Перейти в ОБД "Мемориал" »

Форум Поисковых Движений

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап  (Прочитано 86149 раз)

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #180 : 27 Мая 2012, 21:26:36 »
У Гречко С.Н. в книге "Решения принимались на земле" есть также описание боевых действий в районе Коротич:

«Прикрывавшие группы бомбардировщиков истребители авиакорпуса генерала Подгорного неоднократно вступали над Мерефой и окрестностями города в воздушные бои с "мессерами", блокировали попытки вражеских бомбардировщиков наносить удары по нашим войскам. В то же самое время штурмовики авиакорпуса генерала Рязанова энергично помогали войскам 53-й армии, поддерживая с воздуха их наступление в направлении Полтавы. Три группы "илов" — по 18 самолетов в каждой, — возглавляемые капитанами Д. А. Нестеренко, С. Д. Подшивальниковым и старшим лейтенантом М. И. Степановым, эшелонированно, одна за другой, наносили удары по немецкой танковой дивизии в районе местечка Коротич. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, неоднократно предпринимали яростные контратаки против наших наступавших войск. В этих условиях систематические удары штурмовиков по танкам позволяли стрелковым соединениям 53-й армии не только срывать, локализовать контратаки врага, но и наносить ему ощутимые потери.
О том, насколько эффективной была помощь штурмовиков наземным войскам в боях у Местечка Коротич, командарм 53-й армии генерал Манагаров так писал в одном из своих боевых донесений: "...На моих глазах двумя группами штурмовиков Рязанова было сожжено 7 танков противника, и контратака дивизии CС была полностью сорвана. Третья группа штурмовиков наносила удар по штабу танковой дивизии в роще — в 1,5 км южнее Коротич... Разбито несколько десятков штабных машин..."
…»

Гречко С. Н. Решения принимались на земле — М.: Воениздат, 1984. — (Военные мемуары).
http://victory.mil.ru/lib/books/memo/grechko_sn/06.html

По описанию и последовательности изложения дальнейших событий в книге боевые действия в районе Коротич происходили до освобождения Мерефы, т.е. до 5.09.43 г. Дальнейшие события изложены там же следующим образом:

«5 сентября по данным воздушной разведки стало известно, что крупные автоколонны противника отходят от Краснограда на Днепропетровск и через Полтаву на Кременчуг. Об этом немедленно было доложено командующему фронтом, а затем Ставке. Генерал Конев приказал наносить удары по отступавшим вражеским войскам с воздуха. В тот же день и из Ставки поступило распоряжение: "Силами авиации разрушить железнодорожные и автомобильные мосты через Днепр у Днепропетровска и Кременчуга". Таким образом, воздушной армии предстояло одновременно решать две важные задачи, требовавшие различного подхода к их выполнению.
На разгром и дезорганизацию отступавших войск врага были направлены крупные группы штурмовиков и истребителей, а вот чтобы разрушить мосты, нам пришлось разрабатывать специальный план. Дело в том, что для обеспечения более или менее безопасного пролета к ним бомбардировщиков и истребителей предварительно надо было блокировать вражескую авиацию на полевых аэродромах Карловка, Ланная, Красноград. Это боевое задание предстояло выполнять группам штурмовиков из авиакорпуса Рязанова и ночным бомбардировщикам из дивизии Чанпалова.
Первыми приступили к выполнению боевой задачи чанпаловцы. В течение всей ночи на 8 сентября, вылетая группами по 15 самолетов в каждой, они забрасывали вражеские аэродромы мелкими осколочными бомбами и ампулами с воспламеняющейся жидкостью. На всех трех аэродромах возникли пожары. С рассветом 8 сентября к штурмовке аэродромов приступили группы самолетов Ил-2. При наши летчики сразу же обнаружили, что на стоянках осталось всего лишь несколько "мессеров", основную же массу самолетов немцы успели перебазировать за Днепр.»

Вероятнее всего, экипажи Чура - Белоконный и Туев - Бондарев погибли при штурмовке отходящих автоколонн противника в направлениях Красноград-Днепропетровск и/или через Полтаву на Кременчуг.
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #181 : 31 Мая 2012, 22:07:58 »
В сентябре 1943 на "боевую стажировку" в 800 шап прибыл инструктор Оренбургской авиашколы Попов Гервасий Васильевич. Совершил 21 б/в на Ил-2 с надписью на борту "За Колю Туева".
Интересен такой вопрос, кто сделал надпись на самолете Попова? Гервасий Попов прибыл в полк в день гибели Туева 06.09.1943 г. и был незнаком с ним. Т.е. надпись делал не Попов… Есть версия, что кто-то из пилотов полка, кто хорошо знал Туева, мог сделать эту надпись, как, например, П.Горбачев, друг Н.Чуры, после его гибели сделал надпись на своем самолете «За Николая Чуру!». Возможно, что этот пилот был серьезно ранен и был отправлен в госпиталь, а самолет передали Попову…
Или, быть может, бывший механик Туева будучи закрепленным за самолетом Попова и сделал эту надпись?

...описание окраски Ил-2 Попова Г.В.:
«…складывается такое впечатление, что самолет в таком виде пришел из ремонта...летчик пришел временный, вот и дали, что поплоше... низ голубой как у всех, а вот сверху он камуфляжа не имел, а был покрашен в один цвет – я так понимаю в американский оливковый (дословно – "при ярком свете смотрелся как зеленый, а ближе к вечеру становился коричневым"). ...»
Возможно, что самолет был не из ремонта, а новый с завода, после перегона?
« Последнее редактирование: 31 Мая 2012, 22:33:19 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #182 : 01 Июня 2012, 09:56:24 »
Версия о том что надпись на самолете Попова сделал техник вполне вероятна, хотя это могло быть решение не одного человека.
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #183 : 08 Июня 2012, 21:35:04 »

Какова принадлежность Ил-2, изображенных на фото? Возможно, что из 800 шап/144 гшап? Или знаки на киле (треугольник и круг белого цвета) означают принадлежность к другому шап...

Взято здесь: http://war.by-airforce.com/articles/Il-2-antitank-03.html
Записан
С уважением, Александр

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #184 : 09 Июня 2012, 08:35:16 »
Насколько мне известно эти ИЛы к 800 ШАП отношения не имеют. В данном случае МОЛНИЯ это не отличительный знак полка или дивизии, а личное творчество пилота данного самолета. Отличительным знаком говорящим о принадлежности к той или иной части являются окрашенный киль и круг на руле поворота.
К какому полку принадлежит точно сказать немогу, но не 800 ШАП это точно.
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #185 : 09 Июня 2012, 22:23:22 »
На http://waralbum.ru есть тоже эта фотография:
Под фото подпись следующего содержания:
"Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель».

Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.

На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза."
http://waralbum.ru/5912/

По документам из ОБД Н.Г.Степанян - командир 47 ШАФКП ВВС КБФ.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/012-0000005-0282/00000013.jpg&id=76785876&id=76785876&id1=68c88afe8e79e6ab54f3d07400382d85
Выходит, окрашенный киль и круг на руле поворота - обозначения 47 шап ВВС ВМФ?
И еще вопрос: не связан ли был ранее  Н.Г.Степанян как-то с 800 шап или 226 сбап? Может быть, этим объясняется наличие молнии?
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #186 : 17 Июня 2012, 22:30:05 »
К вопросу об опознавательном знаке (эмблеме) 800 шап/144 гшап:
Матвей не нашел «свой» эшелон. Но начальник штаба и люди полка, находящиеся в эшелоне, увидели в небе своих. Они с радостью заметили белую стрелу на фюзеляжах — опознавательный знак полка. …»
http://militera.lib.ru/prose/russian/odintsov/04.html
Одинцов М.П. Испытание огнем. — М.: Молодая гвардия, 1979.

вот толька такая стрела видна на иле

Мочалов М.И. лейтенант 1944 г.

http://s018.radikal.ru/i517/1202/2d/55afeea70abe.jpg

Есть очерк написанный командиром 800 ШАП Митрофановым А.И. "Огненный подвиг" в котором он рассказывает о летчике Борисе Шубине начиная с первых дней войны и до момента его гибели. ... в книге автор упоминает о наличие опознавательного знака полка который размещался на бортах штурмовиков: "Длинные зигзаги молний алели вдоль фюзеляжей самолетов (это была эмблема нашего штурмового полка)".

Еще одно упоминание о молниях на бортах:
«…
Не прошло и часа, как вездесущий командир корпуса уже наводил на цель другие группы «шварце тод», как в страхе окрестили фашисты самолеты Ильюшина, держал связь с КП 800-го полка подполковника Шишкина.
Над объектом «работала» шестерка старшего лейтенанта А. Гридинского. О нем его боевые товарищи обычно говорили: «Этот своего шанса не упустит».
И действительно, там, где проносились штурмовики с красными молниями на бортах, чадили, догорая, танки, замолкали и утыкались стволами в землю среди воронок артиллерийские орудия, а уцелевшие гитлеровцы разбегались по оврагам...»

Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. — К.: Политиздат Украины, 1988.
http://militera.lib.ru/h/donchenko2/07.html

Одинцов М.П. пишет о белой стреле на фюзеляжах, Митрофанов А.И. и Донченко С.А. - о красной. А на фотографии на самолете лейтенанта Мочалова каким цветом изображена молния?
Также на фото видна окантовка стрелы. Каким цветом она выполнялась?
Еще вопрос: молнии были с двух сторон или только с одной стороны фюзеляжа?

…описание окраски Ил-2 Попова Г.В.:
«…Была там на киле под звездой и некая фигура, которую он обозвал "что-то типа змеи, похожая на двойку, она была белого цвета, ее техники рисовали мелом и когда она от полетов стиралась, ее мелом рисовали снова". ... посмотрев фотографии на форуме, врубился, что это была молния...»

Интересно, на киле как изображались молнии - с двух сторон или с одной?
Еще вопрос: молния на киле была только на самолете Попова в связи с отсутствием этого знака на фюзеляже или этот опознавательный знак наносился аналогично на все самолеты полка?
Записан
С уважением, Александр

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #187 : 18 Июня 2012, 12:54:33 »
Уважаемый Александр, кроме той информации которыю Вы разместили в предыдущем сообщении касаемо опознавательного знака 800 ШАП (белая или красная молния на борту самолета) другими материалами я сам не располагаю, пытаюсь найти дополнительные сведения, но пока безуспешно.
Записан

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #188 : 22 Июня 2012, 19:14:12 »
Молнии были с двух сторон, насколько мне удалось разглядень на имеющихся фотографиях, и они были не белого цвета, т.к. рядом с белой окантовкой звезд на борту выглядят темнее. Пока нет возможности выложить фото, но набросал тут небольшой эскиз.
http://i057.radikal.ru/1206/b0/a2c010819ada.jpg
« Последнее редактирование: 22 Июня 2012, 20:15:50 от Andrey_18 »
Записан

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #189 : 24 Июня 2012, 10:00:18 »
Фото ИЛ-2 с "молнией". Это как раз та 6-ка из 144 ГШАП которую я изобразил на нижнем рисунке, только на киле еще дополнительно нарисованы две светлых полоски которые я не указал.
http://mig3.sovietwarplanes.com/il-2/il2-camo/il26.jpg
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #190 : 24 Июня 2012, 19:48:46 »
Уважаемый Андрей!
Большое спасибо за фото и схемы нанесения опознавательных знаков 144 ГШАП.
Может быть, что-нибудь известно о цветовых схемах Ил-2, применяемых в полку? По фотографиям можно сделать какие-либо предположения?
« Последнее редактирование: 24 Июня 2012, 19:59:43 от Alex_mr »
Записан
С уважением, Александр

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #191 : 24 Июня 2012, 21:08:56 »
Я постараюсь в ближайшее время выложить фото которые у меня имеются. Точно немогу сказать, будем смотреть.
« Последнее редактирование: 24 Июня 2012, 21:33:51 от Andrey_18 »
Записан

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #192 : 27 Июня 2012, 18:16:50 »
Ведущие летчики 144 ГШАП, 1944 год
http://s018.radikal.ru/i509/1206/9a/c9567548b364.jpg
Слева на право: 1.Чернышов Виктор Дмитриевич, 2.Бегельдинов Талгат Якубекович, 3.Щапов Борис Дмитриевич, 4.Гридинский Александр Иванович, 5.Пошивальников Степан Демьянович, 6.Шишкин Павел Михайлович (комполка), 7.Степанов Михаил Иудович, 8.Мочалов Михаил Ильич
Записан

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #193 : 27 Июня 2012, 18:26:41 »
http://s018.radikal.ru/i519/1206/91/cbc6e650a3b4.jpg
Вильчинский Сергей Федорович (первый слева) у своего ИЛ-2

http://s019.radikal.ru/i601/1206/d4/a127ed5b0088.jpg
Гридинский Александр Иванович (первый слева ) у своего ИЛ-2

http://s017.radikal.ru/i408/1206/10/381945217a44.jpg
Мочалов Михаил Ильич (первый слева) у своего ИЛ-2

http://s08.radikal.ru/i181/1206/74/752eec9a7b1d.jpg
Шомников Георгий Михайлович (первый слева) у своего ИЛ-2
Записан

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #195 : 27 Июня 2012, 21:34:30 »
Уважаемый Андрей!

Огромное спасибо за представленные в данной теме интереснейшие и уникальные фотографии из истории полка!!!
Давно было желание посредством фотоматериалов хоть краем глаза увидеть и рассмотреть технику и личный состав полка.

Большущее спасибо!!!
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #196 : 28 Июня 2012, 09:30:31 »
Адьютант авиаэскадрильи 144 Гвардейского штурмового авиаполка Гудыря Егор Яковлевич

http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000002438


http://allaces.ru/sssr/foto2/gudyrya08.jpg
Подпись под фото: Гудыря Е.Я. – нижний ряд, слева. 05.08.1945, Венский лес.

Источник: Из архива Алексея Ворончука.

Нижний ряд, справа - Мочалов Михаил Ильич?
Герой Советского Союза Мочалов Михаил Ильич
http://s51.radikal.ru/i134/1202/22/94be4cd3d44e.jpg

Кто находится в верхнем ряду?
Записан
С уважением, Александр

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #197 : 28 Июня 2012, 13:07:54 »
http://www.allaces.ru/sssr/foto2/gudyrya07.jpg
Гудыря Егор Яковлевич - адъютант 3-й аэ 144 гшап
Подпись под фото: 24.07.1945, с. Маргаретен, Германия.

Источник: Из архива Алексея Ворончука.

Подпись под фото: Гудыря Е.Я. – нижний ряд, слева. 05.08.1945, Венский лес.
Следовательно, 144 гшап перебазировался в Вену между 24.07.1945 и 05.08.1945. Приезд отметили в Венском лесу :)
Записан
С уважением, Александр

Andrey_18

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 92
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #198 : 03 Июля 2012, 21:45:06 »
Немугу точно сказать, но на фото из Венского леса крайний правый старший лейтенант конечно похож на Мочалова, но 100% уверенности нет. Двоих на заднем плане пока вообще немогу опознать. Хотелось бы увидеть это фото в более лучшем качестве если это возможно.
Записан

Alex_mr

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 832
  • Миронов Александр Александрович
Re: 226 сбап/800 шап/144 гв. шап
« Reply #199 : 11 Июля 2012, 23:37:59 »
Подпись под фото: 24.07.1945, с. Маргаретен, Германия.

Из книги Т.Я.Бегельдинова «Илы атакуют» следует, что перед отправкой в Вену полк стоял в Фюнстервальде (?).
«Полк готовился к перелету. В полном составе мы должны были перебазироваться в Австрию. Как-то жаль было покидать Фюнстервальде. В годы войны, особенно в наступлении, привыкли почти каждую неделю менять аэродромы. А тут стоим уже больше месяца, обжились, обзавелись друзьями в соседних частях.»
http://militera.lib.ru/memo/russian/begeldinov_t2/17.html

Вероятно, Фюнстервальде искаженное от Finsterwalde или Fürstenwalde. В любом случае, возможные села с названием Margarethen в Германии находятся достаточно далеко. Ошибка в подписи под фото?
И где на самом деле базировался полк, в Finsterwalde или Fürstenwalde?
Записан
С уважением, Александр
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »