы на Одинцова Михаила Петровича на представление к званиям Герой Советского Союза и дважды Герой Советского Союза. Содержат изложение ранее совершенных подвигов и заслуг, сведения о награждениях и благодарностях также в составе 226 СБАП и 800 ШАП.

Наградной лист
Одинцов Михаил Петрович, старший лейтенант.
Командир эскадрильи 820 Киевского штурмового авиационного полка 292 штурмовой авиационной дивизии 1 штурмового авиационного корпуса.
Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000295.jpg&id=150038899&id=150038899&id1=5d3212916c9f508c22e4c1483d452c1c
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000296.jpg&id=150038901&id=150038901&id1=cf2d927db3e84b1fa499965b1230c963
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000297.jpg&id=150038902&id=150038902&id1=57ff18cc9a551c8b886d60bd33fb6c69

Наградной лист
Одинцов Михаил Петрович, гвардии майор.
Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000303.jpg&id=150038908&id=150038908&id1=5652775c1813505d068265f66a3d32dc
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000304.jpg&id=150038910&id=150038910&id1=fb04fb4ea76fefe1ffc952cebc330931
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000305.jpg&id=150038911&id=150038911&id1=7548bd37e70ccc6a7adf3b67fc76227c
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000306.jpg&id=150038912&id=150038912&id1=9c70ec2fee7ddaac9fe07a05c345fa91
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0060/00000307.jpg&id=150038913&id=150038913&id1=c43f36c82c542d9e32372dec7f64b2fa

Из документов следует, что Одинцов М.П. участвовал в боевых вылетах в составе 800 ШАП по 27.07.43 г., работая командиром эскадрильи. Далее в составе 820 ШАП.
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #16 : 16 Ноября 2011, 22:22:18 »
3 июля три Bf 109 атаковали звено Су-2 мл. лейтенанта М. П. Одинцова со штурманом эскадрильи на борту старшим лейтенантом Н.В. Ефимовым. В районе цели был сбит правый ведомый. «Я был тяжело ранен и пришлось садиться в поле. Пришлось долго лечиться в госпиталях», - вспоминает Михаил Петрович. «Михаил Одинцов был в таком состоянии, - добавляет Николай Владимирович Ефимов, - что Су-2 пришлось сажать мне (самолет был с двойным управлением). С места вынужденной посадки нас доставили в житомирский госпиталь, потом в Харьков... В 226-й полк мы не вернулись».


Ефимов Николай Владимирович, майор, состоящий в резерве 17 Воздушной Армии, бывший Помощник начальника авиационного отдела 57 армии.
год рождения __.__.1909
майор
в РККА с __.__.1930 года
Орден Отечественной войны II степени
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/140/033-0686196-0392%2B040-0391/00000197.jpg&id=22766602&id=22766602&id1=5af8d7e9082e9d101061c920e68a9184
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/140/033-0686196-0392%2B040-0391/00000198.jpg&id=22766603&id=22766603&id1=ef447de1f4bc26731d706117a0ed2e9d


Информация из документа:
«…
Майор ЕФИМОВ с первых дней Отечественной войны находится в Действующей Армии.
В 1941 г. в составе 226 скоростного бомбардировочного авиационного полка в должности штурмана эскадрильи участвовал в боевых действиях Юго-Западного фронта и совершил 43 успешных боевых вылета на бомбардировку скопления войск противника и переправ.
В июле 1941 г. при выполнении боевого задания на самолете СУ-2 на бомбометание мотомехчастей противника в районе гор. ровно самолет был подбит немецким истребителем, летчик был тяжело ранен в руку, поврежденный самолет с помощью тов. ЕФИМОВА был приведен на свою территорию. Сам майор ЕФИМОВ в этом бою получил тяжелое ранение.
После излечения майор ЕФИМОВ вернулся в строй и продолжал работать в 150 авиационном полку ночных бомбардировщиков, где совершил 39 боевых вылетов на самолете СБ.
…»
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #17 : 17 Ноября 2011, 19:17:32 »
Поляков И.В.: «В ночь с 21 на 22 июня 1941 года нас подняли по тревоге и привезли на аэродром, где мы рассредоточили самолеты, которые до этого стояли в линейку, и возвратились снова в общежитие. Рано утром мы приехали на аэродром. О начале войны еще не знали, лежали на траве, отдыхали. День был очень теплый, солнечный. Мы лежали со своим командиром звена Иваном Васильевичем Матвеевым. Вдруг увидели вдали множество самолетов, которые шли курсом на аэродром. Матвеев по звуку и силуэтам сразу определил и закричал: «Ребята, а ведь это «Юнкерсы»!».

Матвеев Иван Васильевич

год рождения __.__.1912
ст. лейтенант
в РККА с __.__.1934 года
место призыва: Ленинградский РВК

Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 52 авиаполка
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0451/00000078.jpg&id=2155222&id=2155222&id1=8c0f300671e9a38ad53fe73c486e061b
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0451/00000079.jpg&id=2155223&id=2155223&id1=8ccb1ac57db6d564c326ed6ebd105f7f

Информация из документа:
«…
22 августа в течение дня получив несколько боевых задач по уничтожению противника. В районе Малина тов. Матвеев своей смелостью и решительностью, отвагой и умелым маневром точно вышел на цель где было им уничтожено около батальона пехоты и рассеяны мотомехчасти.
24 августа в течении дня получил задачу уничтожить передовые части идущие из Малина на Качановичи. Точным выходом на цель было уничтожено около 7 танков и свыше 15 автомашин с пехотой.
26 августа дан был приказ уничтожить конницу в районе Горностайполь, в результате бомбометания было уничтожено около 100 всадников, около 10 автомашин.
28 августа получил боевую задачу уничтожить переправу в районе Окунево скопление живой силы. Тов. Матвеев пошел ведущим в составе пятерки. Не смотря на сильный зенитный огонь противника точно вывел пятерку на цель где было разрушена понтонная переправа и уничтожено скопление пехоты. Несмотря на ранение руки посадил самолет на свою территорию.
За время военных действий тов. Матвеев произвел 35 боевых самолетовылетов, а после 20 августа семнадцать (17) боевых самолетовылетов…»

Разделение количества самолетовылетов на 35 до 20.08.1941 и 17 – после даты 20.08.1941, связано, вероятно, с объединением в этот день 226 и 227 СБАП.
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #18 : 17 Ноября 2011, 20:42:45 »
Поляков И.В.: «У нас в полку был прекрасный летчик Борис Шубин, который отлично владел техникой пилотирования./.../ Однажды мы полетели бомбить переправу. Это было в августе месяце. Полепили 4 самолета Су-2. Ведущим был Борис Шубин. Переправу уничтожили. Шубин сделал еще заход на штурмовку войск, скопившихся у переправы, а мы полетели на аэродром./.../ На самолет Шубина напало 4 вражеских истребителя Мессершмитт 109. И как они ни старались сбить его, он сумел выйти из боя, уйти от истребителей/.../».


Шубин Борис Федорович
год рождения __.__.1920
мл. лейтенант
в РККА с __.__.1939 года
Наградной лист на командира звена 226 АП, мл. лейтенанта Шубина Б.Ф. Орден Красной Звезды.
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0451/00000205.jpg&id=2155349&id=2155349&id1=aca913b4a168892286ae6c5cc9687028
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0451/00000206.jpg&id=2155350&id=2155350&id1=0ef24c2d73efdb533026b7205f911e0e
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0451/00000207.jpg&id=2155351&id=2155351&id1=e6d959f5737490c8a2ae383bca068b04


Информация из документа:
«…
Тов. Шубин находился на фронте борьбы с германским фашизмом с 22.6.41 г. по 7.9.41 г. Имеет 17 боевых вылетов на уничтожение автотанковых колонн, переправ через реку Днепр, позициям противника и на уничтожение аэростатов наблюдения. Все задания выполнял храбро и настойчиво. Молодой летчик, но проявляет большое мастерство в вождении самолета и боевую разумную инициативу в выполнении заданий. 17.7.41 г. в паре при исключительно сложных метеоусловиях нанес внезапный сокрушительный удар по автоколонне фашистов, движущейся по дороге Житомир – Новоград-Волынск точным попаданием осколочных бомб и пулеметным огнем уничтожил несколько автомашин с солдатами. Не раз летал на уничтожение вражеских аэростатов и уничтожал их. Не раз он подвергался атакам истребителей и изрешеченный пулями самолет возвращался домой. В последнем полете 7 сентября 1941 г. выполняя боевое задание в группе 5 самолетов после бомбометания переправы через реку Десна в районе Остер заметил аэростат, вышел из строя и в упор расстрелял и поджег пулеметным огнем аэростат, после чего в бою с четырьмя «Хенкель»-113 был тяжело ранен в ногу и голову. Но он, обливаясь кровью, не теряя самообладания на пробитом самолете перетянул линию фронта и приземлил самолет на своей территории. Со стороны всего личного состава части пользуется большой любовью и уважением, как боевик, как храбрый, отличный летчик.
…»

Наградной лист подписан командиром 226 АД майором Митрофановым 21 сентября 1941 г.
Это уже после выхода (вылета) из окружения 226 СБАП?
Или наградной материал 226 СБАП не полностью попал в окружение и был уничтожен?
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #19 : 17 Ноября 2011, 21:27:04 »
Шубин Борис Федорович
год рождения __.__.1920
мл. лейтенант
в РККА с __.__.1939 года
Наградной лист на командира звена 2-й АЭ 800 ШАП мл. лейтенанта Шубина Б.Ф. Орден Красного Знамени.
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0989/00000161.jpg&id=10589110&id=10589110&id1=c63db167342cd4a6f143c4106bc867d5
http://www.podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0989/00000162.jpg&id=10589111&id=10589111&id1=f28a8de621a58b76094da150b630ca84


Информация из документа:
«…
31 мая 1942 года командиром 800 ШАП 2-й АЭ была поставлена ответственная боевая задача по уничтожению самолетов противника на аэродроме Курск. Эскадрилья в составе 8 самолетов 31.5.42 г. в 4.00 атаковала аэродром противника и уничтожила 15 самолетов на земле и один МШ-109 в воздухе. Командир звена мл. лейтенант Шубин будучи ведущим в звене проявил исключительное мастерство, храбрость летного искусства лично уничтожил 3 самолета противника, подавил зенитную точку с ее прислугой и несмотря на сильный зенитный огонь и атаку истребителей сделал второй заход и умелым маневром продолжал громить вражеские самолеты на земле и исключительной храбростью защищал и давал возможность впереди идущим самолетам бомбить и стрелять, уничтожая стервятников на земле и отбивая атаки вражеских истребителей. За время Отечественной войны тов. Шубин имел 50 боевых вылетов. Был ранен истребителями противника, но несмотря на это привел самолет на свою территорию и мастерски посадил его. За проявленное мужество, отличное выполнение задания на самолете СУ-2 мл. лейтенант Шубин награжден орденом Красной Звезды. По излечении как только немного окреп, вернулся в строй в свой полк, горя желанием громить врага, что и осуществляет на новом самолете ИЛ-2. За проявленное мужество и храбрость достоин награждения орденом Красное Знамя.
…»
Записан
С уважением, Александр
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 13   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »